<< Предыдущая

стр. 136
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение
материально-ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). В
организациях с небольшой численностью работающих и не имеющих в штате кассира,
обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по
письменному распоряжению руководителя организации. Главному бухгалтеру
организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по
операциям, которые противоречат законодательству и нарушают договорную и
финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает
руководителю организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о
принятии указанных документов к учету главный бухгалтер исполняет его. Всю полноту
ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.
За невыполнение или недоброкачественное выполнение своих обязанностей главный
(старший) бухгалтер несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством. Должностной оклад заработной платы главного бухгалтера
устанавливается, как правило, на уровне оклада заместителя руководителя организации.
При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному
главному бухгалтеру (а при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом
руководителя организации), в процессе которой производится проверка состояния
бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением
соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА
ПРЕДПРИЯТИИ - обусловленные законом, нормативными актами, учредительными
документами возможности руководителя по организации учета на предприятии.
Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: а) учредить
бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным
бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах
ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной
организации или бухгалтеру -специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. Принятая
организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным
распоряжением руководителя организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов
бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для
ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для
внутренней бухгалтерской отчетности; методы оценки отдельных видов имущества и
обязательств; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила
документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за
хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации
бухгалтерского учета.

ПРАВА СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ - совокупность правовых норм поведения,
дающая возможность осуществления управленческих функций. П.с.у. предоставляются
под конкретные функции, цели, задачи.

ПРАВИЛА -1. организованная форма выражения обязанностей, устанавливаемых
вышестоящими уровнями управления для нижестоящих; 2. совокупность требований,
выполнение которых гарантирует создание определенных усилий лицами, к которым они
обращены.

ПРАВИЛА, БАНКОВСКИЕ - правовые нормы, регулирующие деятельность кредитных
организаций. Б.п. существуют преимущественно в форме инструкций, распоряжений,
инструктивных писем и телеграмм Банка России. Подобные нормы обычно устанавливают
правила выпуска ценных бумаг кредитными учреждениями, порядок оформления
платежных и иных банковских документов, порядок банковских расчетов с помощью тех
или иных платежных документов, правила осуществления различных банковских
операций, в том числе правила обслуживания клиентов кредитными учреждениями.
Нарушение банковских правил может служить основанием для применения к кредитным
учреждениям санкций (наложение штрафов, отзыв или приостановление действия
лицензии и пр.), а также стать причиной наступления для нарушителя иных
неблагоприятных последствий.

ПРАВИЛА БАРРЕМА - правила, введенные в бухгалтерский учет в XVIII в. Ф.
Барремом: 1) счет дебетуется, если на него записывается поступление ценностей
хозяйства; 2) счет кредитуется, если на него записывается выбытие ценностей из
хозяйства; 3) если выбытие ценностей не сопровождается поступлением других
ценностей, то дебетуется счет лица, с которым выполняется расчет (счет собственника
капитала); 4) если поступление ценностей не сопровождается выбытием других
ценностей, то кредитуется счет лица, с которым выполняется расчет (счет собственника
капитала), а затем дает обобщение: "то, что входит, должно тому, что выходит".

