<< Предыдущая

стр. 12
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Ремонт и содержание основных средств непроизводственного назначения осуществляют за счет прибыли организации. Фактические расходы по ремонту указанных объектов списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных денежных и расчетных счетов (10, 70, 69, 60, 76 и др.).

§ 6. Особенности учета арендованных основных средств

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.
Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.
При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы — на счете учета выручки от продажи (90).
При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.
Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).
Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Начисление арендной платы за отчетный период отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС. Начисление НДС отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается по дебету счета 76 и кредиту счета 98 «Доходы будущих, периодов». Поступившие арендные платежи записывают в дебет счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» с кредита счета 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91.
На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.
На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы арендной платы отражают по дебету счета 76 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».
Начисление арендной платы за будущие периоды отражают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счета 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 97 в дебет счетов издержек производства и обращения.
Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов в дебет счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства.
Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.).
Договором аренды может быть предусмотрено осуществление капитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Если договором предусмотрены капитальные вложения в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.

§ 7. Учет лизинговых операций

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (14).
Учет у лизингодателя. Затраты, связанные с осуществлением капитальных вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств».
Лизинговое имущество приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 08.
Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету 03.
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, то указанные выше записи осуществляют в бухгалтерском учете транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя.
В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя.
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (постановление Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552), а также ПБУ 10/99 и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10, 69, 70 и др.).
Начисление амортизации на полное восстановление лизингового имущества отражается по дебету счета 20 и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
Ежемесячно учтенные на счете 20 расходы по лизинговому имуществу списывают с кредита этого счета в дебет счета «Продажи».
Причитающаяся исходя из условий договора лизинга сумма лизинговых платежей отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Поступление от лизингополучателя лизинговых платежей отражается по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
При возврате лизингового имущества и прекращении его использования для лизинга его стоимость списывают с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в дебет счета 01 «Основные средства».
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то передача лизингового имущества лизингополучателю отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом составляют следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», на сумму
субсчет «Задолженность по лизинговым задолженности
платежам» по лизинговым
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» платежам
2) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» на стоимость
Кредит счета 03 «Доходные вложения лизингового
в материальные ценности» имущества

на разницу между
3) Дебет счета 91 «Прочие доходы суммой лизинговых
и расходы» платежей
Кредит счета 98 «Доходы будущих и стоимостью
периодов» имущества

Вместо указанных трех бухгалтерских записей передачу лизингового имущества лизингодателем лизингополучателю можно оформить одной бухгалтерской записью:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» — на сумму
лизинговых платежей
Кредит счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — на
стоимость лизингового имущества
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — на разницу между
суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового имущества.

Поступающие по договору лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Одновременно на сумму поступивших платежей дебетуют счет 98 «Доходы будущих периодов» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».
При возврате лизингового имущества лизингодателю его остаточная стоимость приходуется по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
При возврате имущества с полностью погашенной стоимостью оно приходуется на счет 03 по условной оценке 1 руб.
Основные средства, сданные в аренду, учитывают на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду» в оценке, указанной в договорах аренды.
Аналитический учет по счету 011 ведут по арендаторам и по каждому объекту основных средств, сданных в аренду.
Учет у лизингополучателя. Как уже отмечалось, по условиям договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя и лизингополучателя.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое имущество учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отражаются по дебету счетов учета издержек производства и обращения (20, 26,44) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». При погашении задолженности дебетуют счет 76 и кредитуют счета учета денежных средств. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001.
При выкупе лизингового имущества его стоимость на дату перехода права собственности списывают с забалансового счета 001 и приходуют по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
В случае выкупа лизингового имущества до истечения срока договора лизинга досрочно начисленные платежи относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при решении использовать собственные источники) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства».
Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то на стоимость поступившего лизингового имущества дебетуют счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов основных средств», и кредитуют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства».
Стоимость поступившего лизингового имущества и затраты, связанные с его получением, списывают с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Начисленные лизингодателю платежи отражают по дебету счета 76, субсчет «Арендные обязательства», и кредиту счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам».
Начисление амортизации по лизинговому имуществу осуществляют исходя из утвержденных норм амортизации или норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3, Начисленная амортизация отражается по дебету счетов учета издержек или обращения (20, 25, 26, 44 и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
Возврат лизингового имущества при условии полной выплаты лизинговых платежей отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом остаточную стоимость лизингового имущества списывают в дебет счета 91с кредита счета 01 «Основные средства».
Сумма амортизации по лизинговому имуществу списывается в дебет счета 02 с кредита счета 01 «Основные средства».
При выкупе лизингового имущества при условии погашения всей суммы лизинговых платежей на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» осуществляют внутреннюю запись по переходу лизингового имущества в собственные основные средства.
Досрочно начисленные платежи за лизинговое имущество относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» или счета 91 «Прочие доходы и расходы» (в случае принятия решения об использовании собственных источников) и кредит счета 02 «Амортизация основных средств». Одновременно указанная сумма отражается по дебету счета 76, субсчет «Задолженность по лизинговым платежам», и кредиту счета 76, субсчет «Арендные обязательства».

