<< Предыдущая

стр. 7
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

295
296





Текущая (основная) деятельность — это уставная деятельность организации: производство продукции, выполнение работ, продажа товара, оказание услуг и др.
(В соответствии с международными стандартами учета и отчетности, операционной (текущей) является деятельность, приносящая основной доход компании и не являющаяся инвестиционной или финансовой.)
Инвестиционная деятельность — это капитальные вложения организации в недвижимость и нематериальные активы. Кроме того, к такому виду деятельности относятся долгосрочные финансовые вложения организации, т.е. приобретение ценных бумаг со сроком погашения свыше 12 месяцев, выпуск облигаций, вложение денежные средств в уставные капиталы других организаций и пр. Здесь же отражаются и доходы, полученные от реализации капитальных вложений: земли, недвижимости, оборудования и т.д.
Сведения о движении денежных средств, связанных с инвестиционной деятельностью важны, поскольку они отражают расходы, произведенные в отношении ресурсов, которые, как предполагается, создадут в будущем прибыль и движение денежных средств.
В соответствии с международными стандартами учета и отчетности, инвестиционная деятельность связана с приобретением других компаний и размещением долгосрочных и прочих активов, не являющихся денежными эквивалентами. Информация о денежных потоках, возникающих в результате инвестиционной деятельности, необходима для оценки настоящих и будущих доходов, приносимых в результате вложения ресурсов.
Финансовая деятельность — это краткосрочные вложения организации, выпуск облигаций и других ценных бумаг краткосрочного характера, доходы от продажи акций и облигаций, приобретенных на срок до 12 месяцев.
Считается, что организация осуществляет финансовую деятельность, если она получает ресурсы от акционеров, возвращает ресурсы акционерам, берет ссуды у кредиторов и выплачивает суммы, полученные в качестве ссуды. Эта информация имеет большое значение, так как позволяет прогнозировать будущий объем денежных средств, на который будут иметь права поставщики капитала организации.
В соответствии с международными стандартами учета и отчетности, финансовая деятельность — это деятельность организации, начинающаяся в результате изменения размеров и структуры капитала и заемных средств компании (поступления от эмиссии ценных бумаг, погашение краткосрочных займов, выплаты дивидендов акционерам и др.). Информация о денежных потоках в результате этого вида деятельности необходима для прогнозирования претензий на будущие денежные потоки со стороны лиц, ссудивших компании капитал.
Отчет о движении денежных средств в последнее десятилетие стал одним из основных элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности в мировой практике.
Отчет о движении денежных средств дополняет бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Он поясняет изменения, произошедшие с денежными средствами организации от одной даты составления бухгалтерского баланса до другой (за год). Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности организации за отчетный период (год). Эта деятельность является основным фактором, который изменяет состояние денежных средств, отражаемых в Отчете о движении денежных средств. Информацию о движении денежных средств можно использовать в качестве базы для оценки ее способности привлекать и использовать денежные средства.
Многие виды деятельности оказывают влияние на денежные средства, и, следовательно, включаются в соответствующие разделы отчета об их движении. Однако некоторые операции, связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью не влияют на движение денежных средств (например, бартер). Российская система учета не требует представления информации по неденежным инвестиционным, финансовым операциям и основной деятельности. Однако это основное требование международных стандартов финансовой отчетности.
Форма № 4 в том виде, в котором она сейчас составляется, не учитывает требования МСФО. На практике трудности, связанные с составлением формы № 4 связаны с тем, что в России бухгалтерский учет реализации продукции организации ведут по методу начисления, т.е. по отгрузке, которая не совпадает с движением денежных потоков, которые в ф. № 4 отражаются с использованием кассового метода.
