<< Предыдущая

стр. 113
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В финале обложение обитателей квартиры налогом как нетрудовых элементов
выглядит как Божья кара за лицемерие, от которой никакой Карл Маркс не спасет: " -
Что ж это такое? - горестно завопил хозяин, - ведь это ни отдыху, ни сроку не дают.
Не в дверь, так по телефону! (намек на поговорку о черте, которого гонят в дверь, а
он возвращается в окно). От реквизиций отбрились, теперь налог. Доколе это будет
продолжаться? Что они еще придумают?!
Он взвел глаза на Карла Маркса, но тот сидел неподвижно и безмолвно.
Выражение лица у него было такое, как будто он хотел сказать:
- Это меня не касается!"

Булгаков ухаживал за 3. В. Коморской, и возможно, это стало причиной нелестного
изображения того из героев М. с., которому ее муж послужил прототипом. По
воспоминаниям первой жены писателя Т. Н. Лаппа, как-то Булгаков "позвонил Зине,
назначил ей свидание на Патриаршем, потом приходят вместе, он говорит: "Вот,
шел, случайно Зину встретил..." Это мне Коморский рассказал". Она же утверждала,
что автор М. с. не только обедал у Коморских, но и частично экспроприировал в
свою пользу их библиотеку: "Михаил, между прочим, таскал книги. У Коморского
спер несколько. Я говорю: - Зачем зажилил?
- Я договорился.
- Я спрошу.
- Только попробуй!"

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Москва 20-х годов"
Архив публикаций
Энциклопедия
" осква 20-х годов" - фельетон.
Биография (1891-1940)
Персонажи
Опубликован: Накануне, Берлин - М., 1924, 27 мая; 12 июня (это последний
Произведения
фельетон Булгакова в "Накануне"). Вошел в сборник: Булгаков М. Трактат о жилище.
Демонология М.-Л.: Земля и фабрика, 1926, (Библиотека сатиры и юмора) (в сборнике М. 20-х г.
Великий бал у Сатаны напечатана под названием "Трактат о жилище" и с сокращениями).
Булгаковская Москва
В фельетоне, в частности, описана квартира на Патриарших прудах (М. Бронная, 32,
Театр Булгакова
кв. 24), где жил знакомый писателя Иван Павлович Крешков, а также находившаяся
Родные и близкие
неподалеку (М. Козихинский пер., 12, кв.12) квартира упоминаемой в фельетоне
Философы
Зины - булгаковской знакомой Зинаиды Васильевны Коморской. Именно в этом
Булгаков и мы районе Москвы позднее развернется действие московских сцен романа "Мастер и
Булгаковедение Маргарита".
Рукописи
Главная тема М. 20-х г. - жилищный кризис. Его Булгакову довелось испытать на
Фотогалереи
себе, когда вначале пришлось долго добиваться вселения в одну из комнат
Сообщество Мастера
квартиры No50 в доме No10 по Б. Садовой (Нехорошая квартира), а потом жить в ней
Клуб Мастера
с малоприятными соседями. И в дальнейшем, даже после въезда в трехкомнатную
Новый форум
кооперативную квартиру в писательском доме (Нащокинский пер, 3-5, кв. 44) в 1934
Старый форум г., Булгаков не был удовлетворен своими жилищными условиями, и обещание
Гостевая книга МХАТа предоставить новую квартиру было важным стимулом для начала его
работы над пьесой "Батум" в 1938 г.
СМИ о Булгакове
СМИ о БЭ
В М. 20-х г. обнаруживаются важные параллели с более значительными
Лист рассылки
булгаковскими произведениями. Так, образ соседа пьяницы и дебошира Василия
Партнеры сайта
Ивановича: "Клянусь всем, что у меня есть святого, каждый раз, как я сажусь писать
Старая редакция сайта
о Москве, проклятый образ Василия Ивановича стоит передо мною в углу. Кошмар в
Библиотека пиджаке и полосатых подштанниках заслонил мне солнце! Я упираюсь лбом в
каменную стену, и Василий Иванович надо мной как крышка гроба", узнается в
Собачье сердце
"Белой гвардии", когда Алексею Турбину во сне является "маленького роста кошмар
(иллюстрированное)
в брюках в крупную клетку".
Остальные произведения
Книжный интернет-
Позднее в "Мастере и Маргарите" в образе черта Коровьева-Фагота соединились
магазин
детали обоих кошмаров - из "Белой гвардии" и М. 20-х г. Коровьев оказывается в
Лавка Мастера
Нехорошей квартире, прообразом которой была квартира на Б. Садовой (там жили
Булгаков и Василий Иванович), но одет в клетчатое, что роднит его с восходящему к
"Бесам" (1871-1872) Федора Достоевского (1821-1881) кошмаром Алексея Турбина.

