<< Предыдущая

стр. 24
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Отходы подразделяют на возвратные и безвозвратные. Возвратными называются отходы, которые могут быть использованы предприятием или реализованы на сторону (обрезки, стружки и др.).
Безвозвратными называются отходы, которые невозможно или нецелесообразно использовать при существующей технике, технологии и организации производства (распыл, угары и др.).
Оценку возвратных отходов осуществляют в зависимости от их характера и направления использования.
Безвозвратные отходы оценке не подлежат.
Количество и стоимость возвратных отходов целесообразно по каждому виду продукции определять прямым путем, а при невозможности этого — распределять возвратные отходы по видам продукции пропорционально количеству и стоимости израсходованных сырья или материалов.
Возвратные отходы оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 10 «Материалы»;
Кредит счета 20 «Основное производство» или
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».
Расход вспомогательных материалов учитывают обычно так же, как и основных. Однако между объектами калькуляции они распределяются, как правило, косвенным путем пропорционально сметным ставкам, которые устанавливают на единицу продукции исходя из нормы расхода вспомогательных материалов на технологические цели и их плановой себестоимости. Ставки пересматривают по мере изменения норм расхода или цен.
По статье «Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций» отражают затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, используемые данной организацией для производства готовой продукции. В эту же статью включаются затраты на оплату услуг производственного характера (выполнение отдельных операций по изготовлению продукции, обработке сырья и материалов, внутризаводскому перемещению сырья и материалов и др.), оказываемых сторонними организациями, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных изделий. В остальной части работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями и непромышленными производствами и хозяйствами своей организации, относятся на другие статьи затрат в зависимости от характера работ и услуг.
К покупным изделиям и полуфабрикатам обычно относят изделия, узлы и заготовки, поставляемые другими организациями в порядке производственной кооперации. Они направляются на комплектование продукции или подвергаются дополнительной обработке для получения готовой продукции.
Для контроля за использованием и движением полуфабрикатов составляют оперативный баланс движения полуфабрикатов, в котором по каждому их виду отражают остаток в цехе на начало месяца, поступление за месяц (изготовлено в цехе, поступило со склада, исправление брака), расход за месяц (также по направлениям) и остаток на конец месяца. Баланс составляет обычно диспетчерская служба по накопительным документам, в которых отражают первичные данные о получении и передаче полуфабрикатов. При проведении инвентаризации данные о фактических остатках по балансу сопоставляют с учетными и выясняют причины расхождений.
Покупные полуфабрикаты предназначены для производства конкретных изделий и обычно прямым путем относятся на эти изделия. При невозможности прямого учета покупные полуфабрикаты распределяют между изделиями способами, указанными для распределения сырья и основных материалов.
По статье «Топливо и энергия на технологические цели» отражают стоимость израсходованного топлива, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции. Расход различных видов энергии по отдельным цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам. Стоимость топлива и энергетических расходов между отдельными видами продукции распределяют в ведомости распределения услуг вспомогательных производств и хозяйств. При этом энергетические расходы распределяют между отдельными видами продукции исходя из норм их расхода и действующих цен.
Использованные на технологические цели топливо и энергию относят в дебет счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом расход покупной электроэнергии на технологические цели оформляют следующей записью:
Дебет счета 20 «Основное производство»;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Стоимость топлива и энергии, израсходованных на содержание оборудования и хозяйственные нужды, списывают в дебет счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита указанных ранее счетов.

