<< Предыдущая

стр. 23
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

- 9000 руб. - отгружен товар покупателю;
Дебет 76 Кредит 90-1
- 900 руб. - начислено комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 137 руб. - начислен НДС;
Дебет 51 Кредит 76
- 900 руб. - поступило на расчетный счет "Актива" комиссионное вознаграждение;
Дебет 90-2 Кредит 26
- 20 руб. - списаны расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 743 руб. (900 - 137 - 20) - отражен финансовый результат. По строке 010 формы N 2 за отчетный год бухгалтер "Актива" должен отразить сумму выручки в размере 763 руб. (900 - 137).

Договор поручения

По договору поручения поверенный (посредник) за вознаграждение обязуется совершить за счет доверителя (заказчика) те или иные действия (например, купить или продать товар). В отличие от договора комиссии посредник действует от имени доверителя.
Почти во всех случаях посредник должен исполнить поручение лично, не прибегая к чьей-либо помощи. Все права и обязанности по договору поручения принадлежат доверителю. Этим договор поручения также отличается от договора комиссии.
Если посредник по договору поручения продает чужие товары, то документы на них он обязан выписать от имени заказчика.

Агентский договор

По агентскому договору агент (посредник) обязуется за вознаграждение совершить по поручению принципала (заказчика) те или иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Если агент действует от своего имени, то его взаимоотношения с принципалом строятся так же, как и по договору комиссии. Если же агент действует от имени принципала, то к агентскому договору применяются правила, действующие для договора поручения.
Обратите внимание: помимо уплаты вознаграждения принципал должен возместить агенту все расходы, связанные с исполнением договора (ст. ст. 975 и 1001 ГК РФ). Поэтому если в договоре указано, что расходы на исполнение поручения принципала несет агент, то данное положение договора считается недействительным.
Денежные средства, которые агент получил в качестве компенсации затрат по договору, выручкой не считаются. Поэтому они по кредиту счета 90 "Продажи" не учитываются. В учете агента такие расходы отражают проводками:
Дебет 60 Кредит 51
- оплачены услуги организаций, связанные с исполнением договора (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 60
- отражены расходы, которые по договору возмещаются принципалом (с учетом НДС);
Дебет 51 Кредит 76
- получена от принципала компенсация расходов по агентскому договору (с учетом НДС).
Агент должен документально подтвердить все расходы, произведенные им по договору. Иначе сумма их компенсации будет считаться безвозмездно полученными средствами. Тогда агенту придется включить их в состав внереализационных доходов и начислить с них налог на прибыль.
Иногда стороны устанавливают сумму вознаграждения уже с учетом компенсации расходов агента по договору. Это приводит к необоснованному завышению выручки агента. Кроме того, агент не может включить такие расходы в себестоимость, поскольку по Гражданскому кодексу они должны возмещаться принципалом. По этой же причине он не может принять к вычету НДС по ним.
Поэтому укажите отдельно в договоре сумму вознаграждения агента и перечислите те расходы (и их максимальную сумму), которые возмещает принципал.
Оказывая услуги, агент может оплатить расходы, прямо не связанные с предметом посреднического договора (например аренду своего офиса, коммунальные платежи, размещение в СМИ рекламы о своей фирме и т.п.). Такие затраты агент должен включить в расходы и отразить их на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Указанные расходы отражают в учете агента проводками:
Дебет 26 Кредит 02 (69, 70...)
- отражены расходы, связанные с деятельностью агента;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по товарам, работам и услугам, приобретенным агентом;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- произведен вычет по НДС;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены товары, работы и услуги.

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" (агент) заключил агентский договор с ЗАО "Актив" (принципал). По договору "Актив" поручил "Пассиву" провести рекламную кампанию своих товаров на телевидении и в прессе.
На проведение рекламной кампании выделена сумма в пределах 240 000 руб. (с учетом НДС). Агент получает вознаграждение в размере 5% от стоимости рекламных услуг (в рамках утвержденной сметы).
Сумма вознаграждения составила 12 000 руб. (240 000 руб. x 5%), в том числе НДС - 1830 руб. Расходы агента, связанные с осуществлением его деятельности (заработная плата сотрудников с ЕСН, амортизация основных средств и т.д.), составили 5000 руб.
Бухгалтер "Пассива" должен сделать записи:
Дебет 51 Кредит 76
- 240 000 руб. - получены от принципала деньги на оплату расходов по проведению рекламной кампании;
Дебет 60 Кредит 51
- 240 000 руб. - оплачены услуги сторонних организаций на проведение рекламной кампании (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 60
- 240 000 руб. - отражены расходы на проведение рекламной кампании, возмещаемые принципалом (с учетом НДС);
Дебет 76 Кредит 90-1
- 12 000 руб. - начислено вознаграждение;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 1830 руб. (12 000 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС с суммы вознаграждения;
Дебет 26 Кредит 02 (69, 70)
- 5000 руб. - отражены расходы "Пассива";
Дебет 90-2 Кредит 26
- 5000 руб. - списаны расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 5170 руб. (12 000 - 1830 - 5000) - выявлен финансовый результат;
Дебет 51 Кредит 76
- 12 000 руб. - получено вознаграждение от принципала.
По строке 010 формы N 2 за отчетный год "Пассив" отразит выручку в размере 10 170 руб. (12 000 - 1830).

