<< Предыдущая

стр. 25
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

- на рекламу продукции;
- на транспортировку продукции до места назначения;
- на погрузочно-разгрузочные работы;
- на упаковку готовой продукции;
- на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и складских служб;
- на представительские расходы;
- на выплату зарплаты продавцам и т.п.

Формирование расходов

При формировании коммерческих расходов в учете фирмы делают записи:
Дебет 44 Кредит 10
- списаны материалы на упаковку продукции на складе;
Дебет 44 Кредит 23
- списаны расходы вспомогательных производств по изготовлению тары, а также доставке и погрузке продукции;
Дебет 44 Кредит 70
- начислена заработная плата рабочим, занятым упаковкой и погрузкой продукции;
Дебет 44 Кредит 69, 68
- начислены единый социальный налог и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы рабочих, занятых упаковкой и погрузкой продукции;
Дебет 44 Кредит 60, 76
- учтены расходы по доставке и погрузке продукции силами сторонних организаций (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т.д.).

Пример. ЗАО "Актив" производит продукцию. В отчетном году сотрудникам отдела сбыта готовой продукции начислена заработная плата в сумме 150 000 руб.
В этом же году организация провела рекламную кампанию. Расходы на нее составили 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).
"Актив" уплачивает взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 1%, а единый социальный налог - по ставке 26%.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 44 Кредит 70
- 150 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам отдела сбыта готовой продукции;
Дебет 44 кредит 69
- 1500 руб. (150 000 руб. x 1%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
Дебет 44 Кредит 68 (69)
- 39 000 руб. (150 000 руб. x 26%) - начислен ЕСН;
Дебет 44 Кредит 60
- 30 000 руб. (35 400 - 5400) - отражены расходы по проведению рекламной кампании;
Дебет 19 Кредит 60
- 5400 руб. - учтен НДС по расходам на проведение рекламной кампании;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 5400 руб. - произведен вычет по НДС;
Дебет 60 Кредит 51
- 35 400 руб. - оплачены расходы на рекламу;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 220 500 руб. (150 000 + 1500 + 39 000 + 30 000) - списаны коммерческие расходы.
По строке 030 "Коммерческие расходы" формы N 2 за отчетный год бухгалтер должен отразить сумму 220 500 руб.

Списание расходов

Коммерческие расходы списывают на себестоимость по-разному.
Способ их списания зависит от многих факторов. В частности, от порядка перехода права собственности на отгруженную продукцию.
Если это происходит после отгрузки продукции покупателю, коммерческие расходы спишите непосредственно в дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Если по договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю только после ее оплаты, коммерческие расходы можно списать только после поступления денег.
Списание расходов отразите проводкой:
Дебет 90-2 Кредит 44
- списаны коммерческие расходы.
Расходы на упаковку и транспортировку, которые входят в состав коммерческих расходов, могут:
- распределяться между реализованной и нереализованной продукцией;
- списываться полностью.

Распределение расходов

Такие расходы должны распределяться между конкретными видами реализованной продукции. Если невозможно определить, к какой именно продукции относятся эти расходы, то распределите их исходя из суммы полученной выручки, затрат на производство или других показателей.
Конкретный порядок распределения расходов установите в учетной политике.

Пример. В отчетном году на склад ЗАО "Актив" поступило 6000 единиц готовой продукции, в том числе:
- продукции "А" - 1500 единиц;
- продукции "Б" - 2000 единиц;
- продукции "С" - 2500 единиц.
Общая сумма коммерческих расходов за год составила 28 000 руб. (в том числе расходы на упаковку изделий на складе - 12 000 руб., прочие коммерческие расходы - 16 000 руб.).
По учетной политике "Актива" расходы на упаковку и транспортировку распределяются между видами продукции пропорционально объему ее выпуска.
Согласно договору поставки, право собственности на продукцию переходит к покупателю после ее оплаты. В отчетном периоде продукция "А" и "Б" отгружена и оплачена покупателями полностью. За продукцию "С" оплата от покупателей не поступила.
Бухгалтер "Актива" отразил коммерческие расходы проводкой:
Дебет 44 Кредит 10 (60, 69, 70...)
- 28 000 руб. - учтены коммерческие расходы.
Расходы на упаковку по каждому виду продукции распределены так:
- продукция "А"
1500 ед.: 6000 ед. x 12 000 руб. = 3000 руб.;
- продукция "Б"
2000 ед.: 6000 ед. x 12 000 руб. = 4000 руб.;
- продукция "С"
2500 ед.: 6000 ед. x 12 000 руб. = 5000 руб.
Расходы на упаковку и транспортировку, относящиеся к реализованной продукции "А" и "Б", составят 7000 руб. (3000 + 4000). Общая сумма коммерческих расходов, списываемая в дебет счета 90, составит 23 000 руб. (7000 + 16 000).
Бухгалтер "Актива" сделал в учете запись:
Дебет 90-2 Кредит 44
- 23 000 руб. - списаны коммерческие расходы.
По строке 030 "Коммерческие расходы" формы N 2 за отчетный год бухгалтер указал сумму 23 000 руб.
На конец отчетного года в учете фирмы на счете 44 числится остаток коммерческих расходов, который относится к продукции "С", в сумме 5000 руб. (28 000 - 23 000). Эту сумму нужно указать по строке 213 баланса за отчетный год.

