<< Предыдущая

стр. 35
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В этом случае векселедержатель посредством индоссамента передает вексель банку до наступления срока платежа и получает вексельную сумму за вычетом учетного процента в пользу банка, называемого дисконтом.
Учет расчетов векселями у получателей. В настоящее время учет расчетов с использованием векселей рекомендуется осуществлять по упрощенной схеме на тех же счетах, на которых отражаются расчеты без использования векселей. Выделение расчетов с использованием векселей осуществляется в аналитическом учете.
Выданные векселя под приобретение товарно-материальных ценностей отражают по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или других подобных счетов. На этих счетах задолженность, обеспеченная векселем, числится до момента ее погашения. По мере погашения задолженности по векселям она списывается в дебет счета 60 с кредита счетов по учету денежных средств (50, 51, 52 и др.). Векселя с просроченным сроком оплаты отражаются в аналитическом учете отдельно.
При выдаче векселей, предусматривающих выплату процентов за пользование полученным товаром без его оплаты в течение определенного периода, сумму уплачиваемых процентов относят на увеличение операционных расходов. При этом, если начисленные проценты будут оплачены в текущем отчетном периоде, то они отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Пример. Выдан вексель в оплату поступивших товаров (на 60 000 руб.) на сумму 65 000 руб. Сумма процентов по векселю составляет 5000 руб. (65 000 — 60 000).
При операции выдачи векселя будет произведена бухгалтерская запись:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 60 000 руб.
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» — 5000 руб.
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные» — 65 000 руб.
При оплате векселя в сумме 65 000 руб. со счетов учета денежных средств (51, 52) дебетуют счет 60, субсчет «Векселя выданные».
Если оплата по векселям будет производиться в следующем году, то начисляемые проценты по векселю целесообразно учитывать на счете 97 «Расходы будущих периодов». В этом случае по выданному векселю составят бухгалтерскую запись:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 60 000руб.
Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» — 5000 руб.
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», субсчет «Векселя выданные» — 65 000 руб.
Оплата векселя в сумме 65 000 руб. в следующем отчетном году будет отражена по дебету счета 60, субсчет «Векселя выданные», и кредиту счетов 51 и 52. Одновременно сумма уплаченных процентов по векселю списывается с кредита счета 97 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Учет векселей у поставщика. Организации, получившие векселя от покупателей, учитывают полученные векселя на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные». Счет 62 дебетуется на указанные в векселях суммы с кредита счетов учета продажи готовой продукции (90) или другого вида имущества (91).
Оплаченные векселя отражаются по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 62.
В соответствии с ПБУ 9/99 (п. 6.2) при продаже продукции (работ, услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
Это нововведение означает, что с 1 января 2000 г. (с момента ввода ПБУ 9/99 в действие) сумма процентов по векселю должна отражаться в составе выручки от продажи продукции (работ, услуг).
Следующий пример иллюстрирует различие в бухгалтерских записях процентов по векселю до 1 января 2000 г. (когда процент по векселю оплачивали сверх номинальной суммы векселя) и после 1 января 2000 г.
Пример. Отгружено продукции на 3 млн руб. с отсрочкой платежа на 6 месяцев. От покупателя принят вексель на 3,75 млн руб. (продукция отпущена в долг из расчета 50% годовых). Через 6 месяцев вексель был оплачен.

Бухгалтерские записи до 01.01. 2000 г.:

1) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями
и заказчиками» на стоимость
Кредит счета 46 «Реализация продукции, продукции
работ, услуг» 3 млн. руб.

на сумму начис-
2) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями ленных процентов
и заказчиками» по векселю
Кредит счета 80 «Прибыли и убытки» 0,75 млн руб.


3) Дебет счета 51 «Расчетный счет» на сумму, поступив-
Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями шую в оплату век-
и заказчиками» селя, 3,75 млн руб.




Бухгалтерские записи после 01.01.2000 г.:

Дебет счета 62 1 на стоимость продукции, включая
Кредит счета 90 (46) проценты по векселю 3,75 млн руб.

Дебет счета 51 на сумму, поступившую в оплату
Кредит счета 62 векселя, 3,75 млн руб.

