<< Предыдущая

стр. 40
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ними, а также текущий ремонт.
ДОКУМЕНТАЦИЯ, УЧЕТНАЯ - совокупность учетных документов, таких как:
бухгалтерские журналы, бухгалтерские книги и подтверждающие их данные документы,
включая первичные.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ - обязательное условие осуществления процесса управления,
представляющее собой запись по установленным формам необходимой информации.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ, СПЛОШНОЕ - начальный
этап бухгалтерского учета на малом предприятии. Все хозяйственные операции
составляются при помощи определенных носителей первичной учетной информации.
Малые предприятия могут применять для документирования операций типовые
межведомственные формы первичной учетной документации, ведомственные формы, а
также формы, самостоятельно разработанные применительно к соответствующим
типовым, содержащим обязательные реквизиты, и обеспечивающие достоверность
отражения в бухгалтерском учете совершенных операций.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ - первичный учет,
который включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в
архив. Основанием для любой записи в регистрах бухгалтерского учета являются
надлежаще оформленные оправдательные первичные учетные документы, фиксирующие
факты совершения хозяйственных операций. Они должны составляться в момент
совершения хозяйственных операций или непосредственно после их окончания и
содержать все обязательные реквизиты, подписи лиц, ответственных за содержание
хозяйственных операций, печать предприятия. Документы подразделяются на внутренние
и внешние. Внутренними документами оформляются хозяйственные операции,
совершаемые внутри предприятия. Внешние документы поступают со стороны и
отражают хозяйственные операции, характеризующие отношения с другими
организациями. Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете,
должны представляться в бухгалтерию предприятия в установленном порядке к
определенному сроку для проверки с точки зрения законности отраженных в них
операций, правильности оформления и для последующей обработки и группировки.
Информация, содержащаяся в первичных документах, систематизируется и накапливается
в учетных регистрах. Информация из учетных регистров переносится в сгруппированном
виде в бухгалтерскую отчетность. Первичные документы, учетные регистры,
бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательному хранению в соответствии с
установленными порядком и сроками.

ДОКУМЕНТООБОРОТ - путь, который проходят документы от момента выписки до
сдачи на хранение в архив. Проверенные и принятые бухгалтерией документы подвергают
бухгалтерской обработке, под которой понимают их расценку, группировку и разметку
(контировку). После разметки данные документов о хозяйственных операциях записывают
в синтетических и аналитических счетах, а использованные документы сдают в архив.
Перед сдачей документов в архив их необходимо соответствующим образом подготовить.
С этой целью однородные первичные документы формируются в дела, содержащие
обычно до 250 листов при толщине не более 4-х сантиметров. При формировании дел
необходимо соблюдение следующих требований: документы постоянного и временного
сроков хранения необходимо группировать в дела раздельно: подлинники должны быть
отделены от копий; годовые планы и отчеты - от квартальных и месячных, в дело должно
быть включено по одному экземпляру каждого документа. Каждый документ,
помешенный в дело, должен быть оформлен в соответствии с требованиями
государственных стандартов и других нормативных актов. В дело группируются
документы одного периода - месяца, квартала, календарного года - кроме переходящих дел
(например личные дела, не закрывающиеся при окончании календарного года). При
наличии в деле документов за несколько месяцев документы помесячно разделяются
листами бумаги с указанием месяца. Приложения к документам, независимо от даты их
утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.

ДОКУМЕНТЫ В ПУТИ, РАСЧЕТНЫЕ - выписанные и сданные в банк документы по
расчетам за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, по
которым еще не поступили платежи.

"ДОКУМЕНТЫ, ДЕНЕЖНЫЕ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для
обобщения информации о наличии и движении денежных документов, находящихся в
кассе предприятия (почтовых марок, марок государственной пошлины, вексельных марок,
оплаченных авиабилетов, оплаченных путевок в дома отдыха и санатории и др.).
Денежные документы учитываются на счете по номинальной стоимости. Акционерные
общества могут открывать к счету "Денежные документы" специальный субсчет
"Собственные акции, выкупленные у акционеров". На нем учитываются собственные
акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для их последующей
перепродажи или аннулирования. Иные хозяйственные товарищества используют этот
субсчет для учета доли участника, приобретенной в установленном порядке самим
товариществом для передачи другим участникам или третьим лицам. При выкупе
акционерным обществом (товариществом) у акционера (участника) принадлежащих ему
акций (доли) в бухгалтерском учете делается запись по дебету счета "Денежные
документы" и кредиту счетов учета денежных средств. Аннулирование выкупленных
акционерным обществом собственных акций проводится по кредиту счета "Денежные
документы" и дебету счета "Уставный капитал" после выполнения этим обществом всех
предусмотренных законодательством процедур.