Строка 020 "Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг"

В этой строке указывают сумму расходов по обычным видам деятельности фирмы. Причем здесь отражают только те расходы, которые связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) в отчетном периоде. Данный показатель указывают в круглых скобках.
К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ, оказанием услуг, покупкой и реализацией товаров.
Не считают расходами фирмы и в Отчете не отражают:
- затраты по приобретению внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства и т.п.);
- суммы, уплаченные по посредническим договорам в пользу заказчика (комитента, доверителя, принципала);
- суммы, перечисленные в порядке предоплаты материальных ценностей, работ или услуг;
- суммы, выданные в качестве задатка.
При расчете себестоимости проданной продукции (работ, услуг) нужно руководствоваться ПБУ "Расходы организации" (ПБУ 10/99), а также отраслевыми методическими рекомендациями по формированию себестоимости.
В себестоимость продукции (работ, услуг), как правило, включают все расходы, связанные с ее производством.
Обратите внимание: некоторые расходы фирмы учитывают при расчете облагаемой прибыли только в пределах норм. Однако в бухгалтерском учете их отражают в полной сумме. Корректировка затрат с учетом утвержденных лимитов, норм и нормативов производится только для целей налогообложения.
У фирмы могут быть расходы, которые относятся к будущим периодам. К ним можно отнести затраты:
- на горно-подготовительные работы;
- на освоение нового производства;
- на рекультивацию земель и природоохранные мероприятия;
- на ремонт основных средств (когда резерв на него фирмой не создается);
- на получение лицензии для осуществления тех или иных видов деятельности;
- на сертификацию продукции, работ или услуг.
Такие расходы включают в себестоимость в течение определенного периода времени.

Методы учета расходов

Расходы в бухгалтерском учете и Отчете отражают одним из двух способов:
- по методу начисления;
- по кассовому методу.
Большинство фирм применяет метод начисления. Если вы используете этот метод, то расходы отражают в бухучете и Отчете о прибылях и убытках после того, как они фактически возникли. Оплачены расходы или нет, неважно.
Малым предприятиям разрешено применять кассовый метод учета доходов и расходов. Если вы используете этот метод, то все расходы отражайте только после их оплаты. Соответственно, в строке 020 Отчета о прибылях и убытках эти фирмы указывают только те расходы по реализации товаров (продукции, работ, услуг), которые они приняли к учету и оплатили.
Обратите внимание: выручка от продажи расходы фирмы должны учитываться одним и тем же методом.
Малые предприятия могут самостоятельно выбрать тот или иной метод учета доходов и расходов. Его нужно закрепить в учетной политике фирмы. Фирмы, которые не относятся к малым, должны учитывать расходы только по методу начисления.

Как учесть расходы по методу начисления

В конце месяца спишите расходы, связанные с реализацией товаров, выручка от продажи которых отражена на счете 90, субсчет "Выручка". Для этого нужно сделать проводку:
Дебет 90-2 Кредит 41 (43, 45, 20)
- списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Таким образом, по строке 020 отчета нужно отразить дебетовый оборот по субсчету 90-2.

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" продало готовую продукцию. Ее себестоимость составила 320 000 руб. Выручка от продажи готовой продукции - 472 000 руб. (в том числе НДС - 72 000 руб.).
Фирма определяет выручку для целей налогообложения методом начисления.
После отгрузки товара в учете "Пассива" сделаны записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 472 000 руб. - отражена выручка от продаж;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 72 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 320 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции. По строке 020 формы N 2 за отчетный год нужно отразить себестоимость проданной продукции в сумме 320 000 руб.

Как учесть расходы по кассовому методу

Основным условием для применения кассового метода служит величина выручки (без НДС). Ее средний размер за предыдущие четыре квартала не должен превышать одного миллиона рублей за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ). Как правило, такими фирмами являются малые предприятия. Предприятие является малым, если оно отвечает критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Все расходы, связанные с производством и продажей продукции (работ, услуг), малые предприятия учитывают на счете 20 "Основное производство".
Если вы используете этот метод, то расходы отразите в строке 020 отчета, если выполнены два условия:
- в оплату расходов фирма перечислила деньги;
- расходы фирмы связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг).

