<< Предыдущая

стр. 166
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


СИСТЕМА, БЮДЖЕТНАЯ - основанная на экономических отношениях и юридических
нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских
бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и
административно-территориальных образований РФ. Можно выделить три группы видов
бюджетов, входящих в Б.с. РФ: федеральный бюджет, бюджета субъектов РФ и местные
бюджеты административно-территориальных образований РФ. Каждая группа включает в
себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ в целом. Бюджеты, действующие на
соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В
законодательстве они представлены по уровням их формирования. Каждый субъект РФ и
соответствующие местные органы власти на основе федерального законодательства
самостоятельно устанавливают свою бюджетную систему, исходя из государственного и
административно-территориального устройства (деления) своей территории. Каждый
бюджет, формируемый в РФ, обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих
соответственно федеральное, республиканское, областное, краевое, окружное или местное
значение. Роль каждого вышестоящего бюджета заключается и в том, что он выступает
своеобразным гарантом финансирования минимально необходимых расходов
нижестоящих территорий. Это выражается в выделении денежных средств из
вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, если последний не обеспечивает
финансирование такого минимума.

СИСТЕМА, ВАЛЮТНАЯ - совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся
на основе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка, и
закрепленных в договорных и государственно-правовых нормах. Различаются мировая,
международные, региональные и национальные валютные системы. Мировая валютная
система основывается на ряде основных компонентов: определенном наборе
международных платежных средств, режиме и условиях обмена и конвертируемости
валют, механизме, регламентации и унификации форм международных расчетов, сети
банковских учреждений и финансовых институтов и др. С XIX в. мировая валютная
система основывалась на принципе "золотого стандарта", при котором курс и стоимость
валют определялись количественным содержанием золота и устанавливались в
законодательном порядке, и валютные ведомства (государственные банки) были обязаны
обменивать бумажные деньги на соответствующее количество золота (в слитках и
монетах). Золотой стандарт был системой твердых валютных курсов, но начал быстро
разрушаться с 1913г. Рост ликвидных средств, накопление золота в некоторых странах
способствовали экономическому и финансовому кризису 30-х гг., сопровождавшемуся
многочисленными девальвациями, введением торговых ограничений и соответственно
окончательной отменой золотого стандарта. В 1944 г. были разработаны новые принципы
мировой валютной системы, этот этап ее развития получил название Бреттон-вудской
валютной системы. Ее суть -в установлении твердых валютных курсов двумя видами
резервов: золотом и долларом США (золотовалютный стандарт). Доллар был увязан с
золотом (35 долл. за 1 унцию), а курсы валют могли колебаться в пределах 0,75% в ту и
другую сторону от их паритета к доллару (и соответственно золоту). Обязательным был
обмен долларов на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным
банкам. В условиях роста экономической неустойчивости, усиления экономических
позиций других стран и группировок сохранять систему твердых валютных курсов было
невозможно и в 1971-1973 гг. произошел отход от принципов Бреттон-вудской системы.
Современный этап развития - Ямайская валютная система, принципы которой были
разработаны в 1976 г. Она предусматривает полную демонетизацию золота и
окончательный переход к использованию в качестве мировых денег национальных валют и
международных расчетных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР),
выпускаемых Международным валютным фондом, что предполагает право выбора
странам любого режима валютного курса, признание системы плавающих валютных
курсов, сохранение за золотом роли фонда ликвидных активов и разрешение его купли-
продажи по рыночным ценам, наделение МВФ полномочиями по наблюдению за
валютной политикой стран-членов. Оговаривается возможность установки паритетов,
помимо СДР, по отношению к любой валюте, то есть возможность перехода к
многовалютному стандарту.

СИСТЕМА, ВАЛЮТНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ - совокупность экономических, денежно-
кредитных отношений, предполагающих функционирование валюты для обеспечения
внешнеэкономических связей страны. Н.в.с. включает ряд основных элементов:
национальную валюту, определенный объем и состав валютных резервов, валютный
паритет, курс национальной валюты и порядок его действия, условия конвертируемости
валюты, наличие (отсутствие) и основные формы и методы валютных ограничений,
действующий режим использования кредитных инструментов международных расчетов и
формы последних, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные
отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота.
Н.в.с. тесно связана с внутренней денежной и кредитно-финансовой системой.
Юридически Н.в.с. закрепляется в государственных правовых актах, учитывающих нормы
международного права.

