<< Предыдущая

стр. 84
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

премии, например служебные автомобили, бесплатное питание на работе,
привилегированное медицинское обслуживание, беспроцентные ссуды и т. п. Получили
широкое распространение среди высших чиновников и современных предпринимателей
как доходы, не облагаемые налогом.

ЛЬГОТЫ, КАССОВЫЕ - терпимое отношение банкира к временно и вынужденно
образовавшемуся дебетовому (отрицательному) сальдо текущего счета клиента. К.л.
бывают краткосрочными, которые предоставляются либо по молчаливому согласию, либо
по специальному разрешению. Они не являются средством дополнительного
финансирования клиента, но дают возможность клиенту удержаться "на плаву" в период
интервала между выплатами по обязательствам и поступлением денежных средств.
Постоянное или периодическое (цикличное, сезонное) использование банковской льготы
называется краткосрочным необеспеченным кредитом. Кассовая льгота удобна для
клиента, так как освобождает его от необходимости иметь резервную наличность, но она
относится к платным услугам, за которые банк взимает достаточно высокие проценты. По
своей сущности кассовая льгота близка к таким операциям банка, как овердрафт и
контокоррент.

ЛЬГОТЫ, НАЛОГОВЫЕ - различные исключения из общего налогового режима,
выражающиеся в частичном или полном освобождении физических и юридических лиц от
налогов. Н.л. являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные
и экономические цели. Чаше всего такие льготы устанавливаются для благотворительных
организаций, инвалидов, пенсионеров. детских и образовательных учреждений,
предприятий, осуществляющих деятельность, крайне необходимую в интересах
государства, предприятий и предпринимателей в сфере малого бизнеса, предприятий,
оказавшихся в крайне тяжелом финансовом положении по независящим от них причинам.
Во внешнеэкономической сфере Н.л. наиболее широко применяются для поощрения
иностранных инвестиций. В зависимости оттого, на изменение какого из элементов
структуры налога, предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной
суммы, направлена льгота, они могут быть разделены на три группы: I) изъятия: 2) скидки;
3) налоговые кредиты. Наиболее распространены следующие виды Н.л.: необлагаемый
налогом минимум дохода, налоговые скидки (для отдельных предприятий или отраслей),
изъятие из основного дохода некоторых расходов (представительских расходов,
безнадежных долгов), возврат ранее уплаченных налогов (налоговые амнистии, полное
освобождение от уплаты некоторых налогов (обычно на какой-то срок для вновь
созданных предприятий) и т. л.

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПО ПОДАКЦИЗНЫМ ТОВАРАМ -
освобождение от уплаты акцизов по подакцизным товарам, вывозимым за пределы
территории РФ (за исключением подакцизных товаров, вывозимых в государства -
участники Содружества Независимых Государств, а также подакцизных товаров,
вывозимых в порядке товарообмена). Для обоснования льгот по налогообложению
экспортируемых товаров в налоговые органы в обязательном порядке предъявляются
следующие документы: контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке)
российского юридического лица (налогоплательщика) с иностранным партнером на
поставку подакцизных товаров; платежные документы и выписка из банка,
подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых подакцизных товаров;
грузовая таможенная декларация с отметками таможенного органа, производившего
таможенное оформление товара, а также пограничного таможенного органа о фактическом
вывозе товара с территории РФ (за исключением вывоза товара через границу РФ с
государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль
отменен); товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление товаров в
страну назначения; при вывозе товара через границу РФ с государством - участником
Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, кроме грузовой
таможенной декларации с отметками таможенного органа, производившего таможенное
оформление товара, подтверждение пограничного таможенного органа государства -
участника Таможенного союза о фактическом вывозе товаров в третьи страны.
Организации, которым предоставляется льгота по налогообложению экспортируемых
товаров, должны обеспечить раздельный учет производства и реализации таких товаров.
ЛЬГОТЫ, ТАМОЖЕННЫЕ - преимущества, предоставляемые физическим или
юридическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей,
других предметов. Предоставляются в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин
и сборов (так называемые тарифные льготы), применения упрощенной процедуры
пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения
таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо
предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено. По
юридической природе Т.л. делятся на конвенционные, имеющие своей основой
международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в
одностороннем порядке.

