<< Предыдущая

стр. 20
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Пример. В феврале отчетного года ЗАО "Актив" получило в аренду сроком на 1 год торговое оборудование. По договору арендная плата составляет 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). По соглашению сторон стоимость оборудования в договоре оценена в 900 000 руб.
После того как оборудование было доставлено в организацию, бухгалтер сделал запись:
Дебет 001
- 900 000 руб. - учтено оборудование, полученное в аренду.
Ежемесячно в течение года бухгалтер "Актива" делал проводки:
Дебет 44 Кредит 76
- 5000 руб. (5900 - 900) - начислена арендная плата;
Дебет 19 Кредит 76
- 900 руб. - учтен НДС по арендной плате;
Дебет 76 Кредит 51
- 5900 руб. - перечислена арендная плата за отчетный месяц;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 900 руб. - произведен налоговый вычет НДС.
Стоимость оборудования в размере 900 000 руб. отражается по строке 910 Справки за отчетный год.

Строка 920 "Товарно-материальные ценности,
принятые на ответственное хранение"

По строке 920 Справки отражают стоимость товарно-материальных ценностей, которые находятся на складе фирмы, но право собственности на которые вашей организации не принадлежит.
К таким ценностям, в частности, относят:
- неоплаченные материалы или товары, полученные по договору, который предусматривает, что право собственности на эти ценности переходит к вашей фирме только после их оплаты;
- проданные товары, временно оставленные на складе вашей фирмы на ответственном хранении;
- поступившие от поставщиков товарно-материальные ценности, счета на которые ваша фирма не акцептовала.
Стоимость таких ценностей учитывают по счету 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". Эти ценности учитываются на этом счете по ценам, предусмотренным в первичных документах, служащих основанием для их оприходования.
После того как товарно-материальные ценности поступят на склад, сделайте запись:
Дебет 002
- учтены товарно-материальные ценности.
В строке 920 Справки укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
После того как право собственности на них перейдет к вашей фирме или они будут отгружены владельцу, сделайте запись:
Кредит 002
- товарно-материальные ценности сняты с ответственного хранения.

Пример. ЗАО "Актив" заключило с ООО "Пассив" договор купли-продажи товаров на общую сумму 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). По договору товары отгружаются "Активу" после того, как он перечислит "Пассиву" аванс в сумме 300 000 руб. Однако право собственности на эти материалы переходит к "Активу" лишь после их полной оплаты. Бухгалтер "Актива" должен сделать следующие проводки:
Дебет 60, субсчет "Авансы выданные", Кредит 51
- 300 000 руб. - перечислена сумма аванса;
Дебет 002
- 590 000 руб. - оприходованы товары, право собственности на которые к "Активу" не перешло.
Если на конец отчетного периода товары оплачены не будут, их стоимость нужно отразить по строке 920 Справки.
После оплаты товаров бухгалтер "Актива" должен сделать проводки:
Дебет 60 Кредит 51
- 290 000 руб. - произведена окончательная оплата по договору;
Дебет 60 Кредит 60, субсчет "Авансы выданные"
- 300 000 руб. - зачтена в оплату по договору перечисленная ранее сумма аванса.
Кредит 002
- 590 000 руб. - товары сняты с забалансового учета;
Дебет 41 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - оприходованы товары на балансе фирмы;
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен НДС по товарам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 90 000 руб. - произведен налоговый вычет НДС.

Строка 930 "Товары, принятые на комиссию"

По строке 930 Справки отражают стоимость товаров, полученных для продажи по договору комиссии (договору поручения или агентскому договору). Право собственности на такие товары принадлежит комитенту (поручителю, принципалу).
Стоимость таких ценностей учитывают по счету 004 "Товары, принятые на комиссию". Эти ценности учитываются на этом счете по ценам, предусмотренным в первичных документах, служащих основанием для их оприходования.
После того как вы получили товары по посредническому договору, сделайте запись:
Дебет 004
- оприходованы товары, полученные по посредническому договору.
В строке 930 Справки укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
Когда вы продадите (отгрузите) товары покупателю, в учете сделайте запись:
Кредит 004
- проданы (отгружены) покупателю товары, полученные по посредническому договору.
Такую же запись сделайте при возврате непроданных товаров их собственнику (комитенту, поручителю или принципалу).

Пример. В декабре отчетного года ООО "Марс" и ООО "Сатурн" заключили договор комиссии. Согласно этому договору, "Марс" (комиссионер) должен продать партию товаров, полученных от "Сатурна" (комитент), на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Бухгалтер "Марса" должен сделать проводки:
Дебет 004
- 118 000 руб. - оприходованы товары, полученные по договору комиссии от ООО "Сатурн".
Если в течение декабря товары проданы не будут, их стоимость (118 000 руб.) нужно указать по строке 930 Справки за отчетный год.

Строка 940 "Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов"

По строке 940 Справки отражают суммы, учитываемые на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Задолженность неплатежеспособного дебитора вы можете списать с баланса в двух случаях:
- истек срок исковой давности (срок исковой давности составляет три года с момента возникновения задолженности);
- ваш должник признан банкротом.
Задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также долг организации, признанной банкротом, спишите проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 62 (76)
- списана дебиторская задолженность.
Если ранее под эту задолженность был создан резерв по сомнительным долгам, проводка будет такой:
Дебет 63 Кредит 62 (76)
- списана дебиторская задолженность за счет ранее созданного резерва.
Одновременно сумму списанной задолженности отразите записью:
Дебет 007
- отражена задолженность неплатежеспособного дебитора.
В строке 940 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
Такая задолженность должна учитываться на счете 007 в течение пяти лет с момента ее списания с баланса.
При списании задолженности с забалансового учета по истечении этого срока сделайте запись:
Кредит 007
- списана задолженность с забалансового учета.
Задолженность должника может быть списана со счета 007 и раньше пяти лет. Это происходит в двух случаях:
- должник погасил задолженность;
- организация-должник ликвидирована.
Если должник погасил задолженность, то сумму средств, поступивших в погашение задолженности, отразите следующими проводками:
Дебет 50 (51, 52...) Кредит 91-1
- поступили средства в счет погашения ранее списанной с баланса задолженности;
Кредит 007
- списана задолженность, погашенная дебитором.
Если организация-должник ликвидирована, сделайте запись:
Кредит 007
- списана задолженность в связи с ликвидацией организации-должника.

Пример. В январе 2006 г. ЗАО "Актив" поставило партию собственной продукции ООО "Пассив". Стоимость продукции, согласно договору, составила 180 000 руб. Проданная продукция НДС не облагается. При отгрузке продукции бухгалтер "Актива" сделал проводку:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 180 000 руб. - отражена задолженность "Пассива" за отгруженную продукцию.
Из-за неплатежеспособности "Пассива" продукция не была оплачена в срок, установленный договором.
В январе 2009 г. "Актив" принял решение списать сумму долга. Резерв по сомнительным долгам фирмой не создавался.
Бухгалтер "Актива" в январе 2009 г. должен сделать в учете записи:
Дебет 91-2 Кредит 62
- 180 000 руб. - списана задолженность "Пассива" по истечении срока исковой давности;
Дебет 007
- 180 000 руб. - отражена сумма списанной дебиторской задолженности за балансом.
В Справке за 2009 г. по строке 940 нужно показать задолженность покупателя в сумме 180 000 руб.
По истечении 5 лет задолженность погашена не была, бухгалтер "Актива" должен списать ее с забалансового учета.
Для этого нужно сделать запись:
Кредит 007
- 180 000 руб. - списана сумма непогашенной дебиторской задолженности с забалансового учета по истечении 5 лет.
Таким образом, сумма списанной дебиторской задолженности отражается в Справке по строке 940 в течение 5 лет - с 2009 по 2014 гг.

Строка 950 "Обеспечения обязательств и платежей полученные"

По строке 950 Справки отражают суммы гарантий, полученные фирмой в обеспечение выполнения обязательств и платежей. Например, гарантии, которые вы получили от других организаций в обеспечение:
- выполнения вашей фирмой тех или иных обязательств (оплаты полученных товаров, возврата кредита или займа и т.п.);
- оплаты товаров, проданных вашей фирмой покупателям.
Эти суммы учитывают на забалансовом счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные". Учет гарантий ведется в денежном выражении. Если в соглашении о предоставлении гарантии ее сумма не указана, то она определяется исходя из условий договора, по которому вы ее получили. Например, если вы получили гарантию от другой организации об оплате полученной вами партии товаров стоимостью 600 000 руб., на счете 008 вы должны учесть такую же сумму. На сумму полученной гарантии сделайте в учете запись:
Дебет 008
- получена гарантия от сторонней организации.
В строке 950 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода. После того как вы выполнили обязательство, под которое вами была получена гарантия другой организации (оплатили полученный товар, погасили кредит или заем), сумму гарантии спишите:
Кредит 008
- списана сумма гарантии после выполнения вашей организацией своих обязательств.
Такая же запись делается при поступлении денежных средств от покупателей в оплату отгруженных им товаров (при условии, что ранее вы получили гарантию оплаты этих товаров от сторонней организации):
Кредит 008
- списана сумма гарантии после выполнения покупателями своих обязательств перед вашей организацией.