В М. 20-х г. содержится и генезис "ершалаимских сцен" "Мастера и Маргариты": "В
лето от рождества Христова... (в соседней комнате слышен комсомольский голос:
"Не было его!!"). Ну, было или не было...". История Иешуа и Пилата, рассказанная
Воландом Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, опровергает
поддерживаемую Советской властью в 20-е и 30-е годы "мифологическую" теорию
происхождения Христианства, отрицавшую историческое существование Иисуса
Христа.

В булгаковском дневнике "Под пятой" атеистическая кампания 20-х годов, в которой
большую роль играли комсомольцы, была резко осуждена. Например, в записи 5
января 1925 г. автор М. 20-х г. возмущался: "Когда я бегло проглядел у себя дома
вечером номера "Безбожника", был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно,
конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее: ее можно
доказать документально - Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника,
именно его. Этому преступлению нет цены".

Естественно, в подцензурном фельетоне Булгаков не мог столь резко осудить
государственный атеизм, поэтому в М. 20-х г. вопрос об историчности Христа как бы
остается открытым: "было или не было". Однако из контекста ясно, что автор в
реальном существовании Иисуса не сомневается.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мёртвые души", инсценировка
Архив публикаций
Энциклопедия
" ертвые души" - инсценировка одноименной поэмы (1842-1852) Николая
Биография (1891-1940)
Васильевича Гоголя (1809-1852).
Персонажи
Произведения
Премьера во МХАТе состоялась 28 ноября 1932 г. При жизни Булгакова не
Демонология публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский писатель, 1986 г.
Великий бал у Сатаны
Работу над М. д. Булгаков начал вскоре после своего прихода во МХАТ режиссером-
Булгаковская Москва
ассистентом 10 мая 1930 г. Первые наброски инсценировки были сделаны 17 мая
Театр Булгакова
1930 г. Согласно булгаковскому замыслу, действие должно было начинаться в Риме.
Родные и близкие
Философы
В письме своему другу философу и литературоведу П. С. Попову 7 мая 1932 г.
Булгаков и мы драматург утверждал: "Мертвые души" инсценировать нельзя. Примите это за
аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что
Булгаковедение
существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но во всяком случае
Рукописи
играть "Мертвые души" нельзя...
Фотогалереи
А как же я-то взялся за это?
Сообщество Мастера Я не брался, Павел Сергеевич. Я ни за что не берусь уже давно, так как не
распоряжаюсь ни одним моим шагом, а Судьба берет меня за горло. Как только
Клуб Мастера
меня назначили в МХАТ, я был введен в качестве режиссера-ассистента в "М.
Новый форум
д." (старший режиссер Сахновский (Василий Григорьевич Сахновский (1986-1946),
Старый форум
режиссер МХАТа), Телешева (Е. С. Телешева (1892-1943), актриса и режиссер
Гостевая книга
МХАТа) и я). Одного взгляда моего в тетрадку с инсценировкой, написанной
СМИ о Булгакове
приглашенным инсценировщиком (Д. П. Смолиным), достаточно было, чтобы у меня
СМИ о БЭ
позеленело в глазах. Я понял, что на пороге еще Театра попал в беду - назначили в
Лист рассылки
несуществующую пьесу. Хорош дебют? Долго тут рассказывать нечего. После
Партнеры сайта
долгих мучений выяснилось то, что мне давно известно, а многим, к сожалению,