В международной практике для составления отчетов о движении денежных средств руководствуются МСФО № 7 «Отчеты о движении денежных средств», который введен в действие для финансовой отчетности с 01.01.94 года. МСФО № 7 предусматривает два метода составления Отчета о движении денежных средств — прямой и косвенный. Для каждого из них предусмотрена соответствующая форма отчета:
1. Прямой метод учитывает основные категории денежных поступлений и выплат от основной деятельности. При этом методе предполагается отсутствие: взаимозачетов, прямого обмена продукцией, оплаты векселями, хищений, списание кредиторской и дебиторской задолженности по сроку исковой давности. МСФО № 7 рекомендует использовать прямой метод составления отчета о движении денежных средств, т. к. он обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств, которая отсутствует при использовании косвенного метода.
В Российской Федерации составление Отчета о движении денежных средств осуществляется с использованием прямого метода, главным недостатком которого является то, что он не показывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения денежных средств на счетах организации.
2. При расчете показателей отчета о движении денежных средств косвенным методом за основу принимается чистая прибыль (убыток) за отчетный период, рассчитанная по методу начисления, а затем выполняется ее корректировка в чистую прибыль, рассчитанную по кассовому методу.
В Российской Федерации косвенный метод для составления отчета о движении денежных средств не используется.
Тема 6
ПРИЛОЖЕНИЕ К БУХГАЛТЕРСКОМУ БАЛАНСУ

В составе годовой бухгалтерской отчетности предприятия и организации представляют форму № 5 — Приложение к бухгалтерскому балансу, которое содержит показатели, расшифровывающие данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс» по направлениям:
Раздел 1 — «Движение заемных средств»;
Раздел 2 — «Дебиторская и кредиторская задолженность»;
Раздел 3 — «Амортизируемое имущество»;
Раздел 4 — «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений»;
Раздел 5 — «Финансовые вложения»:
Раздел 6 — «Расходы по обычным видам деятельности»;
Раздел 7 — «Социальные показатели».
В разделе 1 «Движение заемных средств» организациями представляется информация о наличии заемных средств у организации на начало и конец отчетного года, а также их получение и погашение за год. К заемным средствам относятся кредиты банков и займы, полученные организацией от других юридических и физических лиц (в том числе кредиты, полученные организацией для своих работников).
При этом в графах раздела 1 формы № 5 отражаются следующие данные:
в графе 3 указывается сальдо по счетам на начало отчетного года;
в графе 4 — кредитовые обороты по счетам за отчетный год;
в графе 5 — дебетовые обороты по счетам за отчетный год;
в графе б — сальдо по счетам на 31 декабря отчетного года.
По строке 110 отражаются данные о долгосрочных кредитах, т.е. денежных средствах, полученных от кредитных организаций на срок более 12 месяцев. Для заполнения строки 110 используется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по кредитам».
По строке 120 о долгосрочных займах, т.е. от предприятий или физических лиц на срок более 12 месяцев. Для заполнения строки 120 используется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по займам».
По строке 130 отражаются данные о краткосрочных кредитах, т.е. денежных средствах, полученных от кредитных организаций на срок до 12 месяцев. Для заполнения строки 130 используется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по кредитам».
По строке 140 отражаются данные о краткосрочных займах, т.е. от предприятий или физических лиц на срок до 12 месяцев - для заполнения строки 140 используется счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по займам».
В состав кредитов и займов включаются данные по заемным средствам, которые не были возвращены в установленный срок, (кроме случаев пролонгации договора кредита или займа), которые расшифровываются по строкам 111, 121, 131, 141.
В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» представляются данные о дебиторской задолженности, т.е. задолженности контрагентов организации и кредиторской задолженности организации (задолженности другим организациям или физическим лицам).
При отражении дебиторской задолженности организация должна исходить из договорных цен и учитывать косвенные
налоги.
