<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Кроме названных основных признаков правонарушения существуют и другие, позволяющие квалифицировать правонарушения как преступление, административный или дисциплинарный проступок, признаки: объект, субъект, объективная и субъективная стороны правонарушения.
С учетом вышеизложенного нарушение законодательства об аудите - это частный случай правонарушения вообще, только реализующийся в определенной сфере деятельности - аудите. Следовательно, нарушение законодательства об аудите обладает всеми перечисленными признаками правонарушения.
Закон об аудите содержит нормы об ответственности за нарушения законодательства об аудите. Они содержатся в ст. 21 ("Ответственность за нарушения законодательства об аудите в Российской Федерации"), а также в п. 7 ст. 1, ст. 8, п. 3 ст. 9, 11, 14, 16 и др. Большинство из этих норм носят отсылочный характер, содержат указания на привлечение к ответственности нарушителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон об аудите содержит термин "нарушение законодательства об аудите", но не определяет и не раскрывает его содержание. Законодатель не всегда идет по пути легального определения понятия правонарушения в той или иной отрасли законодательства*(127). Из смысла закона можно сделать вывод, что нарушение законодательства об аудите - это:
- нарушение установленных для аудиторов запретов (например, в соответствии с п. 7 ст. 1 Закона об аудите аудиторам - аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и осуществления сопутствующих ему услуг);
- нарушения (т.е. невыполнение) аудиторами, аудируемыми лицами, другими лицами обязанностей, установленных Законом об аудите, другими законодательными актами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, условиями договоров о проведении обязательной аудиторской проверки, оказании аудиторских услуг.
Правонарушения классифицируются по различным критериям. В основу их деления могут быть положены сфера общественных отношений, характер правонарушений, степень их вредности и опасности для общественных отношений, характер применяемых санкций за их совершение.
Анализ действующего законодательства показывает, что правонарушения в области аудита условно можно сгруппировать, выделив:
1) правонарушения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности ненадлежащим лицом;
2) нарушения требований и условий, связанных с вхождением в профессию аудитора, в том числе:
- нарушения, связанные с дачей заведомо ложного аудиторского заключения;
- нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны;
- нарушения договорных обязательств.
Правонарушения влекут за собой применение мер юридической ответственности, вид которой зависит от характера и степени нарушения общественного порядка. Юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю мер государственно-правового воздействия, которое осуществляется судом или иным органом принуждения. Традиционно в теории права выделяют пять видов юридической ответственности: уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную и материальную. В зависимости от объекта регулирования и от формы воздействия общества на правонарушителей применяется тот или иной вид ответственности: в случае совершения преступления предусматривается уголовная ответственность; при совершении менее опасных для человека и общества проступков наступает административная ответственность; при нарушении обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений, возникает гражданско-правовая (имущественная) ответственность. Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудового распорядка, а материальная ответственность - за вред, причиненный работником предприятию. Поэтому отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности, не охраняются дисциплинарной или материальной ответственностью.
За нарушения законодательства об аудите может наступать уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность. Меры (т.е. санкции) за совершение правонарушения предусмотрены в основном не нормами специального законодательства об аудите, а нормами того или иного законодательства (соответственно уголовного, административного, гражданского). Но и Закон об аудите содержит нормы, устанавливающие санкции за совершение правонарушения в области аудита, например аннулирование квалификационного аттестата аудитора по правовым основаниям и некоторые др.
Законодательством установлен круг лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение законодательства об аудите:
- аудиторские организации и их руководители;
- индивидуальные аудиторы;
- аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту;
- федеральный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельностью.

