<< Предыдущая

стр. 54
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.
В Книге учета фактов хозяйственной деятельности по каждой хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов. Форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности приведена ранее. При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.
Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.
Ведомости ф. № В-1 — В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.
Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.
Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого — в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе «Сумма», по дебету счета 50 «Касса», кредиту счета 51 «Расчетный счет» Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. № В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.
Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе «Сумма» Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.
Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. № В-2) общий расход материалов составил 100 тыс. руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 тыс. руб., и в реализацию — на 10 тыс. руб. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности данные ведомости ф. № В-2 будут отражены следующим образом: в графе «Сумма» и по кредиту счета 10 «Материалы» — в сумме 100 тыс. руб., по дебету счета 20 «Основное производство» — в сумме 90 тыс. руб., по дебету счета 90 «Продажи» — в сумме 10 тыс. руб.
Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.
При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств оно может вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (форма № ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (№ ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 «Основные средства» в ведомости по форме № В-1. Начисление амортизационных отчислений в этом случае производят в разработочной таблице № 6 или 7 журнально-ордерной формы учета.
По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.
Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.
Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.
При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме № В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.
Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом — в порядке увеличения их номеров.
Кредитовые обороты счетов из ведомостей ф. № 1-8 переносят в ведомость ф. № 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.
Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.
Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.
В соответствии с Федеральным законом (4) для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

§ 4. Упрощенная система налогообложения,
учета и отчетности для малых предприятий

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ (2) малые предприятия с численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности могут применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При определении численности работающих в нее включают работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в филиалах и подразделениях малого предприятия.
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Объектом обложения единым налогом организации являются совокупный доход или валовая выручка, полученные за отчетный период.
Совокупный доход организации исчисляется как разность между валовой выручкой и затратами на производство и продажу продукции (работ, услуг) без сумм начисленной оплаты труда.
Валовая выручка организации исчисляется как сумма выручки, полученная от продажи товаров (работ, услуг) и имущества, а также внереализационных доходов.
Единый налог на совокупный доход взимается по следующим ставкам:
• в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного дохода;
• в бюджет субъектов РФ и местный бюджет — в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.
Если объектом налогообложения является валовая выручка, то в федеральный бюджет подлежит внести 3,33% от суммы валовой выручки, а в бюджет Российской Федерации и местный бюджет — 6,67% от валовой выручки.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместо указанных объектов и ставок налогообложения вправе устанавливать для организаций расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям-представителям.
Эти органы вправе также устанавливать льготы и (или) льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты, таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Организации имеют право перейти на упрощенную систему, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, совокупный размер валовой выручки организации не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством на 1-й день квартала, в котором произошла подача заявления.
Официальным документом, удостоверяющим право малого предприятия на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на 1 год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.
Малое предприятие по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из Книги учета доходов и расходов с указанием совокупного дохода или валовой выручки, полученных за отчетный период.
При предъявлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, Книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период с отметкой банка об исполнении платежа.
Организациям, применяющим упрощенную систему, предоставляется право ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, Плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных Законом (1), Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (3).
Форма Книги учета доходов и расходов утверждена приказом Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18 (21).

КНИГА УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

I. Доходы и расходы

Регистрация


Сумма




пп.
Дата и №
первичного
документа
Содер-
жание операций
Дохо-
ды —
всего
В том числе
не принима-
емые для
расчета налога
Расхо-
ды —
всего
В том числе
не принима-
емые для
расчета налога
1
2
3
4
5
6
7
Итого за I квартал
Итого за II квартал
Итого за 6 месяцев
Итого за III квартал
Итого за 9 месяцев
Итого за IV квартал
Всего за год







II. Расчет совокупного дохода

Наименование
показателей
Код строки

200 _ г.