Пример. В отчетном году ООО "Пассив" реализовало товары на сумму 1 200 000 руб. Покупатель перечислил за товары 800 000 руб. Фирма не является плательщиком НДС. Себестоимость проданных товаров - 600 000 руб. Поставщикам товаров было перечислено только 300 000 руб.
В бухгалтерском учете "Пассива" сделаны записи:
Дебет 51 Кредит 62
- 800 000 руб. - поступили деньги от покупателей;
Дебет 62 Кредит 90-1
- 800 000 руб. - отражена выручка от продаж;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 300 000 руб. - списана себестоимость товара, который был реализован и оплачен поставщикам. В форме N 2 за отчетный год по строке 020 бухгалтер "Пассива" должен отразить расходы в сумме 300 000 руб.

Состав расходов

Согласно п. 8 ПБУ "Расходы организации" (ПБУ 10/99), расходы по обычным видам деятельности делятся так:
- материальные;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие.
Обратите внимание: в строке 020 Отчета о прибылях и убытках отражают только первые четыре вида расходов (если они связаны с производством продукции). Прочие расходы отражают по строкам 030 "Коммерческие расходы" и 040 "Управленческие расходы" отчета.
Исключение из этого порядка предусмотрено для производственных фирм, которые учитывают готовую продукцию по полной производственной себестоимости (то есть с учетом прочих затрат).

Материальные расходы

К материальным затратам относят стоимость израсходованных в процессе производства продукции (работ, услуг):
- сырья и материалов (субсчет 10-1);
- покупных полуфабрикатов и комплектующих (субсчет 10-2);
- горюче-смазочных материалов (субсчет 10-3);
- тары (субсчет 10-4);
- запчастей для ремонта производственного оборудования (субсчет 10-5);
- стройматериалов (субсчет 10-8);
- производственного инвентаря (субсчет 10-9);
- прочих материалов (субсчет 10-6);
- спецоснастки и спецодежды в эксплуатации (субсчет 10-11);
- покупных товаров (счет 41).
При отпуске материалов в производство сделайте в учете запись:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29) Кредит 10
- списаны материалы на нужды основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Для списания материалов выберите один из трех методов, закрепив его в учетной политике фирмы:
- ФИФО;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости каждой единицы.
При этом по каждому виду материалов можно применять разные методы списания.
Поскольку фирмы могут учитывать материалы либо по фактической себестоимости, либо по учетным ценам, то при списании в производство (расходы на продажу) они отражаются по-разному. Порядок учета закрепите в учетной политике предприятия.
При учете материалов по фактической себестоимости все затраты на их приобретение учитывайте непосредственно на счете 10 "Материалы". Тогда при их отпуске в производство (расходы на продажу) корректировок делать не нужно.
Если же фирма приходует материальные ценности по учетным ценам, то скорректируйте их, доведя до уровня фактических цен. Для этого используйте счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
В состав материальных затрат входит также стоимость электроэнергии, тепла, воды, работ и услуг вспомогательного и обслуживающего производства, а также сторонних организаций, если без них невозможен выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг).
К вспомогательным производствам относят собственные подразделения по обеспечению фирмы электроэнергией, газом и т.д.; по ремонту основных средств; по изготовлению инструментов, запчастей и др.; по возведению временных (нетитульных) сооружений и т.д.
Расходы на содержание подобных служб спишите в дебет счета 20:
Дебет 20 Кредит 23 (29)
- включены в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы вспомогательного (обслуживающего) производства.
Стоимость работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями, отразите в учете проводками:
Дебет 20 Кредит 60 (76)
- учтена в затратах основного производства стоимость работ (услуг) сторонних организаций;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций.

Расходы на оплату труда

В составе расходов на оплату труда учитывается зарплата рабочих основного, вспомогательного и обслуживающего производств. Ее начисляют проводкой:
Дебет 20 (23, 29) Кредит 70
- начислена зарплата работникам основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Ни одно производство невозможно без участия работников инженерных и технологических служб (в том числе службы контроля за качеством продукции), а также управленческого персонала фирмы. Начисление им заработной платы отразите записью:
Дебет 25 (26) Кредит 70
- начислена зарплата работникам обслуживающих и вспомогательных производств, а также управленческому персоналу.
Обратите внимание: для целей налогообложения прибыли в расходах на оплату труда помимо заработной платы и доплат за особые условия труда, стаж работы, характер работ и т.п. учитывают взносы по некоторым видам добровольного страхования работников (п. 16 ст. 255 НК РФ), оплаченные фирмой.