2. Ответственность за оказание аудиторских услуг ненадлежащим лицом

Законодатель устанавливает ответственность за проведение аудита ненадлежащим лицом. Примененная в данном случае категория "ненадлежащее лицо" требует специального пояснения, поскольку действующие нормативные правовые акты в области аудита не употребляют подобного термина. "Ненадлежащее лицо" - категория условная и введена в работу с целью группировки допускаемых правонарушений в области аудита. К ненадлежащему лицу, по мнению автора, в рамках рассматриваемого вопроса, следует отнести лицо, которое:
- осуществляет аудиторскую деятельность без государственной регистрации;
- осуществляет аудиторскую деятельность без соответствующей лицензии.
В настоящее время нормы о применении ответственности за подобные правонарушения содержатся в КоАП РФ*(128) или Уголовном кодексе (УК РФ), если данные нарушения имеют состав преступления.
В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Следует отметить, что данные меры применяются к аудиторам за осуществление аудита, а также в установленных законодательством случаях при оказании некоторых видов сопутствующих аудиту услуг без наличия соответствующего вида лицензии. В этом случае вся деятельность аудитора, осуществляемая без наличия лицензии, может быть признана судом по иску заинтересованных лиц (к которым относятся и контролирующие органы) незаконной и применены соответствующие санкции вплоть до ликвидации аудиторской организации (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Причем недействительными могут быть признаны судом также и сделки, заключенные данным аудитором с аудируемыми лицами, что влечет за собой двустороннюю реституцию, т.е. возврат сторонами друг другу всего полученного по сделке (ст. 167, 168, 173 ГК РФ). Соответственно в этом случае все затраты на оплату этих услуг, включенные аудируемым лицом в себестоимость продукции (работ, услуг), могут быть также признаны незаконными. Поэтому во избежание подобных ситуаций при заключении договора с аудитором следует требовать от него предоставления лицензии на право осуществления соответствующего вида аудиторской деятельности или сопутствующих аудиту услуг.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Если подобные нарушения имеют состав преступления и квалифицируются как незаконное предпринимательство, то применяются меры уголовной ответственности. Применяемые меры наказания зависят от размера причиненного ущерба, личности нарушителя, а также от того, совершено ли деяние одним лицом или организованной группой.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательны, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 300 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние: а) совершенное организованной группой; б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере; в) совершенное лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 МРОТ, доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает 500 МРОТ (ст. 171 УК РФ).

3. Ответственность за нарушение требований и условий, связанных с
вхождением в профессию аудитора

К нарушениям подобного рода относятся прежде всего нарушения лицензионных требований и условий, поскольку аудиторская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством. При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении такого вида деятельности.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в случае неоднократных нарушений или грубого нарушения ими лицензионных требований и условий несут ответственность в виде приостановления действия лицензии. Данную меру применяет лицензирующий орган - Минфин России, при этом он устанавливает срок для устранения выявленных и явившихся основанием для приостановления действия лицензии нарушений. В случае, если в установленный срок аудитор не устранил указанные нарушения, то лицензионный орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности может быть аннулирована в случае, если нарушение повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и (или) лицензиат неоднократно или грубо нарушал лицензионные требования и условия. Такая строгая мера ответственности применяется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа.
Основания аннулирования лицензии устанавливаются Законом о лицензировании как исчерпывающий перечень; указаний на то, что этот перечень может быть расширен или изменен другими правовыми актами, не содержится. При этом необходимо помнить, что нормы указанного закона как нормы специального законодательства имеют приоритет перед нормами Закона об аудите при решении вопросов, связанных с отношениями по поводу лицензирования.
Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данная мера ответственности связанна с ограничением правоспособности предпринимателя. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование означает, что субъект в течение определенного срока не может заниматься конкретным видом деятельности.
Для аудиторской организации (индивидуального аудитора) возникают гораздо более серьезные последствия, связанные с запретом данному лицу заниматься какими-либо видами предпринимательской деятельности, кроме аудита и сопутствующих ему услуг. Поэтому лишение аудиторской организации (индивидуального аудитора) лицензии на осуществление аудита, по существу, означает утрату статуса специального субъекта. В этом случае, очевидно, индивидуальный аудитор будет вынужден заявить о прекращении своей деятельности в этом качестве, а участники аудиторской организации вынуждены будут принять решение о ликвидации или реорганизации своего юридического лица. Действующее законодательство не содержит специальных норм о ликвидации аудиторской организации в случае аннулирования лицензии.
Ответственность перед государством за нарушение лицензионных требований и условий, предъявляемых к аудиторской деятельности, может выражаться во взыскании административных штрафов (ст. 14.1 КоАП РФ). Лица, совершившие нарушения лицензионных требований и условий, имеющих состав преступления, несут уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ (см. стр. 154).
Законодатель учитывает особенности аудиторской деятельности как деятельности профессиональной, осуществляемой лицами, обладающими специальными знаниями и навыками в области аудита. Некачественное проведение аудита свидетельствует о невысоком профессиональном уровне аудитора. Аудитор осуществляет свою деятельность при наличии квалификационного аттестата, подтверждающего высокий уровень профессионализма. Но практика показывает, что даже квалификационный аттестат не может надежно защитить от некачественного аудита. Аннулирование аттестата применяется как мера ответственности за нарушение обязательств, установленных для аудитора нормативными правовыми актами, в том числе за нарушение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, устанавливающих единые требования проведения аудита. Кроме того, такая мера воздействия препятствует совершению в дальнейшем правонарушений в аудиторской деятельности и таким образом становится инструментом повышения общего профессионального уровня аудиторского сообщества, вытеснения из него непрофессионалов, недобросовестных аудиторов.
Квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован в случае:
- если установлен факт его получения с использованием подложных документов;
- вынесения и вступления в силу решения суда в отношении аудитора о наказании его в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
- несоблюдения требований закона об аудите о соблюдении аудиторской тайны и независимости аудита; систематического нарушения аудитором при проведении аудита других обязательных требований, установленных федеральным законодательством или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; подписания заключения без проведения аудиторской проверки; неосуществления аудитором в течение двух календарных лет подряд аудиторской деятельности;
- нарушения обязанности проходить обучение по программам повышения квалификации. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимает уполномоченный федеральных орган.
Такое решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его получения.

