<< Предыдущая

стр. 157
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности,
принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету "Расчеты с
поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты предъявленного счета.

"РАСЧЕТЫ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ" - счет бухгалтерского
учета, предназначенный для обобщения информации о расчетах по всякого рода
операциям с дебиторами и кредиторами: с разными организациями по операциям
некоммерческого характера (учебными заведениями, научными организациями и т. п.); с
транспортными (железнодорожными и водными) организациями за услуги, оплачиваемые
чеками; по депонированным суммам заработной платы, премий и других аналогичных
выплат; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу
разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или
постановлений судебных органов и др. Счет может иметь субсчета: "Расчеты по
недостачам"; "Расчеты по социальному страхованию"; "Расчеты по специальным видам
платежей"; "Расчеты по платежам в бюджет"; "Расчеты по депозитным суммам"; "Расчеты
по средствам, полученным на расходы по поручениям"; "Расчеты с депонентами";
"Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами": "Расчеты в порядке плановых платежей".

"РАСЧЕТЫ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для
обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями предприятия (акционерами
акционерного общества, участниками полного товарищества, членами кооператива и т. п.):
по вкладам в уставный (складочный) капитал предприятия, по выплате доходов
(дивидендов) и др. К счету могут быть открыты субсчета: "Расчеты по вкладам в уставный
(складочный) капитал", "Расчеты по выплате доходов" и др. Аналитический учет по счету
"Расчеты с учредителями" ведется по каждому учредителю, кроме учета расчетов с
акционерами - собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

РАСШИРЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - строительство дополнительных
производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и
расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и
обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или
примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых
производственных мощностей. К расширению действующих предприятий относится
также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода
в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе. Если в процессе
проектной проработки выявилась необходимость и экономическая целесообразность
одновременно с расширением предприятия осуществлять реконструкцию действующих
цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, соответствующие
работы и затраты включаются в состав проекта на расширение предприятия, но
выделяются в сводном сметном расчете отдельной строкой.

РАФАКЦИЯ - скидка в цене за пониженное качество товара; обычно применяется при
торговле зерновыми, продовольственными, а также сырьевыми товарами.

РАФИНИРОВАНИЕ - очистка от посторонних примесей какого-либо технического
продукта.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - усовершенствование методов или организации какой-либо
работы, деятельности.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - разумность, рассудочность, обоснованность.

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ - рациональное и экономическое
ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины
предприятия.

РАЦИОНИРОВАНИЕ - 1. рациональное экономное устройство чего-либо; 2.
утверждение рационов.

РАЦИОНИРОВАНИЕ КАПИТАЛА - рационирование распределения капитала в связи с
его ограниченностью, когда компания вынуждена делать выбор между несколькими
перспективными проектами.

РАЦИОНИРОВАНИЕ ЛИКВИДНЫХ СРЕДСТВ - регулирование органами
центрального банка страны денежной массы в обращении; центральный банк
контролирует денежную массу и распределение ее по отраслям экономики посредством
замораживания резервных денежных средств, интервенции на денежном рынке и другими
способами.

РАЦИОНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ - установление ограничений (квот) на покупку и/или
продажу ресурсов.

РЕАЛИЗАЦИЯ - 1. осуществление, исполнение; 2. продажа чего-либо, с точки зрения
бухгалтерского учета всякое превращение имущества в деньги.

РЕАЛИЗАЦИЯ, ВАЛОВАЯ - сумма продаж и сумма по товарам, отпущенным в кредит
заданный учетный период.

"РЕАЛИЗАЦИЯ И ПРОЧЕЕ ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" - счет
бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения информации о процессе
реализации (продаже) и прочем выбытии (ликвидации, списании, передаче безвозмездно и
др.) принадлежащих предприятию основных средств, а также для определения
финансовых результатов от их реализации. По дебету счета отражаются первоначальная
стоимость выбывших объектов основных средств, а также понесенные расходы, связанные
с выбытием основных средств (сносом и разборкой зданий, сооружений, демонтажем
оборудования и т. п.). В кредит счета "Реализация и прочее выбытие основных средств"
относятся сумма износа, начисленная по выбывшим объектам основных средств к
моменту выбытия, выручка от реализации имущества и стоимость материальных
ценностей, поступивших в связи со списанием имущества в оценке возможного
использования или реализации. Выручка от реализации имущества, то есть сумма,
причитающаяся предприятию за проданные основные средства, отражается по кредиту
счета "Реализация и прочее выбытие основных средств" в корреспонденции со счетом
"Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ - продажа продукции, осуществляемая в соответствии с
заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. В
договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя,
необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, порядок расчетов, сумму налога на
добавленную стоимость (НДС) и другие реквизиты. Реализация продукции (работ, услуг)
производится организациями по следующим ценам: свободным отпускным ценам и
тарифам, увеличенным на сумму НДС; государственным регулируемым оптовым ценам и
тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и
услуги производственно-технического назначения); для продажи товаров населению и
оказания ему услуг - по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в
соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам,
включающим в себя НДС. Для учета отгруженной, но еще не реализованной продукции
используют синтетический счет "Товары отгруженные".При этом отгруженную готовую
продукцию списывают с кредита счета "Готовая продукция" или счета "Выпуск продукции
(работ, услуг)" в дебет счета "Товары отгруженные".По мере оплаты расчетных
документов поступившие от покупателей платежи зачисляют на счет "Расчетный счет" или
другие денежные и расчетные счета с кредита счета "Реализация продукции (работ,
услуг)". Одновременно реализованную продукцию и оплаченные работы и услуги
списывают со счета "Товары отгруженные" в дебет счета "Реализация продукции (работ,
услуг)". Продукция считается реализованной, если она отгружена или передана
покупателю и оплачена поставщику полностью. Результаты от реализации продукции
(товаров, работ, услуг) списываются ежемесячно со счета "Реализация продукции (работ,
услуг)"на счет "Прибыли и убытки".

"РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)" - счет бухгалтерского учета,
предназначенный для обобщения информации о процессе реализации готовой продукции.
товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также для определения финансовых
результатов от реализации этих ценностей (работ, услуг). На этом счете отражаются, в
частности, себестоимость и выручка (доходы) по: готовой продукции и полуфабрикатам
собственного производства промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий;
работам и услугам промышленного характера: работам и услугам непромышленного
характера; покупным изделиям (приобретенным для комплектации); строительным,
монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и
т. п. работам; товарам в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услугам по
перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта; услугам по прокату легковых
автомобилей и доставке (перегону) автомобилей; транспортно-экспедиционным и
погрузочно-разгрузочным операциям; услугам предприятий связи. Результаты от
реализации продукции (товаров, работ, услуг) списываются ежемесячно со счета
"Реализация продукции (работ, услуг)" на счет "Прибыли и убытки".

"РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЧИХ АКТИВОВ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный
для обобщения информации о процессе реализации принадлежащих предприятию
ценностей, не упомянутых в пояснении к счетам "Реализация продукции (работ, услуг)" и
"Реализация и прочее выбытие основных средств", а также для определения финансовых
результатов от реализации этих ценностей. На этом счете отражаются, в частности,
балансовая стоимость и продажная цена по нематериальным активам; товарно-
материальным ценностям, относимым по действующему порядку к средствам в обороте;
валютным ценностям; ценным бумагам и другим финансовым вложениям и т. д. По дебету
счета "Реализация прочих активов" отражаются балансовая стоимость выбывающих
ценностей, а также понесенные в связи с этим расходы (комиссионные вознаграждения и
т. п.). В кредит счета "Реализация прочих активов" относится выручка от реализации
ценностей, то есть сумма, причитающаяся предприятию за проданное имущество. При
реализации и прочем выбытии объектов нематериальных активов, малоценных и
быстроизнашивающихся предметов в кредит счета "Реализация прочих активов"
списывается также сумма износа, начисленная по этим объектам к моменту выбытия (в
корреспонденции со счетами "Амортизация нематериальных активов", "Износ
малоценных и быстроизнашивающихся предметов". Дебетовое (убыток) или кредитовое
(доход) сальдо по счету "Реализация прочих активов" в текущем отчетном периоде
списывается на счет "Прибыли и убытки".

РЕАЛИЗАЦИЯ, СКЛАДСКАЯ - реализация средств производства потребителям со
складов (и через магазины) снабженческо-сбытовых организаций.

РЕАЛИЗАЦИЯ, ТРАНЗИТНАЯ - поставка продукции со склада предприятия-
изготовителя на склад предприятия-потребителя, минуя склады и базы снабженческо-
сбытовых организаций. Т.р. применяется при поставке продукции в больших количествах,
что лает возможность производить отгрузки с полным использованием грузоподъемности
(вместимости) транспортных средств. Т.р. может осуществляться с участием и без участия
снабженческо-сбытовых организаций в расчетах.

РЕАЛИЗОВАТЬ -1. обратить в денежные средства; получить денежные средства от
продажи товаров и услуг, инвестиций и т.д.; 2. это понятие используется, например в
отношении акций; реализованные прибыли или убытки это те, которые были фактически
получены или понесены в результате продажи акций и проведены по счетам доходов или
расходов.

РЕАЛИЗУЕМОСТЬ - показатель легкости, с которой, что либо может быть продано.

