<< Предыдущая

стр. 103
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Красная корона"
Архив публикаций
Энциклопедия
" расная корона" - рассказ, имеющий латинский подзаголовок "Historia
Биография (1891-1940)
morbi" (История болезни - (лат.). Опубликован: Накануне, Берлин - М., 1922 г., 22
Персонажи
окт., Литературное приложение.
Произведения
Демонология К. к. имеет автобиографический характер. Погибшего брата сходящего с ума
Великий бал у Сатаны рассказчика зовут Коля, как и родного брата писателя. Не исключено, что идею
рассказа подсказали события, связанные с боями в Киеве в конце октября 1917 г. в
Булгаковская Москва
ходе столкновений юнкеров, среди которых был Н. А. Булгаков, и войск
Театр Булгакова
Центральной Рады.
Родные и близкие
Философы
События эти запечатлены в булгаковском рассказе "Дань восхищения" (1920) и в
Булгаков и мы письме его матери, В. М. Булгаковой, адресованном дочери Надежде 10 ноября
Булгаковедение 1917 г. Там дана картина обстрела Инженерного училища, где В. М. и Н. А.
Булгаковы оказались вечером и ночью 29 октября. Подводя итог, мать отмечала:
Рукописи
"Инженерное училище пострадало меньше других: четверо раненых, один сошел с
Фотогалереи
ума".
Сообщество Мастера
Клуб Мастера Булгаков наделил автобиографического героя сумасшествием безвестного юнкера.
В момент создания К. к. автор уже знал, что ушедшие с белой армией в эмиграцию
Новый форум
его братья Иван и Николай живы (это известие дошло до него не позднее марта
Старый форум
1922 г.) В рассказе отразились те тревоги, которые мучили семью до выяснения их
Гостевая книга
судьбы.
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Еще одним толчком к созданию К. к. могла послужить смерть В. М. Булгаковой 1
Лист рассылки
февраля 1922 г. В бреду главный герой вспоминает слова, которые говорила мать:
Партнеры сайта "Верни Колю. Верни. Ты старший". Квартира, которую он видит во сне, - это
Старая редакция сайта булгаковская квартира в Киеве на Андреевском спуске, 13, будущий "дом Турбиных"
в "Белой гвардии" и "Днях Турбиных".
Библиотека
Собачье сердце
Последняя фраза погибшего брата: "Я не могу оставить эскадрон", рефреном
(иллюстрированное)
повторяющаяся в больном сознании рассказчика, восходит, быть может, к
Остальные произведения
следующему свидетельству матери из уже цитировавшегося письма: "...
Книжный интернет-
Раздавалась команда офицеров: Коля стал в ряды, и я его больше не видела..."
магазин
Лавка Мастера Упоминаемого в К. к. рабочего, повешенного на фонаре в Бердянске (по мысли
главного героя К. к., он должен являться по ночам генералу-вешателю), Булгаков,
возможно, действительно видел в этом городе во время переезда по железной
дороге вместе с 3-м Терским полком из Киева на Северный Кавказ осенью 1919 г.

Мотив мук совести человека, к которому во сне или в состоянии безумия является
призрак его вольной или невольной жертвы, впервые встречающийся в К. к., был
развит Булгаковым в романе "Белая гвардия", рассказе "В ночь на 3-е число", пьесе
"Бег" и в романе "Мастер и Маргарита". Линию генерала-вешателя продолжили
такие герои как генерал Хлудов и прокуратор Иудеи Понтий Пилат, линию
автобиографического героя - врач Алексей Турбин и доктор Бакалейников.

В К. к. ощутимо влияние рассказа Антона Чехова (1864-1904) "Черный монах" и
"Записок сумасшедшего" (1835) Николая Гоголя (1809-1852), где также описаны
призраки, возникающие в безумном сознании.

В К. к., как и в других булгаковских произведениях, к помешательству героя
приводит малодушие, проявленное тогда, когда он не сумел воспротивиться
генералу-вешателю, не выступил против казни неизвестного в Бердянске, не забрал
брата немедленно с поля боя. По Булгакову протест против насилия - моральный
долг всякого интеллигентного человека.

Рассказчик К. к. обвиняет генерала: "Кто знает, не ходит ли к вам тот грязный, в
саже, с фонаря в Бердянске? Если так, по справедливости мы терпим. Помогать вам
повесить я послал Колю, вешали же вы. По словесному приказу без номера".
Невозможность искупить вину приводит к тому, что "не тает бремя", и призрак
всадника в красной короне (брата с разбитой головой) продолжает мучить
рассказчика. В "Беге" Хлудов, вешающий людей устными "безномерными"
приказами, раскаивается и возвращается держать ответ. В результате его
оставляет призрак повешенного и "тает бремя".