Пример. В декабре отчетного года ЗАО "Актив" заключило договор на покупку производственного оборудования стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.).
Поставщик потребовал предоставить банковскую гарантию в обеспечение оплаты оборудования. "Актив" обратился в обслуживающий банк с просьбой предоставить такую гарантию. Банк выдал гарантию на эту сумму.
Бухгалтер "Актива" должен сделать в учете записи:
Дебет 008
- 590 000 руб. - учтена сумма гарантии, полученной от банка;
Дебет 08 Кредит 60
- 500 000 руб. (590 000 - 90 000) - оприходовано оборудование;
Дебет 19 Кредит 60
- 90 000 руб. - учтен НДС по оприходованному оборудованию.
Если в течение декабря оборудование оплачено поставщику не будет, то сумму гарантии указывают по строке 950 Справки за отчетный год.
После оплаты оборудования в учете делаются записи:
Дебет 60 Кредит 51
- 590 000 руб. - оплачено оборудование поставщику;
Дебет 01 Кредит 08
- 500 000 руб. - введено в эксплуатацию оборудование;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 90 000 руб. - произведен налоговый вычет НДС;
Кредит 008
- 590 000 руб. - списана сумма гарантии, полученной от банка.

Строка 960 "Обеспечения обязательств и платежей выданные"

По строке 960 Справки отражают суммы гарантий, выданных предприятием в обеспечение выполнения обязательств и платежей (например, оплаты полученных им товаров, возврата кредита или займа и т.п.).
Такие гарантии учитывают на счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные".
Учет гарантий ведется в денежном выражении. Если в соглашении о предоставлении гарантии сумма гарантии не указана, то она определяется исходя из условий договора, по которому вы ее выдали.
Например, если вы выдали гарантию об оплате сторонней организацией товара стоимостью 9 000 000 руб., на счете 009 вы должны учесть такую же сумму.
На сумму выданной гарантии сделайте в учете запись:
Дебет 009
- выдана гарантия другому лицу в обеспечение обязательств сторонней организации.
В строке 960 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
После погашения сторонней организацией обязательств (оплаты полученных товаров, погашения кредита или займа) сумму гарантии спишите:
Кредит 009
- списана сумма гарантии.

Пример. В декабре отчетного года ООО "Пассив" заключило договор на поставку производственного оборудования стоимостью 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). Поставщик потребовал предоставить гарантию в обеспечение оплаты оборудования. Гарантию на сумму 590 000 руб. предоставило ЗАО "Актив".
Бухгалтер "Актива" должен сделать в учете запись:
Дебет 009
- 590 000 руб. - учтена сумма гарантии, выданной "Активом" поставщику "Пассива".
Если в течение декабря оборудование оплачено "Пассивом" не будет, то сумму гарантии указывают по строке 950 Справки "Актива" за отчетный год.
После того как "Пассив" оплатит стоимость оборудования, бухгалтер "Актива" сделает запись:
Кредит 009
- 590 000 руб. - списана сумма гарантии, выданной "Активом" поставщику "Пассива".

Строка 970 "Износ жилищного фонда"

По строке 970 Справки отражают суммы износа, начисленные по объектам жилищного фонда, введенным в эксплуатацию до 1 января 2006 г. Сумму износа учитывают на счете 010 "Износ основных средств" ежемесячно, применяя исключительно линейный способ (Письмо Минфина России от 18 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/204).
Обратите внимание: объекты жилищного фонда амортизируются в общеустановленном порядке, если они отражаются в составе доходных вложений в материальные ценности на счете 03, введены в эксплуатацию после 1 января 2006 г.
Сумму износа по объектам жилищного фонда, введенным в эксплуатацию до 1 января 2006 г., отражайте в конце каждого месяца записью:
Дебет 010
- начислен износ по жилищному фонду, введенному в эксплуатацию до 1 января 2006 г.
В строке 970 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
При списании жилья с баланса сумму износа спишите:
Кредит 010
- списан износ по жилищному фонду, введенному в эксплуатацию до 1 января 2006 г.

Пример. В январе отчетного года ЗАО "Актив" приобрело жилой дом стоимостью 5 000 000 руб. Фирма определила, что срок полезного использования дома - 32 года. Следовательно, годовая норма амортизационных отчислений составляет 3,125%.
В конце каждого месяца (начиная с февраля) бухгалтер "Актива" должен делать запись:
Дебет 010
- 13 020,83 руб. (5 000 000 x 3,125% : 12 мес.) - начислен износ по жилому дому.
В Справке за отчетный год сумму 143 229 руб. (13 020,83 руб. x 11 мес.) надо показать по строке 970.