При этом в графах раздела 2 формы № 5 отражаются следующие данные:
в графе 3 указывается сальдо по счетам на начало отчетного
года;
в графе 6 — сальдо по счетам на 31 декабря отчетного года. Если у предприятия возникает кредиторская задолженность,
то:
в графе 4 указываются кредитовые обороты по счетам за
отчетный год;
в графе 5 — дебетовые обороты по счетам за отчетный год;
Если у предприятия возникает дебиторская задолженность,
то:
в графе 4 указываются дебетовые обороты по счетам за отчетный год;
в графе 5 — кредитовые обороты по счетам за отчетный год;
При возникновении у организации дебиторской долгосрочной или краткосрочной задолженности используются данные счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
75 «Расчеты с учредителями»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По строке 210 показывается краткосрочная дебиторская задолженность, из которой выделяются: по строке 211 — просроченная дебиторская задолженность, а по строке 212 — краткосрочная дебиторская задолженность, просроченная более чем на 3 месяца.
По строке 220 показывается долгосрочная дебиторская задолженность, из которой выделяются: по строке 221 — просроченная дебиторская задолженность, а по строке 222 — долгосрочная дебиторская задолженность, просроченная в отчетном году более чем на 3 месяца.
По строке 223 выделяется задолженность, платежи по которой предприятие ожидает получить не раньше, чем через 12 месяцев с начала отчетного года.
При возникновении у организации дебиторской долгосрочной или краткосрочной задолженности используются данные счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»;
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
По строке 230 показывается краткосрочная кредиторская задолженность, из которой выделяются: по строке 231 — просроченная кредиторская задолженность, а по строке 232 — краткосрочная кредиторская задолженность, просроченная более чем на 3 месяца.
По строке 240 показывается долгосрочная кредиторская задолженность, из которой выделяются: по строке 241 — просроченная кредиторская задолженность, а по строке 242 — долгосрочная кредиторская задолженность, просроченная в отчетном году более чем на 3 месяца.
По строке 243 выделяется задолженность, оплатить которую организация планирует не раньше, чем через 12 месяцев с начала отчетного года.
При заполнении группы статей «Обеспечения» представляется информация о выданных и полученных обеспечениях. При заполнении этих статей организация должна руководствоваться заключенными договорами и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета.
По строке 250 показываются полученные обеспечения, отражаемые на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные», из которых по строке 251 выделяется информация об обеспечениях, полученных от третьих лиц.
По строке 260 приводятся выданные обеспечения, отражаемые на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные», из которых по строке 261 выделяется информация об обеспечениях, выданных третьим лицам.
В справках к разделу 3 показываются данные:
— о движении векселей;
— себестоимости реализованной, но не оплаченной продукции;
— организациях-дебиторах, имеющих на 31 декабря отчетного года наибольшую задолженность;
— организациях-кредиторах, перед которыми организация имеет наибольшую задолженность на 31 декабря отчетного года.
В разделе 3 «Амортизируемое имущество» расшифровывается состав нематериальных активов, основных средств и доходных вложений в материальные ценности, принадлежащие организации.
При этом в графах раздела 3 формы № 5 отражаются следующие данные:
• в графе 3 — остаток амортизируемого имущества на начало отчетного года;
• в графе 4 — стоимость поступившего в течение отчетного года амортизируемого имущества;
• в графе 5 — стоимость выбывшего амортизируемого имущества;
• в графе 6 — остаток амортизируемого имущества на 31 декабря отчетного года.
В подразделе 1 «Нематериальные активы» приводятся данные по счету 04 «Нематериальные активы» с расшифровкой по видам нематериальных активов и отражением итоговых данных по стоимости нематериальных активов организации.
В подразделе 2 «Основные средства» используются данные счета 01 «Основные средства» с расшифровкой по видам основным средств и отражением итоговых данных по стоимости основных средств организации с подразделением их на основные средства производственного и непроизводственного назначения.
В подразделе 3 «Доходные вложения в материальные ценности» отражаются:
• по строке 381 — стоимость имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
• по строке 382 — стоимость имущества, предназначенного для сдачи в прокат;
• по строке 385 — общая сумма доходных вложений в материальные ценности.