9.2. Учет затрат на оплату труда

По статье «Заработная плата производственных рабочих» планируют и учитывают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно связанных с выработкой продукции. В состав основной заработной платы производственных рабочих включают: оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, а также повременную оплату труда; доплаты по сдельно- и повременно-премиальным системам оплаты труда, районным коэффициентам и др.; доплату к основным сдельным расценкам в связи с отступлением от нормальных условий производства.
Для отнесения суммы заработной платы и отчислений органам социального страхования на объекты калькуляции составляют разработочную таблицу (машинограмму) распределения заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и расчетно-платежных ведомостей.
Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно-пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
Дополнительную заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих.
В соответствии с действующими положениями всю сумму начисленной заработной платы производственных рабочих разделяют на две части: заработная плата по нормам и отклонения от норм. Отклонения от норм выявляют, как правило, методом документирования. Его сущность заключается в том, что заработная плата в пределах норм начисляется рабочим по принятым документам. Начисление заработной платы сверх норм осуществляется по специально выписанным документам — листкам на доплату, нарядам на выполнение работ, не предусмотренных технологией, листкам учета простоев, нарядам на исправление брака. Отклонения по заработной плате рабочих, оплачиваемых повременно, выявляют при распределении начисленных сумм пропорционально нормативным ставкам сопоставлением фактически начисленной заработной платы с нормативной суммой.
Для контроля за отклонениями по заработной плате целесообразно по пятидневкам и декадам составлять ведомость (машинограмму) на отклонения. В подлежащем машинограммы указывают причины отклонений (неисправность и несоответствие оборудования; замена сырья и материалов; отсутствие и неисправность инструментов и приспособлений; выполнение операций, не предусмотренных технологическим процессом; исправление брака и др.), а в сказуемом — виновников (инициаторов) отклонений. В организациях, как правило, используют отраслевую номенклатуру причин и виновников отклонений.

9.3. Учет расходов будущих периодов
и резервов предстоящих расходов и платежей

Учет расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов — затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам.
Основную часть расходов будущих периодов в организациях составляют расходы на подготовку и освоение производства. Кроме того, к расходам будущих периодов относят расходы по ремонту основных средств в сезонных отраслях промышленности (когда не создается ремонтный фонд), расходы, относимые частично на будущие периоды, и др.
Учет расходов будущих периодов осуществляют по дебету активного счета 97 «Расходы будущих периодов» с кредита соответствующих материальных, расчетных и других счетов (10, 70, 69, 76 и др.). Ежемесячно или в другие сроки учтенные на дебете счета 97 расходы списывают в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 «Расходы на продажу» и др. Сроки списания расходов будущих периодов, а также соответствующие издержки или другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самими организациями. Например, расходы по ремонту основных средств, учтенные в начале года на счете 97, списывают ежемесячно либо пропорционально объему производства по месяцам, либо пропорционально плановым затратам на ремонт основных средств, либо равномерно по месяцам. Из общего состава расходов будущих периодов отдельной калькуляционной статьей по счету 20 «Основное производство» отражают лишь расходы по подготовке и освоению производства. Остальные расходы списывают со счета 97 в дебет собирательно-распределительных (25, 26) или других счетов.
Учет расходов на подготовку и освоение производства. По статье «Расходы на подготовку и освоение производства» отражают следующие затраты: расходы на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы); расходы на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного и массового производства; затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях.
Основными особенностями учета расходов на подготовку и освоение производства являются:
несоответствие времени выполнения работ и осуществления расходов и выпуска продукции;
отнесение на себестоимость продукции расходов в полном объеме.
К расходам на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковым расходам) относят затраты по проверке их готовности к вводу в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования. Номенклатура этих расходов зависит от характера пусковых испытаний и определяется отраслевыми инструкциями. При исчислении общей суммы пусковых расходов из этой суммы вычитают стоимость продукции, полученной в период комплексного опробования.
Пусковые расходы учитывают, как правило, в составе расходов будущих периодов. Величина их определяется сметой с необходимыми расчетами к ней, составляемой исходя из установленного режима, продолжительности и других условий, пробной эксплуатации и освоения вводимых в действие объектов.
В себестоимость отдельных видов продукции пусковые расходы включают по нормам погашения, устанавливаемым на единицу продукции, исходя из общей суммы расходов, длительности периода их погашения и планового объема выпуска продукции в этом периоде.
Списание пусковых расходов оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 «Основное производство»;
Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».
К расходам на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства, относят затраты на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления продукции, переоснастку и переналадку оборудования и др. Эти расходы, как правило, предварительно учитывают на счете 97, а с момента перехода к индивидуальному и мелкосерийному производству перечисляют со счета 97 в дебет счета 20.
От расходов на подготовку и освоение производства продукции, не предназначенной для серийного или массового производства, следует отличать расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции серийного и массового производства и технологических процессов. Последние расходы не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и возмещаются за счет внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции (внебюджетные фонды финансирования НИОКР).
К затратам по подготовительным работам в добывающих отраслях относят расходы по доразведке месторождений, очистке территорий в зоне открытых горных работ, площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого при последующей рекультивации земель, по устройству временных подъездных путей и дорог для вывозки добываемого сырья и др. Эти расходы учитывают предварительно на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем списывают на себестоимость продукции на основании расчетов исходя из сроков погашения.
Учет резервов предстоящих расходов и платежей. В целях равномерного включения затрат в издержки производства и обращения организации могут в установленном порядке создавать резервы предстоящих расходов и платежей: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели, предусмотренные законодательством, нормативными актами Минфина РФ или отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Созданные резервы отражают по кредиту пассивного счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и дебету счетов издержек производства или обращения (20, 23, 25, 26 и др.).
Фактически использованные суммы ранее начисленных резервов списывают в дебет счета 96 с кредита расчетных и других счетов (счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на суммы оплаты труда за время отпуска, ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.).
Правильность образования и использования сумм по видам резервов периодически (обычно перед составлением годового отчета) проверяют по данным смет, расчетов и др. и при необходимости корректируют. Как правило, излишне начисленные суммы резервов сторнируют, а по недоначисленным суммам резервов составляют дополнительные бухгалтерские проводки.

