<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

стал Генеральным секретарем в 73 года. Разница возрастов -
почти в 30 лет, а это типичный период для смены поколений.
Таким образом, перестройка была задумана господствующим
классом и в интересах господствующего класса. Перестройка не
ставила своей первоначальной целью изменение существующего
строя, и, следовательно, изменение классовой структуры.
Может быть, в результате перестройки и последующих лет
классовая структура к сегодняшнему периоду изменилась вопреки
первоначальным намерениям бюрократии?
Действительно, появился немногочисленный слой новых
предпринимателей. Является ли новая буржуазия новым
господствующим классом? Нет. Вся власть, по-прежнему, в руках
бюрократии. После ликвидации КПСС центральная власть
сосредоточилась в руках Президента СССР - М. С. Горбачева.
После развала СССР центральную власть в России стал
представлять Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин,
бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Появился и орган
представительной законодательной власти, Государственная Дума,
нижняя палата российского парламента, частично состоящая из
представителей трудящихся и представителей новой буржуазии. Но
законы, принимаемые Думой, на практике не исполняются. Все
реальное законотворчество заменили указы Президента.
Законодательная и исполнительная власть, таким образом,
находятся в одних руках. Эффективность третьей власти -
судебной - при Ельцине стала еще ниже, чем при КПСС. Госдума
полностью зависит от воли Президента. Это очень четко показал
расстрел Президентом здания парламента осенью 1993 года, после
того как Дума отказалась подчиниться Президенту. Постоянно
находясь под угрозой роспуска, на который имеет право
Президент, Госдума не может составить реального противовеса
исполнительной власти, не может эффективно контролировать
исполнительную власть. Реальной политической власти у Думы нет.
Все прочие политические институты, отражающие интересы новой
буржуазии и трудящихся, имеют еще меньше влияния, чем Дума.
Итальянский историк Дж. Боффа писал:
"После развала СССР в России, которая теперь стала
самостоятельной республикой, уже с начала 1992 года было
отмечено, что характерные для истории страны тенденции... пошли
в обратном направлении... Они [новые российские руководители -
Н. К.] готовы были пожертвовать созданием демократических
институтов вплоть до возвращения не только к элементам
авторитаризма, но и к прежней автократии...
Некоторые завоевания перестройки еще не зачеркнуты.
Печать пользуется предоставленной ей тогда свободой (правда,
дело обстоит иначе в случае со средствами массовой информации,
и в первую очередь телевидением). То же самое можно сказать и
относительно права на ассоциацию, в том числе и в политических
целях. И наконец, выборы еще проходят, как и положено, при
наличии конкурирующих кандидатов. Но в то же время не
наблюдается никакого прогресса (даже наоборот) в создании,
утверждении и развитии демократических институтов. Политические
партии по-прежнему остаются бескровными образованиями,
неспособными выразить социальные интересы или насущные
стремления. Функционирование властных структур, которое должно
было бы характеризовать русскую демократию, не сильно
отличается от функционирования ранее существовавших режимов и
довольно далеко отстоит от характерных признаков
демократического государства. Причем это относится как к
центру, так и к периферии...
...Новая конституция, не разработанная парламентом, но
составленная президентом и его советниками, была одобрена в
декабре 1993 года простым референдумом, который едва набрал
нужное количество голосов и результаты которого многие
подвергли сомнению. В то же время был избран новый парламент.
Но его полномочия были почти сведены на нет. Новый закон сильно
ограничивает прерогативы парламента. Президент сохраняет право
управления и законотворчества посредством указов: на самом деле
он почти только так и действует. Исполнительная власть одержала
победу, поскольку, как было отмечено, она "свела к минимуму
парламентский контроль за своей деятельностью"...
На практике принцип разделения властей был перечеркнут
во имя установления сильной президентской власти" [ 71].
Станислав Говорухин пишет: "...авторитарный режим в
нашей стране находится в процессе становления" [ 72].
Что касается новой буржуазии, то она стала для
чиновников еще одним источником нелегального обогащения. Для
того чтобы иметь возможность работать, многие руководители
предприятий должны постоянно платить взятки различным
чиновникам. Непомерные налоги заставляют предпринимателей
нарушать законы, что делает их еще уязвимее перед всемогущими
бюрократами. Произвол чиновников по отношению к мелким и
средним предпринимателям стал нормой.
Если сравнить положение современных российских
предпринимателей с положением буржуазии перед
буржуазно-демократическими революциями в Европе, то положение
последних кажется намного лучшим. Исключение составляет
сросшийся с бюрократией крупнейший бизнес. Этот бизнес стал
полубюрократическим, так как чиновники имеют в нем свои доли
участия. Эти доли получены чиновниками, как правило, незаконным
путем. Коррупция в стране приобрела невиданные масштабы. Она
стала новым монстром, от которого страдают как трудящиеся, так
и предприниматели.

