<< Предыдущая

стр. 24
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

во внутреннем мире человека самим этим человеком в процессе его
духовного самовоспитания. И только в этом случае мы можем
говорить о победе над злом путем его ослабления, трансформации
и окончательного исчезновения. Поэтому физическое пресечение
зла не увеличивает количество добра в мире, а только уменьшает
количество зла. И поэтому его роль подготовительная, оно
расчищает дорогу добру, создает для добра необходимый
фундамент.
Физическое заставление, таким образом, не только
является нравственно оправданным в борьбе со злом, но может
быть "прямою религиозною и патриотическою обязанностью
человека" [ 197].
Сохраняет ли человек свое нравственное совершенство,
убивая другого в ходе борьбы со злом? Ильин говорит, что как бы
ни была оправдана необходимость убийства, оно остается
сознательно допущенным нравственным несовершенством [ 198] и
неправедностью. Но неправедность этого выхода наименьшая, так
как иной выход из возможных - несопротивление злу - будет
намного более неправедным. И такое убийство не может быть
признано греховным [ 199], т. к. оно является духовной
обязанностью человека.
Ильин предупреждает, о том, что не следует "возносить
силу и меч на высоту совершенства и святости" [ 200], они
являются лишь человеческими средствами, а не Божьими.
"Освящение меча" есть другое неверное крайнее решение,
противоположное непротивлению. Убийство в борьбе со злом есть
суть человеческое средство, а не Божественное. Ответственность
за него несет сам человек, а не Бог.
Ильин говорит о "духовном компромиссе", к которому
обязан прийти борющийся со злом, и который "есть бескорыстное
приятие своей личной неправедности в борьбе со злодеем как
врагом Божьего дела" [ 201]. И в этом - один из элементов
героизма борца со злом. Борец со злом должен найти в себе силы
преодолеть и свое внутреннее сопротивление неправедности, и
возможное осуждение со стороны окружающих. Все это в сочетании
с непосредственными трудностями, лишениями, угрозой самому
погибнуть в борьбе и составляет героизм борца.
Заканчивает Ильин свою книгу изложением необходимости
духовно-нравственного очищения борца, т. е. покаяния. Воин как
носитель меча нуждается в священнике, в монахе как в духовнике,
в источнике живой чистоты, религиозной умудренности. Здесь он
укрепляет свою совесть, проверяет цель своего служения и
очищает свою душу. И самый меч его становится огненной
молитвой. Таков Дмитрий Донской у Св. Сергия перед Куликовской
битвой.
Священник же, монах, как живой носитель чистоты и
праведности приобщается через воина к бремени мира, к его
страданию и героической неправедности. Он уже не замыкается в
своей праведности. Он бережет ее уже не только для себя. Он не
отворачивается от зла, а вступает в борьбу с ним, становясь
соратником воину, благословляя его на подвиг, сохраняя для него
чистоту и умудрение. Монах выступает как ангел-хранитель воина.
И его молитва становится подобной огненному мечу. Таков Св.
Сергий, благословляющий Дмитрия Донского [ 202].
Итак, подведу краткий итог всему сказанному в настоящем
приложении.
Сопротивление злу является святой обязанностью
человека, его миссией на земле, и в случае невозможности или
недостаточности только морального, духовного сопротивления,
человек должен прибегнуть к сопротивлению физическому.

