<< Предыдущая

стр. 52
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Признание момента продажи по работам долгосрочного характера. В строительных, научных, проектных, геологических и других организациях, выполняющих работы долгосрочного характера, момент продажи может быть определен по законченным работам или по отдельным этапам этих работ.
В первом случае учет продажи продукции в указанных организациях осуществляется по одному из указанных вариантов продажи продукции, работ, услуг.
При выборе варианта признания момента продажи по отдельным этапам выполненных работ организации используют счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
По дебету счета 46 отражают стоимость принятых заказчиком законченных этапов работ в корреспонденции со счетом 90 «Продажи». Одновременно себестоимость законченных этапов работ списывается в дебет счета 90 с кредита счета 20 «Основное производство».
Поступившие платежи отразятся по дебету счетов учета денежных средств (51, 52 и др.) и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
По окончании всех этапов работ учтенные на счете 46 затраты списываются с кредита счета 46 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После этого ранее полученные авансы списываются в кредит счета 62 с дебета счета 62. Суммы, полученные в окончательный расчет от заказчиков, отражаются по дебету счетов учета денежных средств с кредита счета 62.
Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Способы распределения косвенных расходов зависят прежде всего от их вида. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, например, распределяются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, учтенной по этим объектам, или пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг), как правило, пропорционально их производственной себестоимости.
Выбор способа распределения косвенных расходов зависит от технологических, организационных и ряда других особенностей предприятий. Так, например, косвенные расходы нецелесообразно распределять между объектами учета и калькулирования пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, если уровень механизации труда существенно различается по отдельным производствам, цехам, участкам, бригадам.
Выбор того или иного способа распределения косвенных расходов направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.
Если организация является многопрофильной и осуществляет несколько видов деятельности, то общепроизводственные и общехозяйственные расходы целесообразно распределять по видам деятельности пропорционально суммам выручки, полученным от каждого вида деятельности. Такой порядок распределения накладных расходов соответствует требованиям Инструкции по налогу на прибыль.
Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В организациях применяют нормативный, позаказный, попередельный и попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.
Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции. Сущность его заключается в следующем: отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции; фактическая себестоимость продукции (Зф) определяется алгебраическим сложением суммы затрат по текущим нормам (Зн) с величиной отклонений от норм (О) и величиной изменений норм (И), т.е. по следующей формуле:
Зф = Зн ± О ± И.
При позаказном методе учета затрат и калькулирования себестоимости продукции объектом учета и калькулирования является отдельный производственный заказ. Под заказом понимают изделие, мелкие серии одинаковых изделий или ремонтные, монтажные и экспериментальные работы. При изготовлении других изделий с длительным процессом производства заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты и узлы, представляющие собой законченные конструкции.
Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяют в производствах с комплексным использованием сырья, а также в таких отраслях промышленности с массовым и крупносерийным производством, где обрабатываемое сырье и материалы последовательно проходят несколько фаз обработки (переделов). В этом случае затраты учитывают не только по видам продукции и статьям калькуляции, но и по переделам. Различают бесполуфабрикатный и полуфабрикатами варианты попередельного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Процессный (простой) метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции применяется в организациях с ограниченной номенклатурной продукцией и в организациях, где незавершенное производство отсутствует или же незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.). Примером может служить угольная промышленность, где производственная себестоимость 1 т угля определяется делением затрат на количество угля, выданного на поверхность. Уголь, оставшийся в шахте, в расчет не принимается.
Следует отметить, что в организациях могут применяться не один, а несколько или даже все методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Например, в крупных организациях в основном производстве могут применяться нормативный или попередельный методы; учет затрат по ремонтным работам осуществляется, как правило, по позаказному методу; во вспомогательных производствах, вырабатывающих один или несколько однородных видов продукции (котельная, электроцех), применяется попроцессный метод.
Создание резервов.
Согласно п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в целях равномерного включения отчетного периода организации могут создавать резервы на:
• предстоящую оплату отпусков работникам;
• выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам за год;
• ремонт основных средств;
• производственные затраты по подготовительным работам в сезонных отраслях;
• предстоящие затраты по ремонту предметов проката;
• гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
• предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природных мероприятий;
• покрытие иных непредвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России.
Фонды специального назначения создаются организацией обычно в соответствии с учредительными документами, в которых определяется также порядок создания и использования специальных фондов.

