<< Предыдущая

стр. 38
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ДОКУМЕНТ, БАНКОВСКИЙ - документ, содержащий необходимую и достаточную
информацию для осуществления банковских операций, подтверждающий их законность и
являющийся основанием для отражения операций в бухгалтерском учете. Подразделяются
по источникам их изготовления на клиентские и банковские. К первым относятся
платежные поручения, требования поручений, чеки и др. Ко вторым - документы, которые
создают сотрудники банка: авизо, мемориальные, расходные, приходные, внебалансовые
ордера. По экономическому содержанию документы подразделяются на кассовые,
мемориальные и документы по внебалансовым счетам. К приходным кассовым
документам относятся объявления о взносе наличными, приходные кассовые ордера,
препроводительные ведомости к инкассаторским сумкам; к расходным кассовым
документам - денежные чеки, расходные кассовые ордера. Мемориальные документы по
безналичным расчетам - это поручения, расчетные чеки, заявления на открытие
аккредитива, покупку чековой книжки и др. Кассовые документы в отличие от
мемориальных требуют дополнительного контроля со стороны бухгалтерского персонала.
Так, денежные чеки помимо их проверки по существу операции и по форме заполнения
подвергаются дополнительному контролю со стороны контролера по расходным кассовым
операциям, который проверяет чек, идентифицирует на нем оттиск печати и номер с
образцами, заявленными клиентом банку при открытии его расчетного или текущего
счета: регистрирует денежный чек в расходном кассовом журнале и в конце рабочего дня
сверяет данные этого журнала со справкой кассира расходной кассы. По приходным
кассовым операциям приходный журнал составляется ответственным исполнителем и
сверяется со справкой кассира приходной кассы. К документам по внебалансовым счетам
относятся приходные и расходные внебалансовые ордера. Бланки документов,
относящиеся к документам строгой отчетности (денежные чеки, векселя, акции,
депозитные сертификаты) подлежат внебалансовому учету и хранятся в помещении кассы.
Отдельную группу составляют документы, которые используются для внесистемного
учета и контроля: документы по кредитным, инвестиционным, депозитным операциям
банков (кредитные договоры, договоры корреспондентских отношений, договоры
банковского счета и расчетно-кассового обслуживания, депозитные и др.), сведения об
обеспечении, залоге, гарантии, страховые полисы и т. д.
ДОКУМЕНТ, БУХГАЛТЕРСКИЙ - письменное свидетельство (доказательство) факта
совершения хозяйственной операции или право на ее совершение. Б.д., как правило,
составляются по установленным формам на бланках, отпечатанных типографским
способом. В отдельных случаях, когда для документального оформления какой-либо
хозяйственной операции нет утвержденной формы документа (бланка), допускается
составление документов произвольной формы. Оформление хозяйственных операций Б.д.
называется документацией. От качества ее зависит достоверность данных бухгалтерского
учета и отчетности, ибо все записи в учете основываются на документах. Документы
должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения хозяйственных
операций, доброкачественно, содержать достоверные данные и иметь обязательные
реквизиты. Записи в документах производятся чернилами, химическим карандашом или
при помощи пишущих машин и средств механизации. Кассовые документы оформляются
в соответствии с Положением о ведении кассовых операций. Ошибки, допущенные в
документах, исправляются установленными способами. Для упрощения и облегчения
составления, обработки и использования Б.д. производится их унификация и
стандартизация. Порядок оформления банковских документов устанавливается правилами
банка. Все документы должны представляться в бухгалтерию в порядке и сроки,
установленные главным (старшим) бухгалтером предприятия. Распоряжения последнего о
порядке составления и представления документов являются обязательными для всех
работников предприятия. Должностные лица, подписавшие документ, несут
ответственность за правильность всех его данных (реквизитов). Бухгалтерия имеет право
принимать к учету только полноценные документы. Поэтому все документы,
поступающие в бухгалтерию, проверяются с точки зрения соответствия их установленным
формам, правильности заполнения реквизитов, верности арифметических вычислений и
подсчетов, законности и целесообразности хозяйственных операций. Большое
разнообразие хозяйственных операций вызывает необходимость применения множества
различных документов. Для обеспечения правильного использования производится их
классификация по определенным признакам. После использования в учете документы
хранятся в архиве предприятия в течение установленных сроков, а затем в соответствии с
инструкциями документы, имеющие научно-историческую ценность, передаются в
государственный архив, а другие документы уничтожаются. С момента составления и до
сдачи в архив на хранение документы проходят определенный путь, используются на
различных стадиях учетного процесса, то есть совершают документооборот.