Старая редакция сайта неизвестно: для того, чтобы что-то играть, надо это что-то написать. Коротко говоря,
писать пришлось мне.
Библиотека
Первый мой план: действие происходит в Риме (не делайте больших глаз!). Раз он
Собачье сердце
видит ее из "прекрасного далека" - и мы так увидим!
(иллюстрированное)
Рим мой был уничтожен, лишь только я доложил expose (конспект замысла). И
Остальные произведения
Рима моего мне безумно жаль!..
Книжный интернет-
Без Рима, так без Рима.
магазин
Именно, Павел Сергеевич, резать! И только резать! И я разнес всю поэму по
Лавка Мастера
камням. Буквально в клочья. Картина I (или пролог) происходит в трактире в
Петербурге или в Москве, где секретарь Опекунского совета дал случайно Чичикову
уголовную мысль покойников купить и заложить (загляните в т. I гл. XI). Поехал
Чичиков покупать. И совсем не в том порядке, как в поэме. В картине Х-й,
называемой в репетиционных листках "Камеральной", происходит допрос
Селифана, Петрушки, Коробочки и Ноздрева, рассказ про капитана Копейкина и
приезжает живой капитан Копейкин, от чего прокурор умирает. Чичикова
арестовывают, сажают в тюрьму и выпускают (полицмейстер и жандармский
полковник), ограбив дочиста. Он уезжает. "Покатим, Павел Иванович!"
Вот-с, какие дела.
Что было с Немировичем (Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943),
вместе с Константином Сергеевичем Станиславским (1863-1938) - один из
основателей и главных режиссеров МХАТа), когда он прочитал! Как видите, это не
161-я инсценировка и вообще не инсценировка, а совсем другое. (Всего, конечно, не
упишешь в письме, но, например, Ноздрев всюду появляется в сопровождении
Мижуева, который ходит за ним как тень. Текст сплошь и рядом передан в другие
уста, совсем не в те, что в поэме, и так далее.)
Владимир Иванович был в ужасе и ярости. Был великий бой, но все-таки пьеса в
этом виде пошла в работу. И работа продолжается около 2-х лет!
Ну и что же, этот план сумели выполнить? Не беспокойтесь, Павел Сергеевич, не
сумели. Почему же? Потому что, к ужасу моему Станиславский всю зиму прохворал,
в Театре работать не мог (Немирович же за границей).
На сцене сейчас черт знает что. Одна надежда, что Ка-Эс поднимется в мае,
глянет на сцену. Когда выйдут "Мертвые души". По-моему - никогда. Если же они
выйдут в том виде, в каком они сейчас, будет большой провал на Большой Сцене.
В чем дело? Дело в том, что для того, чтобы гоголевские пленительные
фантасмагории ставить, нужно режиссерские таланты в Театре иметь".

И Станиславский, и Немирович-Данченко мыслили инсценировку "Мертвых душ"
вполне в академическом духе, поэтому римский пролог, предложенный Булгаковым,
был сразу же отвергнут. Гораздо дольше удержалась фигура Первого, или Чтеца, за
которым угадывалась фигура самого Гоголя. Первый вел спектакль, и в его уста
Булгаков вложил эпические и лирические авторские отступления поэмы. Вначале
этот образ нравился Станиславскому, но в итоге в той иллюстративной постановке
классического произведения, которой стали М. д., стал не нужен. На обсуждении
премьерного спектакля Булгаков с сожалением говорил: "Надо эпическое течение
громадной реки". Его в мхатовской постановке не было.

Прогноз Булгакова насчет судьбы М. д. не вполне оправдался. Его инсценировка
увидела сцену через полгода после печального письма П. С. Попову. Л. Е.
Белозерская, вторая жена Булгакова, в мемуