<< Предыдущая

стр. 201
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

статьям затрат (отдельным производствам, видам или группам культур, видам или группам
животных). В кооперативах и крестьянских (фермерских) хозяйствах учет затрат может
осуществляться не по отдельным культурам и видам животных, а по элементам затрат в
целом по производству конечной продукции, реализуемой арендодателю, заготовительным
организациям и другим потребителям. Учет затрат на оплату труда ведут на основе объема
выполненных работ, производства продукции в учетных и путевых листах, на лицевых
счетах и в других соответствующих первичных документах. Расходы на оплату труда
включают в затраты производства по соответствующим объектам на основе данных
первичных документов или сводных регистров. Натуральная оплата труда в
установленной оценке включается в затраты на основании специальных расчетов. Учет
товарно-материальных ценностей, используемых на производство продукции,
осуществляется по лимитно-заборным картам, чекам-накладным и другим документам.
Сверх лимита товарно-материальные ценности отпускаются по документам, подписанным
руководителем организации или уполномоченными им лицами. Учет затрат
вспомогательных производств (работы и услуги) в течение года производится по
соответствующим объектам учета, исходя из выполненного объема работ и услуг и
плановой себестоимости единицы этих работ и услуг. В конце года плановая
себестоимость выполненных работ и услуг корректируется до фактических затрат,
которые списываются на соответствующие объекты учета. Прямые затраты по всем видам
ремонта тракторов, машин и оборудования группируют в журнале учета затрат на
аналитических счетах по видам ремонтов (работ) и изготовляемым изделиям на основании
ведомостей дефектов машин, лимитно-заборных карт, накладных, нарядов и др. по каждой
ремонтируемой машине (трактору, комбайну, автомобилю), по прочим
сельскохозяйственным машинам (в целом) и работам по изготовлению изделий и
инвентаря. Здесь же учитывают и затраты по ремонту и техническому обслуживанию,
произведенным непосредственно в бригадах. На отдельном аналитическом счете в разрезе
установленных элементов и статей учитывают цеховые расходы ремонтной мастерской.
Учет расходов по организации производства и управлению в подразделениях и в целом по
организации ведется в журналах учета работ и затрат на основании утвержденных смет.
Бригадные (фермерские) и цеховые расходы относят на себестоимость продукции
основного производства, вспомогательных производств и незавершенного производства.
Общехозяйственные расходы относят на работы и услуги вспомогательных производств,
выполненные на сторону, в плановых размерах, без последующей корректировки по
фактическим затратам.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА И ОТЧИСЛЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ
НУЖДЫ - учет расходов предприятия на заработную плату персоналу, на
компенсационные выплаты, социальные мероприятия и т. д. Заработная плата может быть
как повременная, зависящая от количества проработанного времени, так и сдельная,
зависящая от объема выпускаемой продукции. Учет заработной платы ведется в
бухгалтерии на основании первичных документов - нарядов, маршрутных листов,
накопительных ведомостей, рапортов, табелей, расчетно-платежных ведомостей и т. д. В
цехах предприятия для учета рабочего времени используются табели, где отражаются
сведения о фактически отработанном времени, о количестве невыходов работника на
работу и т. д. Наличие уважительной причины в случае неявки на работу необходимо
документально подтвердить. Расчет заработной платы делают в типовой форме № Т-49
"Расчетно-платежная ведомость №_". При расчете себестоимости начисленную
заработную плату распределяют пропорционально произведенной продукции. Кроме
заработной платы, в себестоимость продукции входят отчисления на социальные нужды,
рассчитываемые в процентах от начисленного фонда оплаты труда. Кроме основной
заработной платы, существует ряд доплат, определенных КЗоТ РФ: 1) за работу в
сверхурочное время за первые два часа оплата производится в полуторном размере, а за
последующие часы - в двойном размере. Данный вид доплаты не применяется при оплате
труда для работников с ненормированным рабочим днем. Компенсация сверхурочных
работ отгулом не допускается; 2) за работу в праздничные дни оплата идет в двойном
размере. Допускается компенсация в виде отгула; 3) оплата ночных работ (с 22 часов до 6
часов) производится по усмотрению администрации по повышенным ставкам; 4) время
простоев по вине администрации, а также оплата брака, возникшего не по вине рабочего.
оплачивается в размере не ниже 2/3 установленного оклада; 5) брак продукции, возникший
вследствие скрытого дефекта обрабатываемого материала, и брак, обнаруженный после
