<< Предыдущая

стр. 28
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Дебет 26 Кредит 05 (04)
- 33,33 руб. (8000 руб. : 20 лет : 12 мес.) - начислена амортизация по нематериальному активу;
Дебет 98 Кредит 91-1
- 33,33 руб. - списана часть стоимости нематериального актива.
В форме N 2 за отчетный год по строке 090 бухгалтер "Актива" укажет 967 руб. (933,33 + 33,33).

Как учесть прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году

Бухгалтер может обнаружить, что он ошибочно занизил прибыль за прошлый год. Если отчетность за прошлый год утверждена, исправить эту ошибку можно только в том отчетном периоде, в котором она выявлена. Сумму неучтенной в прошлом году прибыли укажите по строке 090 "Прочие доходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. В декабре прошлого года ООО "Пассив" неправомерно включило в себестоимость продукции затраты, связанные с покупкой основного средства, - 3000 руб.
Бухгалтер "Пассива" выявил ошибку в IV квартале отчетного года.
При этом он сделал проводки:
Дебет 01 Кредит 91-1
- 3000 руб. - учтены затраты по покупке основного средства в его первоначальной стоимости;
Дебет 20 Кредит 02
- 900 руб. (3000 руб. x 30%) - доначислена амортизация по основному средству за отчетный год. В форме N 2 за отчетный год по строке 090 бухгалтер "Пассива" указал 3000 руб.

Как списать кредиторскую задолженность

Если ваша фирма получила те или иные материальные ценности (работы, услуги), то у вас возникла кредиторская задолженность перед поставщиком (подрядчиком).
Если вы не погасите свой долг, то его можно списать. Сделать это можно в двух случаях:
- по задолженности истек срок исковой давности (три года с того момента, как вы должны были заплатить поставщику);
- фирме стало известно о том, что кредитор ликвидирован.
Списание кредиторской задолженности отразите проводкой:
Дебет 60 Кредит 91-1
- списана просроченная кредиторская задолженность.
Сумму списанной кредиторской задолженности укажите по строке 090 "Прочие доходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. 18 ноября (3 года назад) ЗАО "Актив" закупило у ООО "Пассив" партию готовой продукции стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.).
В течение 3 лет "Актив" деньги за отгруженную продукцию не перечислил.
19 ноября отчетного года истек срок исковой давности. Соответственно, эту кредиторскую задолженность можно списать.
Бухгалтер "Актива" сделал проводку:
Дебет 60 Кредит 91-1
- 59 000 руб. - списана кредиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности.
В Отчете о прибылях и убытках за отчетный год бухгалтер указал по строке 090 сумму списанной задолженности в размере 59 000 руб.

Как учесть положительные курсовые разницы

Бухгалтерский учет на территории России ведут в рублях. Поэтому активы и обязательства, выраженные в иностранной валюте, нужно учитывать в рублях. Для этого пересчитайте их по официальному курсу, установленному Банком России на дату получения иностранной валюты или на дату принятия к учету валютной задолженности. Курсы иностранной валюты все время меняются. Поэтому вам надо периодически пересчитывать рублевую стоимость "валютных" активов и обязательств исходя из нового курса.
В бухгалтерском учете такой пересчет производят:
- на дату совершения операции в иностранной валюте;
- на дату составления бухгалтерской отчетности;
- по мере изменения курсов валют (если такой пересчет предусмотрен бухгалтерской учетной политикой фирмы).
В результате этого в бухгалтерском учете могут возникнуть положительные или отрицательные курсовые разницы.
Положительные курсовые разницы образуются:
- при пересчете денег на валютном счете или в валютной кассе, если на дату проведения валютной операции (дату составления отчетности) ее курс вырос;
- при пересчете кредиторской задолженности, если на дату ее погашения (дату составления отчетности) курс валюты оказался ниже, чем на дату ее возникновения;
- при пересчете дебиторской задолженности, если на дату ее погашения (дату составления отчетности) курс валюты оказался выше, чем на дату ее возникновения.
Сумму положительной курсовой разницы отражают записью:
Дебет 50 (52, 60, 62, 76...) Кредит 91-1
- учтена положительная курсовая разница.
Сумму таких разниц указывают по строке 090 "Прочие доходы" Отчета о прибылях и убытках.
Обратите внимание: при получении от покупателя 100-процентного аванса (при перечислении продавцу 100-процентного аванса) курсовые разницы не возникают. То есть пересчитывать сумму предоплаты, а также стоимость товаров после принятия их к учету в связи с изменением курса валюты не нужно.