ДОКУМЕНТЫ ДНЯ ОБМЕННОГО ПУНКТА - оформленные кассиром обменного
пункта в течение операционного дня документы учета валютно-обменных операций.

"ДОКУМЕНТЫ ПРОТИВ ПЛАТЕЖА" - надпись на векселе, указывающая, что
передача товарных документов покупателю возможна только после их оплаты.

ДОЛГ -денежная сумма, взятая взаймы (на срок и на определенных условиях).

ДОЛГ, БЕЗНАДЕЖНЫЙ - часть дебиторской задолженности, получение которой
признано невозможным (безнадежным) вследствие отказа суда или арбитража во
взыскании либо вследствие неплатежеспособности должника. Особый вид Б.л. -
дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, когда предприятие по
своей вине теряет право на получение бесспорного долга. Безнадежные долги обычно
списываются в убытки с кредита счета "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в
дебет счета "Прибыли и убытки" (если по этой задолженности ранее не был создан резерв
по сомнительным долгам). Резервы по сомнительным долгам создаются на основе годовой
инвентаризации дебиторской задолженности предприятия. Величина резерва определяется
отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния
должника и оценки вероятности погашения долга. На сумму создаваемых резервов
делаются записи по дебету счета "Прибыли и убытки" и кредиту счета "Оценочные
резервы". При списании с баланса невостребованных долгов, ранее признанных
предприятием сомнительными, записи производятся по дебету счета "Оценочные
резервы" в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами.
Аналитический учет по счету "Оценочные резервы" ведется по каждому сомнительному
долгу, на который создан резерв.
ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ - долг, который образуется внутри каждой страны как сумма
взаимной задолженности различных секторов экономики. В.д. имеет определенную
структуру и складывается из следующих элементов: государственный внутренний долг,
долг корпоративного сектора и долг населения.

ДОЛГ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ - задолженность, подлежащая погашению более чем через
год.

ДОЛГ, ИПОТЕЧНЫЙ - долг по возврату ссуды, взятой под залог недвижимости, земли.

ДОЛГ, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ - долгосрочная задолженность частной компании
или государственного ведомства, выраженная в виде выпущенных облигаций или
аналогичных обязательств, в сравнении с величиной краткосрочного или текущего долга.

ДОЛГ, ПРОСРОЧЕННЫЙ - долг, который не может быть востребован по закону,
поскольку исчерпан срок давности.

ДОЛГ, СОМНИТЕЛЬНЫЙ - дебиторская задолженность предприятия, которая не
погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими
гарантиями. Такой резерв сомнительных долгов создается на основе результатов
проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности
предприятия. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу
в зависимости от финансового состояния, платежеспособности должника и оценки
вероятности погашения долга полностью или хотя бы частично. Если до конца года,
следующего за годом образования резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-то
части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли
соответствующего года.

ДОЛГ, СПИСАННЫЙ ВНЕШНИЙ - полная или частичная ликвидация задолженности
на основании соглашения между кредитором и должником.

ДОЛГ, СПИСАННЫЙ В УБЫТОК см. ДОЛГ, БЕЗНАДЕЖНЫЙ.

ДОЛГ, СПОРНЫЙ - задолженность, вызывающая споры, требующая доказательств.

ДОЛГ, "СТАРШИЙ" - кредиты или облигации, по которым кредиторы имеют
преимущественное право на активы компании в случае ее ликвидации по сравнению с
иными держателями долговых обязательств и акций. Понятие "С."д. распространяется в
первую очередь на заимствования у банков.

ДОЛЖНИК - 1. лицо, которое задолжало деньги другому лицу. В балансах должниками
считаются те, кто должен организации деньги, причем следует проводить различие между
должниками, которые обязаны погасить долги в течение следующего отчетного периода, и
должниками, которые будут рассчитываться с долгами позже: 2. предприятие, которое не
выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед
кредиторами.

ДОЛЖНИК, НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫЙ - сторона, взявшая на себя обязательство
совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать
имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.), но не в состоянии его выполнить.
ДОЛЖНИК ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ СУДА - лицо, которое по постановлению суда
должно выплатить некоторую сумму денег другому лицу.

ДОЛЖНОСТЬ - штатная единица или рабочее место как основной элемент
организационной структуры. В должностной характеристике (инструкции) указывают
частные задачи, которые решаются на соответствующем рабочем месте, необходимые для
их выполнения полномочия и компетентность (знания), а также место в иерархии.

ДОЛЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В АКТИВАХ - чистое отношение текущих затрат к
хозяйственным средствам, активам.

