<< Предыдущая

стр. 29
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Имущество может быть списано с баланса и по другим причинам. В частности, его могут ликвидировать, безвозмездно передать другому предприятию или внести в качестве вклада в уставный капитал другой фирмы.
Балансовую или остаточную (по основным средствам и нематериальным активам) стоимость такого имущества отражают по строке 100 "Прочие расходы" Отчета.
Здесь же указывают сумму расходов, связанных с их выбытием (например, затраты по демонтажу основного средства).
Помните: безвозмездная передача и получение имущества (сделки дарения) на сумму более 500 руб. между коммерческими организациями запрещены (ст. 575 ГК РФ).
В результате безвозмездной передачи имущества фирма получает убыток, который налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Обратите внимание: стоимость безвозмездно переданного имущества облагают НДС.
Покажем, как отразить списание имущества при его передаче в уставный капитал. Если в уставный капитал вносят основные средства, то бухгалтер должен отразить это проводками:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 58-1 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- отражена передача основного средства в уставный капитал (по остаточной стоимости).
Передачу в уставный капитал нематериальных активов отразите проводками:
Дебет 05 Кредит 04
- списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 58-1 Кредит 04
- отражена передача нематериального актива в качестве вклада в уставный капитал (по остаточной стоимости).
Если в уставный капитал вносят материалы (товары) бухгалтер должен сделать проводки:
Дебет 58-1 Кредит 10 (41)
- отражена передача материалов (товаров) в уставный капитал.
Обратите внимание: учредитель должен восстановить ранее принятый к вычету НДС по передаваемому имуществу: по материалам и товарам в полной сумме, по основным средствам и нематериальным активам - пропорционально их остаточной стоимости. Это делают проводкой:
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- восстановлен ранее принятый к вычету НДС.
Эту сумму относят на субсчет 58-1:
Дебет 58-1 Кредит 19
- списан восстановленный НДС.
Если балансовая (остаточная) стоимость имущества окажется больше стоимости, согласованной между учредителями, сделайте проводку:
Дебет 91-2 Кредит 58-1
- отражен убыток от передачи имущества в уставный капитал другого предприятия.
Эту сумму укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. ЗАО "Актив" передает компьютер в качестве вклада в уставный капитал. Первоначальная стоимость компьютера - 20 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту передачи - 12 000 руб.
По договоренности между учредителями компьютер оценен в 7000 руб.
Бухгалтер "Актива" сделал в учете такие проводки:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01
- 20 000 руб. - списана первоначальная стоимость основного средства;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 12 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 58-1 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- 8000 руб. - отражена передача основного средства в уставный капитал (по остаточной стоимости);
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 1440 руб. (8000 руб. x 18%) - восстановлен ранее принятый к вычету НДС;
Дебет 58-1 Кредит 19
- 1440 руб. - списан восстановленный НДС;
Дебет 91-2 Кредит 58-1
- 2440 руб. (7000 - 8000 - 1440) - отражен убыток от передачи компьютера в уставный капитал другого предприятия.
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 бухгалтер должен указать "(2440 руб.)".

Как учесть расходы по оплате услуг банка

Банки могут оказывать вашей фирме различные услуги: проводить расчетно-кассовое обслуживание, вести ссудный счет и т.д.
Стоимость этих услуг и порядок их оплаты устанавливают в договоре с банком.
Как правило, банк сам списывает сумму платы за оказанную услугу с расчетного счета фирмы и указывает ее в выписке с этого счета.
Расходы по оплате услуг банка отразите проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 51
- списана плата за оказанные банком услуги.
Сумму этих расходов указывают по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. ЗАО "Актив" открыло расчетный счет в банке "Коммерческий". По договору на расчетно-кассовое обслуживание банк ежемесячно списывает со счета "Актива" 30 руб. за текущее обслуживание счета.
Получая выписку с этой суммой, бухгалтер "Актива" ежемесячно делает проводку:
Дебет 91-2 Кредит 51
- 30 руб. - оплачены услуги банка. Общая сумма оплаты за текущее обслуживание счета, начисленная по всем выпискам за отчетный год, составила 360 руб. (30 руб. x 12 мес.).
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 бухгалтер должен указать "360 руб.".