§ 8. Особенности учета основных средств
и сумм износа по ним в жилищно-коммунальном
хозяйстве

Организации, имеющие на своих балансах жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.) [6 В дальнейшем — «объекты жилищного фонда».]
, вводят к счету 01 «Основные средства» отдельный субсчет «Жилищный фонд» с разбивкой внутри субсчета по разделам в зависимости от вида жилищного фонда: «Жилищный фонд муниципальной собственности», «Жилищный фонд ведомственный», «Жилищный фонд общественный» и т.д.
Кроме того, в пределах каждого раздела рекомендуется вести обособленный учет объектов жилищного фонда с различными формами права пользования жилым помещением по подразделам соответствующего наименования: «Жилищный фонд по договору найма», «Жилищный фонд на условиях аренды», «Жилищный фонд приватизированный» и т.д.
Порядок учета поступивших объектов жилищного фонда зависит от источников поступления.
Объекты жилищного фонда, приобретенные за счет собственных или заемных средств, учитывают по первоначальной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Жилищный фонд», в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Суммы НДС по объектам жилищного фонда не принимаются к возмещению из бюджета и поэтому списываются со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Вновь поступившие отдельные объекты жилищного фонда от других организаций и физических лиц для эксплуатации жилищной организацией принимают на учет по дебету счета 01 «Основные средства», субсчет «Жилищный фонд», с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». По счету 08 безвозмездно поступившие объекты приходуют с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления».
Поступление объектов жилищного фонда за счет средств целевого финансирования оформляют следующими бухгалтерскими записями:



1) Дебет счета 76 «Расчеты с разными выделены
дебиторами и кредиторами» средства целевого
Кредит счета 86 «Целевое финансирование» финансирования

Дебет счета 51 «Расчетные счета» поступили средства целевого
Кредит счета 76 финансирования

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» поступили
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками» основные
и подрядчиками» средства

Дебет счета 19
отражена сумма НДС
Кредит счета 60

Дебет счета 08
списана сумма НДС
Кредит счета 19

6) Дебет счета 0l
приняты на учет основные средства
Кредит счета 08

7) Дебет счета 86 отражено исполь-
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» зование источника

8) Кредит счета 010 «Износ основных средств» — начислен износ по объектам жилищного фонда

9) Дебет счета 98 на сумму
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» износа

Для учета нежилых помещений, находящихся в жилом доме и являющихся вместе с ним неделимым объектом, открывают отдельный раздел «Нежилые помещения» к субсчету «Жилищный фонд» счета 01 «Основные средства». Стоимость этих помещений определяют на основании данных Бюро технической инвентаризации. В случае продажи или сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в жилом доме, стоимость их с баланса владельца не списывают, а учитывают на отдельных подразделах раздела «Нежилые помещения» соответствующего наименования: «Нежилые помещения в жилых строениях проданные», «Нежилые помещения в жилых строениях, переданные в аренду» и т.д.
Объекты внешнего благоустройства городов и других населенных пунктов, находящиеся на балансах организаций жилищно-коммунального хозяйства, учитывают на отдельном субсчете «Объекты внешнего благоустройства» счета 01 «Основные средства», а суммы износа по этим объектам — на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» в порядке, аналогичном для учета объектов жилищного фонда и сумм амортизации по ним.
В состав объектов внешнего благоустройства включают дорожные мосты, дамбы, уличное освещение, подземные пешеходные переходы, многолетние насаждения лесных пород и др.
Начисление износа по объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства производят в конце года по нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. № 1072, и его суммы отражают на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Следовательно, суммы амортизации по указанным объектам в затраты по эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства не включаются.
Учет выбытия отдельных объектов жилищного фонда и объектов внешнего благоустройства (продажа, безвозмездная передача и др.) производится на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно списывают числящиеся на забалансовом счете 010 «Износ основных средств» суммы износа по выбывшим объектам жилищного фонда и внешнего благоустройства.
Другие основные средства жилищно-коммунального хозяйства (кроме объектов жилищного фонда и внешнего благоустройства) учитывают на отдельном субсчете «Прочие основные средства» счета 01 «Основные средства». Начисление амортизации по этим основным средствам производится в общеустановленном порядке: по дебету счетов учета расходов по их содержанию и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». В понятие «объекты жилищного фонда и внешнего благоустройства» не входят объекты коммунального хозяйства (прачечные, бани и др.), а также объекты основных средств, находящиеся в общежитиях, гостиницах, инвентарь и др.