ДОМИЦИЛИАТ - третье лицо, указанное в векселе, которое должно оплатить вексель в
месте жительства плательщика или другом месте.

ДОМИЦИЛИАТ СЧЕТА ДЕПО - депозитарий, у которого депонент держит свой счет
депо.

ДОПЛАТА, ГАРАНТИРОВАННАЯ - доплата для получения минимальной
гарантированной ставки при невыполнении нормы выработки.

ДОПЛАТА ЗА РАБОТУ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ - сумма дополнительного заработка за
работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра). Работа в ночное время фиксируется в
табелях учета рабочего времени итоговым количеством за месяц, оформляется
установленными на предприятии первичными документами и оплачивается в повышенном
размере, устанавливаемом коллективным договором (положением об оплате труда)
предприятия, но не ниже, чем предусматривается законодательством.

ДОПЛАТА К ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ - денежные суммы, которые выплачиваются
работникам сверх тарифных ставок (окладов) с учетом интенсивности и условий их труда.
Доплаты применяются, в частности, при работе на конвейерах, при совмещении
профессий, за руководство бригадой, при работе в тяжелых и вредных условиях труда и
т.д. Доплаты могут носить и гарантийный характер, в случаях, когда они суммируются с
зарплатой с целью сохранить работнику обычный или близкий к нему уровень оплаты
труда.

ДОПУЩЕНИЕ - 1. предположение; 2. в бухгалтерском учете экономически развитых
стран это общепризнанные основополагающие принципы, применение которых
предполагается при ведении бухгалтерского учета. В российском бухгалтерском учете этот
термин относится по существу к правилам ведения учета и составления отчетности. При
этом указанные в положении по учетной политике допущения не обязательно должны
объявляться организацией. Их принятие и следование им подразумевается. Вместе с тем,
если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает
отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих
отступлений. Положением по учетной политике установлены следующие допущения -
имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности,
последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов
хозяйственной деятельности.

ДОПУЩЕНИЕ ВРЕМЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - принцип бухгалтерского учета, означающий, что факты
хозяйственной деятельности будут отражены в бухгалтерском учете и отчетности того
периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или
выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная
работникам организации оплата труда относится на издержки производства или расходы
того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты
начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению
временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует
основополагающий "принцип начисления".

ДОПУЩЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОБОСОБЛЕННОСТИ - понятие означает, что
имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и
обязательств собственника. Для России в период становления рыночной экономики это
допущение представляется особенно важным, так как во многих организациях (особенно
хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном
пользовании учредителей, участников или работников.

ДОПУЩЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - понятие означает, что
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее
отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же
указанные намерения у организации имеются, она обязана объявлять об этом в учетной
политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к
годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно
использоваться в аудиторской практике и аудитор обязан информировать пользователей
бухгалтерской отчетности о возможности ликвидации организации или сокращения
деятельности.

ДОПУЩЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ
ПОЛИТИКИ - термин предполагает, что выбранная организацией учетная политика
применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

ДОСТОВЕРНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ - требование к бухгалтерской
отчетности, означающее, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и
полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также
о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной считается бухгалтерская
отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных
нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в
Российской федерации. В то же время, согласно Международным стандартам финансовой
отчетности, эта отчетность отвечает требованиям достоверности тогда, когда она свободна
от значимых ошибок и необъективности, и пользователи могут полагаться на нее в той
мере, в какой полно и беспристрастно она может отражать или ожидается, что будет
отражать, истинное положение дел.

ДОСТОВЕРНОСТЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ - один из
показателей надежности учетной информации, отражающий соответствие или согласие
между явлением и его оценкой или описанием. Условность этого показателя состоит в том,
что многие данные, используемые в учете, не имеют экономического значения. Так,
покупная цена имущества в момент покупки может иметь значение биржевой или
рыночной цены, но десять лет спустя амортизированная стоимость этого имущества не
имеет никакого экономически важного значения. Таким образом, Р.д.у.и. имеет весьма
ограниченное применение.

ДОСЬЕ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ - специальная подборка документов по контролю
за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется
уполномоченными банками по каждому паспорту сделки.
ДОТАЦИЯ - 1. государственное пособие гражданам и организациям для покрытия
убытков или других целей; 2. сумма денежных средств, выделяемая из бюджета
предприятиям, у которых затраты на производство и реализацию продукции не
покрываются получаемыми доходами, а также на поддержание относительно низких
розничных цен на отдельные товары, реализуемые населению; 3. денежная сумма,
выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для формирования минимального бюджета нижестоящего
территориального уровня. Выделение Д. осуществляется в порядке бюджетного
регулирования на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет
целевого назначения.

<< Предыдущая

стр. 40
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>