<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Аудит. Учебное пособие. М., 2002.
Данилевский Ю.А. Нельзя игнорировать интересы цивилизованного аудита // Аудитор. 2002. N 1.
Дегтярев С.Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе. М., 2001.
Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). Учебник для вузов. М., 2001.
Занковский С.С. Публичные и частные начала в правовом регулировании экономики // Предпринимательское право в ХХI веке: преемственность и развитие. М., 2002.
Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организация ее работы // Государство и право. 2004. N 2.
Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита // Государство и право. 2004. N 5.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации часть первая и часть вторая / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина; Институт государства и права РАН. М., 2002 (часть первая); 2003 (часть вторая).
Коммерческое право / Под ред. В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлева. М., 2002.
Кожура Р.В. Аудит: предпринимательство или юридический процесс: об одной профессиональной привилегии // Аудиторские ведомости. 1997. N 11.
Кожура Р.В. Является ли аудиторская деятельность предпринимательством?: об одной профессиональной привилегии // Законодательство. 1999. N 4.
Крикунов А.В. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и формирование правого поля // ФГ. 2002. N 3.
Крикунов А.В. Современный этап развития аудиторской деятельности в РФ // Финансы. 2003. N 2.
Крикунов А.В. Динамичное развитие аудиторской профессии: баланс государственного и общественного регулирования // Аудиторские ведомости. 2004. N 5.
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.
Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в ХХI веке: преемственность и развитие. М., 2002.
Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2001.
Михайленко Е.В. Обязательный ежегодный аудит акционерных обществ// Гражданин и право. 2003. N 4.
Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах" (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004.
Могилевский С.Д. Общество с ограниченной ответственностью. М., 2000.
Некоммерческие организации / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998.
Нитецкий В.В. Правовые основы независимой аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 1997. N 3.
Новичков С.Б. О "независимости" обязательного аудита // Законодательство и экономика. 2003. N 6.
Общий аудит. Законодательная и нормативная база. Методика и приемы осуществления. М., 1996.
Орлова Н., Пятенко С., Сухова И. Страхование риска ответственности аудитора-консультанта // Прил. к газ. "Финансовая Россия". 1999. N 28.
Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3.
Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (постатейный). М., 2002.
Правовые основы бухгалтерского и налогового учета, аудита в Российской Федерации / Отв. ред. Е.М. Ашмарина. М., 2004.
Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т. / Под ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1.
Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2001.
Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта. М., 2001.
Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Комментарий // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. N 9-11.
Романихин А.В. Саморегулирование по-русски // Законодательство и экономика. 2004. N 3.
Руф А.Л. "Узкие места" Закона об аудиторской деятельности // Аудитор. 2002. N 1.
Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".
Скрябин Э. Злоупотребление полномочиями аудиторами // Российская юстиция. 2003. N 3.
Смирнова Л.Р. Банковский аудит / Под ред. М.И. Баканова. М., 2001.
Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. Учебник для вузов. М., 2000.
Талапина Э.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. N 11.
Тарасенко Ю.А. Иск гражданина-предпринимателя к организации о возмещении морального вреда подведомственен арбитражному суду // Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 5. Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 1998.
Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М., 2000.
Тордия В. Аудиторская деятельность как экономико-правовая категория // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2003. N 3.
Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление: Ее виды // Государство и право. 1998. N 6.
Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. М., 1999.
Хоружий Л.И., Баслай С.И. Актуальные проблемы аудита в России. М., 2000.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. 2-е изд. М., 2000.
Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий Федерального закона "Об аудиторской деятельности". М., 2001.

Приложение.

Судебная практика

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля
2003 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2
статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в связи с
жалобой гражданки И.В. Выставкиной"*(136)

Постановление Федерального арбитражного суда
Волго-Вятского округа
от 20 июля 1998 г. N А11-597/98-Е-6/31*(137)

Постановление Федерального арбитражного суда
Волго-Вятского округа
от 27 августа 1998 г. N А28-927/98-54/17*(138)


Постановление Федерального арбитражного суда
Восточно-Сибирского округа
от 20 октября 1998 г. N А78-319у/ФО2-1081/98-С1*(139)

Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа
от 8 февраля 1999 г. N А05-6006/98-402/14*(140)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 1 февраля 2000 г. N Ф09-19/00ГК*(141)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 марта 2000 г. N КГ-А40/1028-00*(142)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского
округа от 9 августа 2000 г.Ф04/1952-431/А70-2000*(143)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа
от 19 февраля 2001 г. N Ф04/448-63/А27-2001*(144)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа
от 14 мая 2001 г. N Ф09-723/01ГК*(145)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 16 февраля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/6*(146)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда
Московского округа от 7 сентября 2004 г. N КГ-А40/7745-04-П*(147)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа
от 13 сентября 2004 г. N Ф09-2981/04ГК*(148)
(извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Кавказского округа
от 16 сентября 2004 г. N Ф08-2503/04*(149)
(извлечение)

Л.И. Булгакова,
научный сотрудник Института государства и права
РАН, преподаватель в Учебно-методическом центре
"Бухучет и аудит" Государственного
университета - Высшей школы экономики

-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.
*(2) Аудиторские ведомости. 2001. N 11. С. 8.
*(3) См.: Правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8. "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2004. N 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 окт.
*(4) СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.
*(5) Нитецкий В.В. Правовые основы независимой аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 1997. N 3. С. 13.
*(6) САПП. 1993. N 52. Ст. 5069.
*(7) См.: Кожура Р.В. Аудит: Предпринимательство или юридический процесс (ободной профессиональной привилегии) // Аудиторские ведомости. 1997. N 11. С. 32.
*(8) См.: Кожура Р.В. Аудит: Предпринимательство или юридический процесс (ободной профессиональной привилегии) // Аудиторские ведомости. 1997. N 11. С. 33.
*(9) СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369 (с послед. изм.).
*(10) СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.
*(11) СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2780 (с послед. изм.).
*(12) СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
*(13) См.: Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" (постатейный). М., 2002. С. 24.
*(14) См.: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.
Далее - Закон об оценочной деятельности.
*(15) СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4857.
*(16) См.: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 января 1999 г. N А39-1159/98-87/2.
*(17) СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430 (с послед. изм.).
*(18) См.: Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах" (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 201-204.
*(19) См.: Качановский Д.Е. Проблемы финансово-правового регулирования внутреннего аудита // Государство и право. 2004. N 5. С. 102-105.
*(20) См., например: Положение Банка России от 28 августа 1997 г. "Об организации внутреннего контроля в банках".
*(21) Подробнее об этом см.: Качановский Д.Е. Порядок создания службы внутреннего аудита и организация ее работы // Государство и право. 2004. N 2. С. 105-107.
*(22) ВВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (с послед. изм.).
*(23) Аудиторские ведомости. 2003. N 11.
*(24) СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797.
*(25) Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России. В соответствии с Законом о Банке России в него входят представители Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Президента РФ, Правительства РФ и Председатель Банка России.
*(26) Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 3. С. 167.
*(27) СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
*(28) СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
*(29) См.: Положение о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.
*(30) См.: Положение о Федеральной службе страхового надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2904.
*(31) См.: Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 // СЗ РФ. N 25. Ст. 2561.
*(32) См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 // СЗ РФ. 2004. 26. Ст. 2676.
*(33) См.: Положение о Федеральном казначействе, утв. постановлением Правительством РФ от 1 декабря 2004 г. N 703// СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908.
*(34) См.: Положение о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3637.
*(35) СП СССР. 1987. N 8. Ст. 38.
*(36) СП СССР. 1987. N 3. Ст. 40
*(37) ВВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
*(38) СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.
*(39) ВВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. Данный закон действует в ред. от 3 февраля 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
*(40) ВВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.
*(41) ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370. Указом Президента РФ от 29 ноября 2004 г. N 1480 (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4887) данный акт признан утратившим силу.
*(42) САПП. 1994. N 1. Ст. 2. Данный документ отменен Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. N 370 // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1229.
*(43) САПП. 1994. N 8. Ст. 593.
*(44) Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" // СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451.
*(45) Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утв. приказом Банка России от 18 марта 1996 г. N 02-71. Приказом Банка России от 10 сентября 1997 г. N 02-391 это положение признано утратившим силу с 16 сентября 1997 г.
*(46) СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