9.4. Учет расходов по обслуживанию
производства и управлению

К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Первые два вида расходов включают в себестоимость продукции по статье «Общепроизводственные расходы» и учитывают на синтетическом счете 25 «Общепроизводственные расходы»; общехозяйственные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и по такой же статье включают в себестоимость продукции. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течение месяца отражают затраты, по кредиту осуществляют списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют. Для указанных расходов установлена единая методика контроля затрат: по каждому их виду составляют плановую смету с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют по статьям в соответствии с установленной номенклатурой; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.
Указанным расходам, имеющим общие характеристики, свойственны некоторые различия. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования считаются условно-переменными, т.е. зависящими от объема производства продукции, а цеховые и общезаводские расходы — условно-постоянными, т.е. не зависящими от объема производства продукции. Кроме того, в составе общехозяйственных расходов размер многих из них регламентируется государством.
Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования учитывают обычно на отдельном субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Аналитический учет расходов по содержанию и эксплуатации производственного оборудования ведут по каждому цеху (производству и др.) в отдельности по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Амортизация оборудования и транспортных средств»;
2) «Эксплуатация оборудования» (стоимость смазочных, обтирочных и прочих вспомогательных материалов, заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, отчисления на социальные нужды, стоимость потребленного топлива и всех видов энергии, услуги вспомогательных производств и т.п.);
3) «Текущий ремонт оборудования и транспортных средств»;
4) «Внутризаводское перемещение грузов»;
5) «Прочие расходы».
В некоторых организациях по статье 2 «Эксплуатация оборудования» отражают затраты электроэнергии, как силовой, так и технологической, вследствие отсутствия их раздельного учета и большого удельного веса силовой энергии.
Для аналитического учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования используют ведомости учета затрат цехов (ф. № 12), которые открывают на каждый цех в отдельности. Запись в ведомость производят на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам, отраженным в журналах-ордерах.
Использование ЭВМ позволяет автоматизировать учетный процесс и получать идентичную ведомости ф. № 12 готовую машинограмму.
По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Следует отметить, что распределение косвенных расходов между объектами калькуляции может осуществляться несколькими способами: пропорционально основной заработной плате, нормативным или плановым затратам, сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования, массе и объему продукции, количеству отработанных рабочими человеко-часов, количеству машино-часов оборудования и др.
При выборе способа распределения косвенных расходов предприятия необходимо учитывать специфику его работы, в том числе уровень механизации и автоматизации отдельных подразделений, уровень квалификации счетных работников и другие факторы.
На втором субсчете счета 25 «Общепроизводственные расходы» ведут учет расходов по обслуживанию, организации, управлению структурным подразделением (цехом, производством и т.д.).
Аналитический учет второй части общепроизводственных расходов ведут по каждому цеху в отдельности также в ведомости учета затрат цехов, а при использовании ЭВМ — в соответствующей машинограмме по следующей типовой номенклатуре статей:
1) «Содержание аппарата управления цеха» (заработная плата персонала управления цеха, отчисления на социальные нужды, расходы на содержание диспетчерской связи цеха и другие расходы по управлению цехом);
2) «Содержание прочего цехового персонала» (заработная плата с отчислениями на социальные нужды работников цеха, не относящихся к управленческому персоналу);
3) «Амортизация зданий, сооружений и инвентаря»;
4) «Содержание зданий, сооружений, инвентаря»;
5) «Текущий ремонт зданий и сооружений»;
6) «Испытания, опыты и исследования, рационализация и изобретательство»;
7) «Охрана труда»;
8) «Прочие расходы».
Непроизводительные расходы
9) «Потери от простоев»;
10) «Потери от порчи материальных ценностей при хранении в цехах»;
11) «Недостача материальных ценностей и незавершенного производства» (за вычетом излишков);
12) «Прочие непроизводительные расходы».
