<< Предыдущая

стр. 184
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


СУММА, КОНТРОЛЬНАЯ - итог сложения данных, используемых для проверки
правильности расчета.

СУММА КРЕДИТА - объем денежных ресурсов в соответствующей валюте, который
банки или кредитные учреждения предоставляют заемщикам.
СУММА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПОДЛЕЖАЩАЯ ВЗНОСУ
В БЮДЖЕТ - разница между суммами налога, полученными от покупателей за
реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога по материальным ресурсам,
топливу, работам, услугам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном
периоде на издержки производства и обращения.

СУММА, НОМИНАЛЬНАЯ - стоимостной показатель, не скорректированный с учетом
изменения покупательной способности денег, вызванной инфляцией.

СУММА, ОКЛАДНАЯ - результат умножения количества единиц налогообложения,
входящих в налоговую базу, на ставку (ставки) налога. В налогах, размер которых
определяется путем развертывания (раскладки) между налогоплательщиками общей
суммы, намеченной к поступлению (раскладочные налоги), окладная сумма существует
как заранее определенная величина.

СУММА ОСТАТКОВ ПРИВЛЕЧЕННЫХ СРЕДСТВ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ -
сумма, используемая при расчете обязательных резервов; рассчитывается по формуле
средней хронологической за отчетный период (месяц). Средняя хронологическая
ежедневных балансовых остатков привлеченных за отчетный месяц средств, учитываемых
на счетах, участвующих в расчете обязательных резервов, рассчитывается по следующей
формуле: L d = (L i : 2 + L 2 + L з +... + Ln : 2) : (n - 1), где L D -средние остатки
привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за отчетный
период (месяц); L I - сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете
обязательных резервов, на первое число отчетного периода (месяца); L n - сумма остатков
привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за последний
календарный день отчетного периода (на первое число месяца, следующего за отчетным):
n - число календарных дней в расчетном периоде (с первого числа отчетного месяца по
первое число месяца, следующего за отчетным, включительно), равное "31". При расчете
обязательных резервов количество дней в месяце условно принимается за 30. В месяцах,
имеющих 31 день, остатки привлеченных средств на 31 число в расчет не принимаются, а
в феврале остаток на последнее число месяца повторяется столько раз, сколько дней
недостает до 30.

СУММА ОТКЛОНЕНИЙ - отклонение фактических издержек от нормативных в системе
"стандарткост".

СУММА, ПАУШАЛЬНАЯ - общая сумма обязательств или требований к платежу,
вытекающая из расчетов между государствами, фирмами, предприятиями и физическими
лицами. В налоговой практике П.с. означает общую итоговую сумму начисленных налогов
без подразделения их на отдельные виды обращений.

СУММА, ПОДОТЧЕТНАЯ - денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из
кассы на мелкие хозяйственные расходы и на расходы по командировкам. Порядок выдачи
денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены
правилами ведения кассовых операций. Выдача денег под отчет оформляется расходным
кассовым ордером. Авансы под отчет выдаются только лицам, работающим в данном
учреждении по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного
заявления получателя с указанием назначения аванса. На заявлении о выдаче сумм под
отчет работником бухгалтерии проставляется сметное подразделение, на которое должен
быть отнесен расход, и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом
задолженности по предыдущим авансам. Деньги, выданные под отчет, могут
расходоваться только на те цели, которые предусмотрены при их выдаче. Об
израсходовании авансовых сумм подотчетные лица представляют отчет с приложением
документов, подтверждающих произведенные расходы. Документы, приложенные к
авансовому отчету, нумеруются подотчетным лицом в порядке их записи в отчете. В
бухгалтерии авансовые отчеты проверяются арифметически, а также проверяется
правильность оформления документов и расходования средств по назначению.
Проверенные авансовые отчеты утверждаются руководителем учреждения. Наиболее
существенной частью подотчетных сумм являются расходы по командировкам.

СУММА ПРЕВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ - показатель, используемый
в налогообложении, равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ,
услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, экспортных пошлин и других
вычетов, предусмотренных законодательством РФ и затратами на производство и
реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Налогообложению
подлежат доходы от реализации основных средств и иного имущества, доходы от
внереализационных операций (доходы от сдачи имущества в аренду, вложения свободных
внебюджетных денежных средств на депозитные счета, других операций), уменьшенные
на сумму расходов по этим операциям.

