<< Предыдущая

стр. 74
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

полный контроль.

КОНТРОЛЬ, ТАМОЖЕННЫЙ - проверка в соответствии с таможенным кодексом
соблюдения правил перемещения через государственную границу различных грузов,
товаров, валюты и валютных ценностей, драгоценных металлов и изделий из них. Т.к.
осуществляется в сочетании с пограничным контролем.

КОНТРОЛЬ, ТЕКУЩИЙ - контроль, который осуществляется по ходу производства в
момент совершения хозяйственных операций и процессов в объединениях и на
предприятиях. Основной задачей этого контроля является выявление отклонений в
процессе выполнения плановых заданий в целях принятия необходимых мер по
устранению влияния отрицательных факторов на работу и закреплению положительного
опыта.

КОНТРОЛЬ, ФАКТИЧЕСКИЙ - контроль, который состоит в установлении
действительного, реального состояния объекта контроля путем пересчета, взвешивания,
обмера, лабораторного анализа и других методов установления фактического состояния
объекта. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе,
основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное
производство.

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ - 1. контроль за ведением финансовой документации, ее
соответствием установленным нормам и правилам; 2. контроль за соблюдением законов и
нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и
физическими лицами; 3. контроль за законностью и целесообразностью действий в
области образования, распределения и использования денежных фондов государства и
субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического
развития страны и отдельных регионов. Ф.к. присущ всем финансово-правовым
институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих
организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы,
предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание Ф.к. в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается
в: а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами
местного самоуправления организациями и гражданами; б) проверке правильности
использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями, находящимися в их хозяйственном ведении или оперативном правлении
денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских кредитов,
внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил совершения
финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями,
организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних резервов производства -
возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда,
более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств; д)
устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их
выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям,
должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба
государству, организациям, гражданам.

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ВЕДОМСТВЕННЫЙ - финансовый контроль
министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью
входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Его осуществляют
самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления,
отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям
этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем
Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ. Не реже одного раза в
год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы
Правительству РФ. К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за
выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и
финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью
постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также
пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода
излишеств. Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в
каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа.

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ИНИЦИАТИВНЫЙ -финансовый контроль, который
осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов. В зависимости
от органов (субъектов) его осуществляющих выделяется финансовый контроль: а)
представительных органов государственной власти и местного самоуправления; 6)
президента; в) исполнительных органов власти обшей компетенции; г) финансово-
кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) общественный; ж)
аудиторский.

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ -финансовый контроль, который
проводится: а) в силу требований законодательства, например контроль со стороны
представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам
за год; б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и
обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов
государственной налоговой службы; контроль, проводимый на основе решений
правоохранительных органов).

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ -финансовый контроль,
осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и
расходной частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных
средств и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины,
выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ - финансовый контроль,
который проводится до совершения операций по образованию, распределению и
использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для
предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются
подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для
осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов и смет,
кредитные и кассовые заявки и т. п.
КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ ТЕКУЩИЙ - финансовый контроль в процессе
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед
государством, получения и использования денежных средств для административно-
хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

КОНТРОЛЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ - система мероприятий. обеспечивающих проверку
по хозяйственным вопросам, а также проверку хозяйственно-финансовой деятельности
предприятий, учреждений и организаций.

КОНТРОЛЬ, ЦЕНОВОЙ - вводимые государством ограничения на цены
потребительских товаров и их периодическая проверка.

КОНТРОЛЬ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ - система контроля и надзора за состоянием
окружающей природной среды, состоящая из государственные службы наблюдения за
состоянием окружающей природной среды, а также государственного, общественного и
производственного контроля. Задачами Э.к. являются: наблюдение за состоянием
окружающей природной среды и се изменением под влиянием хозяйственное и иной
деятельности: проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей
природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и
нормативов качества окружающей природной среды. Государственный Э.к.
осуществляется высшими законодательными и исполнительными органами власти
федерального, республиканского, краевого, областного и местного уровня, а также
соответствующей специально уполномоченными государственные органами в области
природоохраны, санитарно-эпидемиологического надзора.

КОНТРОЛЬ, ЭКСПОРТНЫЙ - система мер по запрету, ограничению или контролю над
экспортом "стратегических товаров" и др.