В Справке к разделу 3 представляются данные на начало и конец отчетного года:
• по строкам 387—391 приводится первоначальная стоимость основных средств производственного назначения;
• по строке 392 — первоначальная стоимость основных средств производственного назначения, переведенных на консервацию;
• по строкам 393—398 — данные о начисленной сумме амортизационных отчислений по нематериальным активам и основным средствам организации;
• по строке 401 — справочная информация, характеризующая изменение стоимости основных в результате переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и пр.;
• по строке 403 — стоимость имущества, переданного в залог;
• по строкам 404—406 — данные о стоимости нематериальных активов и основных средств, по которым амортизация в отчетном году не начислялась.
В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений» представляется информация о привлеченных и использованных организацией средствах на капитальные и другие вложения долгосрочного характера в течение отчетного года.
При этом в графах раздела 4 формы № 5 отражаются следующие данные:
• в графе 3 — остаток средств, направленных в прошлом отчетном году на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, но не использованных полностью;
• в графе 4 — сумма дополнительно привлеченных средств для финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений;
• в графе 5 —сумма использованных в течение отчетного года средств на капитальные и другие вложения долгосрочного характера;
• в графе 6 — остаток средств, привлеченных для финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, но в течение отчетного года не использованных (гр. 6 = гр. 3 + гр. 4 - гр. 5).
По строке 410 показывается движение собственных средств организации, направленных на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений. При этом используются счета: 02 «Амортизация основных средств», 04 «Амортизация нематериальных активов» субсчет «Средства, направленные на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за исключением средств, направленных на долгосрочные инвестиции и финансовые вложения в прошлые годы и используются для заполнения граф 3 и 6.
В графе 4 приводятся данные о начисленной амортизации основных средств, нематериальных активов по предметам, предоставляемым по договору проката, а также прибыли, остающейся в распоряжении организации и направляемой в качестве капитальных и других финансовых вложений. Для заполнения графы 4 используются счета: 02 «Амортизация основных средств», 04 «Амортизация нематериальных активов» субсчет «Средства, направленные на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» субсчет «Средства, направленные на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений».
Графа 5 заполняется по данным счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения» субсчет «Долгосрочные финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам, выданным по капитальному строительству».
По строке 420 отражаются данные о суммах привлеченных средств на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений.
Для заполнения графы 3 используют сумму остатков по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по основному долгу», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по основному долгу», 86 «Целевое финансирование» за исключением средств, направленных на долгосрочные инвестиции и финансовые вложения в прошлые годы.
В графе 4 отражаются полученные заемные средства и целевое финансирование в течение отчетного года на финансирование долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, с использованием кредитовых оборотов по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по основному долгу», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» субсчет «Расчеты по основному долгу», 86 «Целевое финансирование».
В графе 5 отражают данные дебетовых оборотов по счетам 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения» субсчет «Долгосрочные финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам, выданным по капитальному строительству».
Информация о привлеченных источниках финансирования уточняется по строкам 421-426.
По строке 421 отражается движение кредитов банков.
По строке 422 — данные о полученных займах.
По строке 423 — данные о займах, полученных по договору о долевом строительстве.
По строке 424 — средства, полученные организацией из бюджета.
По строке 425 — средства, полученные организацией от внебюджетных фондов.
По строке 426 — движение прочих привлеченных средств.
По строке 440 справочно показывается данные о незавершенном строительстве.
По строкам 450 и 460 отражается движение средств организации, вложенных в дочерние и зависимые общества в виде вклада в уставный капитал, инвестиций в ценные бумаги и пр.
Строки заполняются по данным счета 58 «Финансовые вложения» по соответствующим субсчетам.
Раздел 5 «Финансовые вложения» детализирует информацию о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях организации.
Раздел 5 заполняется по данным счета 58 «Финансовые вложения» в разрезе следующих граф:
• в графе 3 отражается остаток долгосрочных финансовых вложений на начало отчетного года;
• в графе 4 — дебетовый оборот долгосрочных финансовых вложений по состоянию на 31 декабря отчетного года;
• в графе 5 — остаток краткосрочных финансовых вложений на начало отчетного года;
• в графе 6 — дебетовый оборот краткосрочных финансовых вложений по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Раздел 6 «Расходы по обычным видам деятельности» представляет расшифровку данных о расходах организации по ее основному виду деятельности.