Отчисления на социальные нужды

К отчислениям на социальные нужды относят единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Начисление ЕСН регулируется гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса. О том, какие выплаты облагаются этим налогом, а какие - нет, сказано в ст. ст. 236 и 238 Кодекса.
Организациям, в которых работают инвалиды или собственниками которых являются общественные организации инвалидов, непроизводственным организациям, созданным для правовой и иной поддержки инвалидов, предоставляются льготы по уплате ЕСН (ст. 239 НК РФ). Налогом не облагаются выплаты работникам-инвалидам, которые в течение года не превысили 100 000 руб.
В учете начисление единого социального налога отразите проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44)
Кредит 69, субсчет "Расчеты по ЕСН с Фондом социального страхования"
- начислен ЕСН в части взносов в Фонд социального страхования;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44)
Кредит 69, субсчет "Расчеты по ЕСН с Федеральным фондом медицинского страхования"
- начислен ЕСН в части взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 69, субсчет "Расчеты по ЕСН с территориальным Фондом обязательного медицинского страхования"
- начислен ЕСН в части взносов в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования;
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 68, субсчет "Расчеты по ЕСН"
- начислен ЕСН в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по ЕСН", Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию"
- взносы по страховой части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по ЕСН", Кредит 69, субсчет "Расчеты по обязательному пенсионному страхованию"
- взносы по накопительной части трудовой пенсии зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет.
Начисление взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ. Ставка взноса зависит от класса профессионального риска, утвержденного Фондом социального страхования для вашей фирмы (в соответствии с ее основным видом деятельности).
Начисление взносов отразите в учете проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 69, субсчет "Расчеты с Фондом социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний"
- начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Амортизация

На себестоимость относят суммы амортизации, начисленные по основным средствам производственного назначения, а также нематериальным активам.
По основным средствам, купленным до 1 января 2002 г., амортизацию начисляйте по Единым нормам, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. N 1072.
Обратите внимание: для налогообложения прибыли амортизацию учитывают в сумме, которая начислена в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы. Она утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1.
Если основное средство фирма приобрела в 2002 г. или позже, то в бухгалтерском учете амортизацию по нему можно начислять так же, как и в налоговом учете (на основе Классификации).
Амортизацию начисляют по каждому объекту основных средств ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. Ее начисление прекращают с месяца, следующего за месяцем полной амортизации или списания основного средства с баланса фирмы (продажа, ликвидация и т.д.).
Начисление амортизации в учете отразите проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02
- начислена амортизация основных средств.
По некоторым объектам основных средств амортизацию вообще не начисляют:
- жилому фонду, объекты которого приобретены до 1 января 2006 г.;
- объектам внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, которые были сооружены до 1 января 2006 г.;
- многолетним насаждениям до наступления эксплуатационного возраста;
- земельным участкам и объектам природопользования;
- музейным предметам и коллекциям.
По объектам основных средств стоимостью не более 20 000 руб. каждый амортизацию можно не начислять. Их учитывают в составе МПЗ. Списывают их по мере их отпуска в производство.
При начислении амортизации по нематериальным активам сделайте одну из проводок (в зависимости от утвержденного в учетной политике метода учета):
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 05
- начислена амортизация нематериальных активов

Прочие расходы

В составе прочих учитывают расходы, которые напрямую не связаны с производством продукции (работ, услуг). Это затраты:
- на обязательное и добровольное страхование имущества;
- на оплату налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг);
- на сертификацию продукции и услуг;
- на обеспечение пожарной безопасности;
- на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности;
- на набор и подбор персонала;
- на гарантийный ремонт и обслуживание;
- на арендные платежи (в том числе по договору лизинга);
- на командировки;
- на юридические, консультационные, информационные и иные аналогичные услуги;
- на аудиторские и нотариальные услуги;
- на представительство;
- на подготовку и переподготовку кадров;
- на рекламу и т.п.
Начисление прочих расходов отразите в учете записью:
Дебет 26 Кредит 60 (76)
- учтены прочие расходы.
Сумму НДС по ним отразите проводкой:
Дебет 19 Кредит 60 (76)
- учтен НДС по прочим расходам.

Учет расходов, выраженных в условных единицах

Цена тех или иных работ (услуг), необходимых для нужд основного производства, может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Цену, выраженную в иностранной валюте или условных единицах, пересчитайте в рубли.
Обычно в договоре о выполнении работ (оказании услуг) предусматривают условие о том, что работа оплачивается заказчиком в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег продавцу. В этой ситуации поступите таким образом:
а) отразите расходы в день перехода права собственности на результаты выполненных работ к вашей фирме по курсу иностранной валюты, действующему на этот день;
б) пересчитайте кредиторскую задолженность на последний день отчетного периода и на последний день каждого отчетного периода, следующего за периодом получения товара, работы, услуги, в рамках которого оплата не производилась.
в) пересчитайте кредиторскую задолженность на дату оплаты поставщику.
Если курс иностранной валюты на дату оплаты работ (услуг) будет больше, чем на дату их выполнения, то возникает отрицательная курсовая разница.
Отрицательные курсовые разницы спишите на счет прочих расходов:
Дебет 91-2 Кредит 60

<< Предыдущая

стр. 23
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>