<< Предыдущая

стр. 102
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Архив публикаций
Энциклопедия
" убил" - рассказ. Опубликован: Медицинский работник, М., 1926, No44, No45.
Биография (1891-1940)
Персонажи
Главное действующее лицо Я. у. - автобиографический доктор Яшвин. Рассказ
Произведения
примыкает к ранее опубликованному в том же журнале "Медицинский работник"
Демонология циклу "Записки юного врача" и появившемуся там же позднее рассказу (или повести)
Великий бал у Сатаны "Морфий".
Булгаковская Москва
В Я у., как и в рассказе "В ночь на 3-е число" (1922) и в романе "Белая
Театр Булгакова
гвардия" (1924) запечатлено потрясшее Булгакова в ночь со 2-го на 3-е февраля
Родные и близкие
1919 г. в Киеве у Цепного моста убийство. В Я у. глава петлюровцев полковник
Философы
Лещенко (в "Белой гвардии" и рассказе "В ночь на 3-е число" - полковник Мащенко)
Булгаков и мы
рукояткой пистолета убивает неизвестного дезертира на глазах доктора.
Булгаковедение
Я у. - единственный рассказ, где интеллигент, имеющий автобиографические черты,
Рукописи
действительно, а не только в воображении, как доктор Бакалейников из "В ночь на 3-
Фотогалереи
е число" и доктор Турбин из "Белой гвардии", карает палача-петлюровца.
Сообщество Мастера
Последней каплей, переполнившей чашу терпения доктора Яшвина, стали
Клуб Мастера
обвинения, брошенные ему в лицо женщиной, мужа которой расстреляли
Новый форум
петлюровцы: "Какой вы подлец... вы в университете обучались - и с этой рванью...
Старый форум
На их стороне и перевязочки делаете?! Он человека по лицу лупит и лупит. Пока с
Гостевая книга ума не свел... А вы ему перевязочку делаете?.."
СМИ о Булгакове
На убийство Яшвина провоцирует приказ Лещенко дать женщине 25 шомполов.
СМИ о БЭ
Вместо перевязки, доктор стреляет полковнику в голову из браунинга.
Лист рассылки
Бакалейникову и Турбину для этого требуются воображаемые большевики-матросы
Партнеры сайта
и они потом корят себя "интеллигентской мразью" за трусость и нерешительность.
Старая редакция сайта
Доктор же Яшвин в конце рассказа с удовлетворением констатирует: " - О, будьте
Библиотека покойны. Я убил. Поверьте моему хирургическому опыту".
Собачье сердце
Как и "Налет" (1923), Я у. представляет собой рассказ героя уже в мирной
(иллюстрированное)
обстановке о событиях гражданской войны. Я у. - последнее по времени создания
Остальные произведения
произведение, где перед интеллигентом встает дилемма, убивать или не убивать
Книжный интернет-
палача. Вероятно, к 1926 г. Булгаков пришел к убеждению, что в случае повторения
магазин
ситуации ночи со 2-го на 3-е февраля 1919 г. он бы теперь действовал решительно
Лавка Мастера
и беспощадно. Подобная перемена связана с общим изменением состояния
интеллигенции в послереволюционный период.

