<< Предыдущая

стр. 101
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Прототипы Серафимы Корзухиной и ее подлого мужа
Если рябчики дорожают, из страны пора уезжать
Вилла Маты Хари и химера Нотр-Дама
"Куда ни приедешь, в харю наплюют"
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Бег", часть 6
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Прототипом Серафимы Корзухиной, возможно, послужила хозяйка литературного
Персонажи
объединения "Никитинские субботники" Евдоксия Федоровна Никитина (1895-1973),
Произведения
муж которой, А. М. Никитин (1876 - после 1920), был министром Временного
Демонология
правительства, а в 1920 г. вместе с деникинской армией отступал к морю. С
Великий бал у Сатаны
Никитиной посещавший литературные вечера "Никитинских субботников" Булгаков
Булгаковская Москва
был хорошо знаком.
Театр Булгакова
Но основным прототипом мужа Серафимы Парамона Ильича Корзухина, по
Родные и близкие
свидетельству Л. Е. Белозерской, послужил другой человек. Это был ее хороший
Философы
знакомый петербургский литератор и предприниматель-миллионер Владимир
Булгаков и мы
Пименович Крымов (1878-1968), происходивший из сибирских купцов-
Булгаковедение
старообрядцев. В своих мемуарах "О, мед воспоминаний" Л. Е. Белозерская
Рукописи сообщала о нем: "Из России уехал, как только запахло революцией, "когда рябчик в
Фотогалереи ресторане стал стоить вместо сорока копеек - шестьдесят, что свидетельствовало о
том, что в стране неблагополучно", - его собственные слова. Будучи богатым
Сообщество Мастера
человеком, почти в каждом европейском государстве приобретал недвижимую
Клуб Мастера
собственность, вплоть до Гонолулу...
Новый форум
Старый форум Сцена в Париже у Корзухина написана под влиянием моего рассказа о том, как я
села играть в девятку с Владимиром Пименовичем и его компанией (в первый раз в
Гостевая книга
жизни!) и всех обыграла". Не исключено, что сама фамилия прототипа подсказала
СМИ о Булгакове
Булгакову поместить восходящего к нему Парамона Ильича Корзухина в Крым.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
До революции Крымов окончил Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную
Партнеры сайта
академию, издавал "великосветский" журнал "Столица и усадьба", написал
Старая редакция сайта
интересную книгу о своем кругосветном путешествии, совершенном после
Библиотека Февральской революции в России, "Богомолы в коробочке", в эмиграции создал
тетралогию "За миллионами" (1933-1935), пользовавшуюся большим успехом у
Собачье сердце
читателей. Он писал также авантюрные романы и детективы, переводившиеся на
(иллюстрированное)
английский и другие иностранные языки. Будучи человеком очень богатым,
Остальные произведения
оказывал материальную помощь нуждавшимся эмигрантам. После прихода к власти
Книжный интернет-
нацистов в 1933 г. эмигрировал из Германии во Францию, где в Шату под Парижем
магазин
приобрел виллу, ранее принадлежавшую знаменитой шпионке Мата Хари
Лавка Мастера
(подлинная фамилия голландской танцовщицы Маты Хари (1876-1917),
расстрелянной французскими властями за шпионаж в пользу Германии - Маргарита
Целле).

Как можно убедиться, прототип булгаковского Корзухина был совсем не плохой
человек, отнюдь не зациклившийся на процессе делания денег и не лишенный
литературных способностей. Но герой Б. превратился в символ стяжателя.
Неслучайно, только сцена из пьесы, содержащая его "балладу о долларе" (в
несохранившемся черновом варианте "Рыцарь Серафимы" ей противопоставлялась
"баллада о маузере", которую, вероятно, произносил буденновец Баев), увидела
свет при жизни Булгакова в 1932 г., не встретив цензурных препятствий. Париж
озаряется в балладе золотым лучом доллара рядом с химерой собора Нотр-Дам.
Открытка с изображением этой химеры, привезенная Л. Е. Белозерской, была в
архиве Булгакова.

В "Мастере и Маргарите" в позе химеры Нотр-Дам сидит Воланд на крыше Пашкова
дома, так что в "балладе о долларе" химера символизирует дьявола, которому
продал за золото душу Корзухин. Неизвестный солдат, погибший за доллар - это
олицетворение мефистофелевского "люди гибнут за металл". Крымов никакими
инфернальными чертами, разумеется, не обладал, характеристика, которую дает
Корзухину Голубков: "вы самый омерзительный, самый бездушный человек,
которого я когда-либо видел", к нему вряд ли применима.

