<< Предыдущая

стр. 85
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

хорошо познать клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и
продавать себя сами; 2. анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на
выявление потенциальных рынков сбыта, с учетом выявленных и предполагаемых
потребностей, а также перспектив предприятия в области исследований и оптимизации
производства в русле существующих требований. С экономической теорией М. связывают:
необходимость экономических расчетов и оценок, анализ конъюнктур товарных рынков,
исследования в области ценообразования. В маркетинге также используются данные
статистики, социологии, психологии и в определенных случаях - система национальных
счетов.

МАРКЕТ-МЕЙКЕР - участник торговли на рынке ценных бумаг, который в соответствии
с правилами организатора торговли на рынке ценных бумаг принимает на себе
дополнительные обязательства, позволяющие в интересах участников торговли и клиентов
повысить ликвидность рынка ценных бумаг и содействовать формированию справедливой
рыночной стоимости ценных бумаг.

МАРКИРОВКА - идентификационные условные обозначения, наносимые на упаковку
каждого грузового места (ящика, клетки, мешка и т.п.), содержащие данные, необходимые
для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Отсутствие надлежащей
маркировки может лишить страхователя права получателя страхового возмещения.

МАРКИРОВКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ, СПЕЦИАЛЬНАЯ - маркировка
наносимая на упаковку алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные
изделия, коньяки (бренди), кавальдос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная
пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произведенного из пищевого сырья,
более 1.5% объема единицы алкогольной продукции). Основой С.м.а.п. являются акцизные
марки, приобретаемые импортером и приклеиваемые к бутылкам, банкам и т. д.
импортируемых алкогольных товаров. Производится в целях предотвращения
нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации
алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов.

МАРКИРОВКА, ОТПРАВИТЕЛЬСКАЯ - данные на упаковке груза, указывающие
пункты отправления и назначения, наименование отправителя и получателя, общее число
мест, масса брутто и нетто.

МАРКИРОВКА ПРОДУКЦИИ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ - представляет собой
только его изображение, нанесенное на продукцию, тару (упаковку), сопроводительную
техническую документацию, или специально изготовленное изделие с изображением
знака соответствия, прикрепленное к продукции. При маркировании применяют
следующие технологические приемы: клеймение готового изделия, упаковочной единицы,
оформленной сопроводительной документации знаком соответствия с помощью
специального клейма; нанесение на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую
сопроводительную документацию плоского или рельефного изображения знака
соответствия в ходе технологического процесса изготовления с помощью
специализированной технологической оснастки: применение комплектующих изделий,
упаковочных материалов и бланков сопроводительной документации с нанесенными на
них изображениями знака соответствия; прикрепление специально изготовленных
носителей знака соответствия (ярлыков, этикеток, самоклеящихся лент и т. п.).

МАРКИРОВКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ - предупредительные знаки и надписи на упаковке
товара, предписывающие способ обращения с товаром при его хранении, перегрузке и
перевозке.

МАРКИРОВКА, ТОВАРНАЯ - данные на упаковке груза, включающие: наименование
груза, заводскую марку, сорт, время выпуска.

МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТНАЯ - данные на упаковке грузового места, которые
указывают число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу и
порядковый номер грузового места в партии. Например, для оборудования номер места
проставляется дробью, в которой числитель - порядковый номер места, знаменатель -
общее число мест, в которых упакована комплектная единица оборудования. Т.м.
наносится перевозчиком или его агентом.

МАРЧИ, Франческо (1822-1871) - основатель тосканской школы бухгалтерского учета.
Марчи был убежденным сторонником персонализации (за каждым счетом стоит человек).
И этот подход оправдывал себя в крупных предприятиях, но в небольших фирмах, где
хозяин выполняет все функции, Марчи прибегал к персонификации, объясняя ситуацию
тем, что собственник как бы проецирует свои функции (символически) на учетные
объекты. Этот подход приводил Марчи к формулированию правила двойной записи: "Тот,
кто получает ценность, или становится должником, - дебетуется, тот, кто выдает ценность,
или становится заимодавцем, - кредитуется".