ДОКУМЕНТ, БЮДЖЕТНЫЙ - документ, отражающий доходы бюджета и ассигнования
из него. Подразделяется на плановый, оперативный и отчетный.

ДОКУМЕНТ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ - документ, содержащий информацию о различных
сторонах деятельности и правоотношений предприятий, учреждений и организаций в
области внешних экономических связей.

ДОКУМЕНТ, ВТОРИЧНЫЙ - документ, полученный в результате аналитико-
статистической и логической переработки информации, содержащейся в первичных
документах.

ДОКУМЕНТ, ДЕНЕЖНЫЙ - документ, владельцу которого предстоит получить по нему
денежные суммы, или приобретаемый документ, предоставляющий определенные,
впоследствии используемые права. К Д.д. относятся путевки в дома отдыха и санатории,
почтовые марки, переводы к получению и т.д. Денежные документы учитываются на счете
"Денежные документы" по номинальной стоимости. Аналитический учет денежных
документов ведется по их видам.
ДОКУМЕНТ ДЛЯ БЕССПОРНОГО СПИСАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ СО
СЧЕТА, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - документ, признанный действующим
законодательством основанием для безусловного списания (перечисления) со счета
клиента указанной в этом документе суммы. К таким документам относятся:
исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и
постановлений судов, мировых соглашений, утвержденных судом и т.д.; судебные
приказы; исполнительные надписи нотариальных органов; исполнительные листы
арбитражного суда и т.д.; а также приравненные к ним: платежные требования,
оплачиваемые в безакцептном порядке; принятые банками заявления об отказе от акцепта
платежного требования при расчетах в порядке последующего акцепта; платежные
поручения плательщиков, не оплаченные в день их приема банком за отсутствием либо за
недостаточностью средств на счете плательщика; распоряжения на списание в бесспорном
порядке признанной должником суммы по претензии.

ДОКУМЕНТ ДЛЯ РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ПЕРВИЧНЫЙ - первичные
документы, используемые для расчета заработной платы. К ним относятся: табель учета
использования рабочего времени - для расчета повременной заработной платы и всех
прочих оплат, в основу которых положено время (простой, доплаты за ночное и
сверхурочное время, временная нетрудоспособность и т.п.); накопительные карточки
заработной платы - для рабочих-сдельщиков; расчеты бухгалтерии по всем видам
дополнительной заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности;
расчетные ведомости за прошлый месяц - для расчета сумм удержаний налогов; решения
судебных органов на удержания по исполнительным листам; платежные ведомости на
ранее выданный аванс за первую половину месяца; расходные кассовые ордера на выдачу
внеплановых авансов и т.д.

ДОКУМЕНТ, ЕДИНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ (ЕАД) - стандартная форма
таможенной декларации, введенная 1.01.1988 г. в странах ЕС. ЕАД используется во
взаимной торговле всех членов группировки и в их торговле с третьими странами. К
настоящему времени ЕАД распространяется практически на все государства Западной
Европы. ЕАД представляет собой набор однотипных деклараций, заполненных в восьми
экземплярах. В нем дается исчерпывающая информация о товаре, способе его
транспортировки, содержатся сведения об отправителе и получателе товара, банковские,
налоговые и прочие данные. Каждый экземпляр ЕАД имеет свой цвет и назначение. В
частности, первые три экземпляра обеспечивают выполнение формальностей в стране-
экспортере товара, а пять остальных - в стране-импортере товара. К ЕАД прикладывается
счет-фактура (или его ксерокопия); документ, подтверждающий, что товар произведен в
одной из стран ЕС; сертификат происхождения товара с целью применения к нему
преференциального режима; а для некоторых видов товара еще и дополнительные
документы: импортный сертификат, санитарный сертификат, документы внешнеторгового
контроля.

ДОКУМЕНТ, ЕДИНЫЙ ПЛАТЕЖНЫЙ - общий документ по платежам за жилую
площадь, коммунальные услуги, газ, электроэнергию и телефон, введенный для
улучшения обслуживания населения и совершенствования порядка расчетов.