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РФ, ОСНОВНЫЕ - правила
ведения бухгалтерского учета в организациях установлены Законом "О бухгалтерском
учете". Положением по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением
о бухгалтерском учете и отчетности. Положением по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия". Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими
нормативными документами. Основными требованиями к ведению бухгалтерского учета
являются: бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте РФ - в рублях; имущество, являющееся собственностью
организаций, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц,
находящегося у данной организации; учет ведется организацией непрерывно с момента ее
регистрации до реорганизации или ликвидации. Организация ведет бухгалтерский учет
путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в
рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны
соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета; все хозяйственные
операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах
бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий; текущие затраты на
производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно; основанием
для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы, которые
должны составляться в момент совершения хозяйственных операций или непосредственно
после ее окончания и содержать обязательные реквизиты.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО УЧЕТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - правила, согласно которым должны
обязательно соблюдаться следующие условия: сделки с ценными бумагами, совершаемые
профессиональными участниками как от собственного имени, так и от имени клиентов,
должны отражаться в регистрах внутреннего учета в день заключения до конца рабочего
дня; внутренний учет собственных денежных средств и ценных бумаг профессиональных
участников должен быть отделен от учета денежных средств и ценных бумаг клиентов.
Для выполнения данного условия профессиональные участники обязаны открывать и
вести в системе внутреннего учета аналитические счета для учета ценных бумаг и
денежных средств, пронумерованные в соответствии с внутренним порядком нумерации
счетов в системе учета, отдельно для каждого клиента; профессиональные участники
обязаны регулярно представлять своим клиентам отчетность по результатам сделок с
ценными бумагами, совершенных в интересах последнего. Данная отчетность должна
отражать остатки денежных средств и ценных бумаг на счетах клиентов, а также по всем
операциям с использованием средств и ценных бумаг клиента.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ - законодательно установленный
порядок работы предприятий, организаций и учреждений с наличными деньгами. Эти
правила регламентируют прием, выдачу наличных денег и оформление кассовых
документов, ведение кассовой книги и хранение денег, ревизию кассы и контроль за
соблюдением кассовой дисциплины, признаки и правила определения платежное(tm)
банковских билетов (банкнот) и монет Банка России, меры по обеспечению сохранности
денежных средств при их хранении и транспортировке, единые требования по
технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь
кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег
предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным
применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги, полученные предприятиями
в банках, расходуются на цели, указанные в чеке. Предприятия могут иметь в своих кассах
наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с
руководителями предприятий. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную
наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и
сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия, имеющие постоянную
денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее
на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда),
закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия
не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных
лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных
лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и
стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения
денег в банке. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При
временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с
банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных
денег непосредственно из кассы банка. Предприятия выдают наличные деньги под отчет
на хозяйственно -операционные расходы, а также на расходы экспедиций,
геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных
подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на
самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах
и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под
отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах
сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные
деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они
выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию
предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по
ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета
конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под
отчет наличных денег одним лицом другому запрещается. Кассовые операции
оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА - правила, определяющие
трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, устанавливаемые администрацией
по согласованию с местным комитетом профсоюза на основе типовых правил.

ПРАВИЛА ГАРРИСОНА - два правила, выдвинутые Ч.Гаррисоном в рамках теории
стандарткости: 1) все расходы должны быть указаны в сопоставлении со стандартами
(нормативами); 2) увеличение и уменьшение при сравнении действительных расходов со
стандартами должно быть расчленено по причинам.
ПРАВИЛА ГРУППИРОВКИ БУХГАЛТЕРСКИХ ДОКУМЕНТОВ - свод определенных
правил группировки в дела по видам и хронологии. Уставы, положения, инструкции,
утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и
группируются вместе с указанными документами. Приказы по основной деятельности
группируются отдельно от приказов по личному составу: подлинные экземпляры приказов
по основной деятельности систематизируются и подшиваются вдела вместе с
приложениями в порядке их номеров. Документы к приказам по основной деятельности
группируются и подшиваются отдельно. Приказы по личному составу группируются в
дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Документы, являющиеся
основанием для издания приказа по личному составу, подшиваются в личные дела
сотрудников или образуют самостоятельное дело приложений к данным приказам.
Плановые и отчетные документы хранятся в делах того гола, к которому они относятся по
своему содержанию, независимо от времени их составления или даты поступления.
Документы в отчетах располагаются в определенной последовательности. Например,
документы отчета о финансовой деятельности организации, состоящего из баланса,
объяснительной записки и приложений к балансу, располагают в таком порядке:
объяснительная записка к отчету, затем баланс и в конце -приложения. Лицевые счета
сотрудников организации по заработной плате группируются в самостоятельные дела и
располагаются в них в порядке алфавита. Протоколы заседаний совета трудового
коллектива или собрания акционеров организации группируются по хронологии и порядку
номеров. Документы, подготовленные к заседаниям, помещаются после протоколов в
последовательности рассмотрения вопросов. Переписка группируется за календарный год
и систематизируется в хронологической последовательности: документ-ответ помещается
за документом-запросом. Обзоры, докладные записки, акты, справки и другие документы,
отражающие основное содержание деятельности предприятия, группируются в одном
деле при условии, что они касаются одного и того же вопроса. Папки с документами
переплетаются. На титульном листе указываются наименование организации, название и
порядковый номер в деле с начала года, отчетный период (год, месяц), номер ведомости,
общее количество листов в деле, срок хранения дела.