4. Ответственность за дачу заведомо ложного
аудиторского заключения

Закон об аудите ввел категорию "заведомо ложное аудиторское заключение" - это заключение, составленное без проведения аудиторской проверки, или по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудита. Назвать заключение заведомо ложным можно лишь на основании судебного решения.
Выдача такого заключения является грубейшим нарушением аудитором своих полномочий и противоречит цели аудиторской деятельности, которая состоит в выражении объективного мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии действующему законодательству порядка ведения бухгалтерского учета. Составление ложного заключения без проведения проверки или противоречащего ее результатам направлено на получение выгод и преимуществ для аудиторов и других лиц и вводит в заблуждение пользователей финансовой отчетности относительно результатов хозяйственной деятельности, финансового и имущественного положения аудируемого лица, а значит, не позволяет делать правильные выводы и принимать обоснованные решения. Таким образом, подобные недобросовестные действия аудитора нарушают права и законные интересы граждан, общества и государства и должны пресекаться и наказываться.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с рассматриваемым вопросом необходимо обратить внимание на два важных аспекта, имеющих значение для применения установленной правовой нормы.
Первый. Законодательство не содержит специальных норм, определяющих лиц, полномочных обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным. Очевидно, инициатором подобного обращения могут быть лица, наделенные полномочиями осуществлять проверки качества аудита в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, другие контрольные (надзорные) органы в пределах своих полномочий. К таким лицам можно было бы отнести уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, налоговые и некоторые другие органы. Перечень функций и объем полномочий такого конкретного органа определяется нормативным правовым актом, на основании которого он действует, и не подлежит расширительному толкованию.
Анализ действующего законодательства показывает, что полномочия органов на обращение в суд с заявлением о признании аудиторского заключения ложным нормативно не закреплены. Так, например, налоговые органы имеют право обращения в суд с исками в случаях, предусмотренных НК РФ, но данное основание в нем отсутствует.
Второй. Уголовная ответственность для аудиторов за злоупотребления полномочиями установлена ст. 202 УК РФ. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
При этом УК РФ употребляет категорию "частные аудиторы", которая не известна Закону об аудите. Аудиторская деятельность может осуществляться юридическими лицами - аудиторскими организациями, в штате которых имеется не менее пяти аттестованных аудиторов, и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - индивидуальными аудиторами. Разъяснений по вопросу о том, какие лица могут быть отнесены к категории частных аудиторов, Верховный Суд РФ не давал. Но в свое время в постановлении Верховного Суда РФ*(129) предлагалось к представителям власти относить состоящих на государственной службе аудиторов. В отношении аудиторов, состоящих на государственной службе, уголовная ответственность данной статьей УК РФ не предусмотрена: их ответственность за совершенные правонарушения установлена другими статьями УК РФ. Следовательно, УК РФ содержит явно неточную формулировку субъекта данного преступления, что на практике может создавать значительные трудности.
Вызывает возражения и объективная сторона данного преступления. В рассматриваемой статье нет прямых указаний на злоупотребления, которые выражались бы в составлении заведомо ложного аудиторского заключения. Поскольку речь идет об уголовной ответственности, применяемой за совершение преступления, хотелось бы иметь более четкие формулировки закона, устанавливающие столь строгие меры наказания и влекущие для лица последствие в виде судимости. Представляется, что в законе должна быть более конкретно определена объективная сторона преступления: выражается ли она в незаконном разглашении аудиторской тайны, составлении заведомо ложного аудиторского заключения, нарушении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и т.п. в целях извлечения выгод и преимущества для себя и других лиц.
Исходя из анализа действующего законодательства, можно сделать вывод, что норма, устанавливающая уголовную ответственность за дачу заведомо ложного аудиторского заключения, неприменима, поскольку механизм приведения ее в действие не получил должного правового оформления.