Перечень статей затрат показывает, что учет общецеховых расходов (кроме расходов непроизводительного характера) ведется по той же номенклатуре статей, по которым составлена смета этих расходов. Это обстоятельство значительно облегчает контроль за ними.
По истечении месяца собранные в ведомости № 12 расходы списывают в дебет счетов 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве».
В небольших организациях можно отказаться от раздельного учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других общепроизводственных расходов. В этом случае организация самостоятельно устанавливает номенклатуру статей общепроизводственных расходов с выделением наиболее существенных. Эти расходы целесообразно закрепить за центрами затрат и центрами ответственности для усиления контроля за ними.
Общие для всей организации расходы учитывают на активном синтетическом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Их аналитический учет ведут по отдельным статьям, сгруппированным в четыре раздела (А, Б, В, Г):
А. Расходы на управление организацией
1) «Заработная плата аппарата управления организацией»;
2) «Командировки и перемещения»;
3) «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны»;
4) «Прочие расходы» (канцелярские, почтово-телеграфные и т.п.);
5) «Отчисления на содержание вышестоящих организаций».
Б. Общехозяйственные расходы
6) «Содержание прочего общезаводского (не административно-управленческого) персонала»;
7) «Амортизация основных средств»;
8) «Содержание и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского характера»;
9) «Производство испытаний, опытов, исследований, содержание общезаводских лабораторий, расходы на изобретательство и технические усовершенствования»;
10) «Охрана труда» (расходы по технике безопасности, производственной санитарии и т.п.);
11) «Подготовка кадров»;
12) «Организованный набор рабочей силы»;
13) «Прочие расходы».
В. Сборы и отчисления
14) «Налоги, сборы и прочие обязательные отчисления и расходы».
Г. Общезаводские непроизводительные расходы
15) «Потери от простоев»;
16) «Потери от порчи материалов и продукции при хранении на заводских складах» (в тех случаях, когда ущерб не может быть взыскан с виновников);
17) «Недостача материалов и продукции на заводских складах (за вычетом излишков)» (в тех случаях, когда эти потери не могут быть взысканы с виновных лиц);
18) «Надбавки за вычетом скидок по косинусу «ФИ» (уплаченные предприятием надбавки к тарифу за электроэнергию за низкий коэффициент использования мощности электроустановок);
19) «Прочие непроизводительные расходы».
В организациях с бесцеховой структурой управления в номенклатуру общезаводских расходов дополнительно включают статьи: «Содержание персонала отделений» (основная и дополнительная заработная плата инженерно-технического персонала, служащих и младшего обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды; содержание, текущий ремонт и амортизация оборудования, транспортных средств, зданий, сооружений и инвентаря отделений и другие общепроизводственные расходы).
Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов (ф. № 15), а при использовании ЭВМ — в соответствующей машинограмме. Ведомость составляют на основании первичных документов и разработочных таблиц распределения материалов, заработной платы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств и листков-расшифровок по прочим денежным расходам. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и непромышленные производства и хозяйства и другие счета затрат.
Для распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов составляют специальные ведомости распределения этих расходов. В организациях промышленности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяют между объектами калькуляции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих.
Списание общехозяйственных расходов по назначению отражают при журнально-ордерной форме учета в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и оформляют следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству);
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам);
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам);
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства) и др.;
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Общехозяйственные расходы можно списывать с кредита счета 26 в дебет счета 90 «Продажи».
В составе общехозяйственных и общепроизводственных расходов многие виды затрат ограничены утвержденными в установленном порядке лимитами, нормами и нормативами для целей налогообложения, контроля затрат и других целей (командировочные, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.). Порядок учета этих расходов будет рассмотрен в §10 данной главы.

