<< Предыдущая

стр. 2
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Принцип полноты предполагает, что для того, чтобы быть надежной, информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на нее. Пропуск может сделать информацию ложной и дезориентирующей, а следовательно, ненадежной и несовершенной с точки зрения ее уместности.
Принцип своевременности предполагает, что в случае задержки в представлении информации она может потерять свою уместность.
При использовании принципа понятности предполагается, что информация, представляемая в финансовой отчетности является доступной для понимания пользователями, имеющими достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, бухгалтерского учета и имеющими желание изучить информацию. В то же время из финансовой отчетности не должна исключаться важная информация о сложных вопросах только потому, что она может оказаться сложной для понимания отдельными пользователями.
Принцип уместности предполагает, что информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей. помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.
Принцип имущественной обособленности предполагает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной фирмы, а также имущества и обязательств других фирм. В соответствии с таким подходом имущество, являющееся собственностью фирмы, учитывается обособленно от имущества других физических и юридических лиц, находящегося у данной фирмы.
Принцип нейтральности требует непредвзятости финансовой информации, т.е. для объективной оценки финансовых отчетов должны быть использованы данные, подтвержденные документально.
Принцип экономичности информации (баланс между выгодами и затратами) предполагает, что выгоды, извлекаемые из информации, не должны быть меньше затрат на ее получение.

1.5. Реформирование бухгалтерской отчетности в РФ

Российский бухгалтерский учет в настоящее время находится на пути сближения отечественной учетной практики с практикой стран с развитой рыночной экономикой. 6 марта 1998 года Постановлением Правительства РФ была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», целью которой является приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. В соответствии с Программой принят План внедрения положений по бухгалтерскому учету в практику. Руководствуясь указанными документами, Минфин России на сегодняшний день уже разработал и ввел в действие 19 национальных стандартов. В настоящее время продолжается разработка следующих стандартов.
Элементы принципов, используемых в МСФО, закреплены в Законе РФ «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
По своему составу бухгалтерская отчетность в России не отличается от предусмотренного МСФО, то есть обязательны: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств. Кроме того, к ним, также как и в зарубежной практике, прилагается пояснительная записка (пояснительные примечания).
Состав бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (в редакции от 23.07.98 № 123—ФЗ), ПБУ 4/99 и приказом Минфина России № 34н:
1. Бухгалтерский баланс — форма № 1.
2. Отчет о прибылях и убытках — форма № 2.
3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, включающие:
• Отчет об изменениях капитала — форма № 3.
• Отчет о движении денежных средств — форма № 4.
• Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5.
• Пояснительная записка.
4. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав отчетности входит итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
5. Некоммерческие организации в годовой отчетности представляют «Отчет о целевом использовании полученных средств» — форма № 6.
В соответствии с п. 29 Положения № 34н организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, год нарастающим итогом- с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной и представляется за месяц, квартал, шесть и девять месяцев. Причем месячная отчетность составляется только для внутреннего пользования.
Минимальный объем информации, которая должна быть представлена в промежуточной отчетности внешним пользователям, содержится в формах № 1 и № 2. Организации, по своему усмотрению, имеют право дополнить промежуточную отчетность другими необходимыми формами. Промежуточные бухгалтерские отчеты составляются на основе книжных данных.
Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в течение 30 дней по окончании отчетного периода.
Общественные организации, объединения при условии, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов от продажи товаров (работ, услуг) имеют право не представлять промежуточную отчетность. Такие организации представляют отчетность только по итогам отчетного года, т.е. один раз.
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» все организации за исключением бюджетных представляют годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам или собственникам имущества этих организаций, а также территориальным органам государственной статистики. Также отчетность может представляться и другим органам исполнительной власти, банкам и иным заинтересованным пользователям. В соответствии с налоговым кодексом (НК) РФ отчетность сдается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Представляемая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в соответствии с учредительными документами организации.
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в сроки, установленные этим органом. Если бюджетная организация состоит на федеральном бюджете, то она обязана представлять месячную отчетность и в территориальный орган федерального казначейства.
В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организации (за исключением бюджетных) представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании отчетного года, но не ранее 60 дней.
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете отчетным годом является календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря включительно. Для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период со дня их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 4/99 отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер.
В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель организации, руководитель специализированной организации или специалист, ведущий бухгалтерский учет.
Датой представления отчетности считается дата отправления всех заполненных и оформленных соответствующим образом форм по почте или дата фактической их передачи в налоговые органы. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на выходной или праздничный день (нерабочий день), то сроком представления отчетности считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным.

