<< Предыдущая

стр. 19
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Весьма интересное признание мы находим у Чарльза
Дарвина (1809-1882): "В состоянии самого крайнего колебания я
никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал
существование Бога".
Известный ученый фон Майер (1814-1878), открывший закон
сохранения энергии, пишет: "Если поверхностные головы, охотно
выдающие себя за героев дня, не хотят признавать вообще ничего
иного и высшего, кроме материального, чувственно
воспринимаемого мира, то такую смешную претензию отдельных лиц
нельзя ставить в укор науке; еще менее пользы и чести будет
самой науке от этой претензии" " [ 128].
Мнение самого Ильина:
"...Знание и вера совсем не исключают друг друга. С
одной стороны, потому, что положительная наука, если она стоит
на высоте, не преувеличивает ни своего обгема, ни своей
достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры; она
не судит о них ни положительно ("есть Бог", "жизнь человека
имеет высший, священный смысл"), ни отрицательно ("Бога нет",
"человек не выше обезьяны" и т. п.). Ее граница - чувственный
опыт; ее метод - обгяснять все явления естественными законами и
стараться доказать каждое свое суждение. Она держится за этот
опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобгемлющи
и исчерпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть
истины в другой области при помощи другого опыта и другого
метода" [ 129].
К сожалению, наука (вернее - "псевдонаука") часто
пытается противопоставить себя вере, критикует веру, обгявляет
ее ненужной, обманом, заблуждением. Атаки на веру со стороны
науки не могут способствовать укреплению веры, какими бы
нелепыми они ни были.

6. Причины кризиса духовности

Можно выделить следующие причины кризиса духовности.
1. Критика веры со стороны науки.
Нападки на веру со стороны науки всегда бессмысленны и
безосновательны. Вера и наука - две разные сферы. Они не должны
вмешиваться в дела друг друга. Тем не менее, даже
безосновательная критика наносит вере вред.
2. Государство отмежевалось от веры.
Но ведь оно не отмежевалось от науки. Поэтому получился
перекос в сторону науки.
3. Образование отмежевалось от веры.
Здесь также создался дисбаланс не с пользу веры.
4. Средства массовой информации отмежевались от веры.
Человека получает меньше информации через веру, больше
- через материальную науку.
5. Как следствие: повседневная жизнь граждан меньше
связана с духовным, более - с материальным.
Эти причины породили в жизни современного человека
огромный перевес в пользу материального и в ущерб духовному.
"В наши дни большинство людей жаждет не духа, а
наслаждений... Но что еще замечательней и фатальней -
человечество наших дней выдвинуло соответствующие теории,
учения, доктрины, оправдывающие и обосновывающие такую жизнь.
Таковы учения: гедонизма, сводящего смысл жизни к наслаждениям,
утилитаризма, успокаивающегося на пользе, экономического
материализма, с его классовой борьбой и равным распределением
земных благ и наслаждений, и т. д. ...Страшно то, что люди
наших дней не хотят иного..." [ 130].
Приведу наблюдения русского православного священника,
посетившего в 1997 году США.
"Парадоксальным образом, Америка является совершенно
нехристианской страной. Ну что же тут парадоксального? Дело в
том, что храмов, церквей или молитвенных домов в Нью-Йорке,
наверное, не меньше, чем в Москве до революции. Проходишь
два-три здания, максимум два квартала и непременно
наталкиваешься на какое-нибудь молитвенное здание (другое дело,
что в Москве 99% из 100% - православные церкви). И утром
воскресного дня видишь, что большое количество людей едет или
идет к храму.
В чем самая большая разница? Люди ходят в храм и
относятся к тому, что там происходит, по-своему с благочестием,
с верой. Присутствуют на службе, которая в зависимости от
устава и конфессии может продолжаться 30-45 минут, час, полтора
часа (исключительный подвиг!). Люди жертвуют на эту церковь, на
нужды людей, их окружающих, даже на помощь России... Но выходя
из церкви, они фактически перестают быть христианами. В чем это
выражается? В том, что Церковь для них - это определенный
сектор, выделенный из всего остального мира просто для
спокойствия. Она ни в коем случае не является руководством для
поступков после того, как помещение храма покинуто. Конечно, не
без исключений. Конечно, не для всех, кто ходит в храм. Но это
является определяющим отношением для большинства.
В нашей стране неизмеримо меньше, чем в США, людей,
которые назовут себя верующими, а тем более тех, кто с какой-то
регулярностью посещает хотя бы воскресные службы. Но для
православных христиан, которые ходят в храм, молятся Богу,
приступают к Таинствам - для подавляющего большинства из них -
вера есть основа жизни, фундамент, без которого невозможно
строить свое отношение к людям, к работе, к собственной семье.
В Америке - не так. Там каждый человек верит и
поступает, руководствуясь своими желаниями. Авторитет Церкви
почти полностью отсутствует, и получается, что у человека нет
онтологического, независимого авторитета. Получается, что дух
мира сего определяет сознание человека.
Еще одно из очень сильных впечатлений: США - бесконечно
секулярная страна. Мы жили в обществе, которое было
атеистическим и в значительной мере остается таковым, но
благодаря переменам, произошедшим в последние годы, право же, у
нас сейчас возможно то, что в Америке исключено абсолютно. Ну,
скажем, у нас священник может прийти в государственную школу, в
государственный детский сад, если его позовет директор или
пригласят родители, может отслужить там молебен, поговорить с
детьми, провести какое-нибудь занятие. Это совершенно
невозможно в государственной школе США. Известен такой пример:
несколько лет назад у них дебатировался закон о том, можно ли в
государственной школе дать детям, принадлежащим к той или иной
вере или конфессии, 30 секунд для молчаливой молитвы. И когда в
сенате приняли такой закон, Конгресс США его опротестовал,
потому что "таким образом оскорбляется свобода совести
атеистов". Это говорит о том, что при декларируемом
индифферентизме, государство кривит душой. За так называемым
отделением Церкви от государства и безразличием государства к
религии всегда стоит вполне осознанная антихристианская
идеология, идеология светского гуманизма. И эта по сути
изначально нехристианская идея и идеология является сейчас
определяющей и в государственной, и в общественной жизни США.
...Есть один характерный момент - стремление жить во
всех отношениях комфортно: и в отношении устроения светской
жизни и всяких материальных условий и, что самое страшное, в
отношении религиозной жизни. Религия для подавляющего
большинства дополняет внутреннюю комфортабельность
существования. Не в том смысле, что быть совсем нерелигиозным
человеком непрестижно и неудобно (в некоторых слоях
интеллигенции это и престижно, и удобно). Но потому, что прежде
всего, это дает дополнительное ощущение выполненного долга,
того ощущения, что "и с небом у меня все в порядке". Религия
для большинства не является тем, чем человек горит, чем он
должен жить, тем путем, который должен вести в Царствие
Небесное" [ 131].