Еще в большом фельетоне "Столица в блокноте" (1922-1923) Булгаков отмечал с
грустью: "После революции народилась новая, железная интеллигенция". Доктор
Яшвин как раз и есть представитель этой "железной интеллигенции", которая "и
мебель может грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься". Только он
перенесен со своим опытом и настроениями 20-х годов в февраль 1919 г., время
разгара гражданской войны, и в тех обстоятельствах действует как бы уже с новым
менталитетом. Сам Булгаков и родственные ему по мышлению интеллигенты тогда
на насилие еще не были способны.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Налёт"
Архив публикаций
Энциклопедия
" алет" - рассказ, имеющий подзаголовок: "В волшебном фонаре". Опубликован:
Биография (1891-1940)
Гудок, М., 1923, 25 дек.
Персонажи
Произведения
В Н. впервые в булгаковском творчестве появляется сцена, ставшая позднее одной
Демонология из наиболее важных в пьесе "Бег" (1928). В рассказе красноармеец Стрельцов
Великий бал у Сатаны перед лицом неминуемой смерти обличает захвативших его в плен бандитов
Булгаковская Москва (возможно, петлюровцев, так как действие происходит на Украине) и гибнет, не
проявляя страха перед своими палачами. В "Беге" - гневные слова в лицо генералу-
Театр Булгакова
вешателю Хлудову бросает вестовой Крапилин, однако потом малодушно просит
Родные и близкие
пощады, что, впрочем, не спасает его от петли.
Философы
Булгаков и мы В Н., несомненно, отразились воспоминания Булгакова о происшедшем на его
Булгаковедение глазах убийстве еврея петлюровцами в Киеве у Цепного моста в ночь со 2-го на 3-е
февраля 1919 г., запечатленном в рассказе "В ночь на 3-е число" (1922) и романе
Рукописи
"Белая гвардия" (1922-1924).
Фотогалереи
Сообщество Мастера
Однако главный герой Н. еврей Абрам чудом остается жив после расстрела, а
Клуб Мастера
погибает только его русский товарищ Стрельцов. Сам расстрел происходит у
Новый форум
штабелей дров, как и потрясшее Булгакова убийство. В Н. дрова, много лет спустя
Старый форум привезенные в клуб, где работает Абрам, провоцируют его на воспоминания о
Гостевая книга происшедшей трагедии.
СМИ о Булгакове
Показательно, что и в Н., и в рассказе "Я убил", и в пьесе "Бег" герои решаются на
СМИ о БЭ
открытый протест против насилия с риском для жизни. Стрельцов, как и Крапилин, -
Лист рассылки
явно из народа, а не из интеллигенции, чем, вероятно, Булгаков и объясняет его
Партнеры сайта
смелость, тогда как более интеллигентный Абрам во все время налета испытывает
Старая редакция сайта
одно только чувство сильнейшего страха.
Библиотека
Собачье сердце Наверх
(иллюстрированное)
Остальные произведения
Книжный интернет-
магазин
Лавка Мастера


© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Столица в блокноте"
Архив публикаций
Энциклопедия
" толица в блокноте" - фельетон. Опубликован: Накануне, Берлин - М, 1922, 21
Биография (1891-1940)
декабря; 1923, 20 янв., 9 февр.; 1 марта.
Персонажи
Произведения
В С. в б. даны зарисовки столичной жизни в разгар нэпа, сделанные под лозунгом,
Демонология вылившимся в заключительные строки: "В порядке дайте нам точку опоры, и мы
Великий бал у Сатаны сдвинем шар земной".
Булгаковская Москва
Фельетон интересен еще отношением Булгакова к новому революционному
Театр Булгакова
искусству, выраженным в "Биомеханической главе" фельетона, где описана
Родные и близкие
постановка в театре ГИТИСа Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (1874-1940)
Философы
пьесы бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка (1888-1970) "Великодушный
Булгаков и мы рогоносец" (1921): "...В общипанном, ободранном, сквозняковом театре вместо
сцены - дыра (занавеса, конечно, нету и следа). В глубине - голая кирпичная стена с
Булгаковедение
двумя гробовыми окнами.
Рукописи
А перед стеной сооружение. По сравнению с ним проект Татлина (Владимир
Фотогалереи
Евграфович Татлин (1885-1953) - советский живописец, скульптор, архитектор и
Сообщество Мастера
график авангардистского направления) может считаться образцом ясности и
Клуб Мастера простоты. Какие-то клетки, наклонные плоскости, палки, дверки и колеса. И на
Новый форум колесах буквы кверху ногами "сч" и "те". Театральные плотники, как дома, ходят
взад и вперед, и долго нельзя понять; началось уже действие или еще нет.
Старый форум
Когда же оно начинается (узнаешь об этом потому, что все-таки вспыхивает откуда-
Гостевая книга
то сбоку свет на сцене), появляются синие люди (актеры и актрисы все в синем.
СМИ о Булгакове
Театральные критики называют это прозодеждой. Послал бы я их на завод, денька
СМИ о БЭ
хоть на два! Узнали бы они, что такое прозодежда!).
Лист рассылки
Действие: женщина, подобрав синюю юбку, съезжает с наклонной плоскости на
Партнеры сайта
том, на чем женщины и мужчины сидят. Женщина мужчине чистит зад платяной
Старая редакция сайта
щеткой. Женщина на плечах у мужчины ездит, прикрывая стыдливо ноги
Библиотека прозодеждной юбкой.
- Это биомеханика, - пояснил мне приятель. Биомеханика!! Беспомощность этих
Собачье сердце
биомехаников, в свое время учившихся произносить слащавые монологи, вне
(иллюстрированное)
конкуренции. И это, заметьте, в двух шагах от Никитинского цирка, где клоун
Остальные произведения
Лазаренко ошеломляет чудовищными salto!"
Книжный интернет-
магазин
Шаржированная картина мейерхольдовского спектакля выдает в авторе С. в б.
Лавка Мастера
поклонника реалистического искусства в его классический период - XIX-й, "золотой"
век. Булгаков утверждает:
"... Я - человек рабочий, каждый миллион дается мне путем ночных бессонниц и
дневной зверской беготни. Мои денежки как раз те самые, что носят название
кровных. Театр для меня - наслаждение, покой, развлечение, словом, все что
угодно, кроме средства нажить новую хорошую неврастению, тем более что в
Москве есть десятки возможностей нажить ее без затраты на театральные билеты".
Поэтому, хотя очень возможно, что Мейерхольд - гений, как уверяют футуристы, но
"не следует забывать, что гений одинок, а я - масса. Я - зритель. Театр для меня.
Желаю ходить в понятный театр".

