<< Предыдущая

стр. 18
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Чувство, воля, воображение и мысль есть у любого
человека. Поэтому любой человек может воспринимать духовное, у
любого человека есть такая возможность. Другое дело, что все
люди имеют разную степень этой возможности, разные способности
к восприятию духовного и разное желание его воспринимать.

2. Вера

Основой духовности является вера. Вера может быть
религиозной. Но может быть и нерелигиозной, например,
вытекающей из морали или идеологии.
В словаре Ожегова даются следующие толкования веры:
1.Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем.л.
Вера в победу. Вера в людей.
2.Убежденность в существовании высших сил, божества.
Вера в бога.
3.То же, что вероисповедание.
Христианская вера. Человек иной веры [ 121].
Вера - это не просто некий набор информации. Вера
обладает присущим только ей свойством: вера, в отличие от
знания, не нуждается в доказательствах. Поэтому вера сильнее,
чем знание. Если знание может быть опровергнуто путем открытия
новых фактов, приведения контраргументов и так далее, то на
сильную веру логические способы опровержения не повлияют. Тем
не менее, вера не есть нечто стабильное и неизменное. Если веру
не поддерживать, то она будет уменьшаться и может совсем
исчезнуть. Для того чтобы человек поверил во что-то для него
новое, необходимы усилия во много раз бльшие, чем простое
наделение человека какими-то новыми знаниями. Воскресить
утраченную веру еще сложнее, чем приобрести веру новую.
Вера играла и играет огромную роль в истории
человечества. Наибольшее значение имеет вера, способная
охватывать и обгединять значительное количество людей. В первую
очередь, это религиозная вера. Большое значение имеет также
вера идеологическая, в идеальное будущее общество. Пример -
вера в коммунизм. Вера в идеальное общество может сопутствовать
вере религиозной, а может отрицать ее, становясь ей заменой
(например, социалистический атеизм).
Если идеал веры подлежит воплощению людьми в жизнь,
этот идеал должен быть правильным: соответствовать
закономерностям развития общества. Ошибочность коммунизма как
модели идеального общества была показана ранее. Другой случай -
вера в идеал, который не подлежит воплощению в жизнь людьми.
Пример - религии. Царство Божие на Земле может создать только
Бог. Человеку это не под силу. Поэтому вера религиозная
наиболее стабильна, прочна.

3. Духовность в истории человечества

Так же, как в главе "Равенство", попробую очень кратко
пройти по основным периодам истории, чтобы определить тенденции
в духовности. Только теперь это будут не марксистские
общественно-экономические формации, а периоды: древний мир,
средние века, новое время, современность. Тенденция в
духовности не вызывает сомнений даже без тщательного анализа.
Мы имеем регресс духовности, вылившийся в ее современный
глобальный кризис.

А. Древний мир

В это время религия имела огромное значение в жизни
каждого человека. Любое более или менее значительное событие
сопровождалось религиозными обрядами: начало и окончание охоты,
земледельческих работ, прием пищи, пробуждение и отход ко сну,
начало рабочего дня и т. д.
В это период зародились основные мировые религии:
буддизм - VI в. до н. э., христианство - I в., ислам - VII в.

Б. Средние века

Раскол христианства на православие и католицизм в XI
веке. Реформация XVI века и выделение из католицизма
протестантизма.
Именно с Реформацией Шафаревич связывает начало кризиса
духовности, когда были подорваны основы традиционной
католической веры. "Идейные течения, подготовившие
технологическую цивилизацию, - пишет Шафаревич, - связаны с
грандиозным духовным кризисом, который Западная Европа
переживала в XVI в.: Реформацией. ... Лютер... и его
сторонники... пришли к полному разрыву с католицизмом по
фундаментальным вопросам о взаимоотношении человека, мира и
Бога. В основу своего учения Лютер положил принцип "оправдания
только верой". С его точки зрения, добрые дела не оказывают
влияния на спасение души, которое дается лишь милостью Бога и
достигается лишь верою. Благодаря этому... религия приобретает
гораздо более абстрактный, не связанный с миром, характер.
Рушится и роль Церкви как посредника между человеком и Богом:
каждый честный христианин обгявляется священником, упраздняется
5 из 7-и церковных таинств, культ Богоматери и святых,
поклонение мощам, иконам и статуям святых. Но красота
богослужения, иконы, статуи и цветные стекла храмов - это был
путь проникновения божественного в наш мир... Стремясь
одухотворить и возвысить религиозную жизнь, идеология
реформации в значительной степени десакрализировала мир, лишив
его высшей, божественной ценности, порвала эмоциональные связи
человека с миром" [ 122].