7. Результаты кризиса духовности

Последствия кризиса духовности - это страшнейшие
потрясения XX века, унесшие десятки миллионов человеческих
жизней: две мировые войны, фашизм, массовые репрессии в СССР,
Китае и других странах, геноцид, терроризм, рост преступности.
К последствиям относится и такое явление, как экологический
кризис, бездушное отношение к природе, ее невосполнимым
ресурсам.
Многие ученые предвидят еще более тяжелые катастрофы в
будущем, если кризис духовности будет углубляться.
Так С. Кургинян говорит: "...Стоящие перед... [миром]
проблемы не могут быть решены вне религиозных поисков самого
широкого и глубокого плана... - это для всех очевидно. В этом
плане место комфорта должна занять какая-то другая составляющая
качества жизни, причем такая, которая была бы принята
человечеством без насилия и надругательства над
фундаментальными основами человеческого бытия... Вне этой идеи
человечество обречено. И именно поиски этой идеи, как никогда,
сегодня важны для России, именно она полностью зависит от
результата этих поисков. Если они не увенчаются успехом, она
погибнет первой. Но это не значит, что мир счастливо переведет
дыхание и заживет прежней жизнью. Нет, он рухнет под тяжестью
своих проблем, так и не сумев мобилизоваться соответствующим
образом для их решения" [ 132].
У Шафаревича читаем: "Очевидно, технологическая
цивилизация является тупиковой линией развития человечества,
ведущей к его гибели" [ 133].
У Ильина: "Человечество стоит перед новыми путями в
истории своего духа. Совершились некие сроки. Оборвались и
обрываются старые пути. Есть только два исхода: или в бездну,
или к перерождению и обновлению духовно-религиозного акта" [
134].

8. Регресс духовности

Итак, в истории человечества наблюдается постепенный
регресс духовности. Но регресс духовности нельзя назвать
общеисторическим законом. Регресс духовности существует,
начиная с первобытного строя, и должен прекратиться с
окончанием капитализма как общественно-экономической формации.

