<< Предыдущая

стр. 57
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

описи подписывают члены комиссии и материально ответственные лица. При выявлении
расхождений составляют сличительные ведомости, где отражают результаты
инвентаризации. Все выявленные недостачи готовой продукции, независимо от причин их
возникновения, учитывают по фактической себестоимости и отражают записью: Дебет
счет "Недостачи и потери от порчи ценностей". Кредит счет "Готовая продукция".

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
БЛАНКОВ, ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ФИНАНСОВЫХ
ВЛОЖЕНИЙ - инвентаризация кассы проводится в виде подсчета фактического наличия
денежных знаков и других ценностей в кассе, и осуществляется с учетом наличных денег,
ценных бумаг и денежных документов (почтовых марок, талонов на бензин, авиабилетов и
пр.). Инвентаризация денежных средств в пути осуществляется методом сверки сумм на
субсчетах бухгалтерского учета с данными квитанций банковских учреждений, почтовых
отделений, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.
п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на текущих, расчетных и
валютных счетах осуществляется методом сверки остатков, числящихся на счетах в
бухгалтерии с остатками по банковским выпискам. При инвентаризации финансовых
вложений проверяют фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других
организации, а также предоставленные другим организациям займы. При проверке
фактического наличия ценных бумаг устанавливается: правильность оформления ценных
бумаг; реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; сохранность ценных
бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);
своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по
ценным бумагам. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация
проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация
ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии,
номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг),
хранящихся в бухгалтерии организации. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на
хранение в специальные организации (банк-депозитарий, то есть специализированное
хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на
соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих
специальных организаций. Финансовые вложения в уставные капиталы других
организаций, а также займы, предоставляемые другим организациям, при инвентаризации
должны быть подтверждены документами.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ - комплекс землеустроительных мероприятий,
направленных на выявление и уточнение данных о земельных участках в целях учета
земель и земельного кадастра.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА - проверка имущества, в ходе которой
проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка. Порядок и
сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за
исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Учет необходим для
обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности
организации. Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду,
выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального
унитарного предприятия: перед составлением годовой бухгалтерской отчетности: при
смене материально ответственных лиц: при выявлении фактов хищения, злоупотребления
или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных
ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации
организации; в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. Выявленные при
инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными
бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а)
излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые
результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования
(фондов); б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то
убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты
организации, а у бюджетной организации - на уменьшение финансирования (фондов).