Возможно, прототипом генерала-вешателя в К. к. послужил генерал Я. А. Слащев.
Булгаков был знаком с его книгой "Требую суда общества и гласности" (1921), где
обильно цитировались слащевские "расстрельные" приказы, а название
константинопольской улицы Де Руни, на которой жил отставной генерал, сделал
фамилией одной из героинь повести "Дьяволиада" (1923).

Кроме того, Слащев командовал осенью 1919 г. войсками, действовавшими на юге
Украины, в том числе и в районе Бердянска, против отрядов Н. И. Махно (1889-
1934). Не исключено даже, что Булгаков и Слащев встретились тогда, хотя никаких
сведений об этом в нашем распоряжении нет.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Дань восхищения"
Архив публикаций
Энциклопедия
" ань восхищения" - подзаголовок рассказа Булгакова, опубликованного в
Биография (1891-1940)
начале февраля 1920 г. в одной из кавказских газет.
Персонажи
Произведения
По предположениям некоторых исследователей, рассказ, который по
Демонология воспоминаниям сестры писателя Н. А. Булгаковой назывался "Юнкер", появился
Великий бал у Сатаны 5/18 февраля 1920 г. в "Кавказской газете" (Владикавказ). Три фрагмента Д. в.,
вырезанные из газеты, Булгаков приложил к письму, адресованному сестре Вере в
Булгаковская Москва
Киев и датированному 26 апреля 1921 г.: "...Посылаю три обрывочка из рассказа с
Театр Булгакова
подзаголовком "Дань восхищения". Хотя они и обрывочки, но мне почему-то
Родные и близкие
кажется, что они будут небезынтересны вам..."
Философы
Булгаков и мы Газета с полным текстом Д. в. до сих пор не найдена. Вот текст сохранившихся
отрывков: "В тот же вечер мать рассказывает мне о том, что было без меня,
Булгаковедение
рассказывает про сына: - Начались беспорядки... Коля ушел в училище три дня
Рукописи
назад и нет ни слуху..."; "... Вижу вдруг - что-то застучало по стене в разных местах и
Фотогалереи
полетела во все стороны штукатурка. - А Коля... Коленька... - Тут голос у матери
Сообщество Мастера
становится вдруг нежным и теплым, потом дрожит, и она всхлипывает. Потом
Клуб Мастера утирает глаза и продолжает: - А Коленька обнял меня и я чувствую, что он ... он
Новый форум закрывает меня... собой закрывает".
Старый форум
В своем комментарии к Д. в. Н. А. Булгакова следующим образом передала
Гостевая книга
содержание рассказа: "Сцена обстрела у белой стены. Герои - мать и сын. Мать
СМИ о Булгакове
навещает сына в училище, и на обратном пути он провожает ее. Они попадают под
СМИ о БЭ
обстрел, сын закрывает мать... Об этом они рассказывают вернувшемуся старшему
Лист рассылки
брату".
Партнеры сайта
По воспоминаниям сестры Булгакова, в Д. в. уже звучала песня, ставшая
Старая редакция сайта
популярной после премьеры "Дней Турбиных": "Здравствуйте, дачники,
Библиотека
здравствуйте, дачницы, съемки у нас уж давно начались!".
Собачье сердце
(иллюстрированное)
В рассказе описывались реальные события, происшедшие с В. М. и Н. А.
Остальные произведения
Булгаковыми в конце октября 1917 г. в Киеве. 10 ноября 1917 г. В. М. Булгакова
Книжный интернет- извещала о происшедшем дочь Надежду и ее мужа А. М. Земского (1892-1946), в то
магазин время находившихся в Царском Селе: "Что вы пережили немало треволнений, могу
Лавка Мастера понять, т. к. и у нас здесь пришлось пережить немало. Хуже всего было положение
бедного Николайчика как юнкера. Вынес он порядочно потрясений, а в ночь с 29-го
на 30-е я с ним вместе: мы были буквально на волосок от смерти. С 25-го октября на
Печерске начались военные приготовления, и он был отрезан от остального города.
Пока действовал телефон в Инженерном училище, с Колей разговаривали по
телефону; но потом прервали и телефонное сообщение... Мое беспокойство за
Колю росло, я решила добраться до него и 29-го после обеда добралась. Туда мне
удалось попасть; а оттуда, когда в 7 1/2 часов вечера мы с Колей сделали попытку
(он был отпущен на 15 минут проводить меня) выйти в город мимо
Константиновского училища - начался знаменитый обстрел этого училища. Мы
только что миновали каменную стену перед Константиновским училищем, когда
грянул первый выстрел. Мы бросились назад и укрылись за небольшой выступ
стены; но когда начался перекрестный огонь по училищу и обратно,- мы очутились в
сфере огня - пули шлепались о ту стену, где мы стояли. По счастью, среди
случайной публики (человек 6), пытавшейся здесь укрыться, был офицер: он
скомандовал нам лечь на землю, как можно ближе к стене. Мы пережили ужасный
час: трещали пулеметы и ружейные выстрелы, пули "искались" о стену, а потом
присоединилось уханье снарядов... Но, видно, наш смертный час еще не пришел, и
мы с Колей остались живые (одну женщину убило), но мы никогда не забудем этой
ночи... В короткий промежуток между выстрелами мы успели (по команде того же
офицера) перебежать обратно до Инженерного училища. Здесь уже были потушены
огни; вспыхивал только прожектор; юнкера строились в боевой порядок;
раздавалась команда офицеров: Коля стал в ряды, и я его больше не видела... Я
сидела на стуле в приемной, знала, что я должна буду там просидеть всю ночь, о
возвращении домой в эту страшную ночь нечего было и думать, нас было человек
восемь такой публики, застигнутой в Инженерном училище началом боевых
действий. Когда я пришла в себя после пережитого треволнения, когда успокоилось
ужасное сердцебиение (как мое сердце только вынесло перебежку по открытому
месту к Инженерному училищу) - уже снова начали свистать пули, - Коля обхватил
меня обеими руками, защищая от пуль и помогая бежать... Бедный мальчик, как он
волновался за меня, а я за него...
Минуты казались часами, я представляла себе, что делается дома, где меня ждут,
боялась, что Ванечка кинется меня искать и попадет под обстрел... И мое пассивное
состояние превратилось для меня в пытку... Понемногу публика выползла из
приемной в коридор, а потом к наружной двери... Здесь в это время стояли два
офицера и юнкер артиллерийского училища, тоже застигнутые в дороге, и вот один
из офицеров предложил желающим провести их через саперное поле к бойням на
Демиевке: этот район был вне обстрела... В числе пожелавших пуститься в этот
путь оказались 6 мужчин и две дамы (из них одна я). И мы пошли... Но какое это
было жуткое и фантастическое путешествие среди полной темноты, среди тумана,
по каким-то оврагам и буеракам, по непролазной липкой грязи, гуськом друг за
другом при полном молчании, у мужчин в руках револьверы. Около Инженерного
училища нас остановили патрули (офицер взял пропуск), и около самого оврага, в
который мы должны были спускаться, вырисовывалась в темноте фигура
Николайчика с винтовкой... Он узнал меня, схватил за плечи и шептал в самое ухо:
"Вернись, не делай безумия. Куда ты идешь? Тебя убьют!", но я молча его
перекрестила, крепко поцеловала, офицер схватил меня за руку, и мы стали
спускаться в овраг... Одним словом, в час ночи я была дома (благодетель офицер
проводил меня до самого дома). Воображаете, как меня ждали? Я так устала и
физически и морально, что опустилась на первый стул и разрыдалась. Но я была
дома, могла раздеться и лечь в постель, а бедный Николайчик, не спавший уже две
ночи, вынес еще два ужасных дня и ночи. И я была рада, что была с ним в ту
ужасную ночь... Теперь все кончено... Инженерное училище пострадало меньше
других: четверо ранено, один сошел с ума".

