<< Предыдущая

стр. 107
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

источником поколебало сложившийся у него образ честного, благородного и
романтического революционера - молодого Джугашвили. Неслучайно Булгаков
выделил красным карандашом рассказ о том, как в сибирской ссылке Сталин, чтобы
совершить побег, "сфабриковал удостоверение на имя агента при одном из
сибирских исправников". Это давало основания подозревать, что "великий вождь и
учитель" действительно был полицейским агентом, ибо непонятно, как он мог
изготовить удостоверение секретного агента настолько хорошо, что оно не вызвало
сомнений у полицейских и жандармов.

Булгаков подчеркнул и следующие во многом саморазоблачительные слова
Сталина, обращенные к демонстрантам: "Солдаты в нас стрелять не будут, а их
командиров не бойтесь. Бейте их прямо по головам...". Такие провокационные
призывы в значительной мере и вызвали кровавую расправу войск над Батумской
демонстрацией.

Писатель, памятуя об аллюзиях, вызвавших запрет "Кабалы святош", и о том, что
сам Сталин станет первым, главным по значению читателем Б., эти и другие
двусмысленные эпизоды в текст пьесы не включил, но, судя по пометам в
"Батумской демонстрации", насчет отсутствия у героя книги нравственных качеств
сомнений не питал.

17 августа 1939 г. режиссер несостоявшегося спектакля по Б. В. Г. Сахновский (1886-
1945) и В.Я. Виленкин, согласно записи Е. С. Булгаковой, заверили драматурга, что
"театр выполнит все свои обещания, то есть - о квартире, и выплатит все по
договору". Деньги по договору были выплачены, а добиться лучшей квартиры - этим
соблазняли Булгакова на создание Б. - МХАТ не успел.

Тогда же Сахновский сообщил: "Пьеса получила наверху резко отрицательный
отзыв. Нельзя такое лицо, как И. В. Сталин, делать романтическим героем, нельзя
ставить его в выдуманные положения и вкладывать в его уста выдуманные слова.
Пьесу нельзя ни ставить, ни публиковать. Второе - что наверху посмотрели на
представление этой пьесы Булгаковым, как на желание перебросить мост и
наладить отношение к себе". 22 августа Г. М. Калишьян, утешая Булгакова, уверял,
что "фраза о "мосте" не была сказана".

Позднее, 10 октября 1939 г., как отметила Е. С. Булгакова, Сталин во время
посещения МХАТа сказал В. И. Немировичу-Данченко, что "пьесу "Батум" он считает
очень хорошей, но что ее нельзя ставить". Передавали и более пространный
сталинский отзыв: "Все дети и все молодые люди одинаковы. Не надо ставить пьесу
о молодом Сталине". Дирижер и художественный руководитель Большого Театра С.
А. Самосуд (1884-1964) уже после запрета предлагал переделать Б. в оперу,
полагая, что в опере романтический Сталин будет вполне уместен, однако замысел
не осуществился, в том числе из-за болезни Булгакова.

Причины, по которым Сталин не допустил постановку Б., заключались в том, что он
не хотел видеть себя на сцене начинающим революционером. И дело тут, скорее
всего, не в наличии темных мест в батумский период сталинской биографии
(щекотливых моментов хватало во все годы жизни диктатора). Просто для мифа
лучше подходил образ умудренного жизнью человека, вождя великой страны. Для
этой цели тогда, в 1939 г., почти идеально годилась фигура Сталина конца 20-х -
начала 30-х годов, когда генсек уже достиг "высшей власти". После Великой
Отечественной войны герой мифа претерпел трансформацию, одевшись в
маршальский мундир и приняв облик военного вождя народа-победителя, самого
мудрого полководца всех времен и народов. Молодому Сталину места в сталинском
мифе не находится и по сей день. Булгаков вряд ли мог сознавать несоответствие
образа молодого романтика-революционера официальному мифу, но Сталин такое
несоответствие сразу же уловил.

Высказывались предположения, что Булгаков в Б. высмеял тирана, пусть в скрытой,
эзоповой форме, или сознательно уподобил его Антихристу. Администратор МХАТа
Ф. Н. Михальский полагал, что на запрещение пьесы могла повлиять сцена, где
Сталин рассказывает о предсказаниях гадалки: "Все, оказывается, исполнится, как я
задумал. Решительно сбудется все! Путешествовать, говорит, будешь много. А в
конце даже комплимент сказала - большой ты будешь человек! Безусловно, стоит
заплатить рубль", а также зачитываемое полицейское описание внешности
Джугашвили: "Телосложение среднее. Голова обыкновенная. Голос баритональный.
На левом ухе родинка". Как будто у положительного культурного героя мифа в
принципе не может быть обыкновенной головы или родинки за ухом!