Списание расходов полностью

В соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы можно полностью включать в себестоимость проданной продукции, если они признаются расходами по обычным видам деятельности.
Если фирма с начала года перешла на такой порядок списания, то несписанный остаток коммерческих расходов за прошлый отчетный период она может включить в себестоимость готовой продукции, проданной в текущем году. Также фирма может списать эти расходы в течение какого-либо периода времени (например, квартала или полугодия). Удобный для вас способ списания коммерческих расходов установите в учетной политике.

Пример. ООО "Пассив" производит продукцию. Согласно учетной политике на отчетный год, коммерческие расходы признаются расходами по обычным видам деятельности и полностью учитываются в себестоимости проданной продукции.
"Пассив" принял решение равномерно списывать на себестоимость продаж в течение первого полугодия отчетного года суммы коммерческих расходов, оставшихся с прошлого года.
Остаток коммерческих расходов, числящийся на счете 44 на 1 января отчетного года, равен 6000 руб. Сумма коммерческих расходов за I квартал отчетного года составила 30 000 руб.
В I квартале "Пассив" продал готовую продукцию не полностью. Однако в соответствии с учетной политикой списать в дебет субсчета 90-2 следует всю сумму коммерческих расходов за I квартал.
При этом дополнительно нужно списать часть коммерческих расходов за прошлый год. Она составила:
6000 руб. : 6 мес. x 3 мес. = 3000 руб.
Всего в I квартале года коммерческие расходы списаны в сумме:
30 000 + 3000 = 33 000 руб.
По строке 030 "Коммерческие расходы" формы N 2 за I квартал бухгалтер отразит сумму расходов в размере 33 000 руб.

Как учесть коммерческие расходы торговым фирмам

Если у вас торговая фирма, то по строке 030 "Коммерческие расходы" нужно отразить затраты, списанные в дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж", с кредита счета 44 "Расходы на продажу".
На счете 44 в торговых фирмах учитывают все затраты, связанные с ведением обычной деятельности:
- заработная плата административно-управленческого персонала и продавцов;
- расходы по аренде офисных помещений и складов;
- оплата услуг охраны;
- представительские расходы и т.д.
Кроме того, торговые фирмы могут отражать на счете 44 транспортные расходы, связанные с приобретением товаров.

Формирование расходов

При формировании коммерческих расходов в учете торговой фирмы делают записи:
Дебет 44 Кредит 10
- списаны материалы на упаковку товаров;
Дебет 44 Кредит 02 (05, 60, 76...)
- учтены расходы, связанные с ведением торговой деятельности (расходы на маркетинговые исследования, рекламу, вознаграждения посредническим организациям и т.д.);
Дебет 44 Кредит 70
- начислена заработная плата работникам торговой фирмы;
Дебет 44 Кредит 69, 68
- начислены ЕСН и взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с зарплаты работников.

Пример. ЗАО "Актив" занимается торговлей. В отчетном году сотрудникам фирмы начислена зарплата в сумме 300 000 руб.
В этом же году организация провела рекламную кампанию. Расходы на нее составили 70 800 руб. (в том числе НДС - 10 800 руб.).
"Актив" уплачивает взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 0,2%, а единый социальный налог - по ставке 26%.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 44 Кредит 70
- 300 000 руб. - начислена зарплата сотрудникам отдела сбыта готовой продукции;
Дебет 44 Кредит 69
- 600 руб. (300 000 руб. x 0,2%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
Дебет 44 Кредит 68 (69)
- 78 000 руб. (300 000 руб. x 26%) - начислен ЕСН;
Дебет 44 Кредит 60
- 60 000 руб. (70 800 - 10 800) - отражены расходы по проведению рекламной кампании;
Дебет 19 Кредит 60
- 10 800 руб. - учтен НДС по рекламной компании;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19
- 10 800 руб. - произведен вычет по НДС;
Дебет 90-2 Кредит 44
- 438 600 руб. (300 000 + 600 + 78 000 + 60 000) - списаны коммерческие расходы.
По строке 030 "Коммерческие расходы" формы N 2 за отчетный год бухгалтер должен отразить сумму 438 600 руб.

