<< Предыдущая

стр. 214
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

отчислений (износа) - форма № В-1; Ведомость учета производственных запасов и готовой
продукции, а также НДС, уплаченного по ценностям, -форма № В-2; Ведомость учета
затрат на производство -форма № В-3; Ведомость учета денежных средств и фондов -
форма № В-4; Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5; Ведомость
учета реализации -форма № В-6; Ведомость учета расчетов с поставщиками -форма № В-
7; Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8; Ведомость (шахматная) - форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из
используемых бухгалтерских счетов.

ФОРМА УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ - совокупность и расположение реквизитов в
регистре в зависимости от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров,
способов учетной регистрации.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ У ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ - порядок ведения бухгалтерского
учета и отчетности физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью,
при котором затраты группируются по элементам: 1) материальные затраты. В составе
материальных затрат отражаются: стоимость находящихся в эксплуатации средств и
предметов труда (МБП), которая включается в состав расходов путем начисления износа.
Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения, норм
расхода и включается в затраты того отчетного периода, в котором продукция (товары,
работы, услуги) была фактически реализована. Расходы по материальным ресурсам,
приобретенным впрок либо использованным на изготовление продукции (товаров, работ,
услуг), не реализованной в отчетном периоде, учитываются в последующих периодах
деятельности предпринимателя при получении доходов от реализации. Документами,
подтверждающими материальные затраты, являются товарные чеки, счета, торгово-
закупочные акты, накладные на отпуск товара с учетом кассовых чеков или корешков
приходных кассовых ордеров, подтверждающих оплату данного товара, а также
банковские документы, подтверждающие их безналичную оплату; 2) амортизационные
отчисления. Сумма износа (амортизационные отчисления) по основным средствам,
которые используются в процессе осуществления деятельности, начисленная в процентах
от стоимости основных средств либо от стоимости транспортных средств на 1000 км
пробега по нормам амортизации на полное восстановление включается в состав расходов
предпринимателя. Начисление амортизационных отчислений производится ежемесячно.
Субъектам малого предпринимательства - физическим лицам, занимающимся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, дано право
применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением
затрат на издержки производства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные
для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим они могут списывать
дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости
основных фондов со сроком службы более трех лет. Документами, подтверждающими
приобретение предпринимателем основных средств, являются договора купли-продажи,
накладные, счета и иные платежные документы; 3) износ нематериальных активов; 4)
затраты на оплату труда. В элемент "Затраты на оплату труда" включаются затраты на
выплату гражданам вознаграждений по договорам гражданско- правового характера; 5)
прочие затраты. В элемент "Прочие затраты" включаются налоги, сборы, платежи
(таможенный тариф, или пошлина; арендная плата, уплаченная в виде земельного налога,
если земельный участок необходим для осуществления деятельности и не предоставлен в
пользование другим юридическим и физическим лицам; сбор за право торговли,
установленный администрацией субъектов РФ по месту нахождения торговой точки; налог
на рекламу и др. Документами, подтверждающими расходы предпринимателя по
вышеперечисленным платежам, являются квитанции об оплате, банковские документы и т.
п.

ФОРМУЛА "ЖИРО" - форма обслуживания клиентов, при которой банковские счета
используются посредством оплаты почтовых чеков.
ФОРМУЛЯР - в торговом обороте это типовой договор, который заранее вырабатывается
крупными организациями и предлагается контрагенту для подписания. Контрагент не
имеет возможности ни изменять, ни даже обсуждать предлагаемые условия. Правила,
регламентирующие применение Ф., разрабатываются международными организациями и
коммерческими центрами. См. тж. ПРАВО. ФОРМУЛЯРНОЕ.

ФОРФЕЙТЕР - покупатель векселя или целого пакета векселей при кредитовании в
форме форфейтинга (см. ФОРФЕЙТИНГ).