Также невероятно, чтобы зрители и даже пристрастные читатели могли в то время
воспринимать рассказ о гадалке как скрытый намек на проявившееся уже с раннего
возраста непомерное честолюбие Сталина. Многие эпизоды Б. в наши дни
прочитываются действительно довольно двусмысленно, в том числе сцена
избиения главного героя тюремной стражей, позаимствованная из созданной в 1935
г. французским писателем-коммунистом Анри Барбюсом (1873-1935)
апологетической биографии Сталина. Трудно допустить, чтобы Булгаков, памятуя о
печальной участи пьесы о Мольере, рискнул сознательно сделать какие-то
двусмысленные намеки в пьесе о Сталине.

Дело здесь в другом - во всеобщем свойстве любого мифа, который и от писателя, и
от читателя (или зрителя) требует строго однозначного и одинакового взгляда на
события и героев. Положительный культурный герой всегда и всеми должен
восприниматься положительно, отрицательный - отрицательно. Иного восприятия
не могло быть у подавляющего большинства читателей и будущих зрителей Б. в
конце 30-х годов. Мало кто рискнул бы представить себе Сталина отрицательным
героем или даже просто обыкновенным живым человеком, а тем более обратил бы
внимание на те или иные подозрительные моменты в биографии вождя (это было
крайне рискованно). При перемене же точки зрения на события и героев миф
непременно превращается в гротеск.

Интересно, что единственная на сегодняшний день постановка Б. (с
использованием текста ранней редакции и под названием "Пастырь") была
осуществлена в 1991 г. в МХАТе им. Горького режиссером С. Е. Кургиняном именно
в жанре гротеска.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Иван Васильевич"
Архив публикаций
Энциклопедия
" ван Васильевич" - пьеса, созданная на основе пьесы "Блаженство" после
Биография (1891-1940)
того, как последняя была отвергнута московским Театром Сатиры и стала ранней
Персонажи
редакцией И. В.
Произведения
Демонология
При жизни Булгакова не ставилась и не публиковалась. Впервые: Булгаков М.
Великий бал у Сатаны Драмы и комедии. М., Искусство, 1965.
Булгаковская Москва
Первую редакцию И. В. Булгаков создал в период с осени 1934 г. по конец сентября
Театр Булгакова
1935 г. вместо отвергнутого "Блаженства". Еще в конце апреля 1934 г. написать
Родные и близкие
пьесу об Иване Грозном (1530-1584), перенесенном в наши дни, (в развитие одного
Философы
из мотивов "Блаженства") предложили драматургу актеры и режиссеры Театра
Булгаков и мы Сатиры. 17 сентября 1934г. режиссер Николай Михайлович Горчаков (1898-1958)
Булгаковедение повторил просьбу, как зафиксировала в дневнике третья жена драматурга Е. С.
Булгакова, "из "Блаженства" сделать комедию, в которой бы Иван Грозный
Рукописи
действовал в современной Москве".
Фотогалереи
Сообщество Мастера Начало работы над И. В. под этим названием вместо "Блаженства" впервые
Клуб Мастера зафиксировано в дневнике жены драматурга 30 ноября 1934 г. 30 сентября 1935 г.
первая редакция была закончена, и 2 октября Булгаков у себя на квартире прочел
Новый форум
И. В. актерам и режиссерам Театра Сатиры. Комедия была принята, по выражению
Старый форум
Е. С. Булгаковой, "с бешеным успехом" - "все радовались весело".
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
По цензурным соображениям в процессе подготовки к постановке Булгаковым была
СМИ о БЭ
написана до апреля 1936 г. вторая редакция пьесы, где, в отличие от первой, все
Лист рассылки
происходящее представлено как сон инженера Тимофеева. Были также устранены
Партнеры сайта некоторые наиболее острые эпизоды, в частности, лекция о свиньях по
Старая редакция сайта радиорепродуктору и слова Тимофеева в финале, когда его арестовывает милиция:
"Послушайте меня. Да, я сделал опыт. Но разве можно с такими свиньями, чтобы
Библиотека
вышло что-нибудь путное?.."
Собачье сердце
(иллюстрированное)
Как и в "Роковых яйцах" и "Собачьем сердце", объектом сатиры оставалось
Остальные произведения
невежество и безграмотность населения и власть предержащих. 17 октября 1935 г.
Книжный интернет-
Е. С. Булгакова описала в дневнике реакцию в Главреперткоме на И. В.: "Пять
магазин
человек в Реперткоме читали пьесу, все искали, нет ли в ней чего подозрительного.
Лавка Мастера
Так ничего и не нашли... Замечательная фраза: а нельзя ли, чтобы Иван Грозный
сказал, что теперь лучше, чем тогда?".