Списание расходов

Все коммерческие расходы фирмы ежемесячно списывают на счет 90 субсчет 2 "Себестоимость продаж". Исключение предусмотрено для транспортных расходов, связанных с покупкой товаров.
В бухгалтерском учете эти расходы можно отражать двумя способами:
- непосредственно на счете 41 "Товары" (то есть включать в фактическую себестоимость приобретенных товаров);
- на счете 44 "Расходы на продажу".
Если учетная политика фирмы предусматривает включение транспортных расходов в себестоимость товаров, то они отражаются по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" формы N 2.
При учете транспортных расходов на счете 44 "Расходы на продажу" отразите их по строке 030 "Коммерческие расходы".
По ст. 320 Налогового кодекса в налоговом учете расходы на доставку товаров до склада организации (транспортные расходы) отражаются в стоимости товаров, если они включены в цену их приобретения по условиям договора.
В противном случае транспортные расходы в налоговом учете надо отражать в составе издержек (расходов на продажу).
Чтобы избежать лишней работы и выполнить требования налогового учета, целесообразно все транспортные расходы учитывать на счете 44 "Расходы на продажу".
Поэтому постарайтесь договориться с поставщиками о невключении транспортных расходов в цену товаров.
Лучше заключите с ними отдельные договоры на услуги доставки.
На себестоимость продаж списывают не все транспортные расходы, отраженные по дебету счета 44, а только их часть, которая относится к проданным товарам.
Рассчитать ее можно так:
1) к остатку транспортных расходов на начало месяца прибавьте транспортные расходы, произведенные в отчетном месяце;
2) определите сумму товаров, реализованных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
3) разделите сумму транспортных расходов (п. 1) на сумму реализованных и оставшихся товаров (п. 2). Таким образом, будет рассчитан средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров;
4) умножьте остаток товаров на конец отчетного месяца на средний процент транспортных расходов. Получилась сумма расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
5) найдите разницу между всей суммой произведенных транспортных расходов и той их частью, которая относится к остатку нереализованных товаров (п. 4). Полученную разницу спишите с кредита счета 44 в дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж".
После расчета суммы транспортных расходов, подлежащей списанию, сделайте в учете проводку:
Дебет 90-2 Кредит 44
- списана часть транспортных расходов, относящаяся к проданным товарам.

Пример. Остаток транспортных расходов в организации оптовой торговли ООО "Пассив" на начало марта отчетного года составляет 10 000 руб. (счет 44, субсчет "Транспортные расходы").
В марте на транспортировку товаров израсходовано 70 000 руб., причем расходы на доставку не включены в цену товаров.
Остаток непроданных товаров на конец марта (сальдо по счету 41) составил 120 000 руб.
В марте продано товаров на сумму 300 000 руб.
Сумму транспортных расходов, которую нужно списать за отчетный месяц, бухгалтер определил так:
1) сумма транспортных расходов на начало марта и за март составила 80 000 руб. (10 000 + 70 000);
2) стоимость остатка непроданных товаров на конец марта и товаров, проданных в марте, равна 420 000 руб. (120 000 + 300 000);
3) средний процент транспортных расходов составил 19,05% (80 000 руб. / 420 000 руб. x 100%);
4) остаток транспортных расходов, приходящийся на остаток нереализованных товаров, равен 22 860 руб. (120 000 руб. x 19,05%);
5) транспортные расходы, подлежащие списанию на себестоимость в марте, составляют 57 140 руб. (80 000 - 22 860).
В учете сделана проводка:
Дебет 90-2 Кредит 44
- 57 140 руб. - списана часть транспортных расходов по проданным товарам.
По строке 030 "Коммерческие расходы" формы N 2 за I квартал отчетного года бухгалтер должен отразить 57 140 руб.

Строка 040 "Управленческие расходы"