В графах 3 и 4 приводятся данные о сумме произведенных затрат за отчетный и предыдущий год соответственно без учета затрат связанных с передачей ценностей для нужд собственного производства и обслуживающих хозяйств, по браку, непредвиденным простоям и пр.
Для заполнения раздела 6 необходимо использовать счета:
20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» (без учета субсчета «Расходы на упаковку и транспортировку»), 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По строкам раздела 6 приводятся следующие данные:
• строка 610 отражает общую сумму материальных затрат, расшифровка которых дается про строкам 611—613;
• строка 620 — общую сумму затрат на оплату труда;
• строка 630 — сумму отчислений на социальные нужды;
• строка 640 — сумму начисленной амортизации;
• строка 650 — сумму прочих, не отраженных в предыдущих строка, сумму производственных затрат, понесенных организацией в течение отчетного года. Прочие затраты расшифровываются по строкам 651—653.
По строке 660 показывается общая сумма затрат, понесенных организацией в течение отчетного года.
Изменение остатков организации:
• в незавершенном производстве отражается по строке 670;
• расходов будущих периодов — по строке 680;
• резервов предстоящих расходов — по строке 690.
Раздел 7 «Социальные показатели» представляет данные о начисленных и использованных средствах взносов на государственное социальное страхование, среднесписочной численности работников, о доходах по акциям и вкладам в имущество организации, о денежных выплатах и поощрениях, не связанных с производством продукции. Показатели отражаются по данным субсчетов к счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
По строкам 710—740 по дебету и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (за исключением сумм начисленных и уплаченных пеней и штрафов) по фондам.
Строка 730 прочеркивается, т.к. расчеты с фондом занятости организации не осуществляют.
По строке 750 отражаются данные по расчетам с негосударственными пенсионными фондами.
По строке 755 — сумма страховых взносов по договорам добровольного страхования пенсий.
По строке 760 — среднесписочная численность работников организации.
По строке 770 — выданные денежные выплаты и поощрения не связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг).
По строке 780 — доходы работников организации по акциям и вкладам в имущество организации.
Тема 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» пояснительная записка включается организацией в состав годовой бухгалтерской отчетности, за исключением законодательно оговоренных случаев.
Пояснительная записка является самостоятельной частью годовой бухгалтерской отчетности. Она представляет сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности.
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», при составлении пояснительной записки организация обязана учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности.
Организации, подлежащие обязательному аудиту должны представить в составе пояснительной записки мнение аудитора о достоверности представленных данных.
Пояснительная записка должна представлять информацию о расшифровке отдельных показателей формы № 1 и формы № 2.
В пояснительной записке должна быть представлена информация об организации, ее структуре управления, положении в группе компаний. Здесь указывается адрес, наименование видов деятельности организаций или направлений деятельности головной или дочерних компаний.
Деятельность компаний рассматривается в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Акционерные общества в пояснительной записке представляются сведения о количестве выпущенных и полностью оплаченных акций, выпущенных, но еще не оплаченных, или частично оплаченных, акций.
Кроме того, в пояснительной записке раскрывается информация об основных элементах учетной политики организации, раскрываются существенные положения этого документа: методы списания материальных ценностей, определение выручки для целей налогообложения и др.
При изменении учетной политики в следующем отчетном году, организация должна обосновать внесение таких изменений.
Пояснительная записка должна отражать данные об основных факторах, которые в отчетном году повлияли на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, данные об уплате налогов.
В пояснительной записке должна быть отражена информация об операциях с аффилированными лицами, а также зависимыми или дочерними общества. В записке необходимо отразить информацию о каждом аффилированном лице в соответствии с ПБУ 11/2000.