Интересно, что имя и отчество прототипа - Владимир Пименович
трансформировались в имя и отчество персонажа через... имя и отчество вождя
мирового пролетариата. Редкое старообрядческое имя Парамон заменило такое же
редкое отчество Пименович, а имени Владимир у Корзухина соответствует
пресловутый Ильич. В. И. Ленин предлагал в статье "О значении золота теперь и
после полной победы социализма" (1921) в будущем коммунистическом обществе
сделать из золота сортиры, Корзухин в Б., напротив, делает из золотого доллара
вселенского кумира.

Вероятно, Булгаков чувствовал, что его самого в эмиграции ждала бы скорее судьба
не миллионера Крымова, а Голубкова, Хлудова или в лучшем случае Чарноты, если
бы выпал неожиданный выигрыш. Еще в "Днях Турбиных" Мышлаевский
предсказывал: "Куда ни приедешь, в харю наплюют: от Сингапура до Парижа.
Нужны мы там, за границей, как пушке третье колесо". Крымову, имевшему
недвижимость и в Париже, и в Сингапуре, и в Гонолулу, в рожу, конечно, никто не
плевал. Но писатель Булгаков понимал, что ему самому миллионером в эмиграции
точно не стать, и к богатым, ассоциировавшимися прежде всего с хамоватыми
советскими нэпманами, питал стойкую неприязнь, вылившуюся в карикатурный
образ Корзухина.

Чарнота - это Малюта Скуратов наоборот
По Парижу в подштанниках
Происхождение тараканьих бегов
"В доме появился покойник"
Читайте завершение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Бег", часть 7
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Автор Б. заставил Корзухина феноменально проиграть в карты гораздо более
Персонажи
симпатичному генералу Григорию Лукьяновичу Чарноте, чье имя, отчество и
Произведения
фамилия, правда, заставляют вспомнить о Малюте Скуратове - Григории
Демонология
Лукьяновиче Бельском (умер в 1573 г.), одном из самых свирепых соратников царя
Великий бал у Сатаны
Ивана Грозного (1530-1584). Но Чарнота, хоть по фамилии "черен", в отличие от
Булгаковская Москва
"белого" злодея Скуратова-Бельского, преступлениями свою совесть не запятнал, и,
Театр Булгакова несмотря на все разговоры защитников Б. о статичности этого образа, пользуется
Родные и близкие стойкой авторской и зрительской симпатией. Судьба ему дарует выигрыш у
заключившего сделку с желтым дьяволом Корзухина. Булгаков не осуждает своего
Философы
героя за то, что, в отличие от Хлудова, Чарнота остается за границей, не веря
Булгаков и мы
большевикам.
Булгаковедение
Рукописи "Потомок запорожцев" наделен и комическими чертами. Его поход по Парижу в
Фотогалереи подштанниках - реализация мысли Хлестакова из гоголевского "Ревизора" (1836) о
том, чтобы продать ради обеда штаны (с этим персонажем героя Б. роднит и
Сообщество Мастера
безудержная страсть к карточной игре). Константинопольское же предприятие
Клуб Мастера
Чарноты - изготовление и продажа резиновых чертей-комиссаров,
Новый форум
ликвидированное, в конце концов, за две с половиной турецкие лиры, восходит к
Старый форум
рассказу Романа Гуля (1896-1986) в книге "Жизнь на фукса" (1927), где описывался
Гостевая книга быт "русского Берлина". Там бывший российский военный министр генерал В. А.
СМИ о Булгакове Сухомлинов (1848-1926) "занимался тем, что делал мягкие куклы из кусков материи,
набитых ватой, с пришитыми рисованными головами. Выходили прекрасные Пьеро,
СМИ о БЭ
Арлекины, Коломбины. Радовался генерал, ибо дамы покупали их по 10 марок
Лист рассылки
штуку. И садились мертвые куклы длинными ногами возле фарфоровых ламп, в
Партнеры сайта
будуарах богатых немецких дам и кокоток. Иль лежали, как трупики, на кушетках
Старая редакция сайта
бледных девушек, любящих поэзию". Бизнес генерала Чарноты в Б. гораздо менее
Библиотека удачен, ибо его "красных комиссаров" турецкие дамы и любящие поэзию девушки не
Собачье сердце желают покупать даже за ничтожную сумму в 50 пиастров.
(иллюстрированное)
Прототипов имеют и второстепенные персонажи Б. По свидетельству Л. Е.
Остальные произведения
Белозерской, Крымов "не признавал женской прислуги. Дом обслуживал бывший
Книжный интернет-
военный - Клименко. В пьесе - лакей Антуан Грищенко". Не исключено, что
магазин
прототипом был Николай Константинович Клименко, писатель и драматург,
Лавка Мастера
оставивший, в частности, интересные воспоминания о другом писателе-эмигранте
Илье Сургучеве (1881-1956). Вероятно, В. П. Крымов, взяв к себе Н. К. Клименко,
таким образом оказывал ему вспомоществование. По иронии судьбы Булгаков
наградил Антуана Грищенко в Б. косноязычием и забавной смесью "французского с
нижегородским".