1.6. Требования к составлению бухгалтерской отчетности

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении предприятия, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается отчетность, сформированная в соответствии с правилами, установленными нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В случае выявления недостаточных данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности или изменениях в ее финансовом положении, в бухгалтерскую отчетность организации включаются дополнительные показатели и даются дополнительные пояснения.
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета к отчетности предъявляются требования целостности, последовательности и сопоставимости.
Целостность бухгалтерской отчетности заключается в том, чтобы в показатели отчетности организации включались показатели деятельности филиалов, представительств и других структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, организация формирует сводную бухгалтерскую отчетность, в которую включаются показатели отчетов указанных обществ.
Последовательность бухгалтерской отчетности состоит в том, что содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, а также других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.
Изменение форм допускается только в исключительных случаях, например, при изменении организацией вида деятельности. В таком случае существенное изменение раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение.
Сопоставимость бухгалтерской отчетности осуществляется путем отражения числовых данных в формах № 1, № 2 и № 3 бухгалтерской отчетности за два года — отчетный и предшествовавший отчетному, кроме отчета, составляемого за первый год работы организации.
В случае несопоставимости данных за предшествовавший год с данными отчетного года, первые подлежат корректировке в соответствии с нормативными документами. При этом каждая существенная корректировка раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу.
При формировании бухгалтерской отчетности организации, в соответствии с ПБУ 4/99, должна быть обеспечена «нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими» (п. 7 ПБУ 4/99).
В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, кроме случаев, предусмотренных положениями по бухгалтерскому учету.
В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность составляется на русском языке и в валюте Российской Федерации, т.е. в рублях.
При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода. Таким образом, годовая бухгалтерская отчетность составляется по показателям деятельности организации на 31 декабря, промежуточная — на последний календарный день отчетного периода.
Организации, которые подлежат ликвидации или реорганизации, изменяющие государственную форму собственности на иную в отчетном периоде, представляют отчетность за период с начала года до момента ликвидации или реорганизации.
Тема 2