5. Ответственность за разглашение
аудиторской тайны

Закон об аудите ввел категорию "аудиторская тайна" и раскрыл ее содержание. Согласно ст. 8 данного закона, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Установление аудиторской тайны связано с одним из основополагающих принципов, на котором базируется аудиторская деятельность, - принципом конфиденциальности.
Вопрос об ответственности за разглашение аудиторской тайны непосредственно связан с сущностью данного правового института.
Аудиторская тайна относится к информации ограниченного доступа или, точнее, конфиденциального характера. Однако отождествлять эти два термина не следует, поскольку "конфиденциальная информация" является родовым понятием, включающим в себя другие виды информации ограниченного доступа (служебная тайна, коммерческая тайна, личная тайна и т.п.). Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188*(130). В нем в отдельную категорию выделены сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.д.).
Аудиторскую тайну следует относить к вышеназванной категории сведений конфиденциального характера не только потому, что в НК РФ имеется указание на аудиторскую тайну как на профессиональную тайну аудиторов*(131), но и по ряду других соображений.
Во-первых, аудит является особым видом предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц), осуществляемым специальными субъектами исключительно на профессиональной основе. Данные субъекты создаются специально и исключительно для осуществления аудита и не могут заниматься никакой иной предпринимательской деятельностью. Подтверждением их профессиональной компетентности является государственная регистрация в качестве аудиторской организации или индивидуального аудитора при соблюдении установленных для них строгих требований закона, наличие у них лицензии на осуществление данного вида деятельности, квалификационные аттестаты, получаемые аудиторами. Никакие другие лица, кроме указанных субъектов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов), не могут оказывать аудиторские услуги. Поэтому получаемая аудиторами информация при проведении аудиторских проверок, оказании сопутствующих аудиту услуг связана с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей.
Во-вторых, хотя целью аудиторской деятельности является получение прибыли, а значит, она осуществляется на коммерческой основе, относить полученные аудиторами сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, к коммерческой тайне не следует. Выделение профессиональной тайны (врачебной, адвокатской, нотариальной, в том числе аудиторской, и т.п.) из ряда сведений конфиденциального характера отнюдь не основано на условиях осуществления той или иной профессиональной деятельности. Не имеет значения, работает ли профессионал на коммерческой основе или на безвозмездных началах. Например, при обращении пациента к врачу независимо от того, работает врач в платной поликлинике или нет, у него (врача) возникает обязанность хранить сведения о самом факте обращения лица за медицинской помощью, о болезни (диагноз, течение, прогноз), о примененных методах лечения и их эффективности и пр.
В этом случае законодатель прежде всего определяет источник информации, составляющей тайну профессионала. Такие сведения либо получены от лица, обратившегося к профессионалу за услугами, либо стали ему известны при осуществлении исследований, систематических наблюдений и иной деятельности.
В-третьих, на выделение аудиторской тайны в отдельную категорию конфиденциальных сведений указывает особый правовой режим, установленный для нее на уровне федерального законодательства.
Закон об аудите:
- определяет содержание аудиторской тайны, в которую входят сведения об операциях клиентов аудиторской организации, индивидуального аудитора;
- предоставляет право клиенту аудиторской организации (индивидуального аудитора) на сохранение информации в тайне от кого бы то ни было, за исключением случаев, определенных федеральными законами;
- устанавливает в отношении лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, ряд обязанностей, а именно: аудиторские организации ииндивидуальные аудиторы обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, не вправе передавать эти сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на законном основании, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений;
- определяет категорию лиц или органов, которым может быть предоставлена аудиторская тайна без письменного согласия клиента аудиторской организации (индивидуального аудитора), а также единственное основание истребования сведений, составляющих аудиторскую тайну, - судебное решение;
- возлагает ответственность на нарушителей режима аудиторской тайны.
Установленный на законодательном уровне правовой режим аудиторской тайны существенно отличается от режима коммерческой тайны, под которым понимаются правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности; при этом Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(132) (далее - Закон о коммерческой тайне) определяет коммерческую тайну как конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. В информацию, составляющую коммерческую тайну, может включаться научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа за законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Исключение составляют сведения, которые не могут относиться к коммерческой тайне в силу закона и иных правовых актов.
Обладателю такого рода информации предоставляется право вводить режим коммерческой тайны, а значит, самому определять меры по охране ее конфиденциальности. С этой целью обладатель определяет перечень такой информации, круг лиц, имеющих доступ к ней, порядок обращения с ней, регулирование отношений по использованию такой конфиденциальной информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров, наносит на документы, составляющие коммерческую тайну, гриф "Коммерческая тайна".
Таким образом, между понятиями "аудиторская тайна" и "коммерческая тайна" существует ряд принципиальных различий.