7. Коррупция

Коррупция - явление многоплановое. Нас в коррупции
интересует только одна сторона: какое значение имеет коррупция
для классовой структуры общества в России.
Такое явление, как коррупция, исследовать чрезвычайно
сложно. Здесь невозможно опираться на какую-либо статистику. В
поле зрения статистики попадает мизер, который никак не
отражает общей картины. С другой стороны, официальная
статистика старается показать, что борьба с коррупцией активно
ведется, и при этом еще раз вводит в заблуждение. Поэтому в
начале я дам ряд примеров. На мой взгляд, они ярко и с разных
сторон показывают коррупцию. Примеры я даю без всяких
комментариев, с небольшими сокращениями в цитируемых текстах.
Затем перейду к анализу.

А. Примеры коррупции

Пример 1

"...Новый министр [внутренних дел - Н. К.] Анатолий
Куликов первую свою крупную проверку провел... в рядах
российской ГАИ. Он выделил из бюджета 22 миллиона рублей на
подкуп работников госавтоинспекции. После этого люди министра
сели в машину и под видом простых водителей, осуществляющих
перевозку вино-водочных изделий из Владикавказа в
Ростов-на-Дону, с нарушениями проехали по дороге. Во время
остановок они платили гаишникам взятки. В результате из 24
постов ГАИ только два отказались брать деньги. Для А. Куликова
почему-то это было открытием" [ 73].

Пример 2

"...Коррупция в МВД превратилась в стойкое явление...
Когда начальника отделения милиции в Царицыно арестовывают за
взятки и находят у него в сейфе 700 миллионов рублей, когда
впервые за 70 лет в центре Москвы расформировывают отделение
милиции (10-е отделение расформировали в июле 1995 года), когда
милиционеры открыто опекают проституток на Тверской и
карманников в Шереметьево - это уже о многом говорит" [ 74].

Пример 3

В начале мая 1992 года был арестован супрефект округа
"Крылатское" 38-летний кандидат медицинских наук Владимир
Смышников.
"...В. Смышников получил взятку в пятьсот тысяч рублей.
За эту сумму он обещал поставить свою подпись на договоре о
строительстве торгового центра.
В. Смышников был избран в Моссовет в 1991 году по
округу ы 219 Кунцевского района в ходе упорной и длительной
борьбы. В первом туре он проиграл Валерию Буркову, но,
поскольку тот необходимого большинства голосов не набрал, оба
они вышли на следующий этап. Со второй попытки Смышников
внезапно получает 48,8 процента голосов "за" (Бурков - 43,3
процента). Чашу весов в пользу Смышникова перевесил аргумент о
том, что Смышников якобы больший демократ, а Бурков чуть ли не
партийный ставленник. Однако уже во время августовского путча
1991 года жизнь показала, кто из них на что способен. Если
Бурков ездил по воинским частям и агитировал солдат поддержать
Б. Ельцина, то Смышников попросту весь путч пропьянствовал. Как
выяснилось позднее, супрефект "Крылатского" был вообще чуть ли
не запойным пьяницей. Когда же это все всплыло в Моссовете,
выяснилось, что никто не знает, как же снять с должности этого
супрефекта. Ведь в августе 1991 года Положения о муниципальном
округе еще не было. Поэтому до поры до времени никто не
рисковал.
Но как только президент России обгявил новую войну
коррупции, правоохранительные органы вспомнили про Смышникова.
Еще в конце 1991 года на него в прокуратуру поступил сигнал о
незаконном получении 40 тысяч рублей. Но тогда доказать
что-либо против супрефекта не удалось. Весной же 1992 года все
было разыграно как по нотам. 6 мая взяткодатели (молодой
человек из товарищества с ограниченной ответственностью и
женщина) было привезены на Петровку, 38 и оттуда позвонили
домой Смышникову. По телефону договорились о том, что деньги
завезут на квартиру супрефекта. Разговор, естественно,
записывался на магнитофон. После этого все деньги были помечены
специальной краской, а женщина была надежно экипирована
радиомикрофоном.
Посадив женщину в машину, оперативники попрятали туда
же лампы, видеотехнику и тронулись в путь - на Союзный проспект
к Смышникову. Приехав туда, вперед пропустили в дом женщину,
затем, после того как она вручила деньги супрефекту, вошли в
квартиру сами. Смышников, естественно, все отрицал, от денег
отказывался, но ладони его рук, светящиеся мягким светом,
говорили сами за себя. Через день почти все центральные газеты
говорили об этом аресте. В 1993 году состоялся суд, который
приговорил бывшего супрефекта к 12 годам лишения свободы" [
75].