§ 9. Учет доходных вложений в материальные ценности

Доходные вложения в материальные ценности — это инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи в аренду и напрокат. Имущество может передаваться в аренду и напрокат с правом выкупа после окончания срока аренды (договора на прокат) или на условиях возврата собственнику имущества.
Инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи в аренду и напрокат, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.
Материальные ценности, предназначенные для сдачи в аренду и напрокат, принимаются к бухгалтерскому учету на счет 03 с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по первоначальной стоимости, исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение, включая расходы по доставке, монтажу, установке.
Передачу имущества в аренду (при условии учета сданного имущества на балансе организации-собственника) и напрокат отражают записями по счету 03.
По переданному в аренду и напрокат имуществу начисляют амортизацию, отражаемую по дебету счетов учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и т.п.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств». Начисленная сумма амортизации по указанным объектам учитывается обособленно от суммы амортизации по остальным основным средствам.
При выбытии имущества, сданного в аренду и напрокат (продаже, списании, частичной ликвидации, безвозмездной передаче и т.п.) оно списывается со счетов 03 и 02 такими же бухгалтерскими записями, как и основные средства.
Для учета выбытия имущества, учитываемого на счете 03, к нему может открываться субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносят первоначальную стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумму накопленной амортизации. Остаточную стоимость объекта списывают со счета 03 на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Бухгалтерские записи при выбытии имущества, предназначенного для сдачи в аренду, и предметов проката при использовании субсчета «Выбытие материальных ценностей»:

Дебет счета 03 «Доходные вложения
в материальные ценности»,
субсчет «Выбытие материальных на первоначальную
ценностей» стоимость
Кредит счета 03 «Доходные вложения
в материальные ценности»

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»
Кредит счета 03, субсчет «Выбытие материальных на сумму
ценностей» амортизации

3) Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»
Кредит счета 03, субсчет «Выбытие на остаточную
материальных ценностей» стоимость

При списании имущества, выбывшего в результате стихийных бедствий, остаточная стоимость имущества списывается в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Недостающие и испорченные объекты списывают на счет 84 «Недостачи и потери материальных ценностей».
Аналитический учет по счету 03 ведут по видам материальных ценностей, арендаторам и отдельным объектам материальных ценностей.

§ 10. Инвентаризация основных средств

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета, а также технических паспортов и другой технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.
Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.
По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.




§ 11. Налоги по хозяйственным операциям
движения основных средств

Хозяйственные операции по движению основных средств облагаются следующими основными налогами:
НДС по операциям поступления, выбытия, ремонта основных средств подрядным способом;
налог на приобретение автотранспортных средств;
таможенная пошлина на импорт;
налог на прибыль по основным средствам, полученным безвозмездно от других организаций;
налог на прибыль, полученную от реализации основных средств.
Взимание НДС при выбытии основных средств зависит от вида выбытия объектов, даты поступления и выбытия и правил исчисления и уплаты НДС, действовавших на дату движения объектов.
Основными видами выбытия основных средств являются:
передача в счет вклада в уставный капитал другой организации;
реализация (продажа);
передача на условиях (обмена) бартера;
безвозмездная передача;
ликвидация в связи с физическим и моральным износом;
сдача в аренду;
списание в результате недостачи, стихийных бедствий.
Передача основных средств в счет вклада в уставный капитал другой организации НДС не облагается.
НДС по реализуемым объектам
При начислении НДС по реализуемым основным средствам на сумму исчисленного налога дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Порядок определения цены реализации основных средств для целей налогообложения определен Налоговым кодексом РФ (10). В соответствии со ст. 154 Налогового кодекса для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС и налога с продаж.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой сторонами сделки, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
При безвозмездной передаче основных средств плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства. Сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
При сдаче в аренду основных средств необходимо иметь в виду, что выручка от услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу, облагается НДС.
При текущей аренде начисленную сумму НДС отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а при финансовой аренде — по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68.
Со стоимости ликвидируемых основных средств в связи с физическим или моральным износом, а также списываемых в результате недостачи и стихийных бедствий НДС не взимается.