Различны основания установления содержания и объема соответствующей тайны: аудиторская тайна установлена на уровне федерального закона, режим коммерческой тайны устанавливает ее обладатель (коммерческая организация) по своему усмотрению. При этом установление и соблюдение режима аудиторской тайны является обязанностью аудиторской организации, индивидуального аудитора, а установление и соблюдение режима коммерческой тайны - только право юридического лица, которым он может не воспользоваться.
Различны объемы правомочий обладателей соответствующих тайн. При аудиторской тайне обладатель обязан хранить сведения, составляющие аудиторскую тайну, передавать их без согласия клиента лишь в исключительных случаях, предусмотренных федеральными законами, вправе потребовать от виновного в разглашении таких сведений лица возмещения причиненных убытков. Правомочия обладателя коммерческой тайны значительно шире: он не только праве устанавливать, изменять, отменять режим коммерческой тайны, но также разрешать или запрещать доступ к ней, определять порядок и условия доступа к этой информации, вводить ее в гражданский оборот на основании договоров, предусматривающих включение в них условий о конфиденциальности информации, и некоторые другие. Обязанность предоставлять информацию, в отношении которой установлен режим коммерческой тайны, по запросам третьих лиц возникает у обладателя в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Сроки действия аудиторской тайны не установлены законодательно, что означает обязанность сохранять в тайне конфиденциальную информацию об операциях клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг, без ограничения сроков и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ним. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся под охраной соответствующего режима. В том случае, если сведения, составляющие коммерческую тайну, стали известны лицу в силу выполнения им трудовых функций, то работник обязан не разглашать коммерческую тайну в течение двух лет после увольнения, если иной срок не установлен трудовым договором.
Можно сделать вывод, что аудиторская тайна относится к конфиденциальной информации ограниченного доступа, связанного с осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности. в отношении аудиторской тайны установлен особый правовой режим на законодательном уровне, отличный от режима коммерческой тайны.
Следует обратить внимание на характерную особенность, связанную с аудиторской тайной. Законодатель в содержание аудиторской тайны включает сведения об операциях клиентов аудитора, но устанавливает обязанность не разглашать любую информацию, ставшую известной аудитору о своем клиенте.
Это означает, что аудитор не может быть источником получения информации о предпринимателе, которому оказывались аудиторские услуги, независимо от того, какой характер носили полученные аудитором сведения (открытые или ограниченного доступа). Аудитор не вправе предоставлять какую-либо информацию о своем клиенте, в том числе даже информацию, содержащуюся в учредительных документах аудируемого лица, в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; информацию о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др. Представляется, что такие сведения могут быть получены где угодно, но только не от аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Нормы, устанавливающие режим аудиторской тайны, направлены прежде всего на защиту личных интересов проверяемых лиц. Тем не менее отношения по поводу аудиторской тайны связаны с компромиссом между частными и публичным интересами. Поэтому весьма важное значение приобретает вопрос о доступе к сведениям, составляющим аудиторскую тайну.
Законодатель с учетом интересов частных лиц устанавливает правило о предоставлении третьим лицам сведений, составляющих аудиторскую тайну, только с письменного согласия клиента аудитора.
Но поскольку в ряде случаев имеют значение и публичные интересы, то законодательными актами могут устанавливаться случаи затребования таких сведений. Порядок предоставления конфиденциальных сведений Законом об аудите не определен. Нормы, устанавливающие материально-правовые и процессуальные основания для направления запроса, определяющие круг лиц, уполномоченных совершать такой запрос, а также нормы, предъявляющие требования к форме запроса и сроках ответа, содержатся в других законодательных актах.
По смыслу Закона об аудите запрос уполномоченного лица может быть сделан лишь в связи с его деятельностью. К компетенции некоторых органов государственной власти и управления отнесено право требовать информацию у разных хозяйствующих субъектов. Но аудиторская тайна имеет дополнительную защиту как конфиденциальная информация и это означает, что такие сведения могут передаваться исключительно по судебному решению, в котором указывается лицо, уполномоченное их получить.
В то же время действующее законодательство устанавливает ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов. Так, п. 4 ст. 82 НК РФ установлено, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну, и иных лиц, в частности аудиторскую тайну. В п. 2 ст. 90 НК РФ предусмотрено, что не могут допрашиваться в качестве свидетеля лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности аудитор.
Подобные требования должны распространяться и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, других лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на законном основании (например, на профессиональные объединения, имеющие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, в силу наличия у них контрольных функций по проверке качества работы своих членов).
Что касается участия аудитора в уголовном, гражданском, арбитражном процессе, то необходимо отметить отсутствие в законодательстве таких ограничений (запретов). Напротив, анализ действующего законодательства показывает, что аудиторы могут быть привлечены в качестве свидетелей для дачи свидетельских показаний, если им известно о каких-либо обстоятельствах, подлежащих установлению по рассматриваемому делу*(133).
Действующее законодательство устанавливает систему мер ответственности за разглашение аудиторской тайны. В качестве санкций за разглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну, могут применяться не только возмещение причиненных убытков, о чем упоминается в п. 4 ст. 8 Закона об аудите, но также административные штрафы, приостановление действия лицензии или ее аннулирование и некоторые другие.