Обратите внимание: в налоговом учете оплату услуг банка можно отнести либо к внереализационным расходам, либо к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 25 п. 1 ст. 264 и пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Как учесть налоги, которые списывают
на финансовые результаты

Некоторые налоги в бухгалтерском учете относят на финансовые результаты. В частности, это налог на имущество, НДС с безвозмездно переданного имущества, госпошлина за участие в судебных разбирательствах или нотариальные действия.
Расходы по начислению этих налогов отразите проводками:
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на имущество"
- начислен налог на имущество;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислен НДС с рыночной стоимости безвозмездно переданных ценностей;
Дебет 91-2 Кредит 68, субсчет "Расчеты по государственной пошлине"
- начислена государственная пошлина (если ее уплата связана с участием фирмы в судебном разбирательстве).
Суммы этих налогов, начисленных фирмой за отчетный год, укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Как учесть расходы по аннулированным заказам
и производству, не давшему продукции

Фирма может потратить деньги на выполнение производственных заказов, которые потом будут аннулированы, или вложить деньги в производство, которое не даст готовой продукции. Такие затраты в бухгалтерском учете можно списать.
Бухгалтер должен отразить эту операцию проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 20
- списаны затраты по аннулированным производственным заказам (затраты на производство, не давшее готовой продукции).
Сумму таких затрат за отчетный год укажите по строке 100 "Прочие расходы" формы N 2.
Обратите внимание: расходы по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее готовой продукции, можно учесть при налогообложении прибыли в размере прямых затрат.
Для этого нужно составить соответствующий акт и утвердить его у руководителя фирмы (пп. 11 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Как учесть отчисления в оценочные резервы

В бухгалтерском учете вы можете создавать оценочные резервы. Они нужны для того, чтобы отразить то или иное имущество фирмы на конец отчетного года по рыночной цене. Кроме того, резерв создают для списания долгов покупателей (дебиторов).
К оценочным относят резерв:
- под снижение стоимости материальных ценностей;
- под обесценение вложений в ценные бумаги;
- по сомнительным долгам.
Сумму отчислений в резерв указывают по строке 100 Отчета о прибылях и убытках.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей

Текущая рыночная стоимость принадлежащих фирме материалов может оказаться ниже их фактической себестоимости. В этом случае у фирмы возникнет убыток. Например, это может произойти:
- если материалы (сырье, товары и т.п.) пришли в негодность или морально устарели;
- если рыночные цены на эти ценности снизились.
Если вы предполагаете, что убыток может быть крупным, лучше включить его сумму в расходы равномерно. Для этого в бухгалтерском учете создают резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
Обратите внимание: в балансе стоимость материалов показывают за вычетом резерва (то есть по цене их возможной реализации). Тем самым фирма, с одной стороны, отражает в отчетности достоверную стоимость материалов. С другой стороны, она страхует себя от необходимости единовременно списывать крупные расходы. Имейте в виду, что нельзя создавать резерв:
- по укрупненным группам материально-производственных запасов (например, по всем материалам или товарам);
- по сырью и материалам, которые вошли в состав готовой продукции, если ее фактическая себестоимость оказалась ниже рыночной стоимости.
Резерв формируют перед составлением бухгалтерского баланса (как правило, годового). Сумму отчислений в него рассчитывают отдельно по каждому наименованию (номенклатурному номеру) ценностей или по группам однородных материалов.
Для этого используют формулу:

--------¬ --------------------------------------¬ -----------¬
¦ Сумма ¦ ¦ Учетная стоимость материалов - ¦ ¦Количество¦
¦резерва¦ = ¦Текущая рыночная стоимость материалов¦ x ¦материалов¦
L-------- L-------------------------------------- L-----------

Данные о текущей рыночной стоимости материалов вы можете взять из наиболее надежного, по вашему мнению, источника информации (например, официальной информации о биржевых котировках; информации о ценах, опубликованной в печатных изданиях, и т.п.).
Бухгалтер должен отразить сумму отчислений в резерв проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 14
- создан резерв под снижение стоимости материалов.
Эту сумму указывают по строке 100 отчета о прибылях и убытках.
Обратите внимание: сумма резерва под снижение стоимости материальных ценностей налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает.