МАССА, Д. (1850-1918) - представитель итальянской бухгалтерской науки, сторонник
тосканской школы. В цели и задачи счетоведения, по мнению Масса, входит выявление
результатов хозяйственной деятельности и контроль всей работы хозяйства, выполняемый
для того, чтобы деятельность этого хозяйства протекала согласно полученным от
управляющего органа указаниям. Масса подробно высказывался за полную независимость
контрольного органа - бухгалтерии - от администрации. Счет Администратора Масса
считал центральным и в отличие от д'Анастасио хотел регистрировать все факты
хозяйственной жизни именно на этом счете, а не на счете Собственник капитала. Масса
одним из основных методов счетоведения считал регистрацию, которая, по его мнению,
"оказывает администрации такие же услуги, как компас мореплавателю".

МАССА - 1. совокупность чего-либо, сосредоточенное в одном месте; 2. характеристика
материи, определяющая ее гравитационные и инертные свойства, так как масса не зависит
от внешней среды, многие формы стали указывать на упаковке товара не вес, а массу
товара.

МАССА-БРУТТО - общий вес груза, включая сам груз и его упаковку.

МАССА, КОНКУРСНАЯ - имущество должника, на которое может быть обращено
взыскание в процессе конкурсного производства.

МАССА ПРИБЫЛИ - общая величина прибыли, получаемая предприятием за
определенный период времени по результатам хозяйственной деятельности в целом либо
по результатам отдельной сделки.
МАССИВ ДАННЫХ - упорядоченная совокупность однородных по структуре и способу
получения показателей.

МАССИВ ИНФОРМАЦИИ - совокупность однородных записей (то есть набор данных,
характеризующих какой-либо объект управления, процесс и т.д.), рассматриваемых как
одно целое и упорядоченных таким образом, что их описание (набор индексов)
однозначно определяет положение каждого элемента и путь доступа к нему.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ - показатель расхода материальных ресурсов на производство
какой-либо продукции. Выражается в натуральных единицах расхода сырья, материалов,
топлива и энергии, необходимых для изготовления единицы продукции, либо в процентах
к стоимости используемых материальных ресурсов в структуре себестоимости продукции.

МАТЕРИАЛОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ - отношение стоимости общего объема
материальных ресурсов, израсходованных не производство продукции, к стоимости
продукции в целом, М.п. в отдельных отраслях народного хозяйства и на конкретных
предприятиях резко различается в зависимости от их профиля и ассортимента
выпускаемой продукции.

МАТЕРИАЛЫ - собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные
элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда -
сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, покупные изделия и
полуфабрикаты, спецодежда, запасные части для ремонта, инструменты и малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы.

"МАТЕРИАЛЫ" - счет бухгалтерского учета, предназначенный для обобщения
информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов,
топлива, запасных частей, тары и т. п. ценностей. К счету могут быть открыты субсчета:
"Сырье и материалы"; "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции
и детали"; "Топливо"; "Тара и тарные материалы"; "Запасные части"; "Прочие материалы";
"Материалы, переданные в переработку на сторону"; "Строительные материалы" и др. В
зависимости от принятой предприятием организации учета поступление материалов
может быть отражено с использованием счетов "Заготовление и приобретение материалов"
и "Отклонение в стоимости материалов" или без использования их. Фактический расход
материалов в производстве или для других хозяйственных целей отражается по кредиту
счета "Материалы" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек
обращения) или другими соответствующими счетами. Реализация материалов на сторону
проводится по кредиту счета "Материалы" с одновременным отражением по кредиту и
дебету счета "Реализация прочих активов" сумм, причитающихся предприятию за эти
материмы с покупателя (в корреспонденции со счетом "Расчеты с покупателями и
заказчиками").

МАТЕРИАЛЫ В ПУТИ - материалы, по которым получатель акцептовал платежные
документы, но которые на склад еще не поступили.