В. Новое время

Яростные попытки не просто реформировать религию, как
было в Средневековье, а опровергнуть ее совсем. Распространение
атеизма. Попытки доказать бесполезность и даже опасность
религии.

4. Кризис духовности в современном мире

Кризис духовности выразился в кризисе основы духовности
- веры: религии, морали и идеологии. Этот кризис состоит не
только в том, что очень многие не верят в Бога, в моральные
ценности или в общественные идеалы. Кризис состоит в основном в
том, что вера сегодня не играет для подавляющего большинства
людей никакой роли в их жизни.
Стремясь показать причины этого процесса, Ильин в своей
лекции "Кризис безбожия" говорил:
"За последние века человечество оскудело внутренним,
духовным опытом и прилепилось к внешнему чувственному опыту;
сначала верхние, ученые слои утвердились на том, что самое
достоверное, драгоценное знание идет к нам от внешних,
материальных вещей и приходит к нам через зрение, слух,
осязание, обоняние и через их физическую или механическую
проверку измерением (вес и обгем), подсчетом, количеством и
формальным, логическим рассуждением, а потом, так как добытые
таким путем сведения о материальной природе совершили огромные
технические и хозяйственный перевороты и вовлекли в них широкие
слои интеллигенции и полуинтеллигенции, - то эта обращенность к
чувственному, внешнему, материальному опыту и отвращенность от
нечувственного, внутреннего, духовного опыта определили собою
душевный и умственный уклад современного человечества...
Цивилизованное человечество наших дней оскудело духом и
любовью и ожесточилось. Причины этого процесса глубоки и сложны
- и заложены в веках; если свести их к единой формуле, то надо
было бы сказать: торжество рассудка над вдохновением, расчета
над сердцем, механического над органическим, внешнего опыта над
внутренним опытом... Внешние причины содействовали этому
процессу: размножение и уплотнение народонаселения;
революционный выход масс на поверхность жизни; технические
открытия, создавшие новую промышленность; развитие капитала и
связанная с ним новая и обостренная классовая дифференциация;
образование промышленного пролетариата и крупных городов,
население которых отрывается от природы и покоряется машинной
жизни; распространение полуобразованности и демократизации
государств; дразнящие, назойливые успехи материальной
цивилизации и связанная с этим всеобщая жажда комфорта и
наслаждений; и многое другое..." [ 123].
Ильин говорил это в 1935 году. Развитие науки Ильин
отмечал как одну из причин кризиса духовности (у него - кризиса
безбожия). Такого же мнения придерживается Шафаревич. Он пишет:
"Переворот, создавший в исторически очень короткий срок
технологическую цивилизацию, обычно называется
Научно-Технической Революцией... Как и всякая революция, она
тоже уничтожает старый уклад жизни, в особенности духовную
структуру общества и человека" [ 124].
Если наука и техника якобы являются причиной кризиса
духовности, то означает ли это, что прогресс науки и духовность
- явления, взаимоисключающие друг друга, и что общество должно
чем-то одним пожертвовать?