Пример. На балансе ЗАО "Актив" по состоянию на 31 декабря отчетного года числится 20 000 штук облицовочных кирпичей марки М-150. Фактическая себестоимость одного кирпича - 8 руб.
Таким образом, фактическая себестоимость партии кирпича марки М-150 составляет 160 000 руб. (20 000 шт. x 8 руб/шт.).
В течение года рыночные цены на кирпич этой марки устойчиво снижались.
По официальным данным товарно-сырьевой биржи на 31 декабря отчетного года рыночная стоимость одного кирпича марки М-150 была равна 5 руб. за штуку. Таким образом, рыночная стоимость партии кирпича марки М-150 составила 100 000 руб. (20 000 шт. x 5 руб/шт.).
Бухгалтер "Актива" принял решение создать резерв под снижение стоимости кирпича.
При этом он сделал такую проводку в учете:
Дебет 91-2 Кредит 14
- 60 000 руб. (160 000 - 100 000) - создан резерв.
В форме N 2 за отчетный период по строке 100 бухгалтер должен указать сумму отчислений в резерв в размере 60 000 руб.

Резерв под обесценение вложений в ценные бумаги

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги могут создавать фирмы, у которых есть ценные бумаги, не котирующиеся на фондовой бирже.
Учетная стоимость этих ценных бумаг может оказаться ниже ее расчетной цены (средней цены по сделкам с аналогичными бумагами). В этом случае у фирмы возникнет убыток.
Если вы предполагаете, что убыток будет крупным, лучше списать его на расходы равномерно. Для этого в бухгалтерском учете создают резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.
Обратите внимание: в балансе стоимость ценных бумаг показывают за вычетом суммы резерва (то есть по цене их возможной продажи).
Проверять изменение цен по ценным бумагам фирма должна по итогам каждого месяца, квартала или года.
При проверке на обесценение смотрят на выполнение следующих условий:
- на две последние отчетные даты учетная стоимость ценных бумаг была существенно (на 5% и более) выше расчетной (средней) цены по сделкам с аналогичными ценными бумагами;
- в течение отчетного периода расчетная стоимость ценных бумаг значительно изменялась в сторону уменьшения;
- отсутствует информация о возможном повышении расчетной стоимости.
Если эти условия выполнены, необходимо создать резерв.
Бухгалтер должен отразить эту операцию проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 59
- создан резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.
Если очередная проверка на обесценение выявит, что расчетная стоимость ценных бумаг (средняя цена по сделкам с аналогичными бумагами) снизилась, то сумму резерва нужно увеличить.
Сумму отчислений в резерв относят к прочим расходам и указывают по строке 100 Отчета о прибылях и убытках.
Обратите внимание: сумма резервов под обесценение вложений в ценные бумаги налогооблагаемую прибыль фирмы не уменьшает.

Пример. По данным на начало IV квартала отчетного года ЗАО "Актив" принадлежит 1000 облигаций. Официальных котировок по ним нет. Учетная цена - 150 руб. за облигацию. В течение IV квартала в компанию регулярно поступала информация о большом количестве сделок с аналогичными облигациями. Средняя цена по сделкам - 90 руб. (что более чем на 5% ниже балансовой цены).
31 декабря отчетного года бухгалтер "Актива" сделал проводку:
Дебет 91-2 Кредит 59
- 60 000 руб. (1000 шт. x (150 руб. - 90 руб.)) - создан резерв под обесценение вложений в облигации.
В форме N 2 за отчетный год по строке 100 бухгалтер должен указать сумму отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в размере 60 000 руб.