3 месяца
6 месяцев
9 месяцев
12 месяцев
1
2
3
4
5
6
Валовая выручка Расходы Совокупный доход






Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттиском печати налогового органа.
Запись в Книгу производится в хронологической последовательности хозяйственных операций на основе первичных документов.
Состав доходов и расходов, принимаемых и не принимаемых для расчета налога, определен Законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ (22) и приказом Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18 (21).
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства продукции сырья и материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений и транспортных средств, расходов на оплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков, оказанных услуг, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, госпошлин и лицензионных сборов.
Книга учета доходов и расходов подлежит регистрации в налоговом органе при получении патента.
Организации, применяющие упрощенную систему, ведут учет кассовых операций по действующему порядку и представляют статистическую отчетность.
В соответствии с постановлением Госкомстата РФ (30) малые предприятия ежеквартально представляют статистическим органам «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия».
В этом отчете указывают данные о средней численности работников за отчетный период (всего, в том числе работники списочного состава, внешние совместители, количество работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера); о фонде заработной платы, начисленной работникам (всего, в том числе работникам списочного состава, внешним совместителям, работникам, выполнявшим работы по договорам гражданско-правового характера); выручке от реализации продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов); затратах на производство и реализацию продукции; прибыли; объеме продукции (работ, услуг) в отпускных ценах (всего и в том числе по основной деятельности), инвестициях в основной капитал.
За 2000 г. малые предприятия в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 31.07.2000 № 72 представили статистическим органам «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2000 год» и ряд приложений.
В этом отчете указаны данные об уставном капитале и его распределении по акционерам (учредителям); средней численности работников за отчетный период (всего, в том числе работники списочного состава, внешние совместители, количество работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера); фонде заработной платы, начисленной работникам, и выплатах социального характера; выручке от продажи продукции, работ, услуг (без НДС и акцизов); прибыли или убытках организации до налогообложения; наличии основных фондов на начало года, введенных в действие новых основных фондов и списанных за отчетный год, наличии основных фондов на конец года, суммах начисленной амортизации; объеме продукции (работ, услуг) в отпускных ценах и остатках незавершенного производства; инвестициях в основной капитал.

Глава 20
УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ГРАЖДАН,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§ 1. Основные нормативные документы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон
от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г.
№ 166-ФЗ).
2. «Методические рекомендации по применению главы 23 «Налог на
доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской
Федерации». Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и
сборам от 29.11.2000 г. № БГ-3-08/415.
3. «О государственной поддержке малого предпринимательства в
Российской Федерации». Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ.
4. Единые нормы амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов народного хозяйства СССР.
Утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.04.90 г.
№ 1072.
5. Порядок учета доходов и расходов хозяйственных операций для
индивидуальных предпринимателей. Утвержден приказом Минфина
РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 21.03.2001 г. № 24н/БГ-
3-08/419.
6. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг),
и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли. Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с
последующими изменениями и дополнениями.
7. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной
документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от
30.10.97 г. №71 а.
8. Инструкция по заполнению деклараций по налогу на доходы
физических лиц за 2001 год. Утверждена приказом Министерства РФ
по налогам и сборам от 01.11.2000 г. № БГ-3-08/378.