СИСТЕМА ВАУЧЕРОВ - в США это специальная система процедур, специальных
журналов, бланков для обеспечения контроля за выплатами наличности. К специальным
журналам относятся журнал учета ваучеров и журнал учета чеков. Когда компания
использует систему ваучеров, она отражает каждую выплату наличности в ваучере и
регистрирует ваучер в журнале учета ваучеров. Счет-фактура или другой
соответствующий документ является основанием для составления ваучера. Далее
основные данные переносятся на ваучер со счета-фактуры. Счет-фактура, ваучер и акт о
приемке посылаются лицу, ответственному за проверку правильности описания товаров
по количеству, качеству и стоимости. Это лицо подписывает ваучер. Когда ваучер и
сопроводительные документы передаются в бухгалтерию, на нем делается отметка о том,
какие счета должны быть кредитованы, а какие дебетованы. После окончательной
проверки уполномоченным лицам соответствующая запись делается в журнале учета
ваучеров, и ваучер поступает в картотеку неоплаченных ваучеров. Система ваучеров
базируется на том, что каждый чек выписывается на основании ваучера. Когда приходит
срок оплаты ваучера, он вынимается из картотеки неоплаченных ваучеров, выписывается
чек (с соблюдением соответствующей процедуры), чек высылается кредитору, а ваучер
возвращается в бухгалтерию. Бухгалтерия производит запись в журнале учета чеков и
перекладывает ваучер в картотеку оплаченных ваучеров.

СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ РЕЕСТРА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЛИЦ - совокупность
данных в бумажной форме и (или) на электронных носителях, позволяющая
идентифицировать зарегистрированные лица, учитывать их права на ценные бумаги,
получать информацию и направлять ее этим лицам, составлять списки
зарегистрированных лиц (см. ЛИЦА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ). Фиксируемые
специализированным регистратором операции в реестре делятся на следующие группы: 1)
глобальные - операции в отношении всего выпуска акций или облигаций (эмиссия или
первичное размещение, изменение номинальной стоимости акций, аннулирование,
дробление ценных бумаг, консолидация (то есть слияние нескольких ценных бумаг в
одну), конвертация или замена одних типов и категорий ценных бумаг другими (например
превращение привилегированных акций в обыкновенные); 2) операции по лицевым
счетам, отражающие переход ценных бумаг от одного лица к другому по всем основаниям,
то есть в результате их купли-продажи или по наследству, дарения и залога ценных бумаг,
их вклада в уставные капиталы предприятий: 3) технические операции, обусловленные
изменением информации об эмитенте или реквизитов зарегистрированных лиц; 4)
информационные операции, связанные с подготовкой и представлением данных из
реестра.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В АУДИТЕ -совокупность организационной
структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в
качестве средств для эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая
включает организованные внутри данного экономического субъекта надзор и проверку
соблюдения требований законодательства, точности и полноты документации
бухгалтерского учета, своевременности подготовки достоверной бухгалтерской
отчетности, недопущения ошибок и искажений, исполнения приказов и распоряжений,
обеспечения сохранности имущества организации. В соответствии со сложившейся
международной практикой в систему внутреннего контроля включают три составляющие:
надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства
контроля. См. СРЕДА. КОНТРОЛЬНАЯ.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ - политика предприятия и
все связанные с ней процедуры, направленные на выявление, исправление и
предотвращение существенных ошибок и искажении информации, которые могут
появиться в бухгалтерской отчетности. Процедуры контроля на предприятии
определяются компетентностью руководителей, менеджеров, специалистов и работников
предприятия, разделением функциональных обязанностей, контролем доступа к активам,
документам, периодическим сравнением учетных данных. Эти три составляющие системы
внутреннего контроля во взаимосвязи должны обеспечивать точность, полноту и защиту
учетных записей, своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой
отчетности.

СИСТЕМА GAAP см. СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА В США.

СИСТЕМА, ДЕНЕЖНАЯ - взаимосвязанная совокупность, включающая следующие
элементы: официальную денежную единицу; порядок эмиссии наличных денег;
организацию и регулирование денежного обращения. Официальная денежная единица
(валюта) Российской Федерации - рубль.

СИСТЕМА ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ см СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
ДВОЙНАЯ.

СИСТЕМА ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ - один из
элементов учетной политики предприятия. Принятая система должна обеспечить: полноту
отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
предупреждение возникновения на предприятии скрытых резервов; отражение в
бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой
формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; тождество
данных аналитического и синтетического учета; рациональное и экономное ведение
бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины
предприятия.

СИСТЕМА ЖИРОСЧЕТОВ, НАЦИОНАЛЬНАЯ - существующая во многих странах
система открытия счетов, сходных по режиму использования с текущими счетами в
коммерческих банках. Ее основой являются почтовые отделения. Любой гражданин может
открыть жиросчет, депонировав сумму, не меньше определенной величины, в любом
почтовом отделении. Ведение этого счета осуществляется Национальным жироцентром.
Владельцы счетов не выписывают чеки, но могут выписать поручение Национальной
системе жиросчетов выплатить любому лицу сумму, указанную в распоряжении.

СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА, БАНКОВСКАЯ - исполнение бюджета путем
перечисления Министерством финансов средств на счета уполномоченных банков,
которые, в свою очередь, доводят их до получателей бюджетных средств на основании
решений государственных органов - распорядителей ассигнований. При этой системе
меньше контроль за расходованием бюджетных средств, чем при казначейской системе и
велика роль распорядителей ассигнований в маневрировании средствами.

СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА, КАЗНАЧЕЙСКАЯ - исполнение бюджета
путем перечисления через органы казначейства на места, в том числе и через временно
развернутые органы казначейства (полевые). При К.с.и.б. распределение бюджетных
средств осуществляется через государственные органы и усиливается централизация при
использовании бюджетных средств.

СИСТЕМА КАЛЬКУЛЯЦИИ, МАРЖИНАЛЬНАЯ -процесс калькуляции издержек
производства продукции или услуг, при которой учитываются только прямые издержки
производства или деятельности.

СИСТЕМА, КЛИРИНГОВАЯ - система расчетов по платежам, чекам или ценным
бумагам, созданная группой финансовых учреждений, функционирующая по единым
правилам.

СИСТЕМА, КРЕДИТНАЯ - совокупность кредитных отношений и институтов,
организующих кредитные отношения. В кредитную систему промышленно развитых
стран входят: 1) банки; 2) специализированные небанковские кредитно-финансовые
учреждения: а) страховые компании, использующие взносы страхователей для вложений в
ценные бумаги и предоставления долгосрочных ссуд; б) пенсионные фонды: в)
сберегательные кассы, централизующие и превращающие в ссудный капитал сбережения
различных слоев общества; г) ломбарды и др.
СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ - система, состоящая из следующих элементов: налоговых
органов, налогового законодательства и практика его применения, совокупности налогов,
сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ -практика, применяемая в ряде стран,
где размеры налога с доходов корпораций рассчитываются государственными органами.

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УПРОЩЕННАЯ - система налогообложения,
состоящая в: а) для организаций - замене уплаты совокупности установленных
законодательством федеральных, областных и местных налогов и сборов уплатой единого
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за
отчетный период; б) для индивидуальных предпринимателей - замене уплаты
установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от
осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на
занятие данной деятельностью.

СИСТЕМА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ТОРГОВАЯ • совокупность
вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных,
телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая
возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации,
необходимой для заключения исполнения договоров купли-продажи ценных бумаг.

СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС) - международные рекомендации ООН
по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических
наблюдений. Представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц,
показатели которых предназначены для определения размера дохода, потребления,
накопления и величины капитальных затрат.

СИСТЕМА НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - организационно-
упорядоченная совокупность массивов нормативной правовой информации и технологгий,
реализующая выполнение информационных процессов в автоматизированном или
традиционном режимах.

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - совокупность сил и
средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и
научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными
элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы
государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане,
принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с
законодательством РФ. Основные функции С.о.п.б.: нормативное правовое регулирование
и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание
пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер
пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области
пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения
мерам пожарной безопасности: содействие деятельности добровольных пожарных и
объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной
безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное
обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного
пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной
безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и
оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности (работ,
услуг) в области пожарной безопасности и сертификация продукции и услуг в области
пожарной безопасности; противопожарное страхование, установление налоговых льгот и
осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения
пожарной безопасности: тушение пожаров и проведение связанных с ними
первоочередных аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

СИСТЕМА ОПИСАНИЯ И КОДИРОВАНИЯ ТОВАРОВ, ГАРМОНИЗИРОВАННАЯ -
международные правила классификации и статистической информации по товарам,
поступающим во внешнюю торговлю.

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА - порядок оплаты труда работников предприятия,
установленный на предприятии в соответствии с выбранной формой оплаты труда.
Сдельная форма оплаты труда имеет разновидности (системы): прямая сдельная; сдельно-
премиальная; аккордная; сдельно-прогрессивная; косвенная сдельная система.
Повременная форма оплаты труда имеет две реализации: простая повременная оплата;
повременно-премиальная оплата.

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИХ, ПРЯМАЯ СДЕЛЬНАЯ - форма оплаты
труда, осуществляемая за число единиц изготовленной ими продукции и выполненных
работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой
квалификации.

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИХ, СДЕЛЬНО-ПРЕМИАЛЬНАЯ - форма оплаты
труда, предусматривающая в дополнение к сдельной оплате труда премирование за
перевыполнение норм выработки и достижение определенных качественных показателей,
отсутствие брака, рекламаций и т. п.

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИХ, СДЕЛЬНО-ПРОГРЕССИВНАЯ - форма
оплаты труда, предусматривающая в дополнение к сдельной оплате труда премирование за
выработку сверх нормы.

<< Предыдущая

стр. 166
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>