Пример 4

"16 апреля 1992 года газета "Известия" сообщила
российским читателям, что на Западе создана специальная
картотека для бизнесменов, в которую занесены данные почти на
каждого коррумпированного российского чиновника с указанием его
"расценок"" [ 76].

Пример 5

"22 июня [1993 года - Н. К.] было возбуждено уголовное
дело по фактам хищений и злоупотреблений при расходовании
государственных средств. Было установлено, что в нарушение
Указа президента РФ ы 335 созданное при администрации
Московской области внешнеэкономическое обгединение "ВАМО"
заключило контракт с фирмой "Телеконд Лтд" на поставку детского
питания за валюту. Являвшийся в то время заместителем
председателя Верховного Совета РФ народный депутат Владимир
Шумейко дал письменное указание генеральному директору
"Росагрохима" Ольшанскому оплатить этот контракт. На счет
швейцарской фирмы было переведено 14,5 миллиона долларов.
Выяснилось, что до июня 93-го контракт так и не был
реализован, а валютные средства были использованы иностранными
фирмами в своих интересах" [ 77].

Пример 6

"...22 июля 1992 года появляется распоряжение премьера
Лужкова 1801-РП "Об освобождении Центрального стадиона имени В.
И. Ленина от налога на прибыль и платы за землю". Уже 23 июля
мэр подписывает распоряжение 222-РМ "О приватизации
Центрального стадиона имени В. И. Ленина" - в обход
законодательства о приватизации... Уставный фонд при этом
определяется на основании инвентаризации имущества стадиона по
состоянию на 1 июня 1992 года (после освобождения цен!) и
составляет... 98.393.000 рублей, что равно по стоимости 49
легковым автомобилям?!" [ 78].

Пример 7

"Главный вопрос социальных потрясений - вопрос о
собственности. В Москве отработан механизм его захвата мэрией.
Полигон его отработки - Октябрьский район.
Был такой депутат - Заславский. Мягкий, интеллигентный.
Нестандартная фигура для избирателей. Тогда людям его образ
импонировал. Его демонстративно поддержали... На Заславского
надеялись избиратели, но ему была отведена большая роль и в
подпольном сценарии, разработанном так называемыми
"демократическими силами"...
...[Став председателем Октябрьского райсовета, - Н. К.]
Заславский подает на имя... Ельцина (тогда - председателя
Верховного Совета РСФСР) письмо, в котором предлагается "в
целях апробации программы по выводу страны из кризиса провести
в Октябрьском районе г. Москвы политико-экономический
эксперимент". Из девяти представленных пунктов в каждом
присутствовало слово "самостоятельно". Самостоятельно вести
внешнеэкономическую деятельность. Самостоятельно регистрировать
СП. Самостоятельно проводить налоговую инспекцию.
Самостоятельно распоряжаться землей и зданиями, находящимися на
территории Октябрьского района. Только как это -
"самостоятельно"? Предприятия? Районный совет? Физические лица?
Расшифровки не было.
Добро было получено от Верховного Совета РСФСР, и
механизм того явления, которое сегодня называется
"номенклатурная приватизация", заработал. Помнится, Октябрьский
район гремел как новый очаг цивилизации демократической России.
Жители района еще не подозревали о той мине, которую подложил
под их дома и дворы их избранник.
Мосгорисполком принял "Соглашение о совместном
управлении обгектами коммунальной собственности на территории
Октябрьского района" 31 октября 1990 года. А 15 августа 1990
года было зарегистрировано в Октябрьском райисполкоме
предприятие - фирма "Управление коммунальной собственности на
территории Октябрьского района" (УКОСО). "В целях создания на
территории Октябрьского района г. Москвы органа,
уполномоченного управлять государственным имуществом". Это был
преобразованный и приватизированный исполком. В решении
исполкома было записано: "Выполнение функции Совета учредителей
возложить на исполком Октябрьского района".
УКОСО, с Ю. Гусевым во главе, возникло как подобие
обычной коммерческой структуры, фирмы, малого предприятия и т.
д. С доходом, формирующимся в результате использования
имущества, переданного ему. "Чистая прибыль, остающаяся у
Управления после уплаты всех обязательных платежей, поступает в
полное его распоряжение". При этом "Управление освобождено от
налогов и иных платежей в местный бюджет".

<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>