Возмещение причиненных убытков

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Закона об аудите и иных нормативных правовых актов Российской Федерации аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом лицу, право которого нарушено, предоставляется возможность потребовать полного возмещения убытков - и в части реального ущерба, и в части упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При предъявлении иска в суд о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего органа или иного управомоченного органа. Но предъявление иска непосредственно к государственному органу или органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение, не может служит основанием к отказу в принятии искового заявления либо к его возвращению. В таком случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующий управомоченный орган*(134).
Практика рассмотрения исков, поданных в отношении государственных органов, о возмещении убытков, связанных с разглашением конфиденциальной информации, в том числе аудиторской тайны, отсутствует (во всяком случае, она неизвестна автору).

Компенсация морального вреда

Сведения, доверенные аудитору его клиентом в силу необходимости, т.е. при проведении независимой проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности или оказании сопутствующих аудиту услуг, могут включать личные и семейные тайны.
Конституция РФ определяет, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 150 ГК РФ личные неимущественные права и другие нематериальные блага, в том числе неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Закон об аудите не содержит положений о компенсации морального вреда при несанкционированном разглашении аудиторской тайны. Однако на основании ст. 151 ГК РФ гражданин, которому причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, может потребовать компенсации морального вреда. При этом под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, которые испытывал гражданин в результате нарушения его права.
Аудиторская организация должна исходить из необходимости предотвращения даже потенциальной возможности причинения ущерба своим клиентам несанкционированным разглашением соответствующих сведений. В противном случае клиент (индивидуальный предприниматель) вправе потребовать компенсации морального вреда. Суд может возложить на нарушителя обязанность компенсировать моральный вред.

Приостановление действия лицензии на осуществление
аудиторской деятельности или ее аннулирование

Закон об аудите не содержит норм о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании при разглашении аудиторской тайны. Это не случайно, поскольку лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В Положении о лицензировании аудиторской деятельности нарушение требования об обеспечении сохранности аудиторской тайны называется одним из оснований для приостановления или аннулирования лицензии. Но если решение о приостановлении лицензии принимает лицензирующий орган, то аннулирование лицензии возможно лишь по судебному решению.
Приостановление действия лицензии или ее аннулирование означает, что субъект (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) в течение определенного срока не сможет оказывать аудиторские услуги, следовательно, получать от них доходы. Таким образом, можно утверждать, что для аудиторов приостановление действия лицензии или ее аннулирование является более суровой мерой ответственности за разглашение аудиторской тайны, чем возмещение причиненных убытков, штрафные санкции или компенсация морального вреда.

Административная ответственность

КоАП РФ предусматривает ответственность за административные правонарушения в области связи и информации. В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ, разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ.
При этом объективная сторона данного правонарушения выражается в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей. Применяться данная мера ответственности может к гражданам, а также к должностным лицам, при том что правонарушение было совершено умышленно или по неосторожности.
Таким образом, административный штраф может налагаться на аудитора, в том числе индивидуального аудитора, должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять регулирование аудиторской деятельности, других лиц, получивших доступ к аудиторской тайне на законном основании, за разглашение ими доверенной им такой информации при наличии вины.