Налог на прибыль по безвозмездно поступившим
основным средствам

В соответствии с п. 2.7 Инструкции МНС РФ (12) налогооблагаемая прибыль организаций, получивших безвозмездно от других организаций основные средства, товары и иное имущество, увеличивается на стоимость этих средств и имущества, но не ниже их балансовой (остаточной по основным средствам) стоимости, числящейся у передающих организаций. Стоимость передаваемых объектов имущества указывается в документах на их передачу.
Перечень безвозмездно полученных основных средств, не подлежащих обложению налогом на прибыль, указан в п. 2.7 упомянутой Инструкции.

Налог на прибыль, полученную
от реализации основных средств

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества организации (кроме ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов) для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой этих фондов или имущества и их первоначальной или остаточной стоимостью, увеличенной на индекс инфляции, размер которого устанавливается постановлениями Правительства РФ.
Обязанности по исчислению индекса инфляции для индексации стоимости реализуемого имущества предприятия (ИРИП) возложены на Госкомстат России, который ежеквартально публикует значение индекса в «Российской газете» (20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
ИРИП применяют при реализации основных фондов, сырья, материалов, топлива и других ценностей. По другим видам имущества (нематериальные активы, ценные бумаги, валюта и др.) ИРИП не применяют.
Пример. Оборудование приобретено в декабре 1999 г. за 50 млн руб. В 2000 г. начислена амортизация на 10 млн руб. В январе 2001 г. оборудование продано за 60 млн руб., сумма НДС составила 10 млн руб. По указанным операциям будут составлены следующие проводки:

Д-т сч. 62 К-т сч. 91 — на сумму выручки — 60 млн руб.
Д-т сч. 91 К-т сч. 01 — на списание остаточной стоимости —
50 млн руб.
Д-т сч. 02 К-т сч. 01 — на списание амортизации — 10 млн руб.
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — начислен НДС — 10 млн руб.
Д-т сч. 51 К-т сч. 62 — на сумму выручки — 60 млн руб.
Д-т сч. 91 К-т сч. 99 — на сумму прибыли — 10 млн руб.

Для целей налогообложения результат от реализации будет определяться вычитанием из выручки (без НДС) остаточной стоимости основных средств, увеличенных на индекс инфляции.
Индексы инфляции составили за I, II, III и IV кварталы 2000 г. соответственно 108, 106, 105 и 103%. Финансовый результат от реализации для целей налогообложения составит:
50 млн. руб. — (40 млн. руб. х 108% : 100% х 106,3% : 100% х 105%: :100% х 103% : 100% = 49,52) = 0,48 млн руб.
Финансовый результат от реализации оборудования составит 6,48 млн руб.

§ 12. Понятие и учет основных средств в соответствии с
международными учетными стандартами

Основные понятия и порядок учета основных средств изложены в международных стандартах финансовой отчетности МСФО 16 «Основные средства», 4 «Учет амортизации» и 17 «Аренда».
Понятие основных средств. В соответствии со стандартом МСФО 16 основные средства — это материальные активы, которые:
а) используются компанией для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим компаниям или для административных целей;
б) предполагается использовать в течение более чем одного периода. Признание основных средств. Объект основных средств должен
признаваться в качестве актива, когда:
а) с большой долей вероятности можно утверждать, что компания получит связанные с активом будущие экономические выгоды;
б) себестоимость актива для компании может быть надежно оценена.
Группировка основных средств. Группа основных средств — это объединение активов, аналогичных по виду и способу использования в компании. Это могут быть следующие группы:
земля;
земля и здания;
оборудование;
суда;
самолеты;
автотранспортные средства;
мебель и прочие принадлежности;
оборудование административных помещений.
Оценка основных средств
Фактическая стоимость — это сумма уплаченных денежных средств или эквивалентов денежных средств, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного для приобретения активов на момент их приобретения или сооружения.
Ликвидационная стоимость — это чистая сумма, которую компания ожидает получить за актив в конце срока полезной службы, за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.
Справедливая стоимость — это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществленной на общих условиях.
Балансовая (учетная) стоимость — это сумма, в которой актив отражается в бухгалтерском балансе, за вычетом накопленной амортизации.

<< Предыдущая

стр. 12
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>