ЛЬГОТЫ, ТАРИФНЫЕ - льготы, предоставляемые при осуществлении торговой
политики РФ в пределах ее таможенной территории. Допускается предоставление
тарифных льгот в виде: возврата ранее уплаченной таможенной пошлины; снижения
ставки таможенной пошлины; освобождения в исключительных случаях от уплаты
таможенной пошлины. Тарифные льготы на ввоз товаров на таможенную территорию РФ
или их вывоз с таможенной территории РФ применяются к отдельным категориям товаров
и не могут носить индивидуального характера.

ЛЬГОТЫ, ТРАНЗИТНЫЕ - предоставляемое за дополнительную плату перевозчиком
право грузоотправителю и/или грузополучателю прерывать перевозку в промежуточном
пункте на пути следования, но оплачивать перевозку по сквозному тарифу. Т.л. обычно
предоставляется по различным массовым грузам железными дорогами и другими видами
транспорта общего пользования.

ЛЮМПСУМ - 1. провозная плата, взимаемая аккордно за все судно безотносительно к
фактическому количеству перевозимого груза. Оплата Л. практикуется обычно в случаях,
когда перевозится разнохарактерный груз, массу и объем которого заранее трудно
определить, либо когда фрахтователи не могут гарантировать полное использование
грузоподъемности или грузовместимости судна. Обычно фрахтователи, соглашаясь на
фрахт Л., требуют включения в чартер данных о гарантированной грузоподъемности и
грузовместимости судна, с тем чтобы лишить судовладельцев возможности ограничения
количества принимаемого на судно груза, что в таких случаях является для них выгодным;
2. паушальная сумма; 3. Л. роялти - фиксированная арендная плата; 4. крупная сумма.

ЛЯЙТНЕР, Фридрих - представитель немецкой бухгалтерской науки конца XIX начала
XX вв. Ляйтнер определял счетоводство как "хронологическое изображение неторговых
операций, систематическую группировку хозяйственных событий в их причинной связи,
сводку однородных оборотов с денежными ценностями". "Конечной целью счетоводства
всякого хозяйства, - считал Ляйтнер, - является описание его экономического состояния
путем установления величины и составных частей капитала и долгов, а также путем
вывода результата от деятельности хозяйства". Ляйтнеру принадлежит своеобразная
классификация методов оценки, в соответствии с которой цены делятся на абсолютные
(текущие и продажные, последние могут быть договорными и рыночными) и
относительные (учетные, номинальные, калькуляционные, прейскурантные, по средним
ценам, по себестоимости). Первые, с точки зрения Ляйтнера, основаны на сугубо
абсолютных данных, вторые вводятся искусственно в целях успешного функционирования
бухгалтерского учета.

МАГАЗИН - предприятие розничной торговли.
МАГАЗИН, КОМИССИОННЫЙ - предприятие торговли, осуществляющее реализацию
товаров, принятых от организаций или граждан на комиссию.

МАГАЗИН, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ - предприятие торговли, осуществляющее
реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и
непродовольственных товаров широкого спроса.

МАГАЗИН, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ - розничное заведение, предлагающее узкий
товарный ассортимент значительной дифференциации.

МАГАЗИН ТОВАРОВ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА - сравнительно небольшой
магазин, расположенный в непосредственной близости от жилого района, открытый
допоздна все семь дней в неделю и предлагающий ограниченный ассортимент товаров
повседневного спроса с высокой оборачиваемостью.

МАГАЗИНАЖ - деньги, которые взимаются за хранение товаров в магазинах.

МАГАЗИН-КУЛИНАРИЯ - магазин, который реализует населению различные виды
полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий.

МАКСИМИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ ПРИБЫЛИ - выбор фирмой такой цены на товар,
которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и
максимальное возмещение затрат. Выбор пены производится после оценки спроса и
издержек применительно к разным уровням цен.

МАНГОНИЗАЦИЯ - подделка товаров.

МАНИФЕСТ - 1. обращение общественных организаций, партий, групп лиц, имеющее
программный характер; 2. акт верховной власти в форме торжественного обращения к
народу; 3. документ, содержащий перечень коносаментов и предъявляемый таможенным
органам, а также агентам и стивидорным компаниям в портах назначения.