Выбор варианта учета доходов и расходов
от сдачи имущества в аренду

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ-] 0/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться:
а) в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности;
б) в составе операционных доходов и расходов.
При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности и поэтому расходы по этой деятельности учитываются на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы — на счете учета выручки .(90).
При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.
Выбор варианта учета долговых ценных бумаг. Действовавшим до 1 января 1999 г. Положением о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170, и приказом Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами» от 15.05.97 г. № 2 (п. 3) предписывалось все финансовые вложения организации, за исключением товарных векселей, принимать к учету в сумме фактических затрат для инвестора.
С 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (3) установлено, что финансовые вложения принимаются к учету также в сумме фактических затрат для инвестора. Вместе с тем по долговым ценным бумагам разрешено разницу между суммой фактических затрат на приобретение ценных бумаг и номинальной их стоимостью в течение срока их обращения равномерно, по мере начисления причитающегося по ним дохода, относить на финансовые результаты у коммерческой организации, или увеличение расходов у некоммерческих организаций, или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций.
Если покупная цена долговых ценных бумаг выше их номинальной стоимости, то при начислении дохода по долговым ценным бумагам соответствующая часть разницы между покупной ценой и номинальной стоимостью списывается с кредита счета 58 «Финансовые вложения» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Если покупная цена долговых ценных бумаг ниже их номинальной стоимости, то при каждом начислении причитающегося по ним дохода производят доначисление части разницы между покупной ценой и номинальной стоимостью долговых ценных бумаг. При этом соответствующую часть разницы отражают по дебету счета 58 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.
Выбор варианта принятия государственной помощи к учету.
ПБУ 13/2000 предусмотрены два варианта принятия бюджетных средств к учету:
1) по мере фактического поступления бюджетных средств;
2) при наличии следующих условий:
а) имеется уверенность в том, что условия предоставления бюджетных средств организацией будут выполнены;
б) имеется уверенность в том, что бюджетные средства будут получены.
При первом варианте поступившие денежные средства и имущество отражают по дебету счетов учета денежных средств и имущества (51, 55, 08, 10 и др.) и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
При втором варианте выделение бюджетных средств отражают как возникновение задолженности по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учета денежных средств и имущества (51, 55, 08,10 и др.) с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию как минимум следующая информация в отношении государственной помощи:
• характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
• назначение и величина бюджетных кредитов;
• характер прочих форм государственной помощи, от которых организация получает экономические выгоды;
• невыполнение на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и активы.
Выбор способа учета процентов по заемным средствам:
а) в составе первоначальной стоимости соответствующих активов;
б) в составе операционных расходов.
При первом варианте начисление процентов по заемным средствам разрешается учитывать по дебету следующих счетов:
08 «Вложения во внеоборотные активы» — по кредитам и займам, использованным на капитальные вложения (до момента списания стоимости объектов со счета 08 на счета 01 «Основные средствами 04 «Нематериальные активы»);
10 «Материалы», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу» — по кредитам и займам, полученным на приобретение производственных запасов и товаров до даты их оприходования;
58 «Финансовые вложения» — по кредитам и займам, полученным на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету.
Изложенный порядок учета процентов по заемным средствам предусмотрен ПБУ 6/01, 5/01, Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (п. 2.12), Порядком отражения операций с ценными бумагами (п. 3.2).
В составе операционных расходов, т.е. на счете 91 «Прочие доходы и расходы» начисленные проценты по заемным средствам разрешает учитывать ПБУ 10/99 (п. 11). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 проценты по заемным средствам отражаются в учете на счете прибылей и убытков только в том случае, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета не установлен иной порядок учета.

§ 4. Выбор техники, формы и организации
бухгалтерского учета

Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утвержденного плана. Она вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.
На основе системы субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.
Выбор формы бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Организация бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.
В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации.
Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество не обязательных для инвентаризации в отчетном году основных средств, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

§ 5. Раскрытие учетной политики

Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Бели при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Глава 18
УЧЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ,
НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ

§ 1. Основные нормативные документы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и П. — М.:
Проспект, 1998.
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина
РФ от 29.07.98 г. № 34н, с последующими изменениями и
дополнениями.
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации и Инструкция по его применению.
Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
5. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли. Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с
последующими изменениями и дополнениями, утвержденными
Правительством Российской Федерации.
6. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ Минфина
РФ от 13.01.2000 г. № 4н.
7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

§ 2. Учет арендованных основных средств

Общие положения

Имущество, не принадлежащее организации, учитывают на забалансовых счетах. Учет операций на забалансовых счетах осуществляется без применения двойной записи (внесистемно). Полученные ценности либо возникшие обязательства учитывают по дебету забалансовых счетов, а выбытие ценностей или погашение обязательств — по кредиту счетов.
Аналитический учет по каждому забалансовому счету осуществляется в общепринятых учетных регистрах либо в формах, разрабатываемых организацией самостоятельно.
На забалансовых счетах учитывают основные средства, полученные арендатором по договору аренды, а также по лизинговым операциям.


