стр. 1
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

серия основана в 1996 г.

Библиотека журнала «Досье бухгалтера»



Н.П. КОНДРАКОВ


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Издание 4-е, переработанное и дополненное


Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений










Москва
ИНФРА-М
2002







УДК 657(075.8)
ББК 65.052я73
К 64

Библиотека журнала «Досье бухгалтера»
(Свидетельство о регистрации № 015417 от 26.08.1997 г.)

Кондраков Н.П.
К 64 Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. —
М.: ИНФРА-М, 2002. — 640 с. — (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-16-000800-4 (обложка)
ISBN 5-16-000696-6 (переплет)


Книга написана в соответствии с новым планом счетов и программой по бухгалтерскому учету и отчетности «Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита», утвержденной Министерством финансов Российской Федерации и Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина Российской Федерации 29 июля 1999 г., с учетом последних изменений в бухгалтерском учете.
Параграфы 12—14, 16 и 17 главы 1 рекомендуются прежде всего для юристов, изучающих бухгалтерский учет с целью сдачи экзаменов на квалификационный аттестат аудиторов.
Для студентов вузов, бухгалтеров, финансистов, менеджеров.



ISBN 5-16-000800-4 (обложка)
ISBN 5-16-000696-6 (переплет) ББК 65.052я73



© Кондраков Н.П., 1998, 1999, 2000, 2001, 2002
© ИНФРА-М, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002









Глава 1
Основы бухгалтерского учета


§ 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского
учета и отчетности в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия.
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс РФ, федеральные законы «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г. № 222-ФЗ, «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95 г. № 88-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ, постановление Правительства «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности» от 06.03.98 г. № 283 и др.
Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете — положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. В настоящее время в России разработано и утверждено 14 положений по бухгалтерскому учету и отчетности:
• «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом
Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н;
• «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ
2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 107;
• «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ
от 10.01.2000г. №2н;
• «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99 г. Утверждено
приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н; «Учет материально-
производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина
РФ 09.06.01 г. № 44н; «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено
приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н;
• «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом
Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н;
• «Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/98. Утверждено
приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 57н; «Доходы организации».
ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32 н;
• «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина
РФ от 06.05.99 г. № 33н;
• «Информация по аффилированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено
приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 5н;
• «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом
Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н;
• «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000. Утверждено приказом
Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 92н;
• «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом
Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ.
Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).
Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами (только в промышленности СССР действовало 140 отраслевых инструкций).
Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:
• документ по учетной политике предприятия;
• утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
• графики документооборота;
• утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
• утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.
Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, План счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными документами.

§ 2. Основные нормативные документы, определяющие
методологические основы, порядок организации
и ведения бухгалтерского учета в организациях
Российской Федерации

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.95 г.
№ 222-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II. — М.: Проспект, 1998.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34-н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. № 31н).
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство». ПБУ 2/94. Утверждено приказом Минфина РФ от 20.12.94 г. № 167.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. № 2н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
13. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина РФ № 2н от 25.11.98г. № 56н.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности». ПБУ 8/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 25.11.98 г. № 57н.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.
16. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33н.
17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по аффилированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 13.01.2000г. № 5н.
18. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н.
19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи». ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г.
№ 92н.
20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000г. № 91н.
21. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.03.2000 г. № 29н.
22. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. № 49.
23. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33н (вред, приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г. № 32н).
24. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. № 64н.
25. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.
26. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русск. яз. — М.: Аскери — АССА, 1999.
27. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.
28. «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Положение Центрального банка РФ от 12.04.01 г. № 2-П.
29. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97 г.
30. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283.
31. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ).
32. Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447.
33. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 15.06.2000 г. № 62.
34. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» (подакцизные товары) части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 18.12.2000 г. № БГ-3-03/440.
35. Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11.2000 г. № БГ-3-08/415.
Из указанных документов особо следует отметить Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности 1992, 1994 и 1998 гг., План счетов бухгалтерского учета (1991 и 2000 гг.) и Положение «Учетная политика предприятия» (1994 и 1998 гг.). Они предоставили организациям право выбора вариантов учета и оценки соответствующих объектов (оценки нематериальных активов, учета затрат по ремонту основных средств, выпуска продукции, ее реализации и др.) в соответствии с установленной организацией учетной политикой.
В учетную практику введены новые объекты учета — нематериальные активы, финансовые вложения, займы, арендные отношения и др.
Существенно изменена методология учета многих объектов учета: основных средств, капитальных вложений, уставного капитала (фонда), прибыли и убытков и др.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей. Организации получили право привлекать для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности сторонние организации и лиц и не иметь бухгалтерию.
В организациях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира. Организациям малого бизнеса разрешено применять упрощенную форму бухгалтерского учета.
Существенно изменена бухгалтерская отчетность. Ее состав, содержание, сроки и адреса представления стали в значительной мере соответствовать международной практике. Бухгалтерская отчетность стала публичной, доступной для любых сторонних пользователей. Многие организации обязаны представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетных данных.
С введением в учетную практику Положения «Учетная политика предприятия» (с 01.01.95 г.) отечественная система бухгалтерского учета перешла на использование международных бухгалтерских принципов.
Все эти изменения направлены на отражение реальных процессов, происходящих в нашей стране, и на приближение отечественного учета к зарубежному. Они дают основание сделать вывод о том, что период 1991—2000 гг. можно считать первым этапом перехода отечественной системы учета и отчетности к системе, отвечающей требованиям рыночной экономики и международным учетным стандартам.