КОНТРСЧЕТ - счет, чей остаток вычитается из соответствующего основного счета в
финансовых отчетах; например счет накопленного взноса.

КОНЦЕПЦИЯ - 1. система взглядов, то или иное понимание явлении, процессов; 2.
единый, определяющий замысел.

КОНЦЕПЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - основные теоретические принципы
ведения бухгалтерского учета и отчетности. Концепция призвана: быть основой
разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому
учету: быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным
нормативными актами; помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании
данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, обеспечивать специалистов, занятых
регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при
проведении этой работы. Самыми важными являются четыре концепции: 1) концепция
действующего предприятия, которая исходит из предположения, что предприятие является
действующим до тех пор, пока не появятся свидетельства обратного, поэтому активы
компании не оцениваются по отдельности; 2) концепция наращивания, которая
предполагает учет доходов и расходов в момент их возникновения, а не после того, как
они получены или выплачены; 3) концепция неизменности, которая требует, чтобы
отчетность за последовательные периоды времени велась на основе неизменности методов
учета; 4) концепция осторожности, которая требует, чтобы учет велся на консервативной
основе, то есть записи поступлений прибыли или дохода не должны делаться до того, как
деньги реально поступят, а записи убытков производятся в тот момент, когда эти убытки
только прогнозируются. Среди других концепций бухгалтерского учета можно назвать
концепции амортизации отсроченного налогообложения, которые имеют отношение к
учету, но редко обсуждаются в дискуссиях по поводу концепций бухгалтерского учета.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ИЗМЕРИТЕЛЯ - концепция, состоящая в том, что
бухгалтерские записи отражают только те факты, которые могут быть выражены в
стоимостных величинах; бухгалтерский учет, следовательно. не охватывает все аспекты
деятельности организации.

КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОХОДА -стратегии продажи покрытого
опциона на покупку, с помощью которой инвестор стремится получить дополнительный
доход от продажи опциона против позиции ценных бумаг, которые будут продаваться по
более высокой цене.

КОНЦЕПЦИЯ НАРАЩИВАНИЯ - одна из четырех основных концепций бухгалтерского
учета. Учет только наличных поступлений и расходов не дает ясной картины прибылей и
убытков организации, так как при этом не принимаются во внимание товары, проданные,
но еще не оплаченные, и расходы, уже понесенные, но еще не выплаченные.
Бухгалтерскую практику, учитывающую подобные отложенные платежи и поступления,
следует считать обоснованной. Данная концепция близка к концепции сопоставления,
которая предполагает, что затраты должны сопоставляться, насколько это возможно, с
доходами, которые приносят эти затраты.

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕЙ (ВСЕВКЛЮЧАЮЩЕЙ) ПРИБЫЛИ - предполагает
определение общего изменения собственности фирмы, учитываемого путем регистрации
фактов хозяйственной жизни и переоценки фирмы в течение некоторого периода, за
исключением финансовых операций и распределения дивидендов. Общая прибыль - более
широкое понятие, чем чистая прибыль, поскольку дополнительно включает: некоторые
другие изменения (прирост) актива (в основном внереализационные прибыли и убытки),
относящиеся к отчетному периоду, например колебания рыночных оценок инвестиций в
долгосрочные ценные бумаги, изменения рыночной оценки инвестиций, которые
учитываются как ценные бумаги, а также курсовые разницы, возникающие по операциям с
иностранной валютой.

КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНА - основная идея, ведущий замысел, положенные в основу
разработки плана.

КОНЦЕПЦИЯ ПРИЗНАНИЯ ИЗДЕРЖЕК ПЕРИОДА - согласно этой концепции все
затраты, связанные с поступлениями данного периода (то есть с проданными товарами и
предоставленными услугами), являются издержками этого периода.

КОНЦЕПЦИЯ СБЫТА - направление деятельности производителей товаров,
стремящихся правильно организовать сбытовую деятельность.

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА - система взглядов на
деятельность руководства фирмы по совершенствованию производства и повышению
эффективности системы распределения широко распространенных и доступных по цене
товаров.