Тема Д. в. получила дальнейшее развитие в рассказе "Красная корона", где
гибнущий брат главного героя Коля рефреном повторяет, являясь в видениях: "Я не
могу оставить эскадрон". В "Белой гвардии" Николка Турбин, напевая "Съемки",
вспоминает бой у Инженерного училища в октябре 1917 г.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Золотистый город"
Архив публикаций
Энциклопедия
" олотистый город" - очерк. Опубликован: Накануне, Берлин - М., 1923, 30 сент.,
Биография (1891-1940)
6, 12,14 окт.
Персонажи
Произведения
3. г. рассказывает об открывшейся в Москве на территории нынешнего
Демонология Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького Первой
Великий бал у Сатаны сельскохозяйственной выставке в СССР.
Булгаковская Москва
Об обстоятельствах, связанных с созданием очерка, сохранились интересные
Театр Булгакова
воспоминания писателя и журналиста Эмилия Львовича Миндлина (1900-1980),
Родные и близкие
вместе с Булгаковым сотрудничавшего в "Накануне": "Редакция "Накануне" заказала
Философы
ему обстоятельный очерк. Целую неделю Михаил Афанасьевич с редкостной
Булгаков и мы добросовестностью ездил на выставку и проводил на ней помногу часов.
Наконец изучение завершилось, и Булгаков принес в редакцию заказанный
Булгаковедение
материал. Это был мастерски сделанный, искрящийся остроумием, с превосходной
Рукописи
писательской наблюдательностью написанный очерк о сельскохозяйственной
Фотогалереи
выставке. Много внимания автор сосредоточил на павильонах - узбекском,
Сообщество Мастера
грузинском - и на всевозможных соблазнительных национальных напитках и блюдах
Клуб Мастера в открытых на выставке чайхане, духане, шашлычной, винном погребке и

<< Предыдущая

стр. 103
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>