Уголовная ответственность

При рассмотрении правовых аспектов ответственности за разглашение информации конфиденциального характера возникает вопрос, могут ли нарушители режима аудиторской тайны нести уголовное наказание.
Анализ действующего уголовного законодательства показывает, что термин "аудиторская тайна" не содержится в УК РФ, а указание на аудитора имеется лишь в его ст. 202. При этом уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, предусмотрена ст. 183 УК РФ.
Статья 202 УК РФ устанавливает ответственность аудиторов за злоупотребление полномочиями. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимущества для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается штрафом в размере от 500 до 800 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В данной статье не содержится указаний на злоупотребления (ввиде незаконного разглашения аудиторской тайны) аудитора своими полномочиями.
В соответствии со ст. 183 УК РФ предусмотрено уголовное наказание за сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений.
Анализ действующего законодательства показывает, что аудиторская тайна является разновидностью информации конфиденциального характера, связанной с осуществлением профессиональной деятельности аудиторами, в отношении данного объекта установлен особый правовой режим, отличный от режимов других видов конфиденциальной информации. На этом основании можно утверждать, что положения ст. 183 УК РФ не могут применяться при несанкционированном получении и разглашении сведений, составляющих аудиторскую тайну.
Можно сделать вывод, что в настоящее время привлечь к уголовной ответственности лицо, виновное в разглашении аудиторской тайны, практически невозможно.

6. Ответственность аудируемых лиц

Необходимо также отметить, что Временные правила, а затем и Закон об аудите содержали нормы об ответственности организации или индивидуального предпринимателя за уклонение от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению*(135).
С 1 июля 2002 г., после введения в действие КоАП РФ, нормы Закона об аудите, предусматривавшие ответственность предпринимателей за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствовавших ее проведению, а также об ответственности аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов за осуществление аудиторской деятельности без получения соответствующей лицензии, утратили свою силу. Но если последние положения об ответственности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов были воспроизведены в указанном кодексе в ст. 14.1, то нормы, устанавливающие ответственность субъектов в случае их уклонения от обязательного аудита, отсутствуют.
Такое положение нельзя считать правильным, поскольку установленная в отношении ряда лиц действующим законодательством обязанность проводить ежегодную аудиторскую проверку не подкреплена санкцией за ее неисполнение. Отсутствие мер административной ответственности за данное нарушение может существенно повлиять на несоблюдение требований о проведении обязательной аудиторской проверки, предусмотренных отдельными федеральными законами. При условии, что обязательной аудиторской проверке подлежат организации, имеющие важное значение в экономическом и социальном плане, такие, например, как банки и иные кредитные организации, страховые компании, биржи, открытые акционерные общества, организации, имеющие значительные объемы выручки, и др., это обстоятельство может иметь негативные последствия для экономики страны.
Кроме того, необходимо напомнить, что в период действия норм, устанавливающих административную ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита, в судебных исках о взыскании штрафов с лиц, уклоняющихся от обязательной аудиторской проверки, не было недостатка.
Исходя из сказанного, следовало бы установить меры административной ответственности за уклонение организации или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита или препятствование его проведению.

* * *

В результате проведенного анализа правовых норм, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства об аудите, можно сделать следующие выводы.
Нарушения законодательства об аудите - это не особый вид нарушений, а известные административные нарушения (проступки), преступления, нарушения договорных обязательств; к ним применяются соответственно меры административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.
При установлении мер воздействия к аудиторам (аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам) за допущенные нарушения законодатель учитывает особенности данного вида предпринимательской деятельности - как деятельности профессиональной. К нарушителям такой деятельности применяются меры воздействия, ограничивающие их правоспособность именно как профессионала. В связи с этим применяются такие меры воздействия, как аннулирование лицензии аудиторской организации, индивидуального аудитора, аннулирование аттестата - меры, направленные на ограничение статуса предпринимателя, применение которых препятствует совершению в дальнейшем правонарушений в аудиторской деятельности.
За нарушение обязательств, возникающих из договора оказания аудиторских услуг, стороны несут гражданско-правовую (имущественную) ответственность.
Введение правовых категорий "аудиторская тайна", "заведомо ложное аудиторское заключение" и установление ответственности за нарушения, связанные с разглашением аудиторской тайны, выдачей заведомо ложного аудиторского заключения, требуют приведения в соответствие норм законодательства об аудите и положений об ответственности, содержащихся в других отраслях законодательства, в частности уголовного, административного и т.п.
Отсутствие мер административной ответственности за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению может существенно повлиять на несоблюдение требований о проведении обязательной аудиторской проверки, предусмотренных отдельными федеральными законами. Следовало бы установить меры административной ответственности за подобные нарушения, допускаемые организациями или индивидуальными предпринимателями.