Учет аренды основных средств

Порядок учета аренды основных средств изложен в главе 3 (§ 6).
Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. Аналитический учет ведут по объектам, принятым в аренду, и арендодателям.
Для учета расчетов с арендодателями используют счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Начисление арендной платы отражают по дебету счетов издержек производства или обращения и кредиту счета 76, Оплаченную задолженность списывают с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 76.
Порядок учета и списания затрат по капитальному ремонту по арендованным основным средствам приведен в главе 3.
Стоимость арендованных основных средств при их возвращении арендодателю списывают у арендатора с кредита счета 001 «Арендованные основные средства».
Аналитический учет по счету 001 «Арендованные основные средства» ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (по инвентарным номерам арендодателя). Арендованные основные средства, находящиеся за пределами России, учитывают на счете 001 обособленно.
Учет лизинговых операций. В зависимости от учетной политики лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
Если лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то у лизингодателя оно отражается по дебету счета 011 «Основные средства, сданные в аренду». Все остальные бухгалтерские записи по передаче лизингового имущества лизингополучателю, указаны в § 7 главы 3.
При возвращении лизингового имущества лизингодателю оно списывается у него с кредита забалансового счета 011 «Основные средства, сданные в аренду».
Аналитический учет по счету 011 «Основные средства, сданные в аренду» ведут по арендаторам, по каждому объекту основных средств, сданных в аренду. Основные средства, сданные в аренду, находящиеся за пределами Российской Федерации, учитывают на счете 011 обособленно.
Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя оно отражается по дебету счета 001 «Арендованные основные средства». При возвращении лизингового имущества лизингодателю или выкупе его лизингополучателем оно списывается у него с кредита счета 001 «Арендованные основные средства».



§ 3. Учет товарно-материальных ценностей,
принятых на ответственное хранение,
в переработку и на комиссию

Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятых на ответственное хранение, используют забалансовый счет 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Организации-покупатели приходуют по счету 002 ТМЦ, принятые на ответственное хранение, в случае отказа от акцепта счетов — платежных требований на полученные ценности, получения от поставщиков неоплаченных ТМЦ, запрещенных к расходованию по условиям договора до их оплаты, и в ряде других случаев.
ТМЦ, принятые на ответственное хранение, учитывают на счете 002 в ценах, указанных в приемо-сдаточных актах, или в счетах — платежных требованиях.
Аналитический учет по счету 002 осуществляется по организациям-владельцам, сортам и местам хранения ТМЦ.
Для учета товаров, принятых на комиссию, комиссионеры используют забалансовый счет 004 «Товары, принятые на комиссию». Принятые товары учитывают на счете 004 в ценах, предусмотренных приемосдаточными актами. Реализованные товары списывают со счета 004.
Аналитический учет по счету 004 ведут по видам товаров и организациям (лицам)-комитентам.
Порядок учета операций по реализации товаров у комиссионера изложен в главе 11 (§ 7).
Организации, вырабатывающие продукцию из давальческого сырья, учитывают полученные сырье и материалы по дебету забалансового счета 003 «Материалы, принятые в обработку». Учет ведется по заказчикам, по видам ценностей в оценке, указанной в договоре.
Расходы по переработке давальческого сырья учитывают у переработчика по дебету счета 20 «Основное производство» с кредита счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.
Стоимость переданной давальцу готовой продукции (без учета стоимости сырья и материалов) отражается у переработчика по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи». Затраты по переработке давальческого сырья списывают в дебет счета 90 с кредита счета 20.
Деятельность переработчиков по переработке давальческого сырья признается налоговым законодательством производственной и поэтому подлежит налогообложению (НДС, акцизами, налогами с оборота). Начисленные суммы НДС и акцизов отражают по дебету счета 90 и кредиту счета 68 «Расчеты», налоги с оборота отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 68.
Переработанное давальческое сырье списывают у переработчика с кредита счета 003 «Материалы, принятые в переработку».