9.5. Учет потерь от брака

Статья «Потери от брака» имеется, как правило, только в отчетных калькуляциях.
Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые по своему качеству не соответствуют установленным стандартам, техническим условиям или договорам. В зависимости от характера дефектов, обнаруженных при оценке готовой продукции или полуфабрикатов, брак делят на исправимый и неисправимый (окончательный).
Исправимым браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые после исправления могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически возможно и экономически целесообразно.
Неисправимым (окончательным) браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые не могут быть использованы по прямому назначению и исправление которых технически невозможно и экономически нецелесообразно. Такие изделия реализуют по ценам возможного использования или используют в качестве вторичного сырья для переработки на другие виды продукции.
В зависимости от места обнаружения брака различают брак внутренний и внешний. Внутренним считают брак, обнаруженный в организации до отправки покупателю. Внешним называется брак, обнаруженный после отпуска продукции покупателю.
При выявлении брака работники отдела технического контроля делают соответствующие отметки в первичных документах по учету выработки.
Неисправимый брак, кроме того, оформляется актом о браке или ведомостью о браке, в которой фиксируется несколько фактов брака.
В акте указываются характеристика брака, его причина, количество забракованной продукции, виновник брака; себестоимость брака; суммы, подлежащие взысканию с виновников брака; потери от брака; отметка цеха-получателя или склада о приемке забракованной продукции.
Акт составляется работником отдела технического контроля, мастером и начальником цеха и передается в бухгалтерию, где калькулируется себестоимость брака. Акт утверждается руководителем организации, который принимает решение о порядке списания потерь от брака — за счет виновных лиц или за счет производства.
Потери от неисправимого брака исчисляют вычитанием из его себестоимости стоимости забракованных изделий по ценам возможного использования и сумм, удерживаемых с виновников брака. Себестоимость внутреннего окончательного брака складывается из фактических затрат по установленным статьям расходов, за исключением затрат по следующим статьям: «Расходы на подготовку и освоение производства», «Общехозяйственные расходы», «Потери от брака», «Прочие производственные расходы». В организациях с большой номенклатурой изделий брак обычно оценивают исходя из плановой или нормативной себестоимости.
Себестоимость внутреннего исправимого брака определяют исходя из стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, израсходованных на исправление брака, заработной платы производственных рабочих, занятых исправлением брака, отчислений на социальные нужды и соответствующей доли общепроизводственных расходов.
Потери от внутреннего исправимого брака определяют вычитанием из его себестоимости сумм, удерживаемых с виновников брака.
В себестоимость внутреннего окончательного и исправимого брака, происшедшего по вине поставщиков сырья, материалов и полуфабрикатов, включают также долю общезаводских расходов в процентном отношении по утвержденному плану и заработной плате производственных рабочих, начисленной за операции до момента обнаружения окончательного брака или до момента доработки исправимого брака.
Стоимость внешнего брака состоит из производственной себестоимости забракованной продукции, расходов по приобретению этой продукции покупателями, а также транспортных расходов при замене забракованной продукции или расходов потребителя на исправление забракованной продукции. Штрафы, уплаченные покупателям за поставку бракованной продукции, относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы» и в стоимость потерь от брака не включают.
Синтетический учет потерь от брака ведут на активном счете 28 «Брак в производстве». По дебету этого счета отражают затраты по исправлению частичного брака (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.), а также себестоимость окончательного брака (с кредита соответствующего счета производства).
Потери от брака списывают с кредита счета 28 «Брак в производстве» в дебет различных счетов в зависимости от причин брака и порядка возмещения потерь:
счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — если брак произошел по вине рабочих;
счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям» — если брак произошел по вине поставщиков недоброкачественных сырья и материалов;
счета 10 «Материалы» — на стоимость забракованных изделий по цене возможного использования;
соответствующего счета производства — если невозмещенные потери от брака относятся на себестоимость готовой продукции.
Аналитический учет потерь от брака ведут в каждом цехе, по видам забракованной продукции и статьям расходов.