Библиография

Федеральное законодательство

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках // ВВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (с послед. изм.); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. // СФ РФ. 1996. N 5. Ст. 410 (с послед. изм.); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах" // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; СЗ РФ. 1998. N 30. Ст. 3619.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" // СЗ РФ. 1999. N 19. Ст.2302.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436 (с послед. изм.).
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2780; 2003. N 52, (ч. 1). Ст. 5029, 5032, 5038.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // СЗ РФ. 2002. N 49. Ст. 4746.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Иные нормативные правовые акты

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 // САПП. 1993. N 52. Ст. 5069.
Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" // САПП. 1993. N 52. Ст. 5069.
Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. N 54-рп // САПП. 1994. N 7. Ст. 438.
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 "Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" // СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1290.
Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Приказом Минфина России от 27 октября 1999 г. N 69н // ФГ. 1999. N 51.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 октября 1999 г. N 69н "Об утверждении Порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков" // ФГ. 1999. N 51.
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 583.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.
Положение о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 7 марта 2002 г.
Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190 // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. N 190 "О лицензировании аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298.
Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности, утв. письмом Минфина России от 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/С // ФГ. 2002. N 17 (с послед. изм.).
Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н // ФГ. 2002. N 23.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 38н "Об утверждении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации" // ФГ. 2002. N 23.
Типовая программа проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов), утв. приказом Минфина России от 17 мая 2002 г. (в ред. Приказов Минфина России от 9 сентября 2002 г. и 26 сентября 2002 г.) // Аудиторские ведомости. 2002. N 12.
Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 3 июня 2002 г. N 47н // ФГ. 2002. N 27.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" // СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2447.
Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н // РГ. 2002. 4 дек.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. N 93н "Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации" // РГ. 2002. 4 дек.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2004. N 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 окт.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (общий аудит), одобренная Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Протокол N 7 от 26 декабря 2002 г. и утв. Минфином России от 23 января 2003 г. N 28-01-23/139/СШ) // ФГ. 2003. N 1.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов), одобренная Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г. и утв. Минфином России 18 июля 2003 г.) // ФГ. 2003. N 51.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит), одобренная Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г. и утв. Минфином России от 18 июля 2003 г.) // ФГ. 2003. N 52.
Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков), одобренная Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 14 от 26 июня 2003 г. и утв. Минфином России 18 июля 2003 г.) // ФГ. 2003. N 52.
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.
Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278 // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст.2561.
Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. N 307 // СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
Положение о Федеральной службе страхового надзора, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 330 // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2904.
Положение о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429 // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.
Положение о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696" // РБГ от 19 октября 2004. N 40 (481).
Положение о Федеральном казначействе, утв. Правительством Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.

Материалы судебной практики

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 октября 1997 г. N 1506/97.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 1998 г. N 11-597/98-Е-6/31.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 1998 г. N А28-927/98-54/17.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 октября 1998 г. N А78-319у/ФО2-1081/98-С1.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 января 1999 г. N А39-1159/98-87/2.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 1999 г. N А05-6006/98-402/14 // СПС"Гарант".
Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 27 апреля 1999 г. N 1644/99.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2000 г. N Ф09-19/00ГК.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2000 г. N КГ-А40/1028-00 (извлечение).
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2000 года N Ф04/1952-431/А70-2000.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2001 г. N Ф04/448-63/А27-2001.
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 мая 2001 г. N Ф09-723/01ГК.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 мая 2001 г. N ГКПИ 01-806 // БВС РФ. 2002. N 2.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной" // СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2003 г. N КГ-А40/3488-03 // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы применения. 2003. N4.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 февраля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/6 (извлечение).
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 сентября 2004 г. N КГ-А40/7745-04-П (извлечение).
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2004 г. N Ф09-2981/04ГК.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2004 г. N Ф08-2503/04 (извлечение).

Литература

Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996.
Аудит. Учебник / Под ред. В.И. Подольского. М., 2004.
Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1995.
Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2001. N 1.
Гущин В., Гущин А. Лицензирование аудиторской деятельности в России // Право и экономика. 2004. N 4.
Гущин В. Договор оказания аудиторских услуг // Право и экономика. 2004. N 3.
Данилевский Ю. Контроль - это репутация фирмы // Закон. 1994. N 7.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>