§ 2. Учет доходов и расходов
от предпринимательской деятельности

В соответствии со ст. 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
Учет предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели осуществляют в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (5), введенным в действие с 1 июля 2001 г.
В соответствии с данным Порядком индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
Данные учета доходов и расходов и хозяйственных операций используются для исчисления налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Установленный Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход.
Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется индивидуальными предпринимателями в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее — Книга учета) на основе первичных документов позиционным способом.
Примерная форма Книги приведена в приложении к Порядку.
При необходимости с учетом конкретной специфики тех или иных видов деятельности налогоплательщик по согласованию с налоговым органом вправе разработать иную форму Книги учета, оставив в ней показатели, необходимые для исчисления налоговой базы и включив в нее иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой им деятельности.
Документирование хозяйственных операций, ведение Книги учета осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иностранном языке или иных языках народов Российской Федерации, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Записи в Книге учета по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения дохода или осуществления расхода.
Книга учета может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета в электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.
Индивидуальные предприниматели самостоятельно приобретают Книгу учета или журналы, блокноты для ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной индивидуальным предпринимателем Книги учета указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью. В аналогичном порядке должна быть оформлена и Книга учета, которая велась в электронном виде, выведенная по окончании налогового периода на бумажные носители.
Исправление ошибок в Книге учета должно быть обосновано и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления.
Заполнение Книги учета осуществляется по данным первичных документов.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом РФ по статистике (7).
Документы, форма которых не представлена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы);
2) дата составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
юридических лиц — наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц — фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, — кассовый чек или квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным, — непосредственно по окончании операции. Они должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений.
Книга учета содержит Сведения об индивидуальном предпринимателе и шесть разделов. В Сведениях указываются ИНН, фамилия, имя, отчество, код и наименование налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет, данные свидетельства о предпринимательской деятельности (номер, дата выдачи, на какой срок), а также лицензии на вид деятельности и другие данные.
В разделе I «Учет доходов и расходов» приведены:
• стоимостные и натуральные показатели приобретенных, изготовленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в пользу индивидуального предпринимателя: по единице товара, работе, услуги (цена с налогом с продаж, без возмещаемого НДС, сумма НДС, подлежащая возмещению, цена с НДС), количество, стоимость с налогом с продаж, сумма НДС всего и общая стоимость с НДС и налогом с продаж;
• стоимостные и натуральные показатели выполненных работ, оказанных услуг, приобретенных товаров, подлежащих продаже (цена единицы товара с налогом с продаж, количество, стоимость с налогом с продаж);
• стоимостные и натуральные показатели проданных товаров, выполненных работ, оказанных услуг: по единице товара, работы, услуги (цена без налогов, сумма НДС, цена с НДС, сумма налога с продаж, цена с налогами), количество, сумма дохода, сумма НДС, общая сумма с НДС, сумма налога с продаж, общая стоимость с налогами;
• результат от сделки.
Доходы и расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, т.е. после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных Порядком.
В Книге учета отражаются все доходы, полученные предпринимателями от осуществления своей деятельности, без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством налоговые вычеты.
В доход включаются все поступления от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.
Стоимость проданных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и продажу.
Суммы, полученные в результате продажи имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.
Доходы от продажи основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой и их остаточной стоимостью.
Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов.
Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей.
Стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не проданных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от продажи в последующих налоговых периодах.
В случае когда деятельность носит сезонный характер, затраты, произведенные в налоговом периоде, но связанные с получением доходов в следующем налоговом периоде, следует отражать в учете как расходы будущих периодов и включать в состав затрат того периода, в котором будут получены доходы.
В целях упорядочения учета и в соответствии с их экономическим содержанием расходы подразделяют на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) прочие расходы, связанные с производством и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
К материальным расходам относятся расходы на приобретение сырья, материалов, запасных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии и другие материальные расходы.
Расходы на приобретение материальных ресурсов определяются исходя из цен их приобретения (без учета НДС, если он принимается к вычету при определении налоговой базы по НДС), таможенных пошлин, расходов по транспортировке и хранению и иных затрат, связанных с приобретением материальных ресурсов.
Стоимость тары в случае ее продажи, а также стоимость возвратных отходов исключаются из материальных расходов.
Расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств, произведенные в налоговом периоде, рассматриваются как материальные расходы.
В расходы на оплату труда включаются любые начисления (выплаты) работникам в денежной и натуральной формах:
1) суммы начисленной и фактически выплаченной заработной платы;