Резерв по сомнительным долгам

На балансе фирмы может числиться дебиторская задолженность, которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена гарантиями (залогом, поручительством или банковской гарантией). Такая задолженность называется сомнительным долгом.
Если такой долг станет безнадежным, то его нужно списать. Фирма должна сделать это, если:
- по задолженности истек срок исковой давности (три года с момента ее возникновения);
- стало известно о том, что должник ликвидирован.
Обратите внимание: если срок погашения задолженности в договоре не указан, его определяют в порядке, установленном гражданским законодательством. Так, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после того, как он его получил (ст. 486 ГК РФ).
Если фирма единовременно спишет крупную дебиторскую задолженность, то у нее может возникнуть убыток. Кроме того, это приведет к резкому увеличению расходов. Поэтому сомнительные долги лучше включать в затраты равномерно.
Для этого фирма может создать резерв сомнительных долгов.
Обратите внимание: в балансе дебиторскую задолженность отражают за вычетом сумм созданных резервов.
Тем самым фирма, с одной стороны, показывает в отчетности достоверное состояние расчетов с дебиторами. С другой стороны, она страхует себя от необходимости единовременно списывать крупные расходы. Если ваша фирма решит формировать резерв по сомнительным долгам, то вам нужно предусмотреть в бухгалтерской и налоговой учетной политике порядок расчета отчислений в него.
Обратите внимание: в бухгалтерском и налоговом учете для создания резерва установлены разные требования.
Так, в бухгалтерском учете резерв по сомнительному долгу формируют, если выполнены три условия:
- задолженность возникла по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги);
- срок погашения задолженности по договору истек;
- задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
По правилам налогового учета резерв могут создать только фирмы, которые определяют выручку от реализации для целей налогообложения по методу начисления.
При этом задолженность должна соответствовать тем же условиям:
- задолженность возникла по расчетам за продукцию (товары, работы, услуги);
- задолженность не погашена в срок, установленный договором;
- задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.
Сумма резерва в налоговом учете зависит от срока возникновения обязательства. Так, на полную сумму резерв создают только по тем долгам, которые просрочены более чем на 90 календарных дней. Если время просрочки составляет от 45 до 90 календарных дней, в резерв включают только 50% от суммы задолженности.
Если же этот срок не превышает 45 календарных дней, резерв вообще не создают (ст. 266 НК РФ).
Общая сумма резервов по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки от продаж, полученной за отчетный период: I квартал, полугодие и 9 месяцев, год.
Чтобы облегчить себе работу, бухгалтер может создавать резервы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Такой порядок нужно закрепить в учетной политике фирмы. Чтобы создать резерв, нужно в конце отчетного периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Резерв создают на последнюю дату отчетного периода. Бухгалтер должен отразить его проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 63
- создан резерв по сомнительным долгам.

Пример. ЗАО "Актив" определяет выручку от реализации для целей налогообложения по методу начисления. В учетной политике "Актива" записано, что организация создает резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Выручка "Актива" за январь - март отчетного года составила 870 000 руб.
По итогам инвентаризации на 31 марта на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" выявлена задолженность покупателей за отгруженную продукцию:
- по расчетам с ООО "Импульс" - 60 000 руб. (задолженность просрочена на 106 дней);
- по расчетам с ООО "Зенит" - 30 000 руб. (задолженность просрочена на 56 дней);
- по расчетам с ООО "Марс" - 90 000 руб. (задолженность просрочена на 42 дня).
В состав резерва по сомнительным долгам включена дебиторская задолженность:
- ООО "Импульс" - в сумме 60 000 руб.;
- ООО "Зенит" - в сумме 15 000 руб. (30 000 руб. x 50%).
По задолженности ООО "Марс" резерв не создается. Общая сумма резерва составит 75 000 руб. (60 000 + 15 000).
31 марта отчетного года бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет 91-2 Кредит 63
- 75 000 руб. - создан резерв по сомнительным долгам.
В форме N 2 за I квартал отчетного года по строке 100 бухгалтер укажет сумму резерва по сомнительным долгам - 75 000 руб.

Когда сомнительный долг, по которому ранее был создан резерв, становится безнадежным, его списывают проводкой:
Дебет 63 Кредит 62 (76...)
- нереальный для взыскания долг списан за счет резерва.
Одновременно сумму списанного долга вам нужно отнести на забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". Эта задолженность должна числиться там в течение 5 лет.
Для этого сделайте проводку:
Дебет 007
- безнадежный долг учтен на забалансовом счете.
По строке 100 Отчета о прибылях и убытках указывают также:
- штрафы, пени и неустойки, причитающиеся другим фирмам;
- убытки, возмещенные другим фирмам;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных для взыскания;
- отрицательные курсовые разницы;
- суммы уценки активов.
Кроме того, здесь отражают судебные расходы, затраты на благотворительность, проведение спортивных мероприятий, развлечений, культурно-просветительских программ и иных аналогичных мероприятий.
Такие расходы в бухгалтерском учете относят к прочим (п. 11 ПБУ 10/99).
В Отчете о прибылях и убытках их указывают в круглых скобках.