§ 4. Учет оборудования для монтажа

Строительные организации учитывают принятое от заказчиков оборудование на забалансовом счете 005 «Оборудование, принятое для монтажа». Учет осуществляется по заказчикам и видам оборудования по ценам, указанным в договорах. Приемка оборудования оформляется актом ф. № ОС-15 «Акт приемки-сдачи оборудования в монтаж». У заказчика оборудование учитывается на счете 07 «Оборудование к установке».
Затраты по монтажу оборудования учитываются у строительной организации по дебету счета 20 «Основное производство» с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов (70, 69 и др.). По окончании работ затраты списываются с кредита счета-20 в дебет счета 90 «Продажи».
Стоимость законченного объекта у строительной организации отражается по дебету счета 62 и кредиту счета 90. Начисленные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота) отражаются на счетах 90, 91, 68.

§ 5. Учет бланков ценных бумаг

Бланки ценных бумаг и другие бланки строгой отчетности (квитанционные книжки, бланки удостоверений, дипломов и др.) учитывают на счете 006 «Бланки строгой отчетности». Перечень документов строгой отчетности, порядок их хранения и использования устанавливает организация. Бланки строгой отчетности учитывают на счете 006 в условной оценке.
Аналитический учет по счету 006 ведут по видам бланков строгой отчетности и местам их хранения.

§ 6. Учет и сроки списания в убыток задолженности
неплатежеспособных дебиторов

Для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной на убыток вследствие неплатежеспособности должников, используют счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Эта задолженность учитывается за балансом в течение 5 лет с момента списания или до момента ее погашения.
В случае погашения указанной задолженности поступившие платежи отражают по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно погашенную задолженность списывают с кредита счета 007.
Аналитический учет по счету 007 ведут по каждому должнику и каждому списанному в убыток долгу.

§ 7. Учет доверительных операций

Учет доверительных операций осуществляется на забалансовых счетах 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученных» и 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданных».
Счет 008 предназначен для получения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, которые переданы другим организациям на консигнацию.
В полученной гарантии обычно указывают ее сумму. При отсутствии этих данных сумма гарантии определяется исходя из условий договора.
По дебету счета 008 учитывают:
• облигации и векселя, полученные в обеспечение выданных займов (дебетуют счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуют счета учета денежных средств);
• векселя, полученные в обеспечение оплаты за проданные товары, работы, услуги, имущество (дебетуют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуют счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»);
• приобретенные опционы и варранты (дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счета учета денежных средств).
Со счета 008 суммы обеспечений списывают по мере погашения задолженности.
Счет 009 используется для учета выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. Со счета 009 выданные гарантии списывают по мере погашения задолженности.
По дебету счета 009 учитывают:
• облигации и векселя, выданные в обеспечение полученных займов (дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
• векселя, выданные в обеспечение оплаты за полученное имущество, работы, услуги (дебетуют счета учета имущества, счета по учету затрат на производство и др., кредитуют счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
• проданные опционы или варранты.
Аналитический учет по счетам 008 и 009 ведут по каждому полученному и выданному обеспечению.

§ 8. Учет износа основных средств

Для обобщения информации о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства и т.п.) используют счет 010 «Износ основных средств». Начисление износа по указанным объектам производится в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений. Счет 010 используется также некоммерческими организациями для учета амортизации по основным средствам.
При выбытии отдельных объектов основных средств сумма износа по ним списывается со счета 010 «Износ основных средств».
Аналитический учет по счету 010 «Износ основных средств» ведется по каждому объекту.


































Глава 19
УЧЕТ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

§ 1. Основные нормативные документы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от
29.12.95 г. № 222-ФЗ.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и П. — М.:
Проспект, 1998.
4. «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон
от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г.
№ 166-ФЗ).
6. «О порядке применения Федерального закона от 29 декабря 1995 г.
№ 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства». Письмо
Госналогслужбы РФ от 06.02.96 г. № НП-6-02/77.
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина
РФ от 29.07.98 г. № 34н с последующими изменениями и
дополнениями.
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации и Инструкция по его применению.
Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г.
№ 94н.
9. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли. Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с
последующими изменениями и дополнениями.

<< Предыдущая

стр. 52
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>