2) начисленные и фактически выплаченные суммы стимулирующего и компенсационного характера;
3) стоимость товаров (работ, услуг), предоставляемых в порядке натуральной оплаты труда;
4) суммы вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
Индивидуальные предприниматели ведут учет сумм, выплаченных физическим лицам в налоговом периоде, в разделе V Книги учета.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг), относятся налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, расходы на оплату процентов по полученным кредитам (за исключением кредитов, связанных с приобретением основных средств и нематериальных активов), расходы на оплату работ по обязательной сертификации продукции, платежи за аренду основных средств, а также другие расходы, фактически произведенные и документально подтвержденные, непосредственно связанные с извлечением доходов, но не относящиеся к ранее перечисленным расходам.
В разделе II «Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных средств на налоговый период 200_ г.» приведены следующие данные по каждому объекту основных средств: их наименование, шифр, дата приобретения, сумма первоначальной и остаточной стоимости, срок полезного использования, годовая и месячная норма амортизации, годовая сумма амортизации, годовая сумма ускоренной амортизации, остаток амортизационных отчислений и основание выбытия по объектам основных средств.
Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая складывается из сумм фактических затрат на их приобретение, сооружение, изготовление и доставку, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению (кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов).
Изменение в учете первоначальной стоимости основных средств путем индексации или прямого пересчета (переоценки) по рыночным ценам не производится.
Стоимость основных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, погашается путем начисления амортизации. Основные средства амортизируются в течение срока их полезного использования, который определяется по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление фондов (4).
Амортизация не начисляется по объектам основных средств, фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление которых не могут быть документально подтверждены, объектам, пришедшим в негодность, полученным по договорам дарения или безвозмездно, а также объектам внешнего благоустройства, продуктивному скоту, буйволам, волам, якам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земля, объекты природопользования).
Для целей налогообложения амортизация по основным средствам, используемым для осуществления деятельности, начисляется линейным способом по Единым нормам (4).
Индивидуальные предприниматели вправе применять механизм ускоренной амортизации основных средств (кроме частных нотариусов).
Ускоренная амортизация может осуществляться по нормам, увеличенным в два раза. Кроме того, им разрешено списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В разделе III «Расчет амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов за налоговый период 200_ г.» производится расчет амортизации по малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) для целей налогообложения, для включения в расходы.
В составе МБП учитывается часть материально-производственных запасов, используемая в качестве средств труда:
1) предметы со сроком полезного использования не более 12 месяцев, независимо от их стоимости;
2) предметы, стоимость которых на дату приобретения не превышает 10 тыс. руб. за единицу; независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости;
3) следующие предметы, независимо от их стоимости и срока полезного использования:
а) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и др.);
б) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности;
в) предметы, предназначенные для сдачи в аренду по договорам проката;
г) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также служебные собаки, подопытные животные;
д) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала;
е) специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование;
ж) бензомоторные пилы, сучкорезы, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу со сроком эксплуатации до двух лет. Стоимость используемых МБП погашается посредством начисления амортизации. Для целей налогообложения амортизация указанных предметов производится процентным способом.
Стоимость предметов на более 1/20 установленного лимита за единицу списывается на расходы в полной сумме по мере их использования.
Стоимость предметов свыше 1/20 указанного лимита за единицу списывается на расходы путем начисления амортизации в размере 50% их стоимости в момент начала их использования и в размере оставшихся 50% при выбытии их за непригодностью (за вычетом остаточной стоимости их возможного использования).
По находящимся в использовании МБП, полученным по договору дарения или безвозмездно, амортизация не начисляется.
Стоимость специальных инструментов и специальных приспособлений разрешается списывать в расходы полностью в момент начала использования соответствующих инструментов и приспособлений.
Стоимость молодняка животных, животных на откорме, птицы, кроликов, пушных зверей, семьи пчел, подопытных животных, служебных собак, многолетних насаждений, выращиваемых в питомниках в качестве посадочного материала, не погашается.
В разделе IV «Расчет амортизации нематериальных активов за налоговый период 200_г.» производится расчет суммы амортизации по нематериальным активам для целей налогообложения, для включения в расходы.
Нематериальные активы отражаются в учете по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и их доведение до состояния, в котором они пригодны к использованию.
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем).
Для целей налогообложения применяют линейный способ начисления амортизации по нематериальным активам.
Раздел V «Расчет начисленных и выплаченных доходов за _____ 200_ г. с сумм оплаты труда с физических лиц» предназначен для учета расчетов с физическими лицами, с которыми индивидуальный предприниматель заключил трудовые договоры (контракты) и (или) гражданско-правовые договоры.
В графе «Начислено» отражают начисленные физическим лицам суммы по оплате труда, выплате вознаграждений.
В графе «Удержано» указывают сумму налога на доход и другие удержания. В следующих графах раздела указывают сумму к выплате, роспись в получении и дату выплаты.
Приведенная форма ведется помесячно и предназначена для выдачи заработной платы (вознаграждений) физическим лицам, работающим у индивидуального предпринимателя.

<< Предыдущая

стр. 54
(из 59 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>