СУММА, РЕАЛЬНАЯ - стоимостной показатель, который корректируется с учетом
изменения покупательной способности денег, вызываемого инфляцией.

СУММА, СТРАХОВАЯ - 1, сумма, на которую страхуется объект (риск), один из
основных элементов страхования, обуславливающий исчисление (по действующим
ставкам) страховых платежей и размер выплат при наступлении страхового случая.
Существуют лимиты страхования, например, в имущественном страховании С.с. не
должна превышать стоимости объекта; в личном - пределов не существует и С.с.
устанавливается по соглашению сторон. Иногда предусматриваются и минимально
возможные С.с. По обязательному страхованию С.с. определяются законодательством; 2. в
личном страховании -страховое возмещение, денежные средства, выплачиваемые при
наступлении страхового случая. С.с. является лимитом ответственности страховщика.

СУММА, СТРАХОВАЯ СОВОКУПНАЯ - величина, определяемая суммированием
страховых сумм по каждому виду страхования поданным журнала учета заключенных
договоров. За величину страховой суммы по страхованию пенсий (страхованию с
условием выплаты ренты) условно принимается сумма дополнительной пенсии (ренты),
которая будет выплачиваться страхователю (застрахованному) в течение 1 календарного
года по достижении им пенсионного или указанного в договоре возраста и в соответствии
с условиями договора страхования.

СУММИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ -
операции, при которых в момент совершения расходов на их сумму дебетуется счет
"Расходы будущих периодов" с кредита счетов материальных, трудовых и денежных
средств. По мере наступления отчетных периодов относящиеся к ним расходы подлежат
распределению (списанию). Существует два способа списания доходов. Первый способ -
при освоении производства нового вида продукции после их запуска затраты подлежат
погашению, то есть ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции в
течение не более двух лет обязательной (прямой) статьей калькуляции. Сумма
ежемесячного списания зависит от количества выпущенной в отчетном месяце продукции
данного вида и установленной нормы. Второй способ -арендная плата, плата за телефон,
затраты на ремонт основных средств и прочие расходы списываются равными долями в
отчетных периодах, к которым они относятся. Распределенные расходы будущих периодов
на основании ведомости распределения записывают в ведомостях № 12,15.
"СУММЫ НЕ СХОДЯТСЯ" - надпись на чеке или векселе при несовпадении сумм
прописью и цифрами.

СУПЕРАРБИТР - председатель третейского суда, избираемый его членами (арбитрами),
который окончательно разрешает спор в случае несогласия между третейскими судьями.

СУПЕРВИЗОР - наблюдатель; инспектор.

СУЩЕСТВЕННОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ - одна из качественных
характеристик бухгалтерской отчетности. Существенность предполагает возможное
изменение суждения, основанного на данных финансового отчета, под влиянием
включения или корректировки данных, представленных в какой-либо статье. Информация
рассматривается как существенная (и поэтому ее отражение необходимо), если знание
этой информации может быть важным для пользователей бухгалтерских отчетов.
Существенность связывают также со значительностью изменений оценок, исправлением
ошибок в отчетах прошлых периодов или с различными способами отражения
количественных данных и релевантных описаний. Эти изменения, исправления и
описания рассматриваются как существенные, если они достаточно велики или
достаточно важны, чтобы влиять на решения пользователей финансовых отчетов. К числу
типов информационных сообщений, которые могут быть введены или исключены из
отчетности по соображениям существенности, можно отнести следующие: 1)
количественные данные, такие как статьи, влияющие на величину чистой прибыли и
оценки актива; 2) степень агрегированности или сгруппированное(tm) количественных
данных в стандартных бухгалтерских отчетах; 3) количественные данные, которые не
могут быть исчислены достаточно точно, чтобы их включать в отчеты; 4) количественные
особенности, которые следует разъяснить с помощью описательных фраз и предложений;
5) специфические отношения между фирмой, отдельными лицами или группами лиц,
влияющие на права и интересы других лиц или их групп; 6) релевантные планы и
предположения администрации. Существенность бухгалтерской отчетности означает
также, что организации могут дополнительно включать показатели, не предусмотренные в
типовых формах бухгалтерской отчетности, если при их составлении выявляется
недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и
финансовом положении организации.