ДОКУМЕНТ ЗАЛОГА - юридический документ, свидетельствующий о предоставлении в
залог кредитору принадлежащего заемщику имущества, ценностей.

"ДОКУМЕНТ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ" - условие о выдаче импортеру грузовых
документов только при уплате суммы счета наличными.
ДОКУМЕНТ, ИНКАССОВЫЙ - документ, выставленный на инкассо для получения
платежей и зачисления их на счет вкладчика.

ДОКУМЕНТ, ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ см. ДОКУМЕНТ. ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ.

ДОКУМЕНТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНОЙ ФОРМЕ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - учетный документ, используемый в документообороте при
мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета. Они совершают следующий
документооборот:

документы проверенные и принятые к учету систематизируются по датам
совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными
ордерами - накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие
постоянные номера: мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым
операциям ф. 381, мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению
средств на бюджетных текущих счетах ф. 381; мемориальный ордер 3 - накопительная
ведомость по движению средств на текущих счетах по внебюджетным средствам ф. 381;
мемориальный ордер 4 - накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных
книжек ф. 323; мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и
стипендиям ф. 405; мемориальный ордер 6 - накопительная ведомость по расчетам с
разными учреждениями и организациями ф. 408; мемориальный ордер 7 - накопительная
ведомость по расчетам в порядке плановых платежей ф. 408; мемориальный ордер 8 -
накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф. 386; мемориальный
ордер 9 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств ф. 438;
мемориальный ордер 10 - накопительная ведомость по выбытию и перемещению
малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф. 438; мемориальный ордер 11 - свод
накопительных ведомостей по приходу продуктов питания ф. 398; мемориальный ордер 12
- свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания ф. 411; мемориальный
ордер 13 - накопительная ведомость по расходу материалов ф. 396; мемориальный ордер
14 - накопительная ведомость начисления доходов по специальным средствам ф. 409;
мемориальный ордер 15 - свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей
ф. 406. По остальным операциям и по операциям "сторно" составляются отдельные
мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в
отдельности.

ДОКУМЕНТ, КОМБИНИРОВАННЫЙ - документ, который сочетает признаки
нескольких видов документов: распорядительных и оправдательных (расчетно-платежная
ведомость на выплату заработной платы) и бухгалтерского оформления (расходный
кассовый ордер). К.д. одновременно подтверждает распоряжение о выполнении данной
операции, оправдание (подтверждение) о ее выполнении и одновременно содержит
указание о порядке отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета. Сочетание в
одном документе признаков нескольких видов документов упрощает их учетную
обработку, сокращает количество документов и затраты на их приобретение. К.д.
составляют для уменьшения числа документов по хозяйственным операциям, которые
повторяются в организации многократно в течение короткого периода, К К.д. относятся
лимитно-заборные карты, авансовые отчеты и др.

ДОКУМЕНТ, КОММЕРЧЕСКИЙ - документ, содержащий стоимостную, качественную
и количественную характеристику товара, а также любую другую коммерческую
информацию. К К.л. можно отнести счета-фактуры, коносаменты, перевозочные
документы и т.д.
ДОКУМЕНТ НА БРАК ПРОДУКЦИИ И ЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ - документы,
учитывающие допущение брака при изготовлении продукции и используемые для оплаты
труда при ее изготовлении. Исправление брака, допущенного рабочим по его вине,
производится без выписки акта о браке. Если брак исправляется другим рабочим, ему
выписывается наряд, на котором проставляется штамп "Исправление брака". Этот наряд
служит основанием для оплаты.

ДОКУМЕНТ, НАКОПИТЕЛЬНЫЙ - документ, который составляется (накапливается)
по мере совершения однородных хозяйственных операций за определенное время (декада,
месяц). Н.д. составляют для уменьшения числа документов по хозяйственным операциям,
которые повторяются в организации многократно в течение короткого периода. К Н.д.
относятся лимитно-заборные карты, авансовые отчеты и др.