МАТЕРИАЛЫ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ - предметы труда, которые не входят в своей
вещественной форме в готовый продукт, а используются в процессе производства для
осуществления технологического процесса обеспечения работы оборудования и т.п. целей.
В.м. оцениваются в том же порядке, как и основные, и учитываются по счету
"Материалы", субсчет "Сырье и материалы". По дебету этого счета записывают
поступление, а по кредиту - расход вспомогательных материалов.
МАТЕРИАЛЫ, ЗАКРЫТЫЕ -документы и другие материальные носители информации,
предназначенные для ограниченного круга лиц. З.м. имеют степень секретности или
ограничительный гриф.

МАТЕРИАЛЫ И СЫРЬЕ ЗАКАЗЧИКА - принадлежащие заказчику материальные
ресурсы, передаваемые для переработки другим предприятиям.

МАТЕРИАЛЫ, МЕРНЫЕ - заказываемые материалы, соответствующие подлине и
ширине размерам деталей и заготовок, которые должны быть получены из этих
материалов. Эффективность заказа М.м. достигается йодной ликвидацией отходов
производства при раскрое за счет упразднения операций по нарезке заготовок. За поставку
М.м. поставщик взимает наценку, размер которой определяется особыми условиями
поставки и договорами со снабженческо-сбытовыми организациями. Поэтому
целесообразность заказа М.м. устанавливается сопоставлением расходов по оплате
стоимости материалов и их транспортировке с экономией трудовых и материальных затрат
у потребителя.

МАТЕРИАЛЫ, ОСНОВНЫЕ - вещественные элементы производства, составляющие
значительную часть предметов труда, используемых предприятиями для изготовления
продукции и составляющих ее основу. О.м. участвуют в производстве в течение одного
производственного цикла, стоимость их полностью переносится на стоимость
изготовленной продукции.

"МАТЕРИАЛЫ, ПРИНЯТЫЕ В ПЕРЕРАБОТКУ" -забалансовый счет бухгалтерского
учета, предназначенный для обобщения информации о наличии и движении сырья и
материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых
предприятием-изготовителем. Учет затрат по переработке или доработке сырья и
материалов ведется на счетах учета затрат на производство, отражающих связанные с этим
затраты (за исключением стоимости сырья и материалов заказчика).

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ - понятие в учете и аудите, используемое для оценки уровня
достоверности отчетности. В финансовом учете и внешнем аудите ошибка или пропуски
отчетности считаются материальными, то есть существенными, важными, если в
результате этого пользователь данной отчетностью будет дезориентирован в принятии
своего решения или понесет убытки. Различают три уровня материальности: а) ошибки и
пропуски, суммы которых так незначительны, что никак не могут повлиять на решения; б)
ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений, хотя
отчетность и признается полезной; в) ошибки и пропуски в учете и отчетности, которые
ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации в целом.

МАШИНА, КОНТРОЛЬНО-КАССОВАЯ (ККМ) - машины, применяемые в розничной
торговле для учета кассовых операций с покупателем. Для ККМ характерно: наличие
механизма контрольной ленты; с 1997 г. - наличие оперативно-программного блока
фискальной памяти, способной хранить информацию до 6 лет, а также соответствующей
маркировки; обеспечение надежной защиты информации о денежной выручке,
накаливающейся на счетчике ККМ; существование механизма блокирования при обрыве
или отсутствии второй ленты (ленты копии), русификация клавиатуры.