приемки изделия, оплачиваются, как готовая продукция. Брак по вине работника не
оплачивается, а ущерб взыскивают из заработной платы работника, но не более 1/3
среднего месячного заработка. Оплата ежегодного отпуска исчисляется по всем видам
заработка, среднего за 3 календарных месяца (с 1 -го по 1 -ое число), предшествующих
времени ухода в отпуск. Средний заработок рассчитывается следующим образом: средний
заработок = среднедневной заработок х количество дней, подлежащих оплате; 7) на
основании листка временной нетрудоспособности работники получают пособие по
временной нетрудоспособности; 8) размер пособия зависит от характера увечья, стажа
работы и т. д., но не может быть ниже 90% минимальной месячной оплаты труда. Расчет
пособия по временной нетрудоспособности аналогичен расчету оплаты отпуска.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПОДГОТОВКУ И ОСВОЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА - учет расходов,
связанных с подготовкой к выпуску новой продукции, улучшение качества
выпускающейся продукции и т. д. К расходам на подготовку и освоение производства,
входящим в себестоимость продукции, относятся: затраты на проектирование и
конструирование новых видов продукции; затраты по разработке технологического
процесса; затраты по модернизации оборудования; затраты, направленные на улучшение
качества продукции. Важным моментом при учете вышеперечисленных затрат является
способ включения их в себестоимость продукции: 1) обычно применяется метод
отражения производственных затрат в составе расходов будущих периодов с
последующим отнесением их на себестоимость продукции. При использовании данного
метода все затраты собираются на счетах "Основное производство",
"Общепроизводственные расходы" и т. д., а по истечении месяца на сумму произведенных
расходов делается бухгалтерская проводка: дебет счета "Расходы будущих периодов",
кредит счета "Основное производство" ("Общепроизводственные расходы" и т. д.). Когда
на предприятии приступают к выпуску новой продукции, то затраты со счета "Расходы
будущих периодов" списываются равными долями: дебет счета "Основное производство",
кредит счета "Расходы будущих периодов"; 2) возможно и прямое отнесение расходов на
подготовку и освоение производства на себестоимость новых видов продукции, что
практикуется на больших производствах; при этом момент совершения расходов на
подготовку и освоение производства совпадает с моментом включения их в себестоимость
новой продукции. Расходы на подготовку и освоение производства могут быть возмещены
за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также за счет
внебюджетных фондов. Применение этого метода предполагает составление сметы
расходов. Все фактические расходы в течение месяца учитывают на счете "Основное
производство", а по окончании месяца делается запись: дебет счета "Использование
прибыли" ("Целевые финансирование и поступления"), кредит счета "Основное
производство". К расходам на подготовительные и пусковые работы относятся
специфические затраты горнодобывающей промышленности, а также затраты на
подготовку к работе нового предприятия, цеха. Статьи расходов, связанных с пуском
предприятия, зависят от характера испытаний и отраслевой принадлежности предприятия.
Отражают вышеуказанные расходы на счете "Расходы будущих периодов", а
аналитический учет ведется в соответствии со сметой. Расходы на подготовку и освоение
производства в промышленности списывают на основе сметных ставок погашения. На
основании фактических данных составляют смету погашения со сроком погашения не
более двух лет.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО . учет затрат, осуществляемый в следующих
разрезах: по отношению к себестоимости (прямые и накладные (косвенные); по
видам продукции, работ и услуг; по месту возникновения затрат (производствам,
цехам, участкам и т. п.); по видам расходов (элементам и статьям затрат). Сведения о
затратах группируются на соответствующих счетах. Так, расход материалов
отражается на кредите счета "Материалы" с указанием корреспондирующих с ним
дебетуемых счетов, что и позволяет распределить расход материалов между
хозяйственными процессами, а расходы на оплату труда -на кредите счета "Расчеты с
персоналом по оплате труда" в разрезе корреспондирующих счетов. Сумма отчислений на
социальное и медицинское страхование и в Пенсионный фонд показывается на кредите
счета "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", а сумма амортизации
основных средств - на кредите счета "Износ основных средств", сумма прочих расходов
определяется по данным кредитовых оборотов счетов: "Касса", "Расчетный счет",
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками", "Расчеты с подотчетными лицами" и др.



УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, СВОДНЫЙ - получение обобщенных данных о
затратах на производство в разрезе экономических элементов и калькуляционных статей, а
также по отдельным изделиям, группам однородных изделий, цехам и всему предприятию
в целом. Данные сводного учета используются для составления отчетных калькуляций
себестоимости продукции. Сводный учет затрат на производство ведется в журналах-
ордерах в разрезе синтетических и аналитических счетов.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, СВОДНЫЙ БЕСПОЛУФАБРИКАТНЫЙ -
сводный учет затрат на производство продукции, при котором ведется оперативный учет
движения полуфабрикатов в натуральном выражении. Стоимость полуфабрикатов,
передаваемых из цеха в цех, в системном порядке не учитывается. По каждому цеху
учитываются только его собственные производственные расходы (без стоимости
полученных полуфабрикатов из других цехов). Это облегчает выявление затрат на
производство без внутризаводского оборота. При бесполуфабрикатном варианте сводного
учета затрат на производство фактические остатки незавершенного производства по цехам
не соответствуют данным бухгалтерского учета. Объясняется это тем, что в
незавершенном производстве данного цеха числятся полуфабрикаты, переданные в другие
цехи и не списанные в себестоимость готовой продукции.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО, СВОДНЫЙ ПОЛУФАБРИКАТНЫЙ - сводный
учет затрат на производство продукции, при котором движение полуфабрикатов
учитывается в системном порядке. Передаваемые из цеха в цех полуфабрикаты
оцениваются по установленным ценам или по себестоимости. Затраты отдельных цехов
состоят из собственных затрат плюс стоимость полуфабрикатов, полученных из других
цехов.

УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ -учет наличия и движения сумм
резерва на ремонт основных средств на счете "Резервы предстоящих расходов и платежей"
по статье "Резерв предстоящих затрат по ремонту основных средств". Сальдо по этой
статье отражает сумму неиспользованного резерва на ремонт, то есть по целевому
назначению. Оборот по дебету - использование резерва на оплату работ и услуг, связанных
с осуществлением ремонтных работ; оборот по кредиту - суммы ежемесячно создаваемого
резерва за счет включения их в себестоимость, затраты предприятия. Аналитический учет
операций по счету "Резервы предстоящих расходов и платежей" ведется в ведомости № 15,
синтетический - в журнале-ордере.



УЧЕТ И ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОТЕРЬ И УЦЕНКИ ТОВАРОВ -
бухгалтерские операции, заключающиеся в следующем: товарные потери, возникающие от
естественной убыли, боя исчисляются по нормам (размерам) в установленном порядке.
Товарные потери при транспортировании списываются в пределах установленных норм по
каждому товарно-транспортному документу в том случае, если при приемке фактическое
наличие товаров будет меньше, чем указано в документах поставщика. Каждый случай
брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании,
оформляется актом. Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут
относиться за счет поставщика или организации транспорта. Нормы естественной убыли и
боя в организациях розничной торговли при хранении и реализации применяются к
товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Они являются предельными
и применяются только в тех случаях, когда при инвентаризации товаров установлена
недостача. Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится
после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и
утвержденного в установленном порядке. Недостача товаров сверх установленных норм
убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за
счет дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены. К товарным
потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под
товара и ее массой по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары,
регистрируются в "Книге регистрации товаров, материалов, требующих завеса тары".
Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары
регистрируется в этой книге на основании "Акта о завесе тары". На таре делается отметка
несмываемой краской об актировании завеса с указанием даты и номера акта. Выявленная
при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально
ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной
убыли. Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары
по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной
поставщиком. Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком.
По некоторым товарам поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку
на завес тары. При поступлении товаров эту скидку записывают на кредит счета "Торгован
наценка" (на аналитический счет "Скидка на завес тары*). По таким товарам акты на завес
тары не составляют и претензии поставщикам не предъявляют, фактический завес тары
списывают за счет предоставленной скидки. Завес тары за счет скидки списывают только в
том случае, если при инвентаризации будет выявлена недостача товаров сверх норм
естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары
(за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем в
соответствующей сумме естественную убыль. Порчу, бой и лом товаров оформляют актом,
в котором указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров,
причину и виновников потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа
по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным организациям) или
уничтожении. Сдачу товаров в утиль, переработку или откормочным организациям
оформляют товарно-транспортной накладной. Акт о порче, бое, ломе товаров передают в
бухгалтерию, где проверяют правильность его составления, после чего передают на
утверждение руководителю организации, который решает, за чей счет списать потери
товаров. Лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить
невозможно) потери списываются за счет организации.

УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК - производственный учет, составная часть бухгалтерского учета,
которая, в отличие от финансового учета, законом строго не регламентирована. Задача У.и.
- полное, непрерывное и аналитическое выявление издержек и продукции за отчетный
период с целью анализа эффективности и калькуляции. Как правило, У.и. осуществляется
помесячно и включает учет по видам издержек, в разрезе центров (возникновения)
издержек и носителей издержек. Системы У.и. классифицируют в зависимости от времени
(периодичности) учета (плановые, нормальные, фактические) и охвата учтенных издержек
(учет полных и частичных издержек). Комбинируя оба признака классификации, получают
шесть систем У.и. При этом под "нормальными" издержками понимают средние издержки
за прошлый период.

УЧЕТ ИЗДЕРЖЕК, ПОПРОЦЕССНЫЙ - инструмент анализа и контроля,
обеспечивающий более точное распределение издержек между готовыми продуктами по
сравнению с традиционными методами. В основе П.у.и. лежит отказ от распределения
издержек вспомогательных подразделений в зависимости от основной заработной платы,
машиночасов или стоимости материалов, так как изделия различной сложности требуют
различных затрат и процессов во вспомогательных подразделениях, а следовательно,
различных ресурсов. Поэтому распределять эти затраты следует с учетом указанного
обстоятельства. Для отнесения издержек на продукты используют так называемые
факторы издержек. П.у.и. обладает стратегическими преимуществами, он свободен от
кратко- и среднесрочного подхода, присущего традиционному учету издержек. Он
позволяет принимать долгосрочные решения и выявлять возможности для
рационализации, имеющиеся во вспомогательных подразделениях.

УЧЕТ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ . учет на основе установленных норм
амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств. Износ
определяется и учитывается по зданиям и сооружениям, передаточным устройствам,
машинам и оборудованию, рабочему скоту, транспортным средствам,
производственному (включая принадлежности) и хозяйственному инвентарю,
многолетним насаждениям, достигшим эксплуатационного возраста,
нематериальным активам. Износ не определяется по следующим основным
средствам: по зданиям и сооружениям, являющимся уникальными памятниками
архитектуры и искусства; оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и
недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в
кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;
продуктивному скоту, буйволам, волам, оленям, экспонатам животного мира (в
зоопарках и других аналогичных учреждениях); многолетним насаждениям, не
достигшим эксплуатационного возраста; библиотечным фондам, фильмофонду,
сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям. Износ не
определяется также по основным средствам учреждений, находящихся за границей. Износ
объектов основных средств определяется за полный календарный год. В инвентарных
карточках учета основных средств ф. ОС-6 и ОС-8 записывается годовая сумма износа в
рублях, шифр годовой нормы износа и год, в котором последний раз начисляется износ.
Начисление износа не может производиться свыше 100% стоимости основных средств.
Ежегодно из карточек сумма износа записывается в ведомость. Для учета износа основных
средств используют счет "Износ основных средств". При начислении износа основных
средств происходит уменьшение фонда в основных средствах. На общую сумму износа в
последний рабочий день декабря составляется мемориальный ордер с отражением износа
основных средств по дебету и кредиту счета "Износ основных средств". Сумма износа по
мемориальному ордеру записывается только в книгу "Журнал-главная". При выбытии
объектов основных средств по соответствующей карточке определяется общая сумма
износа за время нахождения объекта в эксплуатации, и на эту сумму уменьшается износ.
Списание износа по выбывшему объекту основных средств отражают по дебету счета
"Износ основных средств" и кредиту счета "Основные средства".

УЧЕТ ИМУЩЕСТВА - учет обязательств и хозяйственных операций организаций.
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от
имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Организация
ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем
двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий
план счетов бухгалтерского учета. Данные аналитического учета должны соответствовать

<< Предыдущая

стр. 201
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>