ПРАВИЛА ГЕРСТНЕРА ДЛЯ ОЦЕНКИ АКТИВА - пять правил, выдвинутых
П.Герстнером для выявления аналитических характеристик баланса: 1) чем больше сумма
капитала вложена в оборотные средства в сравнении с основными, тем выше стоит
предприятие в смысле ведения хозяйства, но масштаб соотношения этих двух величин
зависит от вида предприятия; 2) чем выше сумма быстро оборачивающихся
недолгосрочных, легкореализуемых статей актива сравнительно с суммой длительно
оборачивающихся, труднореализуемых статей, тем благоприятнее в хозяйственном
отношении впечатление, производимое балансом. Максимальный и минимальный пределы
отношения этих сумм зависят от отрасли предприятия; 3) солидное предприятие должно
избегать помещения своих средств во временные, может быть, и выгодные, но
ненадежные виды имущества; 4) шансы получения прибыли на капитал, вложенный в
оборотные средства, больше шансов на прибыль с основного имущества. Как в том, так и
в другом случае шансы эти поднимаются вместе с увеличением риска. Чем больше шансов
на прибыль представляет отдельная статья актива, тем больше и риск потери: 5)
положение предприятия в финансовом отношении тем надежнее, чем выше ликвидность
его актива. Степень ликвидности увеличивается с увеличением доступных, подвижных
оборотных средств сравнительно с основным имуществом; она должна сообразовываться
со срочностью обязательств.

ПРАВИЛА ГЕРСТНЕРА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПАССИВА - пять правил, выдвинутых
П.Герстнером для выявления аналитических характеристик баланса: 1) чем выше сумма
резервов по сравнению с уставным капиталом, тем прочнее финансовое положение: 2) чем
меньше сумма вексельных обязательств какого-либо предприятия, тем лучше его
финансовое положение; 3) чем выше сумма обеспеченных долгов по отношению к
необеспеченным, тем ниже потенциальный кредит данного предприятия; 4)
краткосрочные и долгосрочные обязательства должны находиться между собой в
известном нормальном отношении, соответствующем виду предприятия и размеру
наличного покрытия; 5) чем меньше сумма заемных средств по отношению к
собственным, тем прочнее и надежнее финансовое положение предприятия.
(Минимальный предел составляет полное отсутствие заемных средств, максимальный -
приблизительное равенство заемных и собственных средств).

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАТОРА ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ - правила,
утвержденные уполномоченным органом управления фондовой биржи или организатора
внебиржевой торговли и согласованные с ФК ЦБ. П.о.т.на р.ц.б. регламентируют порядок
заключения, сверки, регистрации и исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг в
рамках одной торговой системы (см. тж. СИСТЕМА, ТОРГОВАЯ).

ПРАВИЛА ПАЧОЛИ - принципы, выдвинутые в конце XV в. Л. Пачоли, согласно
которым: 1) "нельзя никого считать должником (дебитором) без его ведома, даже если это
показалось бы целесообразным"; 2) "нельзя считать никого верителем (кредитором) при
известных условиях без его согласия".

ПРАВИЛА РИГЕРА - три принципа, сформулированных в рамках теории "номинального"
баланса В. Ригером: 1) объектом бухгалтерского учета может быть только имущество, за
которое заплачено; 2) прибыль предприятия есть разность между средствами,
полученными при его ликвидации, и средствами, вложенными в него на момент открытия;
3) каждая хозяйственная операция содержит два элемента - прибыль и убыток.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - в
случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного
бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая
показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории РФ и за ее пределами, в
порядке, устанавливаемом Минфином РФ. Федеральные министерства и другие
федеральные органы исполнительной власти РФ составляют сводную годовую
бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную
бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций
(долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от
размера доли). Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных министерств и
других федеральных органов исполнительной власти представляется Минфину РФ,
Минэкономики РФ и Госкомстату РФ: по унитарным предприятиям - не позднее 25 апреля
следующего за отчетным года; по акционерным обществам (товариществам), часть акций
(долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от
размера доли), - не позднее 1 августа следующего за отчетным года. Сводная годовая
бухгалтерская отчетность объединения юридических лиц, созданного на добровольных
началах организациями, представляется в порядке и сроки, предусмотренные в
учредительных документах объединения. Министерства и иные органы исполнительной
власти представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую
отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете,
соответственно Минфину РФ и финансовым органам в установленные ими сроки. Сводная
бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером
организации.
ПРАВИЛА СТАНДАРТНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРАКТИКИ (Statement of Standard
Accounting Practice, SSAP, Великобритания) - правила, сформулированные Комитетом
по бухгалтерским стандартам (ASC) с 1976 по 1990 гг. ASC сформулировал целый ряд
стандартов SSAP по самым различным направлениям бухгалтерского дела. Они содержали
рекомендации для бухгалтеров о том, как отражать в отчетности амортизацию, товарно-
материальные запасы, слияния, аренду и т. д. таким образом, чтобы минимизировать
расхождения в отражении одних и тех же операций в разных компаниях. Эти стандарты

<< Предыдущая

стр. 136
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>