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО)
ХОЗЯЙСТВА - проверка имущества с выявлением его принадлежности, описанием
основных признаков и определением технического состояния, а также оценка этого
имущества. Инвентаризация проводится, как правило, по состоянию на 1 января. В том
случае, когда в течение года приобретаются новые или ликвидируются износившиеся
объекты основных средств, производится соответствующая запись с указанием даты
совершения хозяйственной операции. Книга учета имущества состоит из следующих
разделов: в разделе 1 ведут учет наличия земельных угодий. В первой части раздела -
"Земля в собственности, владении и аренде" (подраздел 1.1) - записи производятся на
основании документов о передаче земли в собственность (частную собственность),
пожизненное наследуемое владение или аренду в соответствии с решением местного
органа исполнительной власти (государственного акта, договора аренды земель). Все
последующие изменения в условиях землевладения, землепользования (например, если
хозяйство дополнительно арендовало земельный участок) заносят в этот раздел в
календарной последовательности по получении фермером соответствующих документов.
Во второй части раздела - "Состав земельных угодий" (подраздел 1.2) - отражается
площадь, занятая отдельными угодьями. Из обшей земельной площади выделяются
сельскохозяйственные угодья, приусадебный участок (в том случае, когда фермер
выделяет из общей площади участок - сад, огород - продукцию с которого использует на
питание), площадь, занятая лесом, и прочие земли. Записи в этом разделе производят 1 раз
в год, по состоянию на 1 января, как это принято при проведении учета земель. В разделе 2
ведут учет материально-вещественных ценностей, используемых в хозяйственной
деятельности в течение длительного времени. К ним относятся: здания; сооружения;
передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование: измерительные и
регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника и программные средства к
ней; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и
принадлежности: рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения;
внутрихозяйственные дороги и прочие основные фонды. Здесь же учитываются
капитальные затраты по улучшению земель (мелиоративные, осушительные,
ирригационные и другие работы) и по закладке молодых многолетних насаждений. Земля
в настоящее время не учитывается в составе основных средств. В разделе 2 по каждой из
перечисленных групп приведен перечень объектов основных средств, поэтому фермеру
достаточно сделать запись в соответствующей строке. Если тот или иной объект
отсутствует в перечне, он может быть отнесен к определенной группе по сходным
признакам. В Книге учета имущества указывают не только количество (или другие
натуральные характеристики) объектов основных средств, но и их стоимость. Основные
средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, то есть по фактическим
затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Например, первоначальная
стоимость приобретенных машин и оборудования включает, кроме покупной цены,
расходы на транспортировку, погрузку и разгрузку, страхование и хранение груза,
таможенные пошлины, налоги и сборы, а также стоимость монтажа, установки и другие
расходы, необходимые для их доведения до рабочего состояния. Налог на добавленную
стоимость не включается в первоначальную стоимость приобретенных крестьянским
(фермерским) хозяйством основных средств, так как в соответствии с установленным
порядком исключается из налоговых сумм, полученных от покупателей их продукции.
Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации. Оценка наличных
объектов основных фондов производится при открытии Книги учета имущества, а вновь
приобретенных - во время очередной инвентаризации.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ КОРМОВЫХ УГОДИЙ - инвентаризация площади и
продуктивности лугов и иных территорий, богатых веточными и сочными кормами.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ
ПРЕДМЕТОВ (МБП), НАХОДЯЩИХСЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ - периодическая
проверка наличия МБП материально ответственными лицами, на хранении у которых они
находятся. Инвентаризацию проводят путем осмотра каждого предмета. В описи МБП
заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском
учете. При инвентаризации МБП, выданных в индивидуальное пользование работникам,
составляются групповые и инвентаризационные описи с указанием в них ответственных
за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, записываются
в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций
организаций, осуществляющих эти услуги. МБП, пришедшие в негодность и не
списанные, в инвентаризационную опись, не включаются, а составляется акт с указанием
времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в
хозяйственных целях. Тару заносят в описи по вилам, целевому назначению и
качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и др.). На
тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание
с указанием причин порчи.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ - проверка наличия материальных
запасов на складе. Материальные запасы заносятся в описи по каждому отдельному
наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных
(артикула, сорта и др.). И.м.з. проводится в порядке расположения ценностей в данном
помещении. При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у
одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по
местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и
комиссия переходит для работы в следующее помещение. Материальные запасы, которые
поступили во время проведения инвентаризации, принимают материально ответственные
лица в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуют их по реестру или
товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносят в отдельную опись, где
указана дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного
документа, наименование товара, количество, цену и сумму. Одновременно на приходном
документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его
поручению члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату
описи, в которую записаны эти ценности. Запасы, отпущенные во время инвентаризации,
заносят в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, отпущенные во
время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие
материальные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делают отметку
за подписью председателя инвентаризационной комиссии или (по его поручению) члена
комиссии. В описях на материальные запасы, переданные в переработку другой
организации, указывают наименование перерабатывающей организации, наименование
ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи
ценностей в переработку, номера и даты документов.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕЗАВЕРШЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА - инвентаризация
продукции неполной готовности, некомплектной продукции, остатков заказов
вспомогательного производства, то есть всего того, что принято относить к
незавершенному производству. При инвентаризации незавершенного производства
необходимо: определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов) и незаконченных
изделий путем подсчета, взвешивания, перемеривания; определить фактическую
комплектность заделов и изделий: определить остаток незавершенного производства по
приостановленным и аннулированным изделиям. Инвентаризационная комиссия
составляет описи по каждому подразделению, отдельно указываются забракованные
детали. По фактическим данным устанавливается сумма, подлежащая отражению на счете
"Расходы будущих периодов" и отнесению на издержки обращения в течение
документально обоснованного срока в соответствии с разработанной на производственном
предприятии учетной политикой.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ - при инвентаризации
нематериальных активов необходимо проверить: наличие документов, подтверждающих
права организации на его использование; правильность и своевременность отражения
нематериальных активов в балансе.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - проверка соответствия основных
средств учетным записям о них. И.о.с. производится комиссией, которая осуществляет
осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование. назначение, инвентарные
номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При инвентаризации
зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов,
подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты
природных ресурсов, находящиеся в собственности организации. При выявлении
объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского
учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия
должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим
объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с
учетом рыночных цен, а износ определяется по техническому состоянию объектов с
оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Основные средства
вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта.
Если объект подвергся восстановлению, реконструкции. расширению или
переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он
вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению. Машины,
оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием
заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения,
мощности и т.д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и
т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных
подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового
учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения
организации, инвентаризуются до момента временного их выбытия. На не подлежащие
восстановлению основные средства инвентаризационная комиссия составляет отдельную
опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты в
непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией
собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на
ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная
опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов
на ответственное хранение или в аренду. Выявленные излишки основных средств
приходуются по дебету счета "Основные средства", с кредита счета "Фонд в основных
средствах". При недостаче и порче объектов основных средств первоначальная их
стоимость списывается с кредита счета "Основные средства" в дебет счета "Фонд в
основных средствах" (в остаточной стоимости) и в дебет счета "Износ основных средств"
(на сумму износа).