9.6. Учет потерь от простоев
и прочих производственных расходов

Простои могут быть вызваны внутренними причинами (т.е. по вине самого предприятия), внешними причинами (по вине поставщиков сырья и материалов, из-за прекращения подачи электроэнергии, воды и т.п.) и стихийными бедствиями.
Простои оформляют простойным листком, в котором указывают время простоя, его причины, причитающуюся рабочим за простой сумму заработной платы и другие необходимые сведения.
В состав потерь от простоев по внутренним и внешним причинам включают оплату труда производственных рабочих за время простоя, отчисления на социальные нужды, стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время. Потери от простоев по внутренним причинам учитывают по статье «Общепроизводственные расходы».
В состав потерь от простоев по внешним причинам помимо указанных ранее затрат включают соответствующую долю общепроизводственных расходов. Потери от простоев по внешним причинам относят на виновные предприятия и организации или включают в состав внереализационных расходов, если эти потери не подлежат возмещению. Потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями, списывают на уменьшение прибыли предприятия.
По статье «Прочие производственные расходы» учитывают расходы, не входящие ни в одну из указанных ранее статей затрат: затраты на гарантийное обслуживание и ремонт продукции, проданной с гарантией, отчисления на централизованные расходы по технической пропаганде, затраты на стандартизацию и др.
Прочие производственные расходы относят на себестоимость соответствующих видов продукции прямым путем, а при невозможности распределяют между ними пропорционально их производственной себестоимости (без прочих производственных расходов).

9.7. Учет и инвентаризация незавершенного
производства

При исчислении себестоимости продукции затраты отчетного месяца корректируют на разницу в стоимости незавершенного производства на начало и конец месяца, т.е. к стоимости незавершенного производства на начало месяца прибавляют затраты отчетного месяца и вычитают стоимость незавершенного производства на конец месяца.
К незавершенному производству относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют следующими методами: фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением, условным пересчетом, по данным партионного учета. Остатки незавершенного производства на конец отчетного периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по фактическим производственным затратам.
Для уточнения учетных данных о незавершенном производстве в установленные сроки производят инвентаризацию незавершенного производства.
При инвентаризации незавершенного производства необходимо:
определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);
выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляют отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам — с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.
Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включают, а инвентаризируют и фиксируют в отдельных описях.
Забракованные детали в описи незавершенного производства не включают — по ним составляют отдельные описи.
По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья, в описях, а также в сличительных ведомостях приводят два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
При выявлении недостач или излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания.
По выявленным недостачам или излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи.
На общую сумму выявленных недостач:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
Кредит счета 20 «Основное производство»;
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства».
На сумму недостач по вине работников цехов:
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии виновных лиц:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»;
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов;
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
На сумму излишков:
Дебет счета 20 «Основное производство»;
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