Будь то в воле Булгакова - "пускай, пожалуйста, Мейерхольд умрет и воскреснет в
XXI веке. От этого выиграют все, и прежде всего он сам. Его поймут. Публика будет
довольна его колесами, он сам получит удовлетворение гения, а я буду в могиле,
мне не будут сниться деревянные вертушки".

Вольно или невольно, автор С. в б. предсказал расцвет модернистского и
постмодернистского искусства в конце XX в. Однако декларативная приверженность
Булгакова реалистическому, понятному всем и массовому искусству все-таки во
многом обманчива.

В С. в б. перед тем, как идти на "Великодушного рогоносца", автор посещает
классическую оперу "Гугеноты" (1835) германо-итальянского композитора Джакомо
Мейербера (1791-1864) и бессмертную "Риголетто" (1851) любимого Булгаковым
великого итальянца Джузеппе Верди (1813-1901). Тем не менее, очень скоро старые
добрые оперы перестают развлекать писателя, да и "тенор начинает петь такое, что
сразу мучительно хочется в буфет и:
- Гражданин услужающий, пива! ("Человеков" в Москве еще нет.)"

Для Булгакова опера в С. в б. означает только восстановление нормы
дореволюционного быта, но никак не произведение высокого искусства. В театре его
более всего поражает фрак одного из зрителей, опять-таки как символ
дореволюционной нормы. Если восстановление нормы и порядка в быту Булгаков
всячески приветствует, то в искусстве его отношение к этому понятию гораздо
более сложное. Свой идеал автор фельетона находит в эксцентрическом таланте
артиста оперетты Г. М. Ярона (1893-1963), равно как в столь же эксцентрическом
таланте сатирического клоуна В. Е. Лазаренко (1890-1939).

Реалистическую норму в искусстве требуется оплодотворить чем-то
нереалистическим, гротескным, модернистским, чтобы искусство стало
одновременно и великим, и доступным для широкой публики. Эту задачу Булгаков
окончательно решил в романе "Мастер и Маргарита", где реалистическая основа
органически соединена с достижениями немецких романтиков и русских
символистов, московская гнетущая действительность - со свободной инфернальной
фантазией, злободневная сатира - с неохристианской и экзистенциональной
философией, пространство обыденности - с мистическим пространством.

Одна из находок С. в б. была использована в "Мастере и Маргарите". В главке "Во
что обходится курение" нарушителей общественного порядка: бросающего в вагоне
окурок нэпмана и неизвестного с черной бородкой, курящего в театре, моментально
карают представители власти: "... Немедленно (черт его знает, откуда он взялся,
словно из стены вырос) появился некто с квитанционной книжкой в руках..." и "из
воздуха соткался милиционер, это было гофманское нечто".

В "Мастере и Маргарите" точно таким же образом, в стиле великого немецкого
романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822) соткался на Патриарших
прудах из воздуха черт Коровьев-Фагот, а Воланд и его свита очутились в
Нехорошей квартире перед Степаном Богдановичем Лиходеевым.

Инфернальные персонажи наводят в Москве свой порядок, карая тех, кто причиняет
зло другим и страдает разнообразными пороками. Этот мотив роднит "Мастера и
Маргариту" со С. в б.

Только в романе Булгаков уже отчаялся в возможности обустройства жизни в стране
силами существующей власти и пародийно вручает эту функцию сатане со
товарищи. Поэтому порядок получается мнимый, сохраняющийся только в
потустороннем мире.

Наверх




<< Предыдущая

стр. 102
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>