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА, ТЕХНИЧЕСКАЯ - учет имущества (основных фондов: зданий, сооружений,
земель дорожно-мостового хозяйства и т.д.) жилищно-коммунального хозяйства и его
принадлежности, описание его по основным признакам, определение его технического
состояния, его оценка. Данные регистрируются в специальном формуляре (техническом
паспорте) на каждую единицу имущества.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПЛАНОВАЯ - инвентаризация, проводимая в заранее
установленные сроки.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПОЛНАЯ - инвентаризация, охватывающая все без исключения
виды имущества и финансовых обязательств организации.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И ТАРЫ - периодическая
проверка наличия числящихся на балансе объединения, предприятия, организации,
учреждения производственных запасов и тары, их сохранности и правильности хранения.
Как правило, инвентаризации проводятся не менее одного раза в год перед составлением
бухгалтерской отчетности за отчетный год. Количество и очередность проведения
инвентаризаций устанавливаются руководителем предприятия. Инвентаризация
проводится специально образованной комиссией с обязательным участием материально
ответственных лиц. Результаты инвентаризации вносят в инвентаризационные описи.
Инвентаризация материалов и тары происходит по каждому виду материалов и тары в
производстве, отдельно учитываются материалы и тара в пути, на складе. Отдельно
учитываются также материалы и тара, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные и
поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации. Все описи
подписывают члены комиссии и материально ответственные лица. При выявлении
расхождений составляют сличительные ведомости, где отражают результаты
инвентаризации. Все установленные недостачи независимо от причин возникновения
учитывают по фактической себестоимости и отражают записью: Дебет счета "Недостачи и
потери от порчи ценностей". Кредит счета "Материалы" (субсчет "Тара и тарные
материалы"). Предприятия имеют право самостоятельно делать уценку производственных
запасов, морально устаревших или частично потерявших свое качество. Разницу отражают
следующей проводкой: Дебет счета "Прибыли и убытки", Кредит счета "Материалы".

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСХОДОВ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ - проверка расходов
будущих периодов; оформляется актом инвентаризации. В Акт инвентаризации расходов
будущих периодов включаются: наименование организации, структурной единицы
организации, основание для проведения инвентаризации (приказ, постановление.
распоряжение), даты начала и окончания инвентаризации, номер счета бухгалтерского
учета, колы, а также графы: Номер по порядку; Вид расхода (наименование, код);
Первоначальная сумма расходов, руб.; Дата возникновения расхода: Срок действия
расхода (по месяцам); Расчетная сумма к списанию, руб.; Погашено расходов до начала
инвентаризации, руб.; Остаток расходов на начало инвентаризации поданным учета, руб.;
Расчетный остаток расходов, подлежащих погашению до конца отчетного периода, руб.;
Результаты инвентаризации подлежит досписанию, излишнее списание). Подписывают
Акт председатель и члены инвентаризационной комиссии.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ - инвентаризация расчетов с банками и другими
кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками,
подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами
заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского
учета. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по
выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов
по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Инвентаризационная

<< Предыдущая

стр. 57
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>