5. Наука и вера

Как ранее отмечалось, духовное воспринимается человеком
посредством чувства, воли, воображения и мысли. Материальное
воспринимается посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и
осязания. То есть средства восприятия духовного и материального
различны. Это не означает, что средства не могут где-то
пересекаться. Тем не менее, в основном, они не пересекаются.
Отсюда вытекает предположение об отсутствии конфликта между
верой и наукой.
Наука исследует материальную сферу, используя органы
чувств, тогда как вера занимается духовной сферой и использует
другой инструментарий.
Наука не может отрицать того, что принадлежит вере.
Духовное не познается научными методами. Как говорит Ильин,
"предметы, воспринимаемые человеком, различны, и каждый предмет
требует от человека особого восприятия, другого подхода, другой
установки - верного акта" [ 125].
Например, отрицание Бога наукой можно сравнить с такой
ситуацией. "Тот, кто хочет услышать сонату Бетховена, должен
слушать ушами. Нелепо - залить себе уши воском, прийти в
концерт, не увидеть глазами звуков сонаты и уйти, заявляя, что
это все иллюзии или обман, ибо никакой сонаты не было и нет" [
126].
Ни старые, ни новые открытия в науке не могут
поколебать веру. Беспокоиться об этом нет никакого смысла.
Этьен Жильсон критиковал тех ученых, которые в новых
открытиях видели угрозу для веры (в его случае - для
католической).
"Речь идет о философах и теологах, у которых
исследования Пастера в области самозарождения живых существ
вызвали сильнейшее беспокойство. Что произойдет, если ученый в
результате своих изысканий придет к выводу о том, что при
определенных условиях материя может порождать жизнь? Самого
Пастера это также волновало не по причине его религиозных
убеждений, а из-за научной чистоты его собственных
исследований. Если бы поиски Пастера привели его к выводу о
том, что в изученных им случаях самозарождения не происходит,
то его могли бы заподозрить в том, что им руководило тайное
желание избежать конфликта с учением Церкви. На самом же деле,
если такое заключение и противоречило чему-либо, то в первую
очередь оно противоречило бы учению схоластических ученых. Св.
Фома и все его современники были уверены в том, что разогретая
солнечным светом грязь может порождать червяков, мух и других
мелких и несовершенных животных. На это могут возразить, что
хотя это не очень большие животные, важно уже то, что они
живые. Если бы Пастеру удалось пронаблюдать рождение мухи из
стерилизованного препарата, история биологии, да и всей
современной науки, развивалась бы сейчас в другом направлении.
К сожалению, эти уроки не идут на пользу. В наше время
верующие обеспокоены тем, что эксперименты по созданию живой
материи могут увенчаться успехом, что позднее позволит
производить на свет искусственных людей. Даже в том случае,
если эта мечта осуществилась бы, то это все равно не давало бы
поводов для беспокойства. Единственное, что по этому поводу
говорит теология, заключается в том, что Бог индивидуально
создает каждую душу в тот момент, когда эмбрион превращается в
человеческое тело. Будет ли этот эмбрион искусственным или же
естественного происхождения никакого значения не имеет. Правда,
религия не может этого доказать, но она в это верит; доказывать
это не ее дело, и науке никогда не удастся продемонстрировать
обратное. Верующие с трудом привыкают к той идее, что, как
говорит апостол Павел в послании к Тимофею, "Бог пребывает в
свете недостижимом". Они произносят эти слова, верят в них, но
забывают их при первой же возможности. Истины веры
сверхгестественны, поэтому они находятся вне досягаемости
науки. Не стоит опасаться за их сохранность, так как всякая
научная истина относится к природе и принадлежит ей по своей
сущности; тогда как истины веры, в свою очередь, неотчуждаемо
относятся к своей области...
Вера и наука отличаются друг от друга по своему порядку
и компетенции, и это различие в буквальном смысле
"иерархического" характера; как бы ни были полезны христианской
философии наука и философия, которые помогают ей превратиться в
подлинную науку, ни та, ни другая никогда не добавят ничего
нового к вере, принимающей их в своих помощников. Устаревшие
разделы теологии это именно те ее части, которые она в свое
время позаимствовала у науки...
Исходя из приведенных выше соображений, мы не можем с
одобрением относиться к усилиям некоторых ученых, направленным
на увязывание судьбы христианской философии с непрерывно
сменяющими друг друга переворотами в науке. Хотя эти ученые
стремятся таким образом обеспечить прогресс христианской
философии, все же питающий ее источник лежит вне области науки,
поскольку ее истина имеет ненаучное происхождение. Христианская
философия дружелюбно взирает на начало таких великих
предприятий, какими являются новые научные теории, она
напутствует их добрыми советами и пожеланиями, однако сама эта
философия не участвует ни в одном из них...
Христианскую философию можно рассматривать как историю,
которая развивается, начиная с некой неподвижной точки,
расположенной вне времени и поэтому внеисторической. Эта
философия есть развертывание прогресса, имеющего в своей основе
неподверженную никакому прогрессу истину, которая имеет
божественное происхождение и, следовательно, не меняется, в то
время как просвещаемый ею мир не перестает изменяться. Это
можно сказать о мире научных открытий, о морали, социальной,
экономической и политической сферах, искусстве...
Христианская истина остается неизменной, хотя и не
перестает углублять и обогащать накопленные за многие века
сокровища христианской философии. Она и должны быть неизменной,
чтобы, постоянно наблюдая за становлением мира и сохраняя
верность самой себе, служить источником прогресса для всего
остального" [ 127].
Приведу несколько высказываний известных ученых людей,
которые собрал Ильин.
"...Астроном Мэдлер (1794-1874): "Настоящий
естествоиспытатель не может быть отрицателем Бога"...
Ботаник Шлейден (1804-1881) высказывается в том же
самом направлении: "Именно настоящий и точный
естествоиспытатель никогда не может стать материалистом в
современном смысле слова, отрицателем духа, свободы и
Божества".

<< Предыдущая

стр. 18
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>