ФОРФЕЙТИНГ - кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у
экспортера векселей, акцептованных импортером. В отличие от обычного учета векселей
коммерческими банками Ф. предполагает переход всех рисков по долговому обязательству
к его покупателю -форфейтеру (учет "без оборота"). Ф. носит среднесрочный характер - до
семи лет. Преимуществами Ф. являются твердая ставка кредитования и относительно
простая процедура оформления переуступки векселей. Стоимость Ф., оплачиваемая в
конечном счете через цену товара, нередко выше других форм кредита. Наиболее активны
в сделках "а-форфе" западноевропейские кредитные учреждения, прежде всего банки
Швейцарии, ФРГ, Великобритании.

ФРАНКИРОВАНИЕ - 1. оплата почтовых отправлений наклеиванием почтовых марок в
соответствии с тарифом; 2. оплата вперед перевозки и доставки багажа, грузов; 3. порядок
включения в цену затрат на транспортировку и хранение грузов.

ФРАНКО - в договорах купли/продажи и поставки -термин, применение которого в
сочетании с обозначением какого-то пункта доставки означает, что покупатель свободен от
расходов по страховке и транспортировке товара до этого пункта (во внешнеторговых
сделках, если для достижения обозначенного пункта товар пересекает границу, - и от
таможенной очистки товара). Например, франко-вагон - условие, по которому продавец
обязан получить вагон и погрузить в него товар.

ФРАХТ - 1. одна из форм оплаты морской перевозки грузов, пассажиров либо
использования судов на протяжении определенного времени. Порядок оплаты и размер
фрахта устанавливается фрахтовым договором. Расчеты по Ф, производят по количеству
груза, сданного в месте назначения, реже - по количеству груза, принятого на борт. При
перевозке большими партиями малоценного груза Ф. может рассчитываться по количеству
груза, указанному в коносаменте. Фрахтователь дополнительно платит за каждый порт
погрузки и выгрузки, указанные в фрахтовом договоре. Без согласования с фрахтователем
нельзя использовать судно для промежуточных перевозок, даже если такие перевозки
осуществляются в попутном балластном направлении. Возможен Ф. на условиях люм-
псум. Время и место оплаты Ф. могут быть определены: при сдаче груза к перевозке в
пункте отправления, по прибытии в порт назначения, во время или после окончания
выгрузки, после сдачи груза грузополучателю и проверки его массы. В мировой практике
принят индекс фрахта, разработанный для сопоставления танкерных ставок фрахта
независимо от размеров судов и их маршрутов, а в зависимости от стоимости
стандартного судна: 2. перевозимый груз, а также сама перевозка груза.

ФРАХТО-АВАНС - предварительная плата в счет фрахта; если фрахт оплачивается в
порту назначения, аванс может быть выдан в размере 1/3 причитающейся суммы для
оплаты судовых расходов; сумму аванса записывают в коносамент.

ФРАХТОВАНИЕ - уторговывание и заключение договора на морскую перевозку грузов.
ФРАХТ-РЕЛИЗ - индоссамент на транспортировку накладной, сделанный владельцем
судна или его агентом, подтверждающий, что фрахт оплачен и товары по их доставке
могут быть выданы.

ФУНДИРОВАННЫЙ - твердый, устойчивый.

ФУНДИРОВАТЬ - придавать устойчивость, долгосрочность, стабильность, закреплять за
чем-то постоянным, устойчивым.

ФЬЮЧЕРС см. СДЕЛКА. ФЬЮЧЕРСНАЯ.

ХАЙРИНГ - среднесрочный лизинг.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТЧЕТНОСТИ, КАЧЕСТВЕННЫЕ - атрибуты учетной
информации, которые имеют тенденцию повышать свою полезность. К.х.о. должны быть
ориентированы как на пользователей, так и на принятие решений. К К.х.о. относятся:
релевантность (предсказуемость, обратная связь, своевременность); надежность
(проверяемость, репрезентативная достоверность, независимость); сравнимость
(единообразие, последовательность), а также существенность.