*(47) СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
*(48) СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.
*(49) СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 583.
*(50) СЗ РФ. 2002. N 9. Ст. 928.
*(51) СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1298.
*(52) СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2447.
*(53) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
*(54) СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
*(55) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(56) СЗ РФ. 2002. N 33 (ч. 1). Ст. 3430 (с послед. изм).
*(57) СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.
*(58) СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.
*(59) Решение Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ 01-806 // БВС РФ. 2002. N 2.
*(60) СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
*(61) См.: Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".
*(62) См.: Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996. С. 76-77.
*(63) См.: Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права. М., 2003. С. 55.
*(64) См.: постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 27 апреля 1999 г. N 1644/99.
*(65) См.: Пятенко С.В. Организация работы аудитора и консультанта. М., 2001. С. 16.
*(66) Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 327.
*(67) СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4697.
*(68) См., например: Коммерческое право. Часть 2 / Под ред. В.Ф. Попондопуло и В.Ф. Яковлева. М., 2002. С. 256.
*(69) См.: Стуков Л.С. Ответственность аудитора в российских условиях (юридический аспект) // Закон. 1994. N 8. С. 21.
*(70) См.: Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996. С. 100-101.
*(71) Исполнителем договора на проведение обязательной аудиторской проверки может быть лишь аудиторская организация. Индивидуальным аудиторам, осуществляющим аудиторскую деятельность в виде предпринимателей без образования юридического лица, право проведения обязательного аудита законом не предоставлено.
Право на заключение договора на проведение обязательной аудиторской проверки организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%, имеет аудиторская организация, победившая на конкурсе. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством РФ.
Проводить аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, могут только аудиторские организации, образованные без иностранного участия и имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, полученный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
*(72) См., например: Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. М., 1995. С. 63.
*(73) Постановление правительства РФ от 7 октября 2004 г. N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности", утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 // РБГ. 2004. 19 окт.
*(74) Вестник ВАС РФ. 1998. N 2.
*(75) Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения, и включает неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.
*(76) См.: Михайлов Н.И. Комментарий к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах" (постатейный) / Отв. ред. акад. В.В. Лаптев. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 197.
*(77) Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 г. N КГ-А41/964-04.
*(78) См.: Карсетская Е. Арбитражная хроника // АКДИ "Экономика и жизнь". 2002. Вып. 5.
*(79) См.: постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2003 г. N КГ- А40/3488-03.
*(80) См.: Гущин В.В. Договор оказания аудиторских услуг // Право и экономика. 2004. N 3.
*(81) САПП. 1993. N 52. Ст. 5069.
*(82) РГ. 2002. 4 дек.
*(83) Обоснованиями понятия "специалист" являются наличие ученой степени кандидата (доктора) наук или ученого звания доцента (профессора) по специальности, входящей в Программу проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора; при наличии других ученых степеней и званий или при отсутствии степеней и званий - наличие пятилетнего опыта работы либо пятилетнего опыта преподавания, предусматривающих знание вопросов по разделам Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.
*(84) Для аттестации аудиторов по соответствующим направлениям аудиторской деятельности, а также лицензирования аудита в структуре Минфина России и Банка России функционировали Центральные аттестационно-лицензионные комиссии.
*(85) В соответствии с Законом о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
*(86) Указ Президента РФ от 22 декабря 1993. N 2263//САПП. 1993. N 52. Ст. 5069.
*(87) См., например: Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482.
*(88) СЗ РФ. 2002. N 6. Ст. 583.
*(89) Лицензиаты, в отношении которых поводятся проверки выполнения ими лицензионных требований и условий, не подпадают под защиту Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436). Отношения по поводу лицензионного контроля регулируются Законом о лицензировании.
*(90) См.: Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник: В 2 т./ Отв. ред. О.М. Олейник. М., 1999. Т. 1. С. 183-184.
*(91) См.: постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"//СЗ РФ. 2002. N 25. Ст. 2447.
*(92) См. сноску на с. XII.
*(93) Вестник ВАС РФ. 1994. N 2. С. 54.
*(94) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 8.
*(95) См.: Общий аудит: Законодательная и нормативная база: Методика и приемы осуществления. М., 1996. С. 341.
*(96) См.: ВБР. 1998. N 72.
*(97) Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 были утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2004. N 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 окт.
*(98) Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). М., 2000.
*(99) В настоящее время кроме страхования договорной ответственности аудиторов предусмотрено обязательное страхование банковских вкладов граждан, обязательное страхование гражданской ответственности оценщиков и некоторые др.