Следует отметить, что Инструкцией к новому Плану счетов (по счету 62) предусмотрено осуществлять учет процента по векселю на счете 91 «Прочие доходы и расходы». При погашении задолженности по полученному векселю на общую сумму задолженности рекомендовано дебетовать счета учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредитовать счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и счет 91 «Прочие доходы и расходы» (на величину процента).
Не оплаченные в срок векселя считаются отказными. Для официального удостоверения неполучения платежа по векселю в установленный срок вексель опротестовывают в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика до 12 ч дня, наступающего через день после истечения срока платежа.
После того, как вексель опротестован, подают иск в суд на погашение долговых обязательств векселедателями и индоссаментами, которые несут солидарную ответственность по обязательствам.
Номинальную сумму отказного векселя с процентами списывают со счета 62, субсчет «Векселя полученные», в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
До наступления срока оплаты по векселю организация-векселедержатель может получить в банках ссуды под вексель. Полученные кредиты отражают по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов учета денежных средств (50, 51, 52 и др.) в фактически полученных суммах. При этом задолженность по расчетам с покупателями, обеспеченная векселями, продолжает учитываться по счетам дебиторской задолженности (62 и др.).
При невыполнении векселедателем или другим плательщиком долговых обязательств организация-векселедержатель обязана возвратить полученные в результате дисконтирования векселей денежные средства банкам. Перечисленные средства списываются с кредита денежных счетов в дебет счета 66 или 67. Просроченные обязательства по векселям остаются на счетах учета дебиторской задолженности.
Для контроля за индоссированными векселями применяют забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». На этом счете индоссированные векселя учитываются до истечения срока предъявления претензий по указанным векселям, получения извещения об их оплате или оплаты их организацией.
Организации, выдавшие поручительство по векселю (аванс), отражают его на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданных». С этого счета суммы обеспечения списывают по мере погашения задолженности.
Векселя, переданные банку в обеспечение ссуды или для инкассирования, учитываются у организации-векселедержателя с указанием в аналитическом учете банка, которому они переданы в залог или на инкассо.

§ 7. Учет расчетов по посредническим операциям

Посреднические операции могут быть оформлены обычными договорами купли-продажи или посредническими договорами по комиссионной продаже товаров.
При купле-продаже организация осуществляет учет в порядке, установленном для организаций оптовой торговли.
Оприходованные товары отражают по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумму НДС по оприходованным товарам отражают по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.
При продаже товара выручку (включая сумму НДС) отражают по кредиту счета 90 и дебету счетов учета денежных средств или счета 62. После этого списывают стоимость проданных товаров с кредита счетов 41 и 45 «Товары отгруженные» (в зависимости от условий договора поставки товаров) в дебет счета 90.
Затраты, связанные с доставкой, хранением и продажей товаров, вначале учитывают на активном счете 44, а затем списывают с этого счета в дебет счета 90.
Исчисленную с оборота по продаже товара сумму НДС отражают по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68. Сумму НДС по приобретенному и оплаченному товару списывают с кредита счета 19 в дебет счета 68. Уплаченные организацией суммы НДС списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 68.
При комиссионной продаже товаров у комитента учет осуществляется в следующем порядке.
Для учета товара или готовой продукции, переданных комиссионеру, используют счет 45 «Товары отгруженные». Переданные комиссионеру товары или готовую продукцию списывают со счетов 43 «Готовая продукция» или 41 «Товары» в дебет счета 45.
Продажу товара (по отчету комиссионера) отражают по дебету счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 90 «Продажи».
Полученные от комиссионера денежные средства за проданный им товар (готовую продукцию) отражают по дебету счетов учета денежных средств (50, 51 и др.) и кредиту счета 76. Проданные товары списывают с кредита счета 45 в дебет счета 90. Начисление НДС с оборотов по реализации товаров отражают по дебету счета 90 и кредиту счета 68 (или 76).
Сумму вознаграждения, выплачиваемую комитентом за оказанные посреднические услуги, комитент относит на издержки обращения (дебет счета 44, кредит счета 76). Начисленная сумма вознаграждения должна быть включена в оборот по продаже, и поэтому ее вместе с начисленным НДС на эту сумму (дебет счета 19, кредит счета 76) списывают с кредита счета 76 в дебет счета 90.
Сумму НДС, начисленную по комиссионному вознаграждению, принимают в зачет НДС за оказанную посредническую услугу и списывают с кредита счета 19 в дебет счета 68. Издержки обращения списывают с кредита счета 44 в дебет счета 90.
После отражения указанных хозяйственных операций определяют финансовый результат от продажи готовой продукции или товаров на комиссионных началах и списывают его со счета 90 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Учет посреднических операций у комиссионера осуществляется с использованием забалансового счета 004 «Товары, принятые на комиссию».
Принятые на комиссию товары учитывают на счете 004 в ценах, предусмотренных приемно-сдаточными актами. Аналитический учет принятых товаров осуществляется по видам товаров и комитентам. Проданные товары списывают со счета 004. Одновременно проданный товар отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 76 (на сумму задолженности перед комитентом).
Поступление денежных средств за указанный комиссионный товар отражают по дебету счетов учета денежных средств (50, 51 и др.) и кредиту счета 62.
Комиссионное вознаграждение за оказанную комиссионером услугу относят на уменьшение кредиторской задолженности (дебет счета 76, кредит счета 90), с которого производят начисление НДС (дебет счета 90, кредит счета 68).
Перечисленные денежные средства списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 76, а уплаченные суммы НДС с вознаграждения — с кредита денежных счетов в дебет счета 68.
Финансовый результат посреднической деятельности комиссионера определяют по счету 90 и списывают его с этого счета на счет 99.
В соответствии со ст. 990 ГК РФ (2) договором комиссии может предусматриваться совершение комиссионером по поручению клиента сделок от своего имени. Среди таких сделок особенно частыми являются договоры на покупку различного имущества комиссионером для комитента и за его счет. В этом случае комитент составляет следующие бухгалтерские записи:

1) Дебет счета 76
перечислены денежные средства комиссионеру
Кредит счета 51


2) Дебет счетов 08, 10, 41 и др.
получено имущество от комиссионера
Кредит счета 76

3) Дебет счета 19
отражена сумма НДС по имуществу
Кредит счета 76

4) Дебет счетов 08, 10,41 и др. начислено вознаграждение
Кредит счета 76 комиссионеру

5) Дебет счета 19
начислен НДС с суммы вознаграждения
Кредит счета 76

6) Дебет счета 76
перечислено комиссионеру вознаграждение
Кредит счета 51

7) Дебет счета 68
зачтена сумма НДС
Кредит счета 19

Бухгалтерские записи у комиссионера

1) Дебет счета 51
получены денежные средства от комитента
Кредит счета 76

2) Дебет счета 60 перечислены денежные средства
Кредит счета 51 поставщику имущества

3) Дебет счета 004 — поступило имущество на склад комиссионера

4) Кредит счета 004 — имущество передано комиссионером

5) Дебет счета 76 осуществлен зачет долга перед
Кредит счета 60 комитентом и обязательств поставщика

6) Дебет счета 76 отражены расходы комиссионера по
Кредит счета 51 приобретению имущества для комитента

7) Дебет счета 76
начислено вознаграждение комиссионеру
Кредит счета 90
8) Дебет счета 90
начислен НДС с суммы вознаграждения
Кредит счета 68 (76)

9) Дебет счета 51 получено от комитента в уплату вознаграж-
Кредит счета 76 дения и возмещения расходов комиссионера

10) Дебет счета 68
перечислена в бюджет сумма НДС
Кредит счета 51

11) Дебет счета 90 отражена прибыль от посреднической
Кредит счета 99 деятельности

12) Дебет счета 99 отражен убыток от посреднической
Кредит счета 90 деятельности

Помимо начисления НДС по сумме вознаграждения комиссионер платит с этой суммы налог на пользователей автомобильных дорог, а также налог на прибыль, полученную по договору комиссии.