РЕВИЗИЯ - проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций,
учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей
уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил,
инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного
положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-
материальных ценностей. Р. проводят разные контролирующие органы, в особенности
финансовые, а также органы государственного управления в отношении
подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих
органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе
правоохранительных. По объекту проверки различают Р. документальные, фактические,
полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут
быть: плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и
внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов. жалоб и заявлений
граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно
несколькими контролирующими органами) При проведении документальной Р.
проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета,
платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая Р.
означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей.
Под полной Р. понимают проверку всей деятельности предприятия, организации,
учреждения за определенный период. При выборочной Р. контроль направлен на какие-
либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка
командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).
Результаты Р. оформляются актом, имеющим важное юридическое значение.

РЕВИЗИЯ АВАНСОВЫХ ОТЧЕТОВ - приемы и процедуры проверки достоверности и
законности расходования денежных средств подотчетными лицами по целевому
назначению в соответствии с действующими правилами. Заключается в изучении
правильности и полноты оформления прилагаемых документов, точности подсчета сумм
расходов и правильности отнесения их на соответствующие синтетические счета и статьи
затрат.

РЕВИЗИЯ, ВНЕШНЯЯ - ревизия, обычно выполняемая частнопрактикующим
бухгалтером-ревизором или коммерческой бухгалтерской фирмой.

РЕВИЗИЯ, ВЫБОРОЧНАЯ - частичная проверка отдельной стороны деятельности
ревизуемого объекта или ряда объектов по одной теме.

РЕВИЗИЯ, ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ - вид последующего документального контроля, при
котором проверяется хозяйственно-финансовая деятельность предприятия или
должностных лиц. Д.р. часто сочетается с фактическим контролем (инвентаризацией,
лабораторными анализами и т. д.). Общими задачами Д.р. являются: проверка законности
и целесообразности совершенных хозяйственных операций; проверка соблюдения
финансовой и сметной дисциплины, борьба с хищениями собственности и другими
злоупотреблениями должностных лиц; проверка выполнения плана, проверка
правильности постановки бухгалтерского учета и достоверности показателей учета и
отчетности; содействие режиму экономии и укреплению хозяйственного расчета. Д.р.
различают по их назначению, объему охватываемых проверкой операций, методу
проведения и подругам признакам. В зависимости от органов, осуществляющих ревизии,
они бывают внутренне и внешние, ведомственные и вневедомственные. В Зависимости от
назначения ревизии могут быть плановые и внеплановые. По объему охватываемых
проверкой хозяйственных операций ревизии делятся на полные и частичные. В
зависимости от повторяемости контрольных функций различают ревизии первичные,
повторные и дополнительные. По методу проведения ревизии бывают сплошные,
выборочные и комплексные. В процессе ревизии используются нормативные материалы,
первичные документы и учетные регистры, данные отчетности, данные фактического
контроля, приказы и распоряжения, материалы предыдущих ревизий. Результаты
оформляются актом. Акт составляет ревизор в нужном количестве экземпляров. Его
подписывают, кроме ревизора, руководитель ревизуемого предприятия и главный
бухгалтер. Если последние не согласны с актом, они. все равно должны его подписать, а
свои возражения в письменном виде приложить к акту ревизии. Если имеют место факты
злоупотреблений, наказуемые в уголовном порядке, то дело передается следственным
органам.

РЕВИЗИЯ, КОМПЛЕКСНАЯ - вид контроля, сочетающий приемы документальной и
фактической проверки, представляющий собой всестороннюю и взаимосвязанную
проверку всех участков деятельности предприятия. В комплексной ревизии принимают
участие специалисты. хорошо знающие экономику и технологию производства,
организацию труда и другие вопросы производственной и финансово-хозяйственной
деятельности. Привлечение различных специалистов позволяет расширить круг
проверяемых вопросов.

РЕВИЗИЯ, ОПЕРАТИВНАЯ - регулярная, периодически проводимая оценка состояния
отчетности, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, компании,
осуществляемая штатными ревизорами данной организации. О.р. может быть выборочной
и сплошной. Результаты ревизии оформляются документально и представляются
руководству предприятия, компании для принятия решения и устранения недостатков.

РЕВИЗИЯ, СПЛОШНАЯ - комплексная проверка всей хозяйственно-финансовой
деятельности ревизуемых организаций, предприятий.

РЕВИЗОР - лицо, уполномоченное произвести ревизию, обследование деятельности
какого-либо учреждения или должностного лица.

РЕВОКАЦИЯ - 1. отмена данного распоряжения, поручения; 2. предложение чекодателя
отменить выданный чек.

РЕГИСТР - 1. список чего-либо, указатель; книга для записей; 2. орган, издающий
правила постройки различного типа судов торгового флота, наблюдающий за
правильностью их постройки и осуществляющий технический надзор за их исправным
состоянием в процессе эксплуатации.

РЕГИСТР, АКЦИОНЕРНЫЙ - список владельцев зарегистрированных акций, который
ведет компания или по ее поручению специальная организация-регистратор.

РЕГИСТР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - документ, предназначенный для
систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных
документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных

<< Предыдущая

стр. 157
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>