9.8. Учет полуфабрикатов собственного
производства и их оценка

Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов или комплектующих изделий (пряжа и суровье в текстильной промышленности, чугун передельный в черной металлургии, сырая резина и клей в резиновой промышленности и т.д.).
Для получения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства организации могут вести их обособленный учет на активном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства». По дебету счета 21 отражают расходы по изготовлению полуфабрикатов, списываемые со счета 20. С кредита счета 21 полуфабрикаты списывают в зависимости от направления их использования либо в дебет счета 20 (при использовании в собственном производстве), либо в дебет счета 90 «Продажи» (при продаже).
При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» полуфабрикаты собственного производства приходуют по дебету счета 21 с кредита счета 40.
Аналитический учет по счету 21 ведут по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
В балансе полуфабрикаты собственного производства отражают по статье «Незавершенное производство».
Оценка полуфабрикатов собственного производства. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности нет указания о порядке оценки полуфабрикатов собственного производства. Поскольку в балансе указанные объекты учета отражаются по статье «Незавершенное производство», на них распространяется и порядок оценки незавершенного массового и серийного производства: по нормативной или плановой себестоимости продукции, по прямым статьям расходов или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
При выборе вариантов оценки полуфабрикатов собственного производства следует иметь в виду следующие моменты:
1) в расходы по изготовлению любой продукции обязательно включают помимо стоимости сырья и материалов оплату труда рабочих, отчисления на социальные нужды и другие расходы. Следовательно, оценка полуфабрикатов собственной выработки по стоимости сырья и материалов неприемлема;
2) порядок оценки полуфабрикатов собственной выработки зависит от принятого порядка списания общехозяйственных расходов. При их списании на счет 90 «Продажи» оценка полуфабрикатов собственной выработки возможна только по неполной производственной себестоимости (без общехозяйственных расходов);
3) порядок оценки полуфабрикатов собственной выработки зависит от факта использования или неиспользования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При использовании счета 40 полуфабрикаты собственной выработки можно оценивать только по нормативной или плановой себестоимости продукции;
4) полуфабрикаты собственной выработки при их продаже выступают в качестве готовой продукции, и на них приходится часть коммерческих расходов. Именно поэтому в конечном счете по проданным полуфабрикатам собственной выработки целесообразно определять не только производственную, но и полную себестоимость их реализации.
С учетом рассмотрения вариантов оценки полуфабрикатов собственной выработки можно рекомендовать осуществлять их оценку по производственной себестоимости (полной, неполной, фактической, нормативной или плановой) с добавлением к ней расходов по продаже полуфабрикатов.
В организациях, не использующих счет 21, полуфабрикаты собственного производства отражают в составе незавершенного производства (т.е. на счете 20) и оценивают способами, принятыми для оценки незавершенного производства.

§ 10. Учет нормируемых расходов
для целей налогообложения

В соответствии с Положением о составе затрат... (5) отдельные виды расходов, относимых на себестоимость продукции, для целей налогообложения подлежат корректировке с учетом установленных законодательством норм и нормативов. Такими расходами являются:
компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
представительские расходы;
расходы на рекламу;
расходы на подготовку и переподготовку кадров;
платежи по отдельным видам добровольного страхования;
амортизация по основным средствам;
оплата процентов по кредитам и займам;
расходы на служебные командировки;
расходы на содержание служебного автотранспорта.
Компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.93 г. № 487 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», письмом Минфина РФ от 21.07.92 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсаций работникам за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» и приказом Минфина РФ от 04.02.2000 г. № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок».
Письмом Минфина РФ от 21.07.92 г. № 57 установлены следующие требования для выплаты компенсации:
1) если работа по роду производственной деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями работника;
2) наличие приказа руководителя организации, устанавливающего размер и условия выплаты. Размер компенсации устанавливается в зависимости от интенсивности использования автомобиля и предусматривает возмещение затрат по эксплуатации автомобиля, его амортизацию, стоимость горюче-смазочные материалов, расходы на техническое обслуживание и технический ремонт;
3) представление в бухгалтерию организации копии технического паспорта личного автомобиля;
4) компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней;
5) компенсация не выплачивается за время, когда личный автомобиль не эксплуатируется (за время нахождения в отпуске, командировке, за время болезни и по другим причинам).
В соответствии с приказом Минфина РФ от 04.02.2000 г. № 16н в настоящее время действуют следующие предельные нормы компенсации за использование легковых автомобилей для служебных поездок (в руб., коп.).