Пример. ЗАО "Актив" заключило договор с канадской фирмой "Goods Ltd." на поставку продукции. "Актив" отгрузил продукцию 25 июля отчетного года на общую сумму 1000 долл. США. "Goods Ltd." оплатила счет "Актива" в долларах США 10 августа отчетного года.
Курс доллара США составил:
- на 25 июля - 23,50 руб/USD;
- на 31 июля. - 24,00 руб/USD;
- на 10 августа. - 24,50 руб/USD.
Бухгалтер "Актива" сделает такие проводки:
25 июля:
Дебет 62 Кредит 90-1
- 23 500 руб. (1000 USD x 23,50 руб/USD) - отражена выручка от продажи;
31 июля:
Дебет 62 Кредит 91-1
- 500 руб. (1000 USD x (24,00 руб/USD - 23,50 руб/USD)) - отражена положительная курсовая разница на последнюю дату месяца;
10 августа:
Дебет 52 Кредит 62
- 24 500 руб. (1000 USD x 24,50 руб/USD) - поступила оплата от покупателя;
Дебет 62 Кредит 91-1
- 500 руб. (1000 USD x (24,50 руб/USD - 24,00 руб/USD)) - отражена положительная курсовая разница на дату погашения задолженности покупателем.
В форме N 2 за отчетный период по строке 090 бухгалтер указал курсовую разницу в размере 1000 руб. (500 руб + 500 руб.).

К прочим также относят чрезвычайные доходы.
Это доходы, которые возникли в результате непредвиденных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.):
- стоимость оставшихся от утраченного имущества материалов, лома, деталей и т.п., оприходованных по цене возможного использования;
- страховое возмещение убытков и т.п.

Строка 100 "Прочие расходы"

По этой строке Отчета о прибылях и убытках указывают расходы, связанные с получением соответствующих доходов.
В частности, к ним относят затраты по сдаче имущества в аренду, предоставлению за плату прав на патенты, продаже и списанию прочего имущества фирмы (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.).
Кроме того, по этой строке отражают расходы на ликвидацию основных средств и затраты по оплате услуг банка.
В Отчете о прибылях и убытках их указывают в круглых скобках.

Как учесть расходы по сдаче имущества в аренду

К расходам по сдаче имущества в аренду, в частности, относят:
- суммы начисленной амортизации, если в аренду передано основное средство;
- затраты на его ремонт (если обязанность по оплате таких расходов возложена на арендодателя);
- расходы на оплату услуг связи и коммунальных услуг (если в аренду передано здание или помещение).
Расходы по предоставленному в аренду имуществу относят к прочим и отражают по строке 100, если выполнены два условия:
- сдача активов фирмы в аренду не обозначена как вид деятельности в уставе;
- сумма доходов от аренды не превышает 5% от общей суммы выручки фирмы за отчетный период.
Если указанные условия не выполнены, то суммы расходов, связанных с предоставлением имущества в аренду, отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.
В Отчете о прибылях и убытках их показывают по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг".
Амортизацию по сданному в аренду основному средству отразите проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 02
- начислена амортизация по объекту, переданному в аренду.
Затраты на оплату услуг связи и коммунальных услуг, а также расходы на ремонт переданного в аренду имущества учтите так:
Дебет 91-2 Кредит 76
- отражены расходы, связанные со сдачей имущества в аренду.

Пример. В отчетном году ОАО "Символ" сдало в аренду производственное помещение. Эта деятельность не является основной.
Первоначальная стоимость помещения - 600 000 руб. Годовая норма амортизации по помещению - 10%.
Сумма ежемесячной амортизации, которую "Символ" начисляет на сданное в аренду помещение, составит 5000 руб. (600 000 руб. x 10% : 12 мес.).
Бухгалтер "Символа" ежемесячно делает проводку:
Дебет 91-2 Кредит 02
- 5000 руб. - начислена амортизация по производственному помещению.
Общая сумма расходов, связанных со сдачей помещения в аренду, за отчетный год составит 60 000 руб. (5000 руб. x 12 мес.).
Эту сумму нужно указать в форме N 2 за отчетный год по строке 100.

Обратите внимание: чтобы определить, к какому виду относятся расходы по аренде в налоговом учете, нужно исходить из правила систематичности.
Если фирма получает доходы от сдачи имущества два и более раз в течение календарного года, то затраты на содержание такого имущества считают расходами, связанными с реализацией.
В противном случае - прочими расходами.