ДОКУМЕНТ НА МАТЕРИАЛЫ, РАСХОДНЫЙ - документы, учитывающие расход
материалов; к таким документам относятся: лимитно-заборные карты, требования,
накладные. Эти документы отражают отпуск материалов на производственные нужды
(изготовление продукции), на хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные
работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной
деятельности предприятия материалов (см. КАРТА, ЛИМИТНО-ЗАБОРНАЯ;
ТРЕБОВАНИЕ; НАКЛАДНАЯ).

ДОКУМЕНТ НА МАТЕРИАЛЫ, СДАТОЧНЫЙ - документы, отражающие количество
отправленного груза: спецификации, отвесы, накладные; документы, отражающие
качество: сертификаты, удостоверения и т.п. (см. СПЕЦИФИКАЦИЯ; ОТВЕС;
НАКЛАДНАЯ; СЕРТИФИКАТ; УДОСТОВЕРЕНИЕ).

ДОКУМЕНТ, НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ - документ, неправильно оформленный и
не отражающий действительно совершенной операции или отражающий ее в искаженном
виде. Недоброкачественные документы подразделяют на недоброкачественные по форме и
по существу отраженных в них операций, подложные, фиктивные. Подложные документы,
содержащие заведомо ложные сведения, подразделяются на полностью или частично
безденежные. Документ, которым оформлено движение каких-либо материальных
ценностей, их поступление или расход, в то время как эти ценности похищены или
остались без движения, называется бестоварным.

ДОКУМЕНТ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОДАЖИ НОВЫХ ОБЛИГАЦИЙ - проспект,
доверенность или траст-договор; соглашение о подписке или агентское соглашение между
дилером и корпорацией; соглашение о банковской группе, соглашение о группе сбыта,
объявление банковской группы о новом выпуске, окончательное соглашение о цене
выпуска для дилера и для публики.

ДОКУМЕНТ, НОРМАТИВНЫЙ - документ, устанавливающий правила, общие
принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их
результатов.

ДОКУМЕНТ, ОБОРОТНЫЙ - термин, применяемый для обозначения группы денежных
документов, передача прав по которым производится простым вручением или вручением,
дополненным индоссаментом, без оформления договора об уступке требования по
обязательству другому лицу (векселя, чеки, депозитные сертификаты, предъявительские
акции и облигации, казначейские векселя).
ДОКУМЕНТ, ОБОРОТНЫЙ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНЫЙ - 1. краткосрочные векселя; 2.
простой или переводный векселя корпорации, как правило, не имеющие специального
обеспечения, но подкрепленные неиспользованными банковскими кредитными линиями.

ДОКУМЕНТ, ОПРАВДАТЕЛЬНЫЙ - документ, который содержит сведения о
совершившихся хозяйственных операциях. Такими документами являются приходные и
расходные накладные, различные акты, кассовые чеки и

ДОКУМЕНТ, ОСВОБОЖДАЮЩИЙ ОТ ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ -
документ, подтверждающий освобождение от уплаты долга или выполнения другого
финансового обязательства, расписка в получении денежных средств.

ДОКУМЕНТ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ - документ, созданный организацией или должностным
лицом и оформленный в установленном порядке.

ДОКУМЕНТ, ОФОРМЛЕННЫЙ ПРИ ВЫПУСКЕ ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕНИИ
РАБОТ И УСЛУГ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМИ ПРОИЗВОДСТВАМИ - при выпуске
продукции, выполнении работ и услуг вспомогательными производствами оформляются
следующие документы: накладные - о количестве изготовленных и сданных на склад
инструментов; акты приема-передачи отремонтированных объектов - о выполненных и
сданных ремонтных работах; путевые листы - об объеме перевозок транспортного цеха;
справки главного энергетика, главного технолога, главного механика - об объеме работ и
услуг, выполненных простыми производствами (см. ПРОИЗВОДСТВА,
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОСТЫЕ).

ДОКУМЕНТ, ОЦЕНОЧНЫЙ - итоговый документ при проведении оценочной
экспертизы.

ДОКУМЕНТ, ПЕРВИЧНЫЙ - документ, служащий основанием для отражения записей в
учетных регистрах, надлежаще оформленный. Первичные документы могут быть
разовыми, предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, или
групповыми, предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных
операций за определенный период. Первичные документы должны составляться
своевременно, как правило, в момент совершения операции и содержать достоверные
данные. Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь
следующие реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления;

<< Предыдущая

стр. 38
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>