<< Предыдущая

стр. 106
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Произведения
При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась.
Демонология
Впервые: Булгаков М. Дни Турбиных. Последние дни (А.
Великий бал у Сатаны
С. Пушкин). М.: Искусство, 1955.
Булгаковская Москва
Работу над А.П. Булгаков начал 25 августа 1934 г., когда,
Театр Булгакова
согласно дневниковой записи его третьей жены Е.С
Родные и близкие
Булгаковой, "у М.А. возник план пьесы о Пушкине.
Философы
Только он считает необходимым пригласить Вересаева
Булгаков и мы
для разработки материала. М. А. испытывает к нему
Булгаковедение благодарность за то, что тот в тяжелое время сам приехал к М. А. и предложил в
Рукописи долг денег. М. А. хочет этим как бы отблагодарить его, а я чувствую, что ничего
хорошего не получится. Нет ничего хуже, когда двое работают".
Фотогалереи
Сообщество Мастера
Из сотрудничества с писателем Викентием Викентиевичем Вересаевым
Клуб Мастера (Смидовичем) (1867-1945), действительно, ничего путного не вышло. По замыслу
Новый форум Булгакова, Вересаев, как опытный специалист по творчеству Александра
Сергеевича Пушкина (1799-1837), должен был предоставлять фактический
Старый форум
материал для создания драмы о поэте.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
Однако автор "Пушкина в жизни" (1926-1927) возражал против булгаковского
СМИ о БЭ
замысла сделать пьесу о Пушкине без Пушкина, где главный герой по ходу действия
Лист рассылки
ни разу не появляется на сцене. Возражал Вересаев и против трактовки Булгаковым
Партнеры сайта
образа Жоржа Шарля Дантеса (Геккерна) (1812-1895) не как простой
Старая редакция сайта посредственности, а по-своему сильной личности.
Библиотека
18 октября 1934 г. между соавторами была достигнута принципиальная
Собачье сердце
договоренность о начале совместной работы над А. П. 17 декабря 1934 г. Булгаков и
(иллюстрированное)
Вересаев заключили договор на пьесу с Театром им. Евг. Вахтангова. 27 марта 1935
Остальные произведения
г. Булгаков завершил черновик первой редакции А.П., а 9 сентября 1935 г. - ее
Книжный интернет-
окончательный текст. 18 мая 1935 г. он у себя дома читал пьесу актерам Театра им.
магазин
Евг. Вахтангова. 2 июня чтение первой законченной редакции всей труппе имело
Лавка Мастера большой успех.

6 июня Вересаев в письме соавтору предложил убрать свое имя с титульного листа
А. П. Предложение было принято, но все денежные обязательства по договору
Булгаков в отношении соавтора выполнил.

10 сентября 1935 г. А. П. был сдан в Театр им. Евг. Вахтангова, а 20 сентября
разрешен к постановке Главреперткомом. Однако после снятия пьесы "Кабала
святош" работа над А. П. была тем же Главреперткомом приостановлена (без
запрета пьесы).

Новый договор с МХАТом на А. П. соавторы заключили в мае 1939 г. Имя Вересаева
исчезло с титула, но за ним осталась половина гонорара. Новое разрешение
постановки Главреперткомом последовало 26 июня 1939 г.

В приложенном к разрешению отзыве отмечалось: "Пьесу вернее было бы назвать
"Гибель Пушкина". Автор имел целью изобразить обстановку и обстоятельства
гибели Пушкина. Широкой картины общественной жизни в пьесе нет. Автор хотел
создать лирическую камерную пьесу. Такой его замысел осуществлен неплохо".

24 октября 1939 г. Булгаков читал А. П. на заседании художественного совета при
дирекции МХАТа. Поставлена пьеса была уже после смерти драматурга 10 апреля
1943 г. А.П., учитывая пожелания Главреперткома, был переименован в "Последние
дни".

В А. П. Булгаков следовал штампам современной ему пушкинистики в изображении
таких исторических личностей как Наталья Николаевна Гончарова (1812-1863) или
Николай 1 (1796-1855).

Переписка Дантеса с его приемным отцом бароном Людвигом Геккерном (1791-
1884), голландским посланником в России, опубликованная только в 1995 г.,
доказывает, что, по крайней мере, в отношении Н. Н. Гончаровой эти штампы были
близки к реальному положению вещей: Дантес на самом деле пылал страстью к
супруге Пушкина и в определенной степени пользовался взаимностью.

Образ же убийцы великого поэта у Булгакова получился нетривиальным, далеким от
расхожих представлений большинства пушкинистов 30-х годов. Он - по-своему
интересная, страстная личность, романтический герой, близкий к Дантесу из романа
писателя и литературоведа Леонида Петровича Гроссмана (1888-1965) "Записки
д'Аршиака" (1930).