СФЕРА - 1. область, предел распространения чего-нибудь; 2. среда, общественное
окружение; 3. замкнутая поверхность, все точки которой равно удалены от центра;
поверхность и внутреннее пространство шара.

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - вид работ и услуг, предусмотренных уставом организации,
предприятия. Перечень видов выполняемых работ и услуг может включать в себя
различные направления деятельности, не запрещенные законодательством.

СФЕРА КОМПЕТЕНЦИИ - круг задач, за решение которых отвечает руководитель.
Существует "сфера коллегиальной компетенции" - решения, затрагивающие организацию
в целом и принимаемые на основе принципа коллегиальности.

СХЕМА, ФИНАНСОВАЯ - условное описание процедуры последовательных
взаимосвязанных финансовых операций с определенной целью.

СХЕМА АКТИВНОГО СЧЕТА-таблица двусторонней формы. В левой части
записываются суммы по дебету: остаток (сальдо) хозяйственных средств на начало
месяца; хозяйственные операции, вызывающие увеличение (+) хозяйственных средств в
отчетном месяце; сумма хозяйственных операций составит оборот по дебету - счета за
отчетный месяц; остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца + оборот по
дебету - оборот по кредиту. В правой части записываются суммы по кредиту:
хозяйственные операции, вызывающие уменьшение хозяйственных средств в отчетном
месяце (-); сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный
месяц.

СХЕМА ПАССИВНОГО СЧЕТА - таблица двусторонней формы. В левой части
записываются суммы по дебету: хозяйственные операции, вызывающие уменьшение (-)
источников хозяйственных средств; сумма хозяйственных операций составит оборот по
дебету - счета за отчетный период. В правой части записываются суммы по кредиту:
остаток (сальдо) источника хозяйственных средств на начало месяца; хозяйственные
операции, вызывающие увеличение (+) источников хозяйственных средств в отчетном
месяце; сумма хозяйственных операций составит оборот по кредиту счета за отчетный
месяц; остаток на конец месяца равен остатку на начало месяца + оборот по кредиту -
оборот по дебету.

СЧЕТ - 1. регистры всех бухгалтерских записей, относящихся к отдельной статье.
Например, счет заработной платы должен отразить все ее выплаты. В системе двойной
записи счета имеют дебетовую (левую) и кредитовую (правую) стороны. Часто счета
изображают в виде буквы Т, так как страницу делят на правую и левую стороны и
подчеркивают название. На предприятии могут использоваться тысячи счетов, в том числе
по одному для каждого дебитора и кредитора. На раннем этапе развития бухгалтерского
учета использовались только персональные счета (для должников и ссудодателей).
Позднее появились "реальные" счета для имущества различного рода и "номинальные"
счета для не персональных и неосязаемых статей, например, счета заработной платы и
электроэнергии. Счета могут объединяться в группы в журналах и в книгах; 2. в торговых
отношениях счетом (фактурой) называется товарный документ, выписываемый продавцом
на имя покупателя и удостоверяющий поставку товара или оказание услуг и их стоимость;
3. расчет, учет чего-либо; 4. финансовая отчетность, часть ее. Например, счет прибылей и
убытков.

СЧЕТ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ - вид депозитов, который
позволяет автоматически перечислять денежные фонды со сберегательных счетов,
приносящих проценты, на чековые депозиты для покрытия чеков.

СЧЕТ, АКТИВНО-ПАССИВНЫЙ - счет бухгалтерского учета, имеющий признаки
активного и пассивного счетов, сальдо в этих счетах может быть дебетовым и кредитовым
или одновременно дебетовым и кредитовым.

СЧЕТ АКТИВОВ - счет, показывающий увеличение или уменьшение ценностей фирмы.

СЧЕТ, АКТИВНЫЙ - счет бухгалтерского учета, на котором учитываются средства
предприятий. Он дает показатели о наличии, составе и размещении средств. В С.а.
увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение по кредиту. Сальдо - только
дебетовое и показывается в активе бухгалтерского учета.