ВАЗ
ЗАЗ (кроме ВАЗ-2121) АЗЛК, ИЖ ГАЗ, УАЗ, ВАЗ-2121
116 148 173 221

Норма компенсаций за использование мотоциклов для работников органов местного самоуправления сельской местности установлена в 91 руб.
При этом компенсация выплачивается с разрешения вышестоящих органов в пределах ассигнований на содержание данного вида транспорта, предусмотренных на эти цели сметой соответствующих расходов.
Организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут применять указанные выше предельные нормы с увеличением до 10% в зависимости от конкретных условий эксплуатации легкового автомобиля и мотоцикла.
При использовании для служебных поездок личных легковых иномарок компенсация выплачивается в размерах, установленных для отечественных машин соответствующего класса.
Суммы начисленных компенсаций за использование личных автомобилей отражают по дебету счетов 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, — это затраты организаций по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) организации и ревизионной комиссии.
К представительским расходам относят затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятиями культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Указанные расходы признаются налоговыми органами в пределах утвержденных советом (правлением) смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы не должны превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным Минфином РФ, которые периодически изменяются. Приказом Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н нормативы для начисления предельных размеров представительских расходов в год установлены в следующих размерах (с учетом деноминации).


Объем выручки от продажи
продукции (работ, услуг) (включая
налог на добавленную стоимость)
Предельные размеры
представительских расходов
До 30 млн руб. включительно Свыше 30 млн руб.
1 % от объема
0,3 млн руб. + 0,5% от объема, превышающего 30 млн руб.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, при исчислении предельных размеров представительских расходов используют показатель валовой прибыли.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, величина расходов. Организациям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности организации.
Расходы, по которым невозможно предоставить оправдательные документы (билеты в театр и буклеты спектаклей, которые остаются у членов делегации, буфетное обслуживание и др.), принимаются к учету по актам или докладным запискам, с решением администрации организации о принятии их к учету.
Представительские расходы отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы» или счету 44 «Расходы на продажу» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом до оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Представительские расходы нормируются не только в целом к выручке от реализации продукции, но и по конкретным расходам с учетом ранга участников делегации.
Приказом Минфина РФ от 06.07.01 г. № 50н (15) установлены следующие нормы расходов на одного человека: оплата питания в сутки — до 470 руб.; оплата завтрака, ужина, обеда, связанного с официальным приемом в зависимости от ранга участников, — от 520 до 630 руб.; буфетное обслуживание — до 25 руб.; культобслуживание — до 125 руб.; бытовое обслуживание и прочие расходы — до 23 руб.; приобретение сувениров — до 230 руб. для членов делегации и 440 руб. для руководителя делегации; оплата труда переводчиков — до 100 руб.
Порядок учета расходов на рекламу изложен в § 6 главы 8.
Расходы на подготовку и переподготовку кадров нормируются для целей налогообложения в соответствии с приказом Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н.
К расходам на подготовку и переподготовку кадров относят затраты, осуществляемые на основе договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аттестацию, а также зарубежными образовательными учреждениями по оказанию следующих услуг организации:
за предоставление услуг по подготовке специалистов, не предусмотренных учебными программами;
за обучение кадров, не прошедших конкурсные экзамены и принятых на обучение по договору;
за переподготовку и повышение квалификации кадров.
Общая величина расходов на подготовку и переподготовку кадров (для целей налогообложения) не должна превышать 4% расходов на оплату труда работников организации, включаемых в себестоимость продукции того периода, в котором эти расходы были произведены.
Расходы на подготовку и переподготовку включаются в себестоимость продукции без НДС. Учитываются они по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» (в торговых организациях). При осуществлении предоплаты за обучение ее сумма учитывается вначале на счете 97 «Расходы будущих периодов», с которого ежемесячно списывается в дебет счета 26 или 44.
Платежи по отдельным видам добровольного страхования перечислены в п. «р» Положения о составе затрат. В этом же пункте указано, что «...суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 3% объема реализации продукции (работ, услуг)».

<< Предыдущая

стр. 24
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>