20 мая 1935 г. Булгаков писал Вересаеву: "Вообще в Дантесе у нас серьезная
неслаженность. Вы пишете: "Образ Дантеса нахожу в корне неверным и, как
пушкинист, никак не могу принять на себя ответственность за него".
Отвечаю Вам: я в свою очередь Ваш образ Дантеса считаю сценически
невозможным. Он настолько беден, тривиален, выхолощен, что в серьезную пьесу
поставлен быть не может. Нельзя трагически погибшему Пушкину в качестве
убийцы предоставить опереточного бального офицерика. В частности, намечаемую
фразу "я его убью, чтобы освободить вас" Дантес не может произнести. Это много
хуже выстрела в картину.
Дантес не может восклицать "О, ла-ла!". Дело идет о жизни Пушкина в этой пьесе.
Если ему дать несерьезных партнеров, это Пушкина унизит".

Одной из главных тем А. П. стала тема противостояния художника-творца и
деспотической власти, ранее развитая Булгаковым в пьесе о Мольере "Кабала
святош" и в беллетризованной биографии Мольера, а также в писавшемся
одновременно с А. П. романе "Мастер и Маргарита".

Аллюзий опасаться не приходилось, так как Пушкин в 30-е годы, в частности, в
связи с празднованием в 1937 г. столетия со дня его гибели, стал частью
официального мифа и все опасные параллели между самодержавием пушкинских
времен и коммунистической властью, воплотившейся в диктатуре Сталина,
цензурой не замечались.

Впрочем, некоторые наиболее острые моменты Булгаков при работе над пьесой все-
таки снял. В частности, в окончательный текст не попал присутствовавший в первой
редакции характерный диалог между жандармскими начальниками:
"Б е н к е н д о р ф. Много в столице таких, которых вышвырнуть бы надо.
Д у б е л ь т. Найдется".

Здесь можно было усмотреть слишком явный намек на высылку "дворянского
элемента" и прочих политически неблагонадежных лиц из Ленинграда и Москвы
после убийства секретаря ленинградской парторганизации С. М. Кирова
(Кострикова) (1886-1934) 1 декабря 1934 г.

У Булгакова Пушкин пал жертвой заговора власти,
которая ощущала поэта враждебным себе. Собственно
светское общество, олицетворяемое Строгановым,
Салтыковым, Долгоруковым и др., в том числе поэтами-
завистниками Владимиром Бенедиктовым (1807-1873) и
Нестором Кукольником (1809-1868), играет в пьесе
подчиненную роль.

Устами одного из второстепенных персонажей Булгаков
утверждал: "Гибель великого гражданина свершилась
потому, что в стране неограниченная власть вручена
недостойным лицам, кои обращаются с народом, как с
невольниками!.."

На постановку А. П., помимо Театра им. Евг. Вахтангова и МХАТа, Булгаковым были
заключены договоры с Ленинградским Красным театром. Саратовским
драматическим театром, Горьковским театром драмы, Татарским государственным
академическим театром, Киевским Театром Красной Армии, Харьковским театром
революции и Харьковским театром русской драмы.

Все театры рассчитывали на постановку в юбилейном пушкинском 1937 г., однако из-
за атмосферы, создавшейся тогда вокруг имени Булгакова, ни один из них не смог
подготовить спектакль.