Как учесть расходы по предоставлению
за плату прав на использование НМА

Фирма, владеющая исключительным правом на полезную модель, промышленный образец, изобретение и другие объекты интеллектуальной собственности, учитывает их в составе нематериальных активов и начисляет по ним амортизацию.
Обратите внимание: если срок полезного использования нематериального актива определить невозможно, то амортизацию на него не начисляют.
Фирма может предоставлять исключительные права во временное пользование. Для этого нужно заключить лицензионный договор (например, лицензионный договор на использование изобретения).
Поскольку исключительные права при этом не передаются, списывать нематериальный актив с баланса не надо.
Кроме того, по нему необходимо продолжать начислять амортизацию.
Суммы амортизационных отчислений по нематериальным активам в бухгалтерском учете относят к прочим расходам, если выполнены два условия:
- предоставление за плату прав на объекты интеллектуальной собственности не обозначено как вид деятельности в уставе фирмы;
- сумма причитающихся фирме лицензионных платежей не превышает 5% от общей суммы выручки за отчетный период.
Если указанные условия не выполнены, то амортизацию по переданным правам отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.
В отчете о прибылях и убытках их показывают по строке 020 "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг...".
По строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках также отражают и другие затраты, связанные с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.
Например, это может быть оплата юридических или консультационных услуг, необходимых для оформления сделки.
Сумму расходов, связанных с передачей прав на использование НМА, бухгалтер должен отразить проводками:
Дебет 91-2 Кредит 05
- начислена амортизация по нематериальным активам, переданным во временное пользование;
Дебет 91-2 Кредит 76
- учтены другие расходы, связанные с передачей прав на использование НМА.

Пример. На балансе ЗАО "Актив" числится нематериальный актив - исключительное право на изобретение.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений по нему составляет 200 руб.
В отчетном году "Актив" предоставил ООО "Пассив" право использования этого изобретения сроком на один год.
Затраты на оплату юридических услуг, связанных с заключением договора, составили 1500 руб. (без НДС).
По договору "Пассив" должен ежемесячно выплачивать "Активу" лицензионные платежи в сумме 5900 руб.
Предоставление прав на объекты интеллектуальной собственности другим фирмам не является предметом деятельности "Актива". Расчеты за юридические услуги бухгалтер "Актива" отразит так:
Дебет 91-2 Кредит 76
- 1500 руб. - учтены затраты на юридические услуги.
Ежемесячно бухгалтер будет делать проводки:
Дебет 51 (50) Кредит 76
- 5900 руб. - поступила оплата на расчетный счет (в кассу) "Актива";
Дебет 76 Кредит 91-1
- 5900 руб. - начислены лицензионные платежи, причитающиеся с "Пассива";
Дебет 91-2 Кредит 05
- 200 руб. - начислена амортизация нематериального актива.
Общая сумма расходов, связанная с предоставлением прав на изобретение, составит:
1500 руб. + (200 руб. x 12 мес.) = 3900 руб.
Эту сумму надо указать по строке 100 формы N 2 за отчетный год.

Обратите внимание: в налоговом учете расходы по предоставлению другим фирмам прав на объекты интеллектуальной собственности относят либо к внереализационным, либо к расходам, связанным с реализацией.
Так, расход считают внереализационным, если сделки по передаче неисключительных прав носят разовый характер (то есть фирма заключает такие сделки не чаще одного раза в год).
В противном случае доход от этих операций отражают в составе расходов, связанных с реализацией.

Как учесть расходы по продаже имущества

Расходы, связанные с продажей имущества фирмы, в бухгалтерском учете считают прочими.
В частности, к ним относят:
- остаточную стоимость выбывающих основных средств и нематериальных активов;
- балансовую стоимость выбывающих материалов и других активов (например, ценных бумаг);
- затраты на демонтаж и транспортировку имущества (в том числе заработную плату рабочих, занятых в демонтаже, и ЕСН с нее);
- другие расходы, связанные с продажей имущества.