Как учесть штрафы и пени за нарушение условий договоров

Фирма может нарушить или не вовремя выполнить условия договоров. За это партнеры вправе потребовать уплатить неустойку (ст. 330 ГК РФ). Размер неустойки нужно предусмотреть в договоре. Она может быть выражена в виде штрафа или пеней.
В бухгалтерском учете сумму неустойки по договорам нужно начислить, если вы ее признали или было вынесено соответствующее судебное решение.
Бухгалтер должен отразить сумму штрафных санкций проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- начислен штраф (пени) за нарушение условий договора.
Сумму причитающихся с вас штрафных санкций по договорам укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. ЗАО "Актив" занимается оптовой торговлей медицинскими препаратами (НДС не облагаются). По договору с ООО "Пассив" "Актив" обязуется до 15 ноября отчетного года отгрузить товары на сумму 70 800 руб. По условиям договора за несвоевременное выполнение обязательств стороны должны заплатить пени. Их размер составляет 0,1% от стоимости товаров за каждый день просрочки.
"Актив" отгрузил товары только 19 ноября. Следовательно, фирма должна заплатить пени за просрочку поставки на 4 дня (19 - 15). Сумма пеней составит:
4 дн. x 70 800 руб. x 0,1% = 283,2 руб.
"Пассив" предъявил претензию поставщику и потребовал уплатить пени.
"Актив" в письменной форме согласился перечислить их.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 91-1 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- 283,2 руб. - отражены признанные пени;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям", Кредит 51
- 283,2 руб. - перечислены пени "Пассиву".
В форме N 2 за отчетный год бухгалтер должен указать по строке 100 сумму пеней в размере 283 руб.

Обратите внимание: сумма штрафных санкций, уплаченная за нарушение условий хоздоговоров, уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Как учесть убытки, возмещенные другим фирмам

Фирма может нарушить или не вовремя выполнить условия договоров. За это партнеры вправе потребовать восполнить им понесенные убытки (ст. 15 ГК РФ). В бухгалтерском учете это возмещение начисляют, только если ваша фирма согласилась его уплатить или вынесено судебное решение.
Бухгалтер должен отразить его сумму проводкой:
Дебет 91-1 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- начислена сумма возмещения за причиненные фирмой убытки.
Сумму причитающихся с фирмы компенсаций партнерам укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. ЗАО "Актив" получило от ООО "Пассив" заказ на выполнение научно-исследовательских работ.
По договору "Актив" в ноябре отчетного года должен представить "Пассиву" отчет о выполненных работах. Однако к установленному сроку "Актив" работы не выполнил.
Из-за этого в "Пассиве" произошла остановка производства. Понесенные фирмой убытки составили 200 000 руб.
"Пассив" направил "Активу" претензию с требованием возместить эту сумму. "Актив" претензию "Пассива" признал и перечислил 200 000 руб. на его расчетный счет.
Бухгалтер "Актива" сделал проводки:
Дебет 91-2 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- 200 000 руб. - начислена сумма убытков, понесенных "Пассивом" и признанных "Активом";
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям", Кредит 51
- 200 000 руб. - перечислены деньги в возмещение убытков.
В форме N 2 за отчетный год бухгалтер "Актива" должен указать по строке 100 сумму признанных им убытков в размере 200 000 руб.

Как учесть убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

Бухгалтер может обнаружить, что ошибочно завысил прибыль за прошлый год (например, не учел те или иные расходы). Если отчетность за прошлый год утверждена, то исправить эту ошибку можно только в том отчетном периоде, в котором она выявлена.
Сумму неучтенных затрат укажите по строке 100 "Прочие расходы" Отчета о прибылях и убытках.

Пример. В прошлом году бухгалтер ЗАО "Актив" не отразил в бухгалтерском учете командировочные расходы на сумму 3000 руб. Эту ошибку бухгалтер выявил в IV квартале текущего года и отразил как убыток прошлых лет. Он сделал проводку:
Дебет 91-2 Кредит 71

<< Предыдущая

стр. 29
(из 42 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>