§ 8. Учет продажи продукции при товарообменных
(бартерных) сделках

В соответствии с действующим законодательством товарообменные сделки рассматриваются как сделки, осуществляемые в рамках договора мены. По договору мены (ст. 567 ГК РФ) каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
Особенностью товарообменных операций является оценка приобретенного имущества. До 1 января 2000 г. при выполнении договора мены выручка определялась на основании ПБУ 5/98 и ПБУ 6/97. С 1 января 2000 г. выручка определяется в соответствии с п. 6.3 ПБУ 9/99 (16). С этого времени выручку по договорам, предусматривающим оплату в натуральной форме, определяют по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей (т.е. исходя из рыночной цены).
Если невозможно установить рыночную стоимость полученных ценностей, выручку определяют по стоимости своей продукции (товаров), подлежащей передаче другой организации (контрагенту). Стоимость своей продукции устанавливают исходя из обычной отпускной цены на свою такую же или аналогичную продукцию (ранее исходили из балансовой стоимости своей продукции).
Расходы, связанные с приобретением имущества по договору мены (оплата консультационных и информационных услуг, таможенные и пошлинные сборы и др.), включаются в себестоимость приобретенного имущества.
Если обмен осуществляется неравноценными товарами, то сторона, передающая товар, цена на который ниже, уплачивает другой стороне разницу в ценах.
Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 570 ГК РФ право собственности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обеими сторонами обязательства передать соответствующие товары (если иное не установлено законом или договором мены).
Официальным документом, определяющим порядок учета товарообменных операций, является письмо Минфина РФ от 30.10.92 г. № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций, или операций, осуществляемых на бартерной основе».
В соответствии с данным письмом учет по договору мены зависит в основном от выбранного варианта учета продажи продукции для целей налогообложения.
При определении выручки от продажи по мере оплаты отгруженной продукции поступления товарно-материальных ценностей по товарообменным операциям и выполненные для организации работы и услуги оформляются обычными бухгалтерскими проводками: по дебету соответствующих материальных счетов и счетов по учету затрат (10 «Материалы», 41 «Товары», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др.) и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Списание стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей и выполненных работ и услуг по товарообменным операциям отражают по дебету счетов продажи (90, 91) с кредита счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10, 43, 41, 45 и др.; суммы амортизации по переданным основным средствам и нематериальным активам списывают с дебета счетов 02, 05 в кредит счетов 01 и 04.
Одновременно на стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей и выполненных работ и услуг по ценам продажи уменьшается задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поступившие от них ценности и выполненные работы и услуги:
Дебет счетов 60 и 76;
Кредит счетов 90, 91.
Финансовый результат по товарообменным операциям списывают со счетов 90, 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
При методе продажи для целей налогообложения «по отгрузке» отгружаемые товары и иное имущество отражаются по кредиту счетов продажи и дебету счетов 62 или 76.
Одновременно в дебет счетов продажи списывают себестоимость отгруженных товаров или стоимость иного имущества с кредита счетов учета этих ценностей.
Финансовый результат от указанной операции списывают со счетов реализации на счет 99.
Товары, поступившие в организацию по товарообменным операциям, приходуют по дебету счетов производственных запасов или других счетов с кредита счетов 60 или 76. Одновременно на эту стоимость уменьшается задолженность по дебету счетов 60 и 76 и кредиту счетов 62 и 76.
Следует отметить, что за период после издания приказа Минфина РФ № 16-05/4 произошли существенные изменения в гражданском законодательстве (принят новый Гражданский кодекс), налогообложении, нормативном регулировании бухгалтерского учета и т.п.
С учетом происшедших изменений учет товарообменных операций должен осуществляться на основе следующих нормативных документов: Гражданского кодекса, Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 г.№ 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», письма Минфина РФ от 30.10.92 г. № 16-05/4 «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе», Налогового кодекса РФ, инструкции по налогу на прибыль, ПБУ 9/99.
В соответствии с указанными нормативными документами порядок учета хозяйственных операций по договорам мены и бартерных сделок зависит от следующих условий:
принятого организацией варианта учетной политики по продаже продукции для целей налогообложения (по «моменту оплаты» или «по отгрузке»);
порядка передачи товара (товары передаются одновременно или в разное время, следствием чего является предоплата или последующая оплата);
наличие в договоре условий о переходе права собственности на обмениваемые товары;
вида обмениваемых товаров (основные средства, продукция собственного производства и др., обусловливающие различия в исчислении НДС, документальном оформлении и т.п.);
равноценности или неравноценности обмениваемых товаров;
налогового статуса субъектов по договору (освобожденные от уплаты налогов организации, малые предприятия и др.);
налогового статуса обмениваемых товаров (товары, освобожденные от НДС, облагаемые НДС по ставке 20 или 10% и др.).
Далее приведены примеры бухгалтерских записей по ряду ситуаций, возникающих при товарообменных операциях.
Пример 1. Организация заключила договор мены на обмен товарами. Организация получает товар до отгрузки своего товара, применяет метод продажи для целей налогообложения — по моменту оплаты. По договору право собственности на обмениваемый товар переходит к покупателю в момент отгрузки товара.


пп.
Операции
Корреспондирующие
счета

Сумма, тыс. руб.


Дебет
Кредит

1
Получен товар
002

120
2
Отгружена продукция
62
90
120
3
Начислен НДС на проданную
продукцию
90
68* [? Момент оплаты отгруженной продукции уже наступил, поэтому начисленный НДС сразу отражается на счете 68.]
20
4
Списана себестоимость проданной
продукции
90
43
85
5
Списываются расходы на продажу
90
44
5
6
Оприходован товар
10, 41
и др.
60
100
7
Отражена сумма НДС по товару
19
60
20
8
Списан с забалансового счета товар

002
120
9
Осуществлен зачет по
товарообменным операциям
60
62
120
10
Зачтена сумма НДС по полученным товарам
69
19
20
11
Выявлен финансовый результат от
операции по договору мены
90
99
10

Пример 2. Организация заключила договор мены на обмен товарами. Метод продажи для целей налогообложения — по моменту отгрузки. Организация отгружает товары первой. Условия о переходе права собственности на обмениваемые товары в договоре не оговорены, и в этом случае, в соответствии с Гражданским кодексом, право собственности на обмениваемый товар переходит к покупателю в момент исполнения сторонами обязательств по договору.

№ пп.
Операции
Корреспондирующие
счета

Сумма,
тыс. руб.


<< Предыдущая

стр. 35
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>