По этой строке отражают общехозяйственные расходы фирмы. Их сумму указывают в Отчете о прибылях и убытках в круглых скобках.
Фирмы, которые выпускают готовую продукцию (выполняют работы, услуги), по строке 040 "Управленческие расходы" указывают косвенные расходы, непосредственно не связанные с производством и не включенные в себестоимость продукции (работ, услуг).
К таким затратам, в частности, относят:
- расходы на оплату труда административного персонала;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы на содержание имущества общехозяйственного назначения;
- стоимость канцелярских товаров и других материалов и инвентаря, использованных для нужд управления, и т.д.
Торговые фирмы строку 040 не заполняют.
Расходы на управление производственные организации отражают на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) также учитывают свои расходы на счете 26.
Порядок списания расходов по управлению зависит от того, каким способом на предприятии формируется себестоимость продукции (работ, услуг):
- по полной производственной себестоимости;
- по сокращенной себестоимости.
Если фирма учитывает готовую продукцию (работы, услуги) по полной производственной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте в дебет счетов учета производственных затрат: 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
В этом случае сумму управленческих (общехозяйственных) расходов по строке 040 "Управленческие расходы" не отражают, а указывают по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" формы N 2.
Если фирма ведет учет готовой продукции (работ, услуг) по сокращенной себестоимости, то общехозяйственные расходы списывайте непосредственно в дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Списанную сумму отразите в строке 040 "Управленческие расходы" формы N 2.
Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепите в учетной политике организации.
В момент перехода к покупателю права собственности на отгруженную продукцию (результаты работ, услуги) сделайте в учете записи:
Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена выручка от продажи продукции;
Дебет 90-2 Кредит 43 (20)
- списана фактическая себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг);
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС.
В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов и определите финансовый результат от продажи готовой продукции (работ, услуг):
Дебет 90-2 Кредит 26
- включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы;
Дебет 90-9 (99) Кредит 99 (90-9)
- отражена прибыль (убыток) от продажи готовой продукции (работ, услуг).

Пример. В учетной политике ООО "Пассив" установило, что общехозяйственные расходы ежемесячно в полном объеме списываются на себестоимость продаж.
В отчетном году "Пассив" продал готовую продукцию на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Себестоимость проданной продукции составила 150 000 руб.
Общехозяйственные расходы за отчетный период равны 16 000 руб.
Бухгалтер "Пассива" сделал в учете проводки:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 236 000 руб. - отражена выручка от продажи продукции;
Дебет 51 Кредит 62
- 236 000 руб. - поступила оплата от покупателей;
Дебет 90-2 Кредит 43
- 150 000 руб. - списана себестоимость проданной продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 36 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 26
- 16 000 руб. - списаны на себестоимость продаж общехозяйственные расходы;
Дебет 90-9 Кредит 99
- 34 000 руб. (236 000 - 36 000 - 150 000 - 16 000) - отражена прибыль от продажи продукции.
Общехозяйственные расходы в сумме 16 000 руб. бухгалтер "Пассива" должен отразить по строке 040 "Управленческие расходы" формы N 2 за отчетный год.

Строка 050 "Прибыль (убыток) от продаж"

По этой строке показывают прибыль (убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Финансовый результат от продаж в учете отражают проводками:
Дебет 90-9 Кредит 99
- получена прибыль от продажи товаров (продукции, работ, услуг)
или Дебет 99 Кредит 90-9
- получен убыток от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
В строке 050 "Прибыль (убыток) от продаж" укажите разницу между строкой 010 и строками 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг", 030 "Коммерческие расходы", 040 "Управленческие расходы".
Тот же результат можно получить, если из валовой прибыли (строка 029) вычесть коммерческие (строка 030) и управленческие расходы (строка 040).
Если организация получила убыток, отразите его по строке 050 в круглых скобках.

Прочие доходы и расходы

В состав прочих включают все доходы и расходы фирмы, которые не относятся к ее обычному виду деятельности.
В этом разделе Отчета о прибылях и убытках указывают:
- проценты к получению (например по займам, которые выдала ваша фирма);
- проценты к уплате (например по займам, которые получила ваша фирма);
- доходы от участия в других фирмах (например дивиденды);
- доходы и расходы от продажи основных средств или материалов;
- курсовые разницы, штрафы, уплаченные за нарушение фирмой условий договоров) и др.
В бухгалтерском учете все эти суммы учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчета 1 "Прочие доходы" и 2 "Прочие расходы".
К счету 91 лучше открыть дополнительные субсчета второго порядка, которые соответствуют строкам Отчета о прибылях и убытках.
Тогда заполнять его будет легче.
Например, для учета доходов можно открыть следующие субсчета:
- 91-1-1 "Проценты к получению";
- 91-1-2 "Доходы от участия в других фирмах";
- 91-1-3 "Прочие доходы".
Для заполнения Отчета будет достаточно указать кредитовый (доходы) или дебетовый (расходы) оборот по тому или иному субсчету за отчетный период в соответствующей строке Отчета.

Строка 060 "Проценты к получению"

По этой строке Отчета отразите сумму процентов, которые должна получить ваша фирма:
- по займам, предоставленным другим организациям (в том числе оформленным облигациями);
- от обслуживающего банка за использование денег на расчетном или депозитном счете фирмы.
Обратите внимание: по строке 060 не отражают доходы, которые связаны с продажей товаров, работ, услуг (например проценты по коммерческому кредиту), получены от участия в уставных капиталах других предприятий или от совместной деятельности.
Проценты по коммерческому кредиту отражают по строке 010, а проценты от участия в других организациях (совместной деятельности) - по строке 080 Отчета о прибылях и убытках.

<< Предыдущая

стр. 25
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>