Строка 980 "Износ объектов внешнего благоустройства
и других аналогичных объектов"

Указанную строку вы заполняете в отношении тех объектов внешнего благоустройства, которые ввели в эксплуатацию до 1 января 2006 г.
По объектам внешнего благоустройства, введенным в эксплуатацию после 1 января 2006 г., начисляется амортизация.
По объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2006 г., продолжайте начислять износ ежемесячно линейным способом (Письмо Минфина России от 18 апреля 2005 г. N 03-06-01-04/204). Сумму износа укажите по строке 980 Справки.
Сумму износа отражайте в конце каждого месяца записями:
Дебет 010
- начислен износ по объектам внешнего благоустройства.
В строке 980 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
При списании имущества, на которое был начислен износ, сумму износа спишите проводкой:
Кредит 010
- списан износ по объектам внешнего благоустройства.

Строка 990 "Нематериальные активы,
полученные в пользование"

По строке 990 отражают стоимость нематериальных активов, полученных в пользование, если исключительные права на них не перешли к вашей фирме. Такие активы организация-пользователь должна учитывать на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.
В Плане счетов специального забалансового счета для учета нематериальных активов нет. Для этих целей откройте любой свободный счет, например 012.
При получении неисключительных прав сделайте запись:
Дебет 012
- получены в пользование нематериальные активы.
В строке 990 укажите дебетовое сальдо этого счета на конец отчетного периода.
По окончании срока действия лицензионного договора спишите стоимость прав проводкой:
Кредит 012
- списаны нематериальные активы, на которые у фирмы нет исключительных прав, ранее полученные в пользование.

Пример. В декабре отчетного года ООО "Актив" оплатило бухгалтерскую программу стоимостью 10 000 руб., заключив договор с правообладателем на 2 года.
Бухгалтер "Актива" должен сделать записи:
Дебет 012
- 10 000 руб. - получены в пользование нематериальные активы;
Дебет 97 Кредит 60
- 10 000 руб. - единовременный платеж за программу учтен в составе расходов будущих периодов;
Дебет 60 Кредит 51
- 10 000 руб. - оплачено право пользования программой.
В Справке за отчетный год по строке 990 нужно показать сумму 10 000 руб.

Вписываемые строки Справки

По остальным вписываемым строкам Справки отражают стоимость ценностей, учтенных на других забалансовых счетах. Так, здесь указывают стоимость:
- материалов, принятых в переработку на давальческих основах (дебетовое сальдо по счету 003 "Материалы, принятые в переработку");
- оборудования, принятого для монтажа (дебетовое сальдо по счету 005 "Оборудование, принятое для монтажа");
- бланков строгой отчетности (дебетовое сальдо по счету 006 "Бланки строгой отчетности");
- основных средств, сданных в аренду (дебетовое сальдо по счету 011 "Основные средства, сданные в аренду").

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ (ФОРМА N 2)

Общие требования и заголовочная часть Отчета

Все доходы и расходы в Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) сгруппированы в порядке, предусмотренном Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99).
В Отчете их делят на:
- доходы и расходы по обычным видам деятельности;
- прочие доходы и расходы.
Чтобы привести бухгалтерский учет финансовых результатов в соответствие с налоговым учетом, в Отчете также указывают отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и сумму начисленного налога на прибыль.
Порядок расчета этих показателей изложен в ПБУ "Учет расчетов по налогу на прибыль организации" (ПБУ 18/02).
Обратите внимание: несмотря на то что проценты по кредитам (займам) являются прочими расходами (доходами) фирмы, в Отчете их следует отражать в отдельных строках - "Проценты к уплате" и "Проценты к получению". Таково требование п. 23 ПБУ 4/99.
Данные текущего и прошлого года, которые указаны в Отчете, должны быть сопоставимы. Это позволяет проанализировать те или иные показатели фирмы в динамике. Поэтому в столбце 4 "За аналогичный период предыдущего года" Отчета приводят данные на прошлый год. Эти данные должны совпадать с показателями, которые отражены в столбце 3 Отчета за предыдущий год.
В столбце 3 "За отчетный период" Отчета показывают данные на конец отчетного периода, то есть на 31 марта (Отчет за I квартал), 30 июня (Отчет за первое полугодие), 30 сентября (Отчет за 9 месяцев) и 31 декабря (Отчет за год).
Отчет о прибылях и убытках должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером фирмы. Руководитель фирмы может лично вести бухгалтерию. В этой ситуации достаточно лишь его подписи.
Заголовочная часть Отчета заполняется в том же порядке, что и заголовочная часть баланса.
Она может быть оформлена так:

Отчет
о прибылях и убытках
год 8 ------------¬
за ------------- 200- г. ¦ Коды ¦
+-----------+
Форма N 2 по ОКУД ¦ 0710002 ¦
+----T---T--+
Дата (год, месяц, число) ¦2009¦ 03¦15¦
+----+---+--+
ООО "Пассив" ¦ 51268891 ¦

<< Предыдущая

стр. 20
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>