В записке раскрывается также информация о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» и 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», дается краткое их описание и оценка. Кроме того, события после отчетной даты, влияющие на финансовый результат, отражаются в учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годовой отчетности. События, не влияющие на финансовый результат, раскрываются в пояснениях к форме № 1 и форме № 2.
Также в пояснительной записке может отражаться информация о важнейших отчетных показателях по видам деятельности и географическим рынкам сбыта, т.е. информация о влиянии, которое оказывают отдельные подразделения на общие финансовые результаты деятельности организации (для организаций, имеющих дочерние или зависимые общества и составляющих сводную отчетность). Данные должны быть составлены в соответствии с требованиями ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Организации, получающие в отчетном году государственную помощь (субсидии, субвенции и пр.) представляют данные о государственной помощи, полученной в отчетном году.
Пояснительная записка, кроме всех перечисленных моментов, должна определить, какие показатели необходимо расшифровать в виде таблиц, дополнительных расчетов, текстовых пояснений.
Тема 8
СВОДНАЯ И КОНСОЛИДИРОВАННАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

8.1. Понятия сводной и консолидированной финансовой отчетности. Порядок составления отчетности

В соответствии с МСФО № 27 «Сводная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании» консолидированные финансовые отчеты — это финансовые отчеты группы (головной компании и всех ее дочерних компаний), представленные как отчетность одной компании.
Российское определение дочернего общества схоже с определением МСФО.
Вопросы составления консолидированной отчетности в РФ регламентированы Законом РФ «О финансово-промышленных группах» от 20 ноября 1995 года № 190—ФЗ, в котором финансово-промышленные группы (ФПГ) определяются как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ, или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, банков или иных кредитных организаций.
В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Центральная компания ФПГ является юридическим лицом, утвержденным всеми участниками договора о создании ФПГ или основным, по отношению к участникам договора, обществом, уполномоченным (по закону или договору) на ведение дел ФПГ.
Центральная компания в соответствии с Законом и договором о создании ФПГ:
— выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ;
— ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ;
— готовит ежегодный отчет о деятельности ФПГ.
Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 09 января 1997 года № 24.
Минфином РФ издан приказ «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 № 112 (в редакции от 12.05.99 № 36н).
Материнская компания — компания, имеющая одно или боле дочерних предприятий.
Дочернее предприятие — предприятие, находящееся под контролем материнской компании.
Группа — материнская компания и дочерние предприятия.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК) дочерним является общество, если основное хозяйственное общество в силу преобладающего его участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным им во исполнение таких указаний, (сводная отчетность — если больше 50% голосующих акций (УК) АО или 000).
В соответствии с ГК зависимым является хозяйственное общество, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала 000.
Группа лиц — это совокупность юридических или юридических и физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий:
— лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего числа голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал юридического лица. Под косвенным распоряжением понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;
— между двумя или более лицами заключен договор, которым предоставлено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;
— лицо имеет право назначения более 50% состава исполнительного органа и совета директоров юридического лица;
— одни и те же физические лица представляют более 50% состава исполнительного органа или совета директоров двух или более юридических лиц.
Прямой контроль трактуется как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом посредством одного или нескольких действий.
Косвенный контроль рассматривается как возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые юридическим лицом через третьих лиц, по отношению к которым первые обладают одним или несколькими правами или полномочиями.
Сводная и консолидированная отчетность различаются по назначению, технике составления, кругу пользователей.
Сводные отчеты составляются:
1. При формировании сводной отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти РФ.
Сводная годовая бухгалтерская отчетность представляется Минфину России, Минэкономики России и Госкомстату России.
2. При составлении отчетности внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.
3. При наличии у организации зависимых дочерних обществ. Во всех других случаях по группе взаимосвязанных предприятий составляется консолидированная отчетность.
Цель консолидированной бухгалтерской отчетности — показать инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятии, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов — элиминирование (исключение) отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.
То есть, консолидированная отчетность составляется несколькими собственниками (юридическими лицами) по совместно контролируемому имуществу.
Сводная же отчетность составляется в рамках одного собственника или для статического обобщения.