МАНИФЕСТ, ГРУЗОВОЙ - опись всех коносаментных партий, погруженных на данное
судно. Составляется отдельно для каждого порта выгрузки на основании коносаментов,
используется для организации выгрузки и предъявляется в порту выгрузки таможенным
властям. Подобный документ выписывается и на контейнер со сборным грузом (на
несколько отправлений); в нем указываются: номер контейнера, номер пломбы, номера
сквозных коносаментов, номер рейса, название судна, наименование отправителя,
получателя, груз, количество мест, кубатура, вес по каждому коносаменту и т. д.
Используется для таможенной "очистки" судна и груза в иностранном порту: содержит все
основные данные по грузам, находящимся на борту судна.

МАНИФЕСТ, ФРАХТОВЫЙ - документ, содержащий ту же информацию, что и грузовой
манифест, а также дополнительные данные, касающиеся платы, взимаемой за провоз,
расходов и т.д.

МАНКО - недовес, недочет в кассе денег.

МАНЦИПАЦИЯ - передача купленной вещи в собственность

МАНЧИНИ, Доменико - представитель итальянской бухгалтерской мысли XVI в.,
первый профессиональный бухгалтер, который написал ряд книг по бухгалтерскому учету.
Он ввел записи в журнал одновременно с записями в Главной книге, что создало условия
для контроля разноски по счетам. Манчини разделил все счета на живые (расчетов с
физическими и юридическими лицами) и мертвые (материальных и денежных ценностей).
В дальнейшем эта классификация сохранится до XX в. под названием персональных и
материальных счетов. Манчини находил возможным появление кредитового сальдо по
счету Кассы вследствие того, что деньги могут быть взяты в кассу на хранение. Запись об
этом не делалась по дебету счета Кассы, а отражалась на специальных, в современной
терминологии забалансовых, счетах. Однако купец может истратить эти взятые в долг
деньги на приобретение товаров или на какие-нибудь расходы, кредитовать же он будет
счет Кассы и таким образом на этом счете получится кредитовое сальдо.

МАРГО - чистое место на краях торгового письма, оставленное для пометок.

МАРГУЛИС, Арон Шимонович (1909-1981) - представитель советской бухгалтерской
школы. Работая в Управлении бухгалтерского учета и отчетности Минфина СССР, перед
войной он организовал и возглавил коллектив видных методологов-бухгалтеров, в который
входили Н. В. Богородский, Е.И. Глейх, Р.Я. Мазель, С.С. Шнапир, которые занимались
разработкой руководства к плану счетов текущего учета основной деятельности
промышленных предприятий. Оно стало первым в мировой практике унифицированным
нормативным актом, регулирующим методологию бухгалтерского учета в пределах
национальных границ одного государства - на территории СССР. План счетов включал в
себя 27 разделов, последний из них был посвящен методологии бухгалтерских счетов,
выделенных в связи с условиями военного времени. В этом плане счетов впервые в
бухгалтерской практике была сделана попытка дать типовой перечень корреспонденции
счетов по основным хозяйственным операциям промышленных предприятий. План счетов
предусматривает трехзначный шифр (код) синтетических счетов и включал в себя около
300 синтетических счетов. Указанные счета были объединены в разделы. Маргулис
активно занимался проблемами проблема учета затрат и калькулирования себестоимости
продукции. Разрабатывал проблемы нормативного учета и в частности утверждал, что
.фактические затраты на производство при нормативном учете должны обобщаться
бухгалтерски - по группам однородных изделий. Под его редакцией вышел первый
учебник по этим проблемам. Основная работа: "Бухгалтерский учет в отраслях народного
хозяйства", М.. 1951.

МАРЖА - термин, применяемый в банковской, биржевой, торговой, страховой практике
для обозначения разницы между процентными ставками, курсами ценных бумаг, ценами
товаров и другими показателями: 1. разница между ставками по привлекаемым и
предоставляемым кредитам; между ставками по кредитам, предоставляемым различным
категориям заемщиков; суммой обеспечения, под которое предоставлен кредит и суммой
выданного кредита и др. (см. СПРЭД); 2. дополнительная доля по депозиту, залоговому
обеспечению или допустимым колебаниям курса валюты; 3. в товарных сделках -денежная
сумма или залог, помещенный клиентом у брокера или в расчетной палате в целях
страхования от возможных потерь по открытым фьючерским контрактам. М. не является
частью платежа за товар. Поддерживаемая маржа - сумма, которую необходимо держать в
депозите у брокера в течение всего времени сделки. М. возвращается после ликвидации
биржевого контракта или идет в оплату поставки товара и вносится только при
неблагоприятном изменении цен; 4. метод котировки форвардных валютных курсов; 5. на
биржевых рынках акции могут быть куплены "с маржей", то есть покупатель платит
наличными немедленно только часть цены, прибегая тем самым к кредиту брокера; 6.
иногда употребляется в том же значении, что и депозит.
МАРЖА, БАНКОВСКАЯ - разница между ставками кредитного и депозитного процента,
между кредитными ставками для отдельных заемщиков, между процентными ставками по
активным и пассивным операциям.

МАРЖА, ВАЛОВАЯ - разность между выручкой от реализации продукции и
переменными затратами. В.м. -это расчетный показатель, сам по себе он не характеризует
финансового состояния предприятия или какого-либо его аспекта, но используется в
расчетах ряда показателей. Отношение валовой маржи к сумме выручки от реализации
продукции называется коэффициентом валовой маржи.

МАРЖА ПРИБЫЛИ - показатель прибыли а процентах к объему реализованной
продукции или капиталу.

МАРЖА ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ - отношение нетто-прибыли компании к ее нетто-
продажам.

МАРКА- 1. имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для
идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и
дифференциации их от товаров и услуг конкурентов; 2. денежная единица германских
государств, равная 100 пфеннигам. Название произошло от одноименной старинной меры
веса в полфунта серебра. В 1871 г. в качестве единой денежной единицы в Германской
империи была введена золотая марка, заменившая серебряные талер и гульден и золотой
талер. В настоящее время в обращении в Германии находится единая немецкая марка; 3.
денежная единица Финляндии, равная 100 пенни, введена в 1860 г.

МАРКА, ГЕРБОВАЯ - вид гербового знака. Путем продажи Г.м. взимался гербовый сбор
при подаче заявлении гражданско-правового характера в административные и судебные
органы.

МАРКА, ГРУЗОВАЯ - знак, наносимый на обоих бортах морских судов для обозначения
минимальной высоты надводного борта, которую может иметь данное судно при
различных условиях плавания.

МАРКА, НЕРЕКЛАМИРУЕМАЯ - торговая марка, используемая для дешевых товаров
невысокого качества в силу этого не нуждающихся в больших затратах на рекламу.

МАРКА, ПОЧТОВАЯ - знак оплаты сбора за пересылку почтовых отправлений;
выпускаются почтовыми ведомствами.

МАРКА, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - клеймо, штамп, проставляемое на изделиях, которые
выпускают предприятия, или на их упаковке в целях индивидуализации изготовителя.

МАРКА С ОБЪЯВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ, БУМАЖНАЯ - марка, накопление
некоторого количества которых, дает покупателю право бесплатного приобретения товара
из ассортимента того магазина, где получены марки.

МАРКЕТИНГ - 1. в общем значении это работа с рынком ради осуществления обменов с
целью удовлетворения человеческих нужд и потребностей. Основу М. составляют
разработка товара, исследование рынка, налаживание коммуникаций, организация
распределения, установление цен, развертывание службы сервиса. Основные рабочие
понятия М. - нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, рынок. Различают
дифференцированный М. - выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой
отдельной программы для каждого из них, концентрированный М. - концентрация усилий
на большой доле одного или нескольких субрынков, массовый М. - выступление с одним
товаром для всех покупателей, целевой М. - разработка товаров и комплексов М. в расчете
на каждый из отобранных сегментов рынка. Управление маркетингом - это анализ,
планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий,
воздействующих на уровень, время и характер спроса с целью получения прибыли, роста
объема сбыта, увеличения доли рынка. Цель М. - сделать усилия по сбыту ненужными, так

<< Предыдущая

стр. 84
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>