СЧЕТ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ - счет бухгалтерского учета детализированный, с
подробными данными. Приводятся натуральные и трудовые показатели. Записи в них
включают: номер, дату и название документа, служащего основанием для записи, сумму
операции и ее краткое содержание. Детализирует синтетические счета.
СЧЕТ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА см. СЧЕТ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

СЧЕТ, АНДЕРРАЙТЕРСКИЙ - страховой счет, аккумулирующий систематические
данные, отражающие результаты прохождения страхований, принимаемых на риск
соответствующим андеррайтером. Как правило, такие счета ведутся на годовой базе.

СЧЕТ, АНОНИМНЫЙ - банковский счет, распоряжение средствами на котором
производится без установления банком личности лица, предъявившего требование о
выполнении операций по счету. Идентификация лица, имеющего право распоряжаться
средствами, находящимися на А.с., производится с использованием номеров, кодов,
паролей и иных средств (кроме имени или наименования клиента банка),
подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

СЧЕТ, БАЛАНСИРУЮЩИЙ - счет бухгалтерского учета, который применяется в двух
случаях: если неясно, на какой счет отнести ту или иную сумму, а также если отсутствует
равенство дебетового и кредитового итога пробного баланса или активной и пассивной
части баланса компании.

СЧЕТ, БАЛАНСОВЫЙ - счет бухгалтерского учета, показатели которого находят
отражение в бухгалтерском балансе. Однако это не означает, что названия статей баланса
должны соответствовать названиям Б.с. Данные одного Б.с. могут отражаться в
нескольких статьях баланса.

СЧЕТ, БАНКОВСКИЙ - счет, открываемый учреждением банка юридическим,
физическим лицам для их участия в безналичном денежном обороте и аккумулировании
на счете безналичных денежных средств для целевого использования.

СЧЕТ, БАНКОВСКИЙ БЛОКИРОВАННЫЙ - 1. счет юридического или физического
лица, закрытый для него определенными мерами или прямым постановлением
правительства, суда; 2. банковский счет, с которого нельзя изымать деньги по ряду причин,
наиболее вероятной из которых является та, что дела владельца счета находятся под
контролем ликвидатора в связи с его банкротством или, в случае с компанией, ее
ликвидацией; 2. банковский счет, открытый экспортером товаров в другой стране, на
который могут зачисляться средства, поступающие от продажи товаров, однако их нельзя
перевести в страну происхождения экспортера. Это, как правило, случается в результате
государственного запрета на перевод средств в связи с недостатком иностранной валюты и
необходимостью блокировать все счета, имеющие отношение к движению валюты.

СЧЕТ, БАНКОВСКИЙ КОНТОКОРРЕНТНЫЙ -единый счет, на котором учитываются
все операции банка с клиентом. На С.б.к. отражаются и ссуды банка, и все платежи со
счета по поручению клиента, и средства, поступающие в банк от клиентов в виде вкладов,
возврата ссуд и др.; С.б.к. может иметь дебетовое или кредитовое сальдо. В СССР С.б.к. в
1931 г. был заменен расчетным счетом и ссудным счетом.

СЧЕТ, БЕСТОВАРНЫЙ - фиктивные счета, платежные требования, по которым
фактически не было отгрузки товаров или оказания услуг.

СЧЕТ, БРОКЕРСКИЙ - подтверждение кредитоспособности клиента брокерской
конторы, проводящей операции на фондовой бирже, получаемое от банка, в котором
находятся средства этого клиента. Формально выглядит как открытие кредита клиенту,
либо клиент переводит средства на счет брокерской фирмы. Служит для учета оплаты
покупок клиента и поступающих от продажи ценных бумаг средств.
СЧЕТ, БРОКЕРСКИЙ ДИСКРЕЦИОННЫЙ - счет, по которому брокеру или банку
предоставляется доверенность на совершение операций от имени клиента. Д.б.с. не
предполагает, что брокер уполномочен принимать решения в отношении выбора времени
и цены по заказам, выдаваемым клиентам.

<< Предыдущая

стр. 184
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>