Харьковский театр русской драмы пытался даже вернуть по суду аванс за якобы
запрещенную пьесу, однако 2 апреля 1937 года Булгаков выиграл процесс в
Мосгорсуде, доказав, что А.П. разрешен Главреперткомом.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Батум"
Архив публикаций
Энциклопедия
" атум" - пьеса. При жизни Булгакова не публиковалась и не ставилась.
Биография (1891-1940)
Впервые: Неизданный Булгаков. Энн Эрбор: Ардис, 1977. Впервые в СССР:
Персонажи
Современная драматургия, 1988, No5.
Произведения
Демонология Первое упоминание о намерении Булгакова писать пьесу об И. В. Сталине
Великий бал у Сатаны содержится в дневниковой записи третьей жены драматурга Е. С. Булгаковой от 7
Булгаковская Москва февраля 1936 г.: "...Миша окончательно решил писать пьесу о Сталине". 18 февраля
он подтвердил это намерение в беседе с директором МХАТа М. П. Аркадьевым.
Театр Булгакова
Родные и близкие
Однако последующий скандал, вызванный снятием пьесы "Кабала святош",
Философы
заставил драматурга надолго отложить свой замысел. Только в сентябре 1938 г. в
Булгаков и мы
связи с предстоявшим в будущем году 60-летием Сталина Художественный театр
Булгаковедение стал побуждать Булгакова к созданию пьесы о вожде. 9 сентября к драматургу
Рукописи пришли завлит МХАТа П. А. Марков (1897-1980) и его помощник В. Я. Виленкин
(1910/11 г. рождения) с предложением писать пьесу о Сталине, напомнив о замысле
Фотогалереи
1936 г.
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
Согласно дневниковой записи Е. С. Булгаковой, "Миша ответил, что очень трудно с
Новый форум материалами, нужны - а где достать. Они предлагали и материалы достать через
Старый форум театр, и чтобы Немирович написал письмо Иосифу Виссарионовичу с просьбой о
материале. Миша сказал - это очень трудно, хотя многое мне уже мерещится из
Гостевая книга
этой пьесы. Пока нет пьесы на столе - говорить и просить не о чем".
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
Самые ранние наброски к Б. на столе Булгакова появились 16 января 1939 г.
Лист рассылки
Первая редакция называлась "Пастырь". В основу пьесы была положена история
Партнеры сайта
Батумской рабочей демонстрации 8-9 марта 1902 г., организованной Сталиным.
Старая редакция сайта
Главным источником послужила книга "Батумская демонстрация 1902 года",
выпущенная Партиздатом в марте 1937 г. и содержавшая документы и
Библиотека
воспоминания, призванные возвеличить первые шаги вождя по руководству
Собачье сердце
революционным движением в Закавказье.
(иллюстрированное)
Остальные произведения
В качестве вариантов заглавия, кроме "Пастырь", Булгаков рассматривал
Книжный интернет-
"Бессмертие", "Битва", "Рождение славы", "Аргонавты", "Геракл", "Кормчий",
магазин
"Юность штурмана", "Так было", "Кондор", "Комета зажглась", "Штурман вел
Лавка Мастера
корабль", "Молния", "Вставший из снега", "Штурман вел по звездам", "Юность
командора", "Юный штурман", "Юность рулевого", "Поход аргонавтов", "Штурман
шел по звездам", "Море штормит", "Когда начинался шторм", "Шторм грохотал",
"Будет буря", "Мастер", "Штурман вел аргонавтов", "Комета пришла", "Как
начиналась слава", "У огня", "Дело было в Батуми" и, наконец, "Батум".

Поскольку действие пьесы разворачивается в черноморском порту и на месте
древнегреческой колонии, Булгаков пробовал названия, связанные с морем или
героями древнегреческих мифов - аргонавтами, Гераклом. В ряде названий,
начиная с "Пастыря", фигурирует образ молодого Сталина, выступающего в пьесе в
качестве положительного культурного героя мифа (иная трактовка по условиям
цензуры была невозможна).

15 июня Булгаков подписал договор с МХАТом. Первая редакция пьесы была
закончена в середине июля. 17 июля началась перепечатка набело, в результате
возникла новая, беловая редакция Б., законченная к 27 июля, когда Булгаков прочел
Б. партийной группе МХАТа. Это чтение описано Е. С. Булгаковой: "Слушали
замечательно, после чтения очень долго, стоя, аплодировали. Потом высказыванья.
Все очень хорошо. Калишьян в последней речи сказал, что театр должен ее
поставить к 21 декабря".

От всех, включая главного режиссера МХАТа В. И. Немировича-Данченко (1858-
1943), Б., несмотря на скромные художественные достоинства, имел только
благоприятные отзывы (других о произведении, посвященном Сталину, быть не
могло). Уже намечались актеры на главные роли в Б. Сталина должен был играть Н.
П. Хмелев (1901-1945).

14 августа 1939 г. Булгакова во главе бригады МХАТа командировали в Батум для
изучения материалов к будущей постановке, зарисовок декораций, собирания песен
к спектаклю и т.д. Через два часа в Серпухове ему вручили телеграмму директора
театра Г. М. Калишьяна: "Надобность поездки отпала, возвращайтесь в Москву". Не
исключено, что запрет Б. спровоцировал обострение наследственного
нефросклероза, который через семь месяцев свел Булгакова в могилу.

Создавая Б., писатель рассчитывал получить официальное признание и обеспечить
публикацию своих произведений, прежде всего романа "Мастер и Маргарита",
который летом 1938 г. он впервые превратил из рукописи в машинопись. Уже будучи
смертельно больным, 8 ноября 1939 г. Булгаков так излагал историю Б. сестре
Наде, согласно ее конспективной записи: "1. "Солнечная жизнь". 2. Образ вождя.
Романтический и живой... Юноша...". Слова о "солнечной жизни" Н. А. Булгакова в
другой записи прокомментировала булгаковскими словами: "А знаешь, как я хотел
себе строить солнечную жизнь?"

При этом драматург стремился в минимальной степени идти на компромисс с
собственной совестью. Он выбрал период, когда Сталин представлялся еще
романтическим юношей, только что включившимся в революционную борьбу против
самодержавия за идеалы справедливости и свободы. Булгаков мог убедить себя,
что в жестокого диктатора Сталин превратился только после 1917г.

Однако, судя по подчеркиваниям и иным пометкам, оставленным драматургом в
тексте "Батумской демонстрации", даже знакомство с этим сугубо официальным

<< Предыдущая

стр. 106
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>