§ 3. Закон о бухгалтерском учете

21 ноября 1996 г. впервые в истории России был принят специальный Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который занял важное место в системе остальных законов, разработанных применительно к специфике рыночных отношений.
Указанный Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку он:
а) повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций;
б) закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах;
в) повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
Закон о бухгалтерском учете состоит из трех разделов и 19 статей.
В первом разделе — «Общие положения»—дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).
В разделе указан также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете: Федеральный закон, устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Определена сфера действия Федерального закона (он распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).
Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.
Во втором разделе — «Основные правила ведения бухгалтерского учета» — изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.
В третьем разделе — «Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности» — изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

§ 4. Концепция бухгалтерского учета
в рыночной экономике России

Общие положения

Указанная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97 г.
Данная Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в современных условиях хозяйствования. Она ориентирована на рыночную экономику и использование опыта других стран, международных принципов учета и отчетности, последние достижения науки и техники.
Концепция является основой построения системы бухгалтерского учета в стране и призвана:
• обеспечивать заинтересованных специалистов информацией об общих
подходах к организации и ведению бухгалтерского учета;
• быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих
нормативных документов по бухгалтерскому учету;
• являться основой принятия решений по вопросам, еще не
урегулированным нормативными документами;
• помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании
данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.
Концепция не заменяет нормативные документы по бухгалтерскому учету. Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.
Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета для организации всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм.
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, могут вести учет лишь для целей налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, не противоречащие цели бухгалтерского учета.

Цель бухгалтерского учета

Целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.
Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учета — формирование информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Заинтересованными пользователями информации считаются юридические и физические лица, имеющие потребность в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для понимания, оценки и использования информации: реальные и потенциальные инвесторы, работники организации, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
Указанные пользователи заинтересованы в получении следующей информации, формируемой в бухгалтерском учете:
• инвесторы и их представители — о рискованности и доходности
предполагаемых или осуществленных инвестиций и о способности
организации выплачивать дивиденды;
• работники организации и их представители (профсоюзы и др.) — о
стабильности и прибыльности работодателей, способности организации
гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
• заимодавцы — о способности организации погасить предоставленные
ей займы и выплачивать соответствующие проценты;
• поставщики и подрядчики — о способности организации выплатить в
срок причитающиеся им суммы;
• покупатели и заказчики — о продолжении деятельности организации;
• органы власти — в информации, необходимой для осуществления
ими своих функций (по распределению ресурсов, регулированию
народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной
политики, ведению статистического наблюдения);
• общественность в целом — о роли и вкладе организации в повышение
благосостояния общества на местном, региональном и федеральном
уровнях.
Наряду со специфической внешним пользователям нужна и общая для всех пользователей информация, например о способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные активы, времени и последовательности их поступления.
Применительно к внутренним пользователям целью бухгалтерского учета является формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, планирования, анализа и контроля производственной и финансовой деятельности.
Информацию для внутренних пользователей, характеризующую финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и изменения в финансовом положении, целесообразно использовать при формировании информации и для внешних пользователей.

Основы организации бухгалтерского учета

Для достижения указанных целей бухгалтерского учета предполагается, что он будет осуществляться в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики и временной определенности фактов хозяйственной деятельности [1 Содержание указанных допущений изложено в § 8 данной главы.]
.
При формировании бухгалтерской информации налоговая система рассматривается как один из пользователей этой информации. Для этого пользователя должны быть подготовлены данные о деятельности организации, на основе которых и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для осуществления налогообложения.
Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации. Оно отвечает за эту информацию и представление ее заинтересованным пользователям.

Содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении организации формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.
Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.
Информация об изменениях в финансовом положении организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств.
Содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей определяются руководством организации.

Требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете

Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям, т.е. быть уместной, надежной и сравнимой.
Информация уместна, если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказывать влияние на решения пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, а сами факты должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания и условий хозяйствования.
Информация (кроме объектов специального назначения) должна быть нейтральной, т.е. не быть односторонней. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

стр. 1
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>