9. Духовность как средство компенсации неравенства

В главе "Равенство" я специально пропустил такое
средство компенсации неравенства как духовность. Только сейчас
я восполняю этот пробел. Это сделано для того, чтобы
современный читатель, воспитанный на материализме, легче понял
новую для него точку зрения. Весь предыдущий материал главы
"Духовность" служил во многом для подготовки читателя к
восприятию этой ее части.
Каким образом духовность может выступать в качестве
средства компенсации неравенства?
Представим крайнюю ситуацию. Человек оказался в нищем
положении, без семьи и родственников, без поддержки со стороны
государства, без всяких материальных средств. И человек
вынужден обратиться за помощью к совершенно чужим для него
людям: он будет просить милостыню в той или иной форме.
Милосердие, которое оказывают люди такому человеку, есть одно
из проявлений духовности. Если бы не милосердие, то человек
оказался бы обреченным на смерть от голода.
Другой пример. Некоторый обгем средств
перераспределяется в пользу бедных через благотворительность.
Вне духовности настоящая благотворительность невозможна.
Благотворительность, т. е. бескорыстные добровольные
пожертвования нуждающимся, не совпадает ни с интересами семьи,
ни государства, ни частной собственности. Для семьи и для
частной собственности благотворительность означает уменьшение
дохода. Государство имеет собственные системы социальной
помощи. Благотворительность же государству не подконтрольна.
Нищие на улицах и в подземных переходах не являются украшением
городов, а потому государство старается воспрепятствовать
такому явлению. Благотворительность вытекает только из
духовности. Для духовности благотворительность является
необходимой.
Вот несколько высказываний Иисуса из Евангелия от
Матфея:
"Поступайте с другими людьми так, как хотите, чтобы они
поступали с вами. В этом и заключаются закон Моисеев и учения
пророков" [ 135].
"Остерегайтесь совершать богоугодные поступки при
людях, иначе не получите вознаграждения от Отца вашего
Небесного. Поэтому, когда подаьте неимущему, не трубите об
этом, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы люди
похвалили их. Истинно говорю: они уже достаточно награждены. Но
когда подаешь неимущему, пусть даже левая рука твоя не ведает,
что творит правая, чтобы подаяние твое было в тайне. И тогда
Отец твой, видящий тайное, вознаградит тебя" [ 136].
"Если хочешь достичь совершенства, пойди и продай все,
что имеешь, и раздай бедным, и обретешь сокровище на
небесах..." [ 137].
"Когда придет Сын Человеческий во всей славе Своей в
сопровождении ангелов Своих, то сядет Он на престоле славы
Своей. И тогда все народы соберутся перед Ним, и Он отделит их
друг от друга, подобно тому, как пастух отделяет овец от
козлов. Он поместит овец по правую руку от себя, козлов же
поместит по левую руку. И тогда скажет Царь тем, кто по правую
руку от Него: "Придите, те, кто благословен Отцом Моим.
Унаследуйте Царство, предназначенное вам от сотворения мира.
Это - ваша награда, ибо Я был голоден, и вы накормили Меня,
Меня томила жажда, и вы дали Мне пить. Я был странником, и вы
приютили Меня. Я был нагим, и вы одели Меня. Я был болен, и вы
ухаживали за Мной. Я был в темнице, и вы навещали Меня". И
тогда праведники скажут в ответ Ему: "Господи, когда это мы
видели Тебя голодным и накормили, или видели Тебя жаждой
томимого и напоили? Когда это мы видели Тебя странником и
приютили Тебя? Или видели Тебя нагим и одели? Когда видели Тебя
больным или в темнице и ухаживали за Тобой?" И скажет им Царь:
"Истинно говорю: когда делали вы что-то для одного из униженных
братьев Моих, вы делали это для Меня". И скажет тогда Царь тем,
кто по левую руку: "Уйдите прочь от Меня, проклятые,
отправляйтесь в огонь вечный, что приготовлен для дьявола и его
ангелов. Это наказание ваше, ибо Я был голоден, но вы не
накормили Меня, Меня томила жажда, но вы не дали Мне пить. Я
был странником, но вы не приютили Меня, Я был болен и в
темнице, но вы не позаботились обо Мне". И тогда скажут они Ему
в ответ: "Господи, когда это было, что мы видели Тебя голодным,
или томимым жаждой, или странником, или нагим, или больным, или
в темнице, и не помогли Тебе всячески?" И Царь тогда скажет им
в ответ: "Истинно говорю: всякий раз, когда не помогали вы
униженным братьям Моим, то это Мне вы не помогали". И тогда
неправедные отправятся на вечное наказание, а праведники на
жизнь вечную" [ 138].
Духовность существовала в качестве средства компенсации
неравенства уже в ранее первобытное время. Т. е. она была
исторически самым первым средством компенсации. Вероятнее
всего, духовность появилась вместе с возникновением
человеческого общества как такового. Духовность развивалась в
течение раннего первобытного строя и достигла своего пика перед
появлением второго средства компенсации - семьи. С этого
времени духовность начинает постепенно уменьшаться, происходит
регресс духовности. Но только в ХХ веке этот процесс приводит к
общему кризису духовности, угрожающему человечеству катастрофой
и гибелью.

Глава VI. Исторические циклы

В предыдущей главе было описано историческое развитие

<< Предыдущая

стр. 19
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>