1 октября 1997 года

Библиография

[1] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 8.
[2] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с.15.
[3] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 19.
[4] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 20.
[5] Платон. Сочинения. М., 1971, т.3, ч.1.
[6] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 20-27.
[7] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 31-32.
[8] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 34.
[9] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 36-37.
[10] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 95.
[11] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 96.
[12] Библия. Деяния, 2:44 - 2:47.
[13] Библия. Деяния, 4:32 - 2:35.
[14] Библия. Деяния, 5:33.
[15] Библия. Деяния, 7:54, 7:57-7:58.
[16] Библия. Деяния, 8:1- 8:3.
[17] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 98-99.
[18] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 100.
[19] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 102.
[20] Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и
забавная, о наилучшем устройстве государства.// Утопический
роман XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 93.
[21] Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и
забавная, о наилучшем устройстве государства.// Утопический
роман XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 86 (сноска у Шафаревича).
[22] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 103.
[23] Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и
забавная, о наилучшем устройстве государства.// Утопический
роман XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 110.
[24] Кампанелла Т. Город Солнца. // Утопический роман
XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 146.
[25] Кампанелла Т. Город Солнца. // Утопический роман
XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 153.
[26] Кампанелла Т. Город Солнца. // Утопический роман
XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 155.
[27] Кампанелла Т. Город Солнца. // Утопический роман
XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 162.
[28] Кампанелла Т. Город Солнца. // Утопический роман
XVII-XVIII в.в., М., 1971, с. 160.
[29] Уистенли Д. Избранные памфлеты. М.-Л., 1950, с.
201.
[30] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 121-125.
[31] Дешан Л. М. Истина или истинная система. М.,
1973, с. 206, 212.
[32] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 18.
[33] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-Л., 1929-31,
т. 5, с. 496, 499 (Цитируется по Шафаревичу, с.18).
[34] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-Л., 1929-31,
т. 5, с. 475.
[35] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-Л., 1929-31,
т. 5, с. 500.
[36] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-Л., 1929-31,
т. 5, с. 475.
[37] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 183.
[38] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 183-186.
[39] Meyer Ed. Geschichte des Altertums. Bd.I, Abt.
II. Stuttgart-Berlin, 1926, с.193.
[40] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 186-187.
[41] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 210.
[42] K. Wittfogel. Oriental Despotism (a comparative
study of total power). Yale, 1957.
[43] Солоневич И. Л. Народная монархия., ч. 2, "Дух
народа", Буэнос-Айрес, 1952, с. 16.
[44] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 211, сноска.
[45] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 221-222.
[46] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 227-228.
[47] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 241.
[48] Булгаков С. Христианство и социализм. М., 1917.
ы110 (сноска у Шафаревича).
[49] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 252, 260.
[50] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 261.
[51] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 312.
[52] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 320.
[53] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 297-298.
[54] Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой
истории.- Соч. в 3 тт. Т.1, М., 1994, с. 213.
[55] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.1, М.,
1995, с. 170.
[56] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.1, М.,
1995, с. 173.
[57] Джилас М. Новый класс. // Лицо тоталитаризма. M.,
1992, с. 204.
[58] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.1, М.,
1995, с. 57.
[59] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.1, М.,
1995, с. 140.
[60] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.1, М.,
1995, с. 177.
[61] Джилас М. Новый класс. // Лицо тоталитаризма. M.,
1992, с. 206.
[62] Джилас М. Новый класс. // Лицо тоталитаризма. M.,
1992, с. 205.
[63] Джилас М. Новый класс. // Лицо тоталитаризма. M.,
1992, с. 226-227.
[64] Раззаков Ф. И. Бандиты времен капитализма
(Хроника российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с.
29.
[65] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История
Советского Союза с 1917 года до наших дней. - в 3 тт. Т.2, М.,
1995, с. 197.
[66] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. М., 1996, с. 89.
[67] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. М., 1996, с. 87.
[68] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. М., 1996, с. 94.
[69] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. М., 1996, с. 139-140.
[70] Щедровицкий Петр. В поисках формы.
[71] Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного
кризиса. 1964-1994. М., 1996, с. 259-261.
[72] Говорухин С. Великая криминальная революция. 3-е
изд., М., 1995, с. 123.
[73] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 568-569.
[74] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 33-34.
[75] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 90-91.
[76] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 89.
[77] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 205-206.
[78] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с. 38.
[79] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.12-20.
[80] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.85-86.
[81] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.102.
[82] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.96-97.
[83] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.175-185.
[84] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 428.
[85] Говорухин С. Великая криминальная революция. 3-е
изд., М., 1995, с. 35.
[86] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с.191.
[87] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 476-477.
[88] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. CD-ROM.
М., 1996.
[89] Ожегов. Толковый словарь русского языка.
[90]Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 104.
[91] Гуров А. Красная мафия. М., 1995, с. 280.
[92] Гуров А. Красная мафия. М., 1995, с. 283-284.
[93] Говорухин С. Великая криминальная революция. 3-е
изд., М., 1995, с. 45.
[94] Говорухин С. Великая криминальная революция. 3-е
изд., М., 1995, с. 33-34.
[95] Говорухин С. Великая криминальная революция. 3-е
изд., М., 1995, с. 159-160.
[96] Кучеренко В. А. Москва - империя тьмы. М., 1995,
с. 45-46.
[97] Раззаков Ф. Бандиты времен капитализма (Хроника
российской преступности 1992-1995 гг.). М., 1996, с. 551, 552.
[98] http://www.nns.ru/elects/izbobyed/result.html
[99]
http://www.nns.ru/elects/president/results/result.html
[100] http://www.nns.ru/res2/res.html
[101] http://www.nns.ru/analytdoc/doclad5.html
[102] http://www.nns.ru/analytdoc/doclad4.html
[103] http://www.nns.ru/elects/president/ank109.html
[104]
http://www.nns.ru/elects/president/voprosy/vopr39.html
[105]
http://www.nns.ru/elects/president/voprosy/vopr28.html

<< Предыдущая

стр. 24
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>