ХАРРИС, Джонатан - представитель американской учетной мысли, создатель учения о
директкость (1936) (см. ДИРЕКТ-КОСТ).

ХЕДЖ - срочная сделка, заключенная для страхования от возможного падения цены.
Открытие позиции на срочных товарных и фондовых рынках, которая равна по сумме и
противоположна по своему характеру сделке, заключенной на обычном рынке.

ХИГГИНС, Джон - представитель американской учетной мысли середины XX в., автор
концепции центров от ветственности (см. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕНТРОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРАВИЛО ХИГГИНСА}.

ХИЩЕНИЕ - умышленное противоправное, безвозмездное завладение чужим
имуществом, сопряженное с его изъятием из обладания собственника с целью обращения
в свою собственность или распоряжение как своим собственным.

ХИЩЕНИЕ, МЕЛКОЕ - мелкая кража на производстве инструментов, материалов,
полуфабрикатов или изделий, а равно присвоение или растрата в мелком размере
имущества, вверенного виновному в связи с работой, либо соединенные с
разукомплектованием техники или оборудования значительной стоимости.

ХОЗЯЙСТВО • 1. производственная единица; 2. производство. экономика; 3. оборудование
производства.

ХОЗЯЙСТВО, БУХГАЛТЕРСКОЕ - средства регистрации и хранения бухгалтерской
информации; процесс бухгалтерского учета.

ХОЗЯЙСТВО, КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) -личное хозяйство, представляющее
собой форму свободного предпринимательства. На основе использования находящейся в
его собственности или арендованной им земли и имущества осуществляет производство,
переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Крестьянское (фермерское)
хозяйство является самостоятельным и равноправным субъектом хозяйственной
деятельности. Его собственник пользуется правами юридического лица: открывает
расчетный и другие счета в банке, вступает в деловые отношения с предприятиями,
организациями, гражданами, выполняет необходимые обязательства. Являясь
юридическим лицом, он обязан вести учет своего имущества, обязательств и
хозяйственных операций.

ХОЛЬЦЕР, Г. - представитель немецкой бухгалтерской науки первой половины XX в.,
специалист в области балансоведения. Автор концепции квантификационного" баланса
(см. ТЕОРИЯ КВАНТИФИКАЦИОНИОГО" БАЛАНСА}. Все счета Хольцер делил на два
ряда: имущества и капитала, отсюда вытекает двойная запись, систематизирующая
бухгалтерскую работу. Далее он утверждал, что результат не имеет самостоятельного
значения и счет Убытков и прибылей может быть только субсчетом к счету Капитала.

ХОРНГРЕН, Чарльз - крупный современный американский теоретик бухгалтерского
учета, сторонник идей персонализма. Хорнгрен всячески подчеркивает роль
математических уравнений. Он настаивает, что вся хозяйственная деятельность может
быть описана тремя главными уравнениями: А = П+ К(1). Поскольку К складывается из
вложенного капитала и еще нереформированной его части (К = Ко + К), то А = П + Ко + К
(2). Однако К - это чистый доход предприятия, который равен разности между валовыми
доходами и расходами (К = Д - Р), поэтому А = П + Ко + Д - Р (3), где А - актив; П - пассив;
К - капитал. Суть бухгалтерской практики Хорнгрен сводит к поддержанию уравнения (3).
"Не придумано еще такой операции, независимо от степени ее простоты или сложности,
-писал Хорнгрен, - которую нельзя было бы проанализировать с помощью уравнения.
Самые искусные специалисты из крупнейших во всем мире профессиональных
бухгалтерских фирм, столкнувшись с самыми запутанными операциями международных
корпораций, будут обсуждать и обдумывать выполняемый ими анализ в категориях и
основных элементах балансового уравнения". Основные работы: "Введение в
управленческую бухгалтерию", 1986; "Бухгалтерский учет: управленческий аспект", М.,
1995 (совместно с Дж.Фостером).