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС

2.1. Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация

Самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица и характеризует финансовое положение организации на отчетную дату. Бухгалтерский баланс — один из основных источников информации для внешних пользователей. Изучая баланс организации, можно определить, чем владеет ее собственник, сумеет ли организация оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями и др. или ей угрожают финансовые затруднения.
По бухгалтерскому балансу определяется конечный финансовый результат работы организации за отчетный период. В зависимости от того, увеличился он или уменьшился в отчетном году по сравнению с предыдущим, можно судить о способности руководителей организации сохранить или приумножить имеющиеся материальные и денежные ресурсы.
Особенностью бухгалтерского баланса является то, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При условии равенства имущества и долгов, права и обязательства взаимно погашаются. Превышение имущества над долгами, дает превышение прав над обязательствами. В случае превышения долгов над имуществом возникает дефицит имущества. В теории бухгалтерского учета, имущество называется активом, а долги (или обязательства) — пассивом.
Баланс всегда считался и считается в настоящее время главной определяющей формой отчетности. Сам баланс — это модель, с помощью которой в интересах всех пользователей представляется финансовое положение организации на определенный момент времени. На практике различают несколько видов балансов.
По функциональной роли балансы подразделяются:
• на вступительный (организационный);
• периодический и годовой (операционные);
• соединительный (фузионный);
• разделительный;
• санируемый;
• ликвидационный;
• сводный;
• сводно-консолидируемый.
Эти балансы могут различаться номенклатурой статей и методами оценки.
Вступительный (организационный) баланс открывает ведение бухгалтерского учета в организации. В заново создаваемых организациях такой баланс будет очень простым, так как показываемое в нем имущество будет состоять в основном из вкладов учредителей и организационных расходов.
Промежуточный и годовой (операционные) бухгалтерские балансы могут не отличаться один от другого (как правило, в них используется одна и та же форма бланка). В технике же оформления периодического и годового бухгалтерского баланса существует значительная разница. Промежуточный баланс составляется, как правило, на основе книжных данных. Формированию же толового баланса предшествуют следующие этапы работ:
1. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете обязательно должна проводиться инвентаризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной книги корректируются в полном соответствии с результатами инвентаризации.
2. Должна быть проведена проверка расчетов со всеми покупателями, поставщиками и другими юридическими лицами, с которыми организация имеет расчеты. Такая проверка может вызвать появление сторнировочных записей, дополнительных статей.
3. Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов, товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.д. Заключительными записями декабря образуются оценочные резервы (например, резервы по сомнительным долгам), предусмотренные учетной политикой организации или действующим законодательством.
4. Уточняется распределение доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными отчетными периодами.
5. Выявляется окончательный финансовый результат работы организации (путем суммирования всех частных результатов), закрывается счет 99.
6. Составляется оборотная ведомость по счетам Главной книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и дополнительные записи, дающая материал (остатки по счетам) для составления годового (заключительного) баланса.
Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы должны быть тождественны между собой, так как только это условие обеспечивает одно из важнейших требований к бухгалтерской отчетности — преемственность балансов.
Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух или более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организаций путем суммирования показателей.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства доли капитала для образования новой организации.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. При условии соглашения с кредиторами, им предоставляется информация о размере понесенного убытка и возможности его покрытия в будущем. Для этого еще до окончания отчетного периода с привлечением аудитора составляется санируемый баланс с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе они могут подвергаться значительной уценке, либо не приниматься в расчет вообще, если будет установлено, что их цифры не соответствуют действительности (например, отдельные виды дебиторской задолженности).
Ликвидационный баланс отличается от других в основном оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые обычны для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем. Например, Доходы будущих периодов, Расходы будущих периодов. С другой стороны, в ликвидационном балансе могут появиться такие статьи, которых раньше не было, например, стоимость фирмы, стоимость патента. Ликвидационный баланс составляет ликвидационная комиссия после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами. К ликвидационному балансу должен прилагаться проект распределения активной массы между кредиторами в очередности, установленной законодательно.
В зависимости от того, какова степень ухудшения финансового положения организации, ликвидационные балансы могут составляться в виде:
• вступительного;
• промежуточного;
• заключительного.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных заключительных балансов. Постатейные показатели путем сложения одного и другого балансов суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога актива и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.
Сводно-консолидированный баланс — достаточно новое явление в отечественной учетной практике. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. Особенностью сводно-консолидированного баланса является то, что из него исключаются все внутренние обороты, а затем делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в капитале группы. В качестве долей могут выступать обыкновенные акции, выпущенные группой.
По полноте оценки различают:
• Балансы-брутто;
• Балансы-нетто.
Балансы-брутто подготавливаются и представляются в первоначальной оценке отдельных активов. Поэтому в баланс вводятся регулирующие статьи, позволяющие оценить остаточную стоимость таких активов на определенную отчетную дату.
При этом различают контрарно-дополнительные регулирующие статьи и контрарно-регулирующие статьи.
Контрарный счет (лат. contra — против) — счет бухгалтерского учета, показатели которого используются для регулирования оценки объектов, отраженных в других счетах. По классификации счетов бухгалтерского учета они относятся к регулирующим счетам.
Контрарно-дополнительные регулирующие статьи дополняют регулируемые статьи. Например, уточнение оценки производственных запасов при учете их в текущем учете по учетным ценам, а в балансе они должны быть отражены по фактической себестоимости.
Контрарно-регулирующие статьи размещаются в противоположной стороне баланса по отношению к тем статьям, которые они регулируют (например, амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов). Они позволяют скорректировать на отчетную дату величину соответствующих основных статей.
В настоящее время балансы-брутто в отечественной практике не применяются, а используются балансы-нетто, то есть без регулирующих статей. Необходимые данные отражаются в балансе-нетто по остаточной стоимости (основные средства, нематериальные активы и др.).
По форме регистров в системе бухгалтерского учета балансы бывают:
• проверочные (простые);
• оборотные;
• шахматные.
Проверочная, или простая, форма бухгалтерского учета является типовой и утверждается Министерством финансов РФ:
Бухгалтерский баланс на 01 января 2002 года
Актив






Код
строки





На
начало
отчетного
периода

На
конец
отчетного
периода
Пассив
Код строки






На
начало





отчетного
периода
На
конец
отчет-
ного
перио
да




1
2
3
4
5
6
7
8
I. Внеоборотные активы
Итого по разделу I









III. Капитал и
резервы
Итого по разделу III









I. Оборотные активы
Итого
По разделу II



IV. Долгосрочные обязательства
Итого по разделу IV

V. Краткосрочные обязательства
Итого по разделу V



Баланс



Баланс




Оборотные балансы (оборотно-сальдовые балансы, оборотно-сальдовые ведомости) используются для текущего контроля за полнотой проведенных хозяйственных операций.



Оборотная ведомость по синтетическим счетам
' счета
Наиме-



нование счетов




Остаток на
начало
месяца
(руб.)

Обороты за
месяц
(руб.)


Остаток на
конец месяца
(руб.)




Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
1
2
3
4
5
6
7
8
01
Основные средства (ОС)






02
Амортизация ОС




<< Предыдущая

стр. 2
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>