Продажа основных средств

Фирма может продать принадлежащее ей основное средство. В этом случае стоимость выбывающего имущества нужно списать с баланса фирмы.
Эту операцию нужно отразить проводками:
Дебет 62 (76) Кредит 91-1
- продано основное средство;
Дебет 02 Кредит 01
- списана сумма начисленной амортизации по основному средству;
Дебет 91-2 Кредит 01
- списана остаточная стоимость основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС.
Иногда основное средство выбывает достаточно долго (например, при демонтаже сложного оборудования). В этом случае удобнее открыть к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств".
Тогда списать имущество с баланса можно так:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01
- списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана остаточная стоимость основного средства.
Остаточную стоимость выбывшего имущества указывают по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.
Другие расходы, связанные с продажей основных средств, отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 60...)
- списаны расходы на демонтаж и транспортировку основного средства и т.п.
Сумму этих расходов также указывают по строке 100 "Прочие расходы" Отчета.

Пример. В отчетном году ЗАО "Актив" продало принадлежащий ему легковой автомобиль за 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Первоначальная стоимость автомобиля - 130 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи - 50 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 1000 руб.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 51 Кредит 76
- 118 000 руб. - поступили деньги от покупателя на расчетный счет "Актива";
Дебет 76 Кредит 91-1
- 118 000 руб. - отражен доход от продажи автомобиля;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 18 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- 130 000 руб. - списана первоначальная стоимость автомобиля;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 50 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 80 000 руб. - списана остаточная стоимость автомобиля;
Дебет 91-2 Кредит 71
- 1000 руб. - списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД (на основании авансового отчета подотчетного лица).
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 в круглых скобках нужно указать остаточную стоимость автомобиля, а также расходы по его продаже.
Эта сумма составит:
80 000 руб. + 1000 руб. = 81 000 руб.

Продажа нематериальных активов

Фирма может продать свое исключительное право на нематериальный актив (например, на патент или изобретение).
В этом случае нужно списать остаточную стоимость актива с баланса фирмы.
Бухгалтер должен отразить это проводками:
Дебет 05 Кредит 04
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 04
- списана остаточная стоимость нематериального актива.
Остаточную стоимость проданного нематериального актива укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.
По этой строке также отражают и другие затраты по продаже исключительного права на использование патента (изобретения). Например, это может быть оплата за юридические, консультационные и другие услуги, связанные с заключением договора.
В бухгалтерском учете эти затраты учитывают так:
Дебет 91-2 Кредит 60 (76...)
- списаны расходы, связанные с продажей нематериального актива.

Пример. ЗАО "Актив" владеет исключительным правом на изобретение, подтвержденное патентом. Первоначальная стоимость нематериального актива - 150 000 руб., сумма начисленной амортизации - 50 000 руб.
В отчетном году "Актив" продал исключительное право на это изобретение фирме "ТехИнвест".
Сумма сделки составила 141 600 руб.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 51 Кредит 76
- 141 600 руб. - поступила оплата от покупателя;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 141 600 руб. - отражен доход от продажи исключительных прав на изобретение;
Дебет 91-2 Кредит 04
- 100 000 руб. - списана остаточная стоимость нематериального актива.
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 нужно указать остаточную стоимость нематериального актива в сумме 100 000 руб.

Продажа материалов

Фирма может продать излишки материалов. В этом случае нужно списать их балансовую стоимость.
Бухгалтер должен отразить это проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 10
- списана балансовая стоимость проданных материалов.
Другие расходы, связанные с продажей материалов, отразите так:
Дебет 91-2 Кредит 23 (20, 25...)
- списаны расходы на погрузку и транспортировку материалов и т.п.
Стоимость списанных материалов, а также сумму других расходов по их выбытию нужно указать по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. В декабре отчетного года ЗАО "Актив" реализовало остатки кирпича по цене 11,8 руб. за штуку (в том числе НДС - 1,8 руб.).
Всего было продано 1000 штук кирпича.
Кирпич числился на балансе фирмы на счете 10 "Материалы" по цене 8 руб. за штуку.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 51 Кредит 76
- 11 800 руб. - поступила оплата от покупателя на расчетный счет "Актива";
Дебет 76 Кредит 91-1
- 11 800 руб. (1000 шт. x 11,8 руб/шт.) - отражена выручка от продажи кирпича;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 1800 руб. (11 800 руб. x 18% : 118%) - начислен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 10
- 8000 руб. (1000 шт. x 8 руб/шт.) - списана себестоимость проданного кирпича.
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 нужно указать балансовую стоимость проданного кирпича - 8000 руб.

Как учесть расходы по выбытию прочего имущества

<< Предыдущая

стр. 28
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>