ХРАНЕНИЕ - в гражданском праве это договор, в силу которого одна сторона (хранитель)
обязуется хранить имущество, переданное ее другой стороной (поклажедателем) и
возвратить его в сохранности.

ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - содержание в
организации в сохранности документов бухгалтерского учета. Организация обязана
хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую
отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации
государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Рабочий план счетов
бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования,
программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны
храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они
использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз. Первичные
учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного
следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на
основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер
или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии
представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием
основания и даты изъятия. Ответственность за организацию хранения первичных учетных
документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет
руководитель организации.
ХРАНЕНИЕ, ОТВЕТСТВЕННОЕ - предусмотренная законом обязанность покупателя
хранить поступившие к нему материальные ценности, оплату которых он не осуществил.

ХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ - услуга, предлагаемая большинством коммерческих банков.
Она заключается в хранении банком ценностей, принадлежащих его клиентам, в
бронированной комнате в индивидуальных сейфовых ячейках (ящиках). Банк может
принимать на хранение ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, иные драгоценные
вещи и другие ценности, в том числе документы.

ХРАНИЛИЩА, БАНКОВСКИЕ - специально оборудованные места для хранения
ценностей банка: денежной наличности в виде бумажных денег и монет, золота,
драгоценностей, иностранной валюты, ценных бумаг. В коммерческих банках ценности
хранятся в бронированных сейфах либо в помещениях, оборудованных сигнализацией.
Здесь могут находиться не только ценности, принадлежащие банку, но и переданные ему в
залог в качестве обеспечения кредита предприятиями и частными лицами.

ХРОНОМЕТРАЖ - метод изучения затрат рабочего времени на выполнение
повторяющихся трудовых операций, заключающийся в замере их продолжительности и
анализе условий их выполнения.

ХЭТФИЛЬД, Генри (1866-1945)- представитель американской бухгалтерской науки,
сторонник персоналистского направления. Хэтфилд утверждал, что счет Убытков и
прибылей - собирательно-распределительный, по позднейшей терминологии французской
школы, счет-экран. На нем в течение года фиксируются некоторые данные, которые
списываются в результате реформации. Самостоятельного значения счет не имеет.
Хэтфилд трактовал амортизацию как регулятив. Она не имеет самостоятельного
содержания. Это только потерянная часть стоимости.

ЦЕЛОСТНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - требование к бухгалтерской
отчетности, означающее необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных
обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как организацией в целом, так и ее
филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на
отдельные балансы (см. БАЛАНС, ОТДЕЛЬНЫЙ).

ЦЕЛЬ - 1. предмет стремления, то что надо осуществить; задача, которую необходимо
решить; 2. характеристика поведения системы, направленного на достижение
определенного конечного состояния. Обычно формальным выражением Ц. является
целевая функция системы. Поведение системы часто удобно описывать в терминах Ц. и
средств ее достижения. Однако такое описание условно. поскольку поведение системы
прежде всего характеризуется способом задания преобразования изменений среды в
значениях существенных переменных. По этой причине Ц. часто оказывается функцией
средств, а не независимой категорией. При анализе и синтезе поведения сложных систем
использования категории Ц. может быть весьма эффективным.

ЦЕЛЬ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ - основная цель аудита заключается в придании
достоверности бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о
ней. Применительно к хозяйственным операциям и бухгалтерским счетам можно
выделить следующие цели, достижение которых ведет к успешному завершению
аудиторской проверки, полнота, точность; наличие; разъединение; оценка; права и
обязательства; представление и раскрытие.
ЦЕЛЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - для внешних пользователей это формирование
информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и
изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу
заинтересованных пользователей при принятии решений. Внешними пользователями
могут быть инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и
заказчики, органы власти и общественность в целом. Для внутренних пользователей
-формирование информации, полезной руководству для принятия управленческих
решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей
формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей,
относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам
деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

<< Предыдущая

стр. 214
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>