МАШИНОГРАММЫ - результаты распечатки учетной информации после компьютерной
обработки; являются регистрами синтетического и аналитического учета.
МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ - вид основных фондов по их натурально-
вещественному признаку. К М.и о. относятся устройства, преобразующие энергию,
материалы и информацию. В зависимости от основного (преобладающего) назначения М.и
о. делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные. К энергетическому
оборудованию (силовым машинам и оборудованию) относятся машины-генераторы,
производящие тепловую и электрическую энергию, и машины-двигатели, превращающие
энергию любого вида (энергию воды, ветра, тепловую, электрическую и т. д.) в
механическую, то есть в энергию движения. К рабочим машинам и оборудованию
относятся машины, инструмент, аппараты и другие виды оборудования, предназначенные
для механического, термического и химического воздействия на предмет труда
(обрабатываемый предмет), который может находиться в твердом, жидком или
газообразном состоянии, с целью изменения его формы, свойств, состояния и положения,
то есть все виды технологическим оборудования, включая автоматические машины и
оборудование для производства промышленной продукции, оборудование
сельскохозяйственных, транспортных, строительных, торговых, складское, водоснабжения
и канализации, санитарно-гигиеническое и все другие виды машин и оборудования, кроме
энергетических и информационных. Информационные М. и о. предназначены для
преобразования и хранения информации (оборудование систем связи, а также средства
измерения и управления: вычислительной техники и оргтехники; визуального и
акустического отображения информации; хранения информации и др.).

"МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ" - субсчет счета "Основные средства", на котором
учитываются следующие виды машин и оборудования: силовые машины и оборудование,
рабочие машины и оборудование, измерительные приборы, регулирующие приборы и
устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, медицинское
оборудование, прочие машины и оборудование.

МЕДИЦИНА, СТРАХОВАЯ - медицина, расходы на которую покрываются за счет
специальных страховых фондов. Форма организации таких фондов может быть
обязательной и добровольной. Источники образования страховых фондов,
финансирующих медицину: средства государственного бюджета, предпринимателей и
взносы работающих. Часть страховых фондов, создаваемая за счет государственных
средств, направляется на покрытие расходов, связанных с оказанием медицинской помощи
ограниченных видов, в том числе неотложной.

МЕМОРАНДУМ - 1. документ, детально излагающий суть вопроса; 2. письмо с
напоминанием о чем-либо; 3. служебная справка по какому-либо вопросу; 4. перечисление
в страховых полисах, особенно морских, видов риска, страхование от которых не
принимается.

МЕМОРАНДУМ, ДЕБЕТОВЫЙ - 1. документ, используемый продавцом для извещения
покупателя о том, что соответствующий данному покупателю счет к получению был
дебетован (увеличен); 2. документ, предоставляемый банком вкладчику, который
информирует о том, что банковский счет вкладчика сокращен вследствие определенных
событий (например в результате начислений за банковские услуги).

МЕМОРАНДУМ, КРЕДИТОВЫЙ - 1. документ, которым поставщик извещает заказчика
(покупателя) о том, что его счет к получению (дебиторский) был кредитован(сокращен)
вследствие учета ошибок, возврата купленнойпродукции или снижения первоначальной
цены;2. представляемый банком вкладчику документ, которыйконстатирует, что его
банковский счет увеличен вследствие определенных событий помимо депозита (например
, погашения векселей к получению, принадлежащихвкладчику).
МЕМОРИАЛ - бухгалтерская книга, в которой ежедневно фиксируются торговые
операции фирмы.

МЕНЕДЖЕР - наемный управляющий, специалист по управлению.

МЕНЕДЖМЕНТ, БАНКОВСКИЙ - управление деятельностьюбанка, имеющее целью
максимизацию прибылибанка. Основывается на анализе факторов финансовогорынка,
прогнозировании экономической ситуациии минимизации банковских рисков. Основными
направлениямиявляются: банковский маркетинг; управлениеактивами банка: управление
пассивами банка; управлениесобственными средствами банка - политика в области
дивидендов по собственным акциям; управление рентабельностью работы банка;
управление банковскими рисками: управление кадрами банка.

МЕНЕДЖМЕНТ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ - управление технологическими ресурсами
как элементом предпринимательства; исходит из оценки прорывных технологий и
инноваций как одного из факторов конкурентоспособности, учитываемых в стратегии
управления. Включает следующие основные функции: а) оптимизация использования
технологического потенциала: б) наращивание технологического потенциала; в) зашита
технологического потенциала, а именно предотвращение утечки коммерческой
информации и исключение любых действий конкурентов, которые могут подорвать
технологические ресурсы. Компонентом такого управления является управление

<< Предыдущая

стр. 85
(из 222 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>