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА - система взглядов на
совершенствование потребительских, эксплуатационных свойств и характеристик товара.
реализуемого на рынке.
КОНЦЕПЦИЯ СОХРАНЕНИЯ КАПИТАЛА - концепция, согласно которой прибыль
признается только при условии сохранения первоначального капитала. Существуют две
основные тенденции: сохранения финансового капитала и сохранения физического
капитала (производственного потенциала). Эти концепции положены в основу двух
основных методов учета инфляции - учета в единицах одинаковой покупательной
способности и учета по текущей стоимости.

КОНЦЕПЦИЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ -
принцип, согласно которому в бухгалтерской отчетности необходимо пояснять все важные
вопросы, отвлекаясь от несущественных (с точки зрения влияния на прибыль и другие
показатели) деталей.

КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ - принцип ведения
счетов, исходящий из того, что компании являются функционирующими предприятиями,
если только обстоятельства не свидетельствуют о противном. Он предполагает, что
предприятие будет действовать в обозримом будущем, а значит, что в его счетах не
отражается намерение или необходимость ликвидации или значительного сокращения
масштабов его деятельности. В соответствии с этим подходом активы в счетах
фиксируются по себестоимости или по себестоимости минус амортизация, а не по
стоимости капитала, а обязательства, которые возникают только при ликвидации
компании, в них не отражаются. Стоимость компании, рассматриваемой с точки зрения
функционирующего предприятия, выше, чем была бы стоимость ее отдельно продаваемых
активов, поскольку у компании предполагается постоянная способность приносить
прибыль.

КОНЦЕПЦИЯ "ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ" -теория, разработанная Д.
Хиггинсом и рассматривающая степени ответственности определенных лиц за
финансовые результаты своей работы. При определении центров ответственности, прежде
всего, принимают во внимание технологическую структуру предприятия, а далее
выделяют ее горизонтальный и вертикальный разрезы. Первый ограничивается кругом
деятельности каждого лица, ответственного за центр; второй предопределяет
иерархическую лестницу правомочий лиц, принимающих управленческие решения.
Каждый из центров может быть центром или затрат, или доходов, или эффекта
инвестиций. В первом случае отчет составляют по расходам, во втором - по прибыли и в
третьем - по срокам окупаемости. Руководитель центра должен нести финансовую
ответственность за принятые обязательства по выполнению заданий. При этом каждый
центр может выполнять самые различные функции (производства, маркетинга,
технических разработок, учета, контроля и т.п.). Это связано с тем, что объектом центра
выступает человек, агент, администратор, а не отдельно взятые функции или средства.
Горизонтальный и вертикальный разрезы центров ответственности предприятия
позволяют сочетать централизованное руководство с максимально возможной
инициативой руководителей структурных подразделений предприятий в интересах
достижения общей цели. Таким образом, теория "центров ответственности" - это новая
психологическая трактовка учета, направленная на организацию поведения
администраторов. Ее цель не столько контроль, сколько помощь администраторам в
организации самоконтроля, ибо предполагается, что ни один человек не станет нарушать
выгодные для него цели и критерии.

КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОГО ПРИРОСТА - принцип, согласно которому на счете
нераспределенной прибыли должны отражаться только чистая прибыль и дивиденды; эта
концепция вписывается в общепринятые бухгалтерские принципы.
КОНЦЕРН - наиболее развитая форма объединения предприятий, осуществляется
посредством системы участии, финансовых связей, договоров об общности интересов,
личных уний. Входящие в К. предприятия номинально остаются самостоятельными, а
фактически подчинены единому хозяйственному руководителю.

КОНЦЕССИЯ - 1. уступка права пользования государственной собственностью в течение
оговоренного срока; 2. вознаграждение банков, организующих продажу новых ценных
бумаг (в расчете на одну акцию или облигацию); 3. договор о передаче в эксплуатацию на
определенный срок принадлежащих государству или муниципалитетам природных
богатств, предприятии и других хозяйственных объектов.

КОНЪЮНКТУРА - сложившаяся на рынке экономическая ситуация, которую
характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные
запасы, портфель заказов и иные экономические показатели.

КООПЕРАТИВ - объединение лиц на равнопаевой основе с целью совместного
производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг, строительства и
эксплуатации жилых домов и т.д. Кооператив является юридическим лицом и
функционирует на началах самофинансирования и самоуправления. Имущество
кооператива формируется на долевой основе за счет взносов его членов; источником
образования имущества служат также доходы от его деятельности. Основная специфика
кооператива - личное трудовое или иное участие объединившихся граждан.

<< Предыдущая

стр. 74
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>