*(100) См.: Ремизов Н.А. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности". Комментарий // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2001. N 9-11.
*(101) В 2002 г. Минфин России утвердил Типовую программу проверки соответствия лицензионным требованиям и условиям, а также качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов // Аудиторские ведомости. 2002. N 12.
*(102) СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3436 (с послед. изм.).
*(103) В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 чел., в строительстве - 100 чел., на транспорте - 1000 чел., в сельском хозяйстве - 60 чел., в научно-технической сфере - 60 чел., в оптовой торговле - 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
*(104) См.: Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".
*(105) См.: Крикунов А.В. Современный этап развития аудиторской деятельности в РФ // Финансы. 2003. N 2. С. 61.
*(106) См., например: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Аудит. Учебное пособие. М., 2002.
*(107) Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 583.
*(108) СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.
*(109) См.: постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.
*(110) См., например: Руф А.Л. "Узкие места" Закона об аудиторской деятельности // Аудитор. 2002. N 1; Данилевский Ю.А. Нельзя игнорировать интересы цивилизованного аудита // Там же. 2002. N 12.
*(111) См.: Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов РФ, утв. приказом Минфина РФ от 3 июня 2002 г. N 47н.
*(112) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145 (с послед. изм.).
*(113) См.: Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ, утв. приказом Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н // ФГ. 2002. N 23.
*(114) Такое основание для отказа в аккредитации, как непредставление письменных разъяснений положений заявления на аккредитацию и (или) прилагаемых к нему документов, вызывает возражение: если документы, как того требует Временное положение о порядке аккредитации, строго формализованы, то неясно, какие еще разъяснения должны быть даны объединением Минфину России.
*(115) См., например: Крикунов А.В. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и формирование правого поля аудита // ФГ. 2002. N 3.
*(116) См.: Минфин призвал аудиторов объединяться // РБГ. 2003. 4 нояб.
*(117) СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(118) См.: Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: Проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. N 1.
*(119) См., например: Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Л.К. Комментарий к Федеральному закону "Об аудиторской деятельности".
*(120) Статья 20.
*(121) СЗ РФ. 1998. N 11. Ст. 1290.
*(122) См.: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Указ. соч. С. 48.
*(123) См.: Крикунов А.В. Динамичное развитие аудиторской профессии: Баланс государственного и общественного регулирования // Аудиторские ведомости. 2004. N 5. С. 16.
*(124) См.: там же. С. 19.
*(125) См., например: Закон о лицензировании, ГК РФ, КоАП РФ, УК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ и др.
*(126) См.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2001. С. 526-570.
*(127) Так, например, имеется понятие "нарушение бюджетного законодательства" в БК РФ, понятие "налоговое правонарушение" в НК РФ, но отсутствует понятие правонарушения в банковской деятельности, другой предпринимательской, в области таможенного дела и т.д.
Например, нарушение бюджетного законодательства определяется как неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст. 281 БК РФ). И это понятие сужает содержание понятия "нарушение бюджетного законодательства", поскольку из смысла понятия можно предположить, что к бюджетному законодательству относится только БК РФ. А это явно противоречит ст. 2 БК РФ, в которой под бюджетным законодательством понимаются также принятые федеральные и региональные законы о бюджетах на соответствующий год и иные федеральные и региональные законы, как и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.
*(128) КоАП РФ вступил в действие с 1 июля 2002 г.; после этого нормы об ответственности за подобные нарушения были исключены из Закона об аудите. Законодатель в данном случае стремится использовать системный подход, когда нарушения одного вида закрепляются в источниках того же вида (административные правонарушения закреплены в КоАП РФ, преступления - в УК РФ и т.п.).
*(129) См.: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе". Пункт 2 // БВС РФ. 2000. N 4.
*(130) Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
*(131) Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
*(132) Закон о коммерческой тайне. Статья 3 // СЗ РФ. N 32. Ст. 3283.
*(133) См.: ст. 72 УПК РФ, ст. 58 АПК РФ, ст. 69 ГПК РФ.
*(134) См.: п. 12 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
*(135) Согласно п. 7 Временных правил уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влекло за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами Федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
- штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера МРОТ;
- штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера МРОТ.
Суммы взыскиваемых штрафов подлежали зачислению в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Закона об аудите уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению наказывалось взысканием штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного федеральным законом.
*(136) СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1416.
*(137) Текст официально опубликован не был.
*(138) Текст официально публикован не был.
*(139) Текст официально опубликован не был.
*(140) Текст официально опубликован не был.

<< Предыдущая

стр. 6
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>