Буденновец Баев, командир полка, - это олицетворение упоминаемого Александром
Дроздовым в "Интеллигенции на Дону" красноармейского штыка, смерть от которого
грозила всем тем, кто прекращал стремительный бег к морю и дальше. В первой
редакции Баев прямо обещал монахам: "я вас всех до единого и с вашим седым
шайтаном вместе к стенке поставлю... Ну, будет сейчас у вас расстрел!", целиком
уподобляясь искреннему поклоннику казней среди белых полковнику маркизу де
Бризару, счастливо объявляющему: "Ну, не будь я краповый чёрт, если я на
радостях кого-нибудь в монастыре не повешу" (черта напоминает и буденновец).

Слово "шайтан" в лексике красного командира подчеркивало азиатское
происхождение Баева, намеком чему служит и его фамилия. При последующих
переделках Булгакову пришлось образ красного командира существенно смягчить и
облагородить, освободив от азиатских, варварских черт. Баев больше не обещал
устроить в монастыре расстрел, а укрывшемуся под попоной в облике беременной
Барабанчиновой Чарноте даже бросал сочувственно: "Нашла время, место рожать!"

Фантастические тараканьи бега позаимствованы Булгаковым из рассказов Аркадия
Аверченко (1881-1925) в сборниках "Записки простодушного" (1922) и
"Развороченный муравейник. Эмигрантские рассказы" (1927) (рассказ
"Константинопольский зверинец"), а также из повести Алексея Николаевича
Толстого (1882/83-1945) "Похождения Невзорова, или Ибикус" (1925).

По свидетельству Л. Е. Белозерской, на самом деле никаких тараканьих бегов в
Константинополе не было. В Б. вертушка тараканьих бегов с "тараканьем царем"
Артуром становится символом эмигрантского Константинополя - "тараканьего
царства", бессмысленности закончившегося эмиграцией бега. Из этого царства
вырываются те, кто не желает, уподобляясь тараканам в банке, вести безнадежную
борьбу за существование, а пытается обрести смысл жизни - Голубков, Серафима и
Хлудов.

В Б. Булгакову удалось мастерски слить воедино гротеск и трагедию, жанры
высокий и низкий. Трагический образ Хлудова совсем не снижается
фантасмагоричными тараканьими бегами или комической сценой карточной игры у
Корзухина. Чарнота в чем-то Хлестаков, но эпическое начало превалирует в образе
храброго кавалерийского генерала, "потомка запорожцев", помнящего азарт боев, в
сравнении с которыми тараканий тотализатор и эмигрантское прозябание - ничто.

Сугубо достоверные детали гражданской войны и эмигрантского быта, взятые из
надежных источников, не противоречат созданным авторским воображением
тараканьим бегам, демонстрирующим тщетность надежд убежать от родины и от
судьбы.

Прямых оценок Б. в булгаковских письмах не сохранилось, но близкие к драматургу
люди единодушно свидетельствуют, что он считал это произведение своей лучшей
пьесой. Л. Е. Белозерская в мемуарах отмечала: "Бег" - моя любимая пьеса, и я
считаю ее пьесой необыкновенной силы самой значительной и интересной из всех
драматургических произведений Булгакова". Хлудова должен был играть Н. П.
Хмелев (1901-1945) и, как утверждала вторая жена Булгакова: "Мы с М. А. заранее
предвкушали радость, представляя себе, что сделает из этой роли Хмелев со
своими неограниченными возможностями. Пьесу Московский Художественный театр
принял и уже начал репетировать... Ужасен был удар, когда ее запретили. Как будто
в доме объявился покойник..." Е. С. Булгакова также вспоминала, что "Бег" был для
меня большим волнением, потому что это была любимая пьеса Михаила
Афанасьевича. Он любил эту пьесу, как мать любит ребенка".

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Я убил"

<< Предыдущая

стр. 101
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>