Сводная бухгалтерская отчетность имеет следующий состав:
• Бухгалтерский баланс — форма № 1;
• Отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
• Отчет об изменениях капитала — форма № 3;
• Отчет о движении денежных средств — форма № 4.
Консолидированная отчетность в соответствии с 4-й и 7-й директивами Европейского Союза включает консолидированные баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, примечания к ним, заключение аудитора.
В 7-ой директиве не приводятся обязательные формы баланса и других документов консолидированной отчетности. Однако, в соответствии с 4-й директивой консолидированный баланс европейской компании имеет следующую структуру:
АКТИВЫ
А. Активы длительного пользования:
1. Нематериальные активы.
2. Материальные активы.
3. Финансовые активы. В. Текущие активы:
1. Производственные запасы.
2. Счета к получению, другие активы.
3. Ценные бумаги.
4. Чеки, денежные средства, остатки на банковских счетах.
С. Расходы будущих периодов.
ПАССИВЫ
А. Собственный капитал:
1. Уставный капитал.
2. Резервный капитал.
3. Резервы, создаваемые за счет валовой выручки.
4. Нераспределенная прибыль (убытки) прошлых лет.
5. Чистая прибыль (убыток) текущего года.
В. Начисления.
С. Обязательства.
Д. Доходы будущих периодов.
Сводная отчетность
Сводная отчетность составляется по группе юридически и экономически взаимосвязанных организаций, каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом. Сводная отчетность составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ от 30.12.96 № 112 (в редакции от 12.05.99 № 36н).
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места его государственной регистрации.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную, если:
• головная организация обладает более 50% голосующих акций АО или боле 50% уставного капитала 000;
• головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
• в случае наличия у головной организации иных способов определения решения, принимаемых дочерним обществом.
Данные о зависимых обществах включаются в сводную отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций АО или более 20% Уставного капитала 000.
Головная организация может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее только зависимых обществ.
Дочернее общество, которое, в свою очередь, выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда она зарегистрирована и (или) ведет хозяйственную деятельность за пределами РФ, если:
• 100% ее голосующих акций или У К принадлежат другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;
• 90% или более ее голосующих акций или УК принадлежат другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной отчетности.
Кроме того, Группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету МФ РФ, в случае, если одновременно соблюдаются следующие правила:
— сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе МСФО;
— Группой обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
— пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическим указаниями по бухгалтерскому учету МФ РФ.
Данные о дочерних или зависимых обществах могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
1. Доля голосующих акций или доля в УК дочернего или зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи.
2. Головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности важно соблюдать следующие принципы:
1. Принцип единой даты составления. В сводную отчетность должна объединяться отчетность предприятий, составленная на одну и ту же отчетную дату и за один и тот же отчетный период.
2. Принцип единого денежного измерения. Отчетность должна быть составлена в единой валюте-
3. Принцип единства методов оценки статей баланса (унификации оценки). Оценки статей сводной отчетности должны быть едиными, независимо от использования методов оценки статей в отчетности дочерних и зависимых обществ. В качестве базовой оценки используется методология головного предприятия.
4. Принцип полноты информации содержит требование о включении в сводную отчетность всех активов, пассивов, доходов и расходов головного предприятия и дочерних обществ в полном объеме независимо от доли головного предприятия (в сводном балансе отдельной строкой показывается доля меньшинства).
5. Принцип существенности информации содержит требование, в соответствии с которым сводный отчет должен содержать лишь существенную для пользователей информацию. Если же данные о дочернем (зависимом) обществе не оказывают существенного влияния на формирование финансовых результатов деятельности группы за отчетный период, то они могут не включаться в сводный бухгалтерский отчет группы. (Например, если величина УК дочернего общества не превышает 3% от величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, включаемых в сводный отчет составляет 10% от величины капитала группы, такое дочернее предприятие может не включаться в сводную отчетность).

<< Предыдущая

стр. 7
(из 9 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>