29 октября 1935 г. И. В. разрешили при условии ряда изменений и дополнений в
тексте. 13 мая 1936 г. была проведена генеральная репетиция пьесы и сразу же
после окончания репетиции последовал запрет И. В. В дневнике Е. С. Булгаковой
сохранилась зарисовка этого печального события: "Генеральная без публики "Ивана
Васильевича". (И это бывает - конечно, не у всех драматургов!) Впечатление от
спектакля такое же безотрадное. Смотрели спектакль (кроме нашей семьи - М. А.,
Евгений и Сергей, Екатерина Ивановна (Буш, воспитательница Сергея, сына Е. С.
Булгаковой) и я) - Боярский, Ангаров из ЦК партии, и к концу пьесы, даже не снимая
пальто, держа в руках фуражку и портфель, вошел в зал Фурер, - кажется, он из МК
партии.
Немедленно после спектакля пьеса была запрещена. Горчаков передал, что Фурер
тут же сказал:
- Ставить не советую".

Явление партийного чиновника, запретившего И. В., было вполне в гофманском
духе и удивительно напоминало явление сатаны-редактора в "Тайному другу" и
"Театральном романе", написанных самим Булгаковым. Ничего мистического в
запрете И. В., однако, не было. С одной стороны, сыграло свою роль снятие
"Кабалы святош". С другой стороны, сам по себе И. В. имел мощный сатирический
заряд.

Главный комический эффект заключался в том, что пьяница, сластолюбец, болван и
прирожденный доносчик управдом Бунша оказывается вполне способен в другую
эпоху выступить в роли могущественного Ивана Грозного, тогда как творец
опричнины оказывается абсолютно беспомощным в роли советского управдома
(тиранства Грозного здесь оказывается мало).

Мораль булгаковской пьесы заключалась в том, что в условиях деспотической
власти во главе государства может оказаться любая посредственность, и при этом
государственная машина все так же безжалостно будет перемалывать людей.
Слишком явные и опасные (применительно к И. В. Сталину) аллюзии сделали И. В.
нецензурным произведением.

Булгаков показал деградацию тирании в России со времен Грозного до советской
эпохи, от жестокого и величественного царя Ивана до жестокого и жалкого
управдома Бунши, который способен властвовать в Москве XVI века только с
помощью умного жулика Жоржа Милославского - родного брата бессмертного
Остапа Бендера.

В И. В. драматург, перефразируя вызвавшие неудовольствие Реперткома слова
Бунши, рассказал "про советскую жизнь такие вещи, которые рассказывать
неудобно". Автор пьесы не преувеличивал роль личности в истории (ничего
принципиально не изменится, если царя заменить пьяницей управдомом), но, в
отличие от своего любимого писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910), не
отрицал ее вовсе. В комедии все преступления, казни и опричнину творит все же
настоящий Иван Васильевич Грозный, а не внешне неотличимый от него управдом
Иван Васильевич Бунша.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Блаженство"
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Персонажи
" лаженство" - пьеса, имеющая подзаголовок "Сон инженера Рейна в четырех
Произведения
актах".
Демонология
Великий бал у Сатаны
При жизни Булгакова не публиковалась и не ставилась. Впервые: Звезда Востока,
Булгаковская Москва
Ташкент, 1966, No7.
Театр Булгакова
Замысел Б. относится к 1929 г. На него повлияли пьесы В. Маяковского
Родные и близкие
"Клоп" (1928) и "Баня" (1929). Замысел был реализован только в 1933 г., когда 18
Философы
мая Булгаков заключил договор с Ленинградским мюзик-холлом на
Булгаков и мы
"эксцентрическую синтетическую трехактную пьесу".
Булгаковедение
Рукописи Работа над Б. началась 26 мая, но вскоре прервалась и возобновилась только 8
декабря. Первую редакцию Булгаков закончил 28 марта 1934 г. К тому времени
Фотогалереи
договор с Ленинградским мюзик-холлом был расторгнут, и 23 марта 1934 г.
Сообщество Мастера
драматург заключил договор с московским Театром сатиры. Вторая редакция была
Клуб Мастера
завершена 11 апреля 1934 г., а третья - 23 апреля 1934 г. 25 апреля состоялось
Новый форум
чтение Б. в Театре сатиры. Значительная часть пьесы, в том числе важнейшие
Старый форум сцены "в будущем", не понравились ни актерам, ни режиссерам. В результате по
Гостевая книга канве Б. Булгаков создал позднее новую пьесу "Иван Васильевич".
СМИ о Булгакове
В Б. показано воображаемое будущее коммунистического строя. Оно возглавляется
СМИ о БЭ
народным комиссаром изобретений Радамановым. Сама же страна осуществленной
Лист рассылки
коммуно-технократической утопии в пьесе называется "Блаженство". Здесь
Партнеры сайта
пародийно трансформирован запечатленный в гомеровской "Одиссее"
Старая редакция сайта
древнегреческий миф о златовласом Радаманфе, сыне бога Зевса, судье в царстве

<< Предыдущая

стр. 107
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>