<< Предыдущая

стр. 173
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

договору, составляет обычно неотъемлемую часть договора; 3) С. к счету представляет
собой часть расчетного документа.

СПИСАНИЕ - отнесение какого-либо актива к убыткам с изъятием их из баланса,
снятием с балансового учета, уменьшение актива баланса на определенную сумму,
например безнадежной задолженности.

СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНОГО ДОЛГА - уменьшение суммы по бухгалтерскому счету
"Счета дебиторов" на величину безнадежного долга. На практике невозможно
непосредственно сразу уменьшить эту сумму, поскольку неизвестно, какие именно
клиенты не будут платить за товары, услуги. Поэтому применяется отдельный счет "Учет
сомнительных платежей". Счет "Счета дебиторов", как и всякий счет раздела "Средства",
имеет дебетовый остаток. Счет "Учет сомнительных платежей" имеет кредитовый остаток.

СПИСАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ С БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ, БЕССПОРНОЕ
(БЕЗАКЦЕПТНОЕ) -списание банком денежных средств со счета клиента без его
распоряжения по решению суда в случаях, установленных законом или предусмотренных
договором между банком и клиентом.

СПИСАНИЕ, ИЗЛИШНЕЕ - списание ресурсов сверх действительной потребности на
выпуск учтенной готовой продукции. Неучтенные излишки сырья и материалов на
производстве, на складах могут создаваться с целью изъятия их в натуре или изготовления
из них готовой продукции для последующей неучтенной ее реализации, а также с целью
сокрытия ранее образовавшихся недостач, в том числе вызванных оприходованием сырья
и материалов по бестоварным документам.

СПИСАНИЕ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ
(МБП) - процесс, производимый при полной изношенности МБП на основании
соответствующих актов, утвержденных руководителем учреждения. Например, для
списания разбитой посуды ведется журнал регистрации боя посуды ф. 325. Записи в
журнал производятся соответствующими должностными лицами. Постоянно действующая
комиссия следит за правильным ведением журнала и ежеквартально (ежемесячно)
составляет акт на списание разбитой посуды, который утверждается руководителем
учреждения.

СПИСОК ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИНВЕНТАРНЫЙ (ф. № ОС-9)- списки, ведущиеся
по месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью.
В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его
полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дата и
номер документа и причина выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их
нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки
выписываются в двух экземплярах и второй экземпляр передается по месту нахождения
объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе
лиц, ответственных за сохранность этих средств. На арендованные основные средства в
бухгалтерии арендатора инвентарные карточки не открываются. Для аналитического учета
поступивших основных средств используют копию инвентарных карточек арендодателя
или выписки из инвентарной книги.
СПИСОК, ТИТУЛЬНЫЙ - поименный перечень строек, включаемых в инвестиционную
программу. Является документом, определяющим задание для каждой стройки: ввод в
действие мощностей и ввод в действие основных фондов, осуществление капитальных
вложений, объем строительных и монтажных работ, незавершенного строительства. В
титуле стройки указываются наименование, местонахождение и подчиненность,
отраслевая принадлежность, характер строительства (новое, расширение и т. п.), сроки
строительства (год начала и год окончания), проектная мощность, наименование
генерального подрядчика (контрактора) и организации, комплектующей оборудование,
проектная мощность и задания с разбивкой по годам. Различают титулы вновь начинаемых
и переходящих строек. Титулы переходящих строек, кроме перечисленных, содержат
показатели о выполнении заданий в предшествующий период и о том, что подлежит
выполнению до конца строительства. В соответствии со Т.е. определяются объемы
финансирования капитальных вложений и сроки поставок оборудования, строительных
материалов, заключаются договоры подряда. Утвержденный титульный список одно из
необходимых условий начала финансирования и осуществления капитального
строительства.

СПИСОК, ТИТУЛЬНЫЙ ВНУТРИПОСТРОЕЧНЫЙ - один из документов, служащий
основанием для финансирования и кредитования строительства. Устанавливает перечень
объектов стройки, по каждому из которых указываются стоимость строительства, объем
капитальных вложений с выделением стоимости сдаваемого в монтаж оборудования и
строительных и монтажных работ, величина ввода в действие мощностей и ввода в
действие основных фондов, сроки ввода, объем незавершенного строительства.

СПИСЫВАТЬ СО СЧЕТА - рассматривать как убыток или издержки величину,
первоначально отраженную в качестве актива (в случае, когда не оправдываются
первоначальные ожидания).

СПОРЫ, ТРУДОВЫЕ - разногласия между работниками, с одной стороны, и
администрацией - с другой, по вопросам, связанным с трудовыми отношениями.

СПОРЫ, ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ - неурегулированные разногласия между
работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда
(включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных
договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

СПОРЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ - разногласия, возникающие между предприятиями,
учреждениями и организациями в процессе осуществления ими хозяйственной
деятельности. Х.с. могут иметь место при заключении, изменении, расторжении и
исполнении хозяйстве иных договоров. Разрешение хозяйственных споров
осуществляется в установленном порядке арбитражем, судом или третейским судом.

СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - методы группировки и оценки
фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации
документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета,
системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы,
методы и приемы.

СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ ПУТЕМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОВОДОК - способ, применяемый в случаях, когда в
бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция
счетов, но приуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность
между правильной и приуменьшенной суммами операции составляют дополнительную
бухгалтерскую проводку. Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 4000 руб.,
а ошибочно записали 1000 руб., то на разность между этими суммами - 3000 руб. нужно
составить дополнительную проводку.

СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ "КРАСНОЕ
СТОРНО" - способ, применяемый в случае, если в учетных записях указана
неправильная корреспонденция счетов. Сущность его состоит в том, что вначале
ошибочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись
производится красными чернилами. Эта проводка записывается красными чернилами
также в соответствующие учетные регистры. При подсчете итогов в учетных регистрах
суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем
самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательными числами. После
этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается
в регистры обычными чернилами. Способ "красное сторно" применяют для исправления
ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена
сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную
проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции. Этот
способ применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для
корректировки учетных данных по отдельным счетам.

СПОСОБ ИСПРАВЛЕНИЯ ОШИБОК В УЧЕТНЫХ ЗАПИСЯХ, КОРРЕКТУРНЫЙ -
способ, применяемый в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов
или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность его
состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается, и над зачеркнутым пишут
правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией, так чтобы можно
было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если лаже ошибка
допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в
документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах - подписью
лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце
страницы, записывая в ней "исправлено" и правильный текст или сумму.

СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ПОДРЯДНЫЙ - способ
выполнения строительных работ специальными строительными организациями
(подрядчиками). Предприятия (застройщики) заключают с подрядчиками договоры,
согласно которым последние обязуются выполнить в установленные сроки определенные
работы своими кадрами и материально-техническими средствами в соответствии с
проектами, сметами и рабочими чертежами. В свою очередь, застройщики осуществляют
контроль за качеством работ и в соответствии с договором производят их оплату. Расчеты
с подрядчиками производят по объекту строительства в целом, законченным
конструктивным элементам и видам работ и другим установленным правилам. Порядок
расчетов обусловливается договором и зависит, главным образом, от сметной стоимости и
сроков выполнения строительных работ.

СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СМЕШАННЫЙ - способ
выполнения строительных работ, при котором часть работ выполняется хозяйственным
способом, а часть подрядным.

СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ -
организационная форма строительства, при которой строительные и монтажные работы
выполняются собственными силами предприятия-застройщика.
СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ ИЗНОСА ПО МАЛОЦЕННЫМ И
БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИМСЯ ПРЕДМЕТАМ (МБП) - приемы и методы, которые
с помощью регламентирующих документов предоставляют возможность погашения
стоимости переданных в эксплуатацию МБП следующими способами: 1) начисление
износа в размере 50% стоимости МБП при передаче предметов в эксплуатацию и
остальных 50% (за вычетом стоимости списываемых предметов по цене возможного
использования) при списании предметов; 2) начисление износа в размере 100% при
передаче предметов в эксплуатацию; 3) начисление износа в соответствии с
установленной нормой или сметной ставкой (по специальным инструментам и
специальным приспособлениям и др.); 4) предметы стоимостью в пределах 1/20
установленного лимита за единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в
производство или эксплуатацию без начисления износа по этим предметам; 5) в
организациях малого бизнеса МБП могут учитываться на счете "Материалы", и в этом
случае они списываются в расход по мере отпуска их в производство и эксплуатацию без
начисления износа по этим предметам.

СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ - отражение
процентов по полученным кредитам и займам в бухгалтерском учете по мере их выплаты
(ранее применяемый вариант) или по мере начисления. При первом варианте суммы
выплат процентов за пользование кредитами на субсчете "Кредиты банков" не отражают.
По мере выплат этих процентов соответствующие суммы списывают с кредита денежных
счетов в дебет счетов учета источников этих выплат. Если проценты по полученным
кредитам отражают в учете по мере их начисления, то начисленные суммы отражают по
дебету счетов учета источников этих выплат и кредиту денежных счетов.

СПОСОБ ПЛАТЕЖА - порядок списания средств со счетов плательщиков. В практике
расчетов используются платежи по конкретной сделке - основной способ платежа,
плановые платежи, осуществляемые не по каждой поставке товаров, а за определенный
период; платежи по результатам зачета взаимных требований, когда перечисляется только
разница по результатам сверки взаимных расчетов.

СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ
ОБЪЕКТАМИ УЧЕТА И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ - методы распределения косвенных
расходов, которые зависят прежде всего от их вида. Накладные расходы распределяются
между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально основной
заработной плате производственных рабочих, учтенной по этим объектам, или
пропорционально плановым затратам по объектам. Коммерческие косвенные расходы
распределяются по видам продукции (работ, услуг), как правило, пропорционально их
производственной себестоимости. Выбор способа распределения косвенных расходов
зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей организации.
Например, косвенные расходы нецелесообразно распределять между объектами учета или
калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных
рабочих, если уровень механизации труда существенно различается по отдельным
производствам, цехам, участкам и бригадам.

СПОСОБ РАСЧЕТА РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ, ИНВЕНТАРНЫЙ - способ, при
котором на основании первичных документов (лимитно-заборных карт, требований), по
которым производился отпуск материалов цехам в пределах установленных норм на
запланированное количество изделий, бухгалтерия рассчитывает стоимость
израсходованных материалов с учетом отклонений от норм (в результате экономии,
перерасхода или их замены), оформленных либо специальными требованиями, либо
лимитно-заборными картами с красной полосой. И.с.р.р.м. необходим в тех случаях, когда
в цехах постоянно остаются неиспользованные материалы на начало и конец месяца.
Фактический расход материалов на производство должен исчисляться с учетом этих
остатков. Для этого в конце учетного периода (смены, недели, месяца) проводят
инвентаризацию остатков неиспользованных материалов, после чего определяют расход
материалов: к начальному остатку прибавляют отпущенные материалы и вычитают
конечный остаток.

СПОСОБ РАСЧЕТА РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ, ПАРТИОННЫЙ - способ, при
котором расход материалов (металла, тканей и т.п.) учитывают по каждой раскрываемой
партии и после раскроя определяют экономию или перерасход и устанавливают их
причины и виновников. Материалы отпускаются раскройщиками по нормативному
расчету на задание. После выполнения задания количество израсходованных материалов и
выкроенных деталей записывают в акт раскроя, который составляют на каждую партию.
Это позволяет сразу же подсчитать фактический расход материалов. Сравнивая
фактический расход материалов с нормативным, устанавливают результат (экономию или
перерасход) по раскрываемой партии.

СПОСОБ РАСЧЕТА СЕБЕСТОИМОСТИ - методы определения затрат на производство
товаров и услуг различных видов и категорий, используемые предприятиями. Существуют
С.р.с. по элементам затрат, по индексам затрат, постатейная калькуляция, по стоимости
машино-часа.

СПОСОБЫ УЧЕТА ПРОЦЕНТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ КРЕДИТАМИ И ЗАЙМАМИ см.
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ.

СПРАВКА - 1. документ с какими-либо сведениями; 2. сведения, полученные в ответ на
запрос.

СПРАВКА, БАНКОВСКАЯ - справка, выдаваемая банком относительно
платежеспособности клиента и его надежности при предоставлении ему коммерческого
кредита.

СПРАВКА О СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ ФОНДА - документ отчетности
управляющей компании открытого паевого инвестиционного фонда перед ФКЦБ
(Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку). Состав, сроки и
порядок представления отчетности управляющей компанией устанавливаются
Федеральной комиссией. Справка о стоимости чистых активов фонда и приложение к ней
не позднее следующего дня после окончания срока первичного размещения
инвестиционных паев фонда представляются управляющей компанией в Федеральную
комиссию, а также предъявляются всем заинтересованным лицам по их требованию
управляющей компанией и агентом по размещению и выкупу инвестиционных паев
фонда.

СПРАВОЧНИК, ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ см. СИСТЕМА, ТАРИФНАЯ.

СРАВНИМОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - одна из качественных характеристик
бухгалтерской отчетности, позволяющая пользователям устанавливать сходства и
различия между двумя рядами экономических явлений, выявлять схожесть, различия и
временные тенденции на основе текущей и прошлой отчетности компании, а также
сравнивать разные компании.
СРЕДА, КОНТРОЛЬНАЯ - общее отношение руководителей или собственников клиента
к созданию и поддержанию на своем предприятии системы внутреннего контроля, их
конкретные действия и процедуры, направленные на это: отнестись к подбору новых
материально ответственных сотрудников со всей ответственностью, проверяя их
репутацию, или пустить дело на самотек; организовать управленческий учет, прикрыв
лазейки для утечки материальных ценностей, или вести учет "на глазок " и
попустительствовать мелким хищениям; создать удобную организационную структуру
бухгалтерии, когда более опытные и имеющие авторитет сотрудники курируют менее
опытных и когда одни сотрудники распоряжаются материальными ценностями, а другие
ведут их учет, или набрать сотрудников без определенного плана так, что все
одновременно отвечают за все и ни за что конкретно и т.д.

"СРЕДСТВА, АРЕНДОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ" - забалансовый счет бухгалтерского
учета, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении основных
средств, учитываемых на балансовом счете "Долгосрочно арендуемые основные
средства".

СРЕДСТВА В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ, ДЕНЕЖНЫЕ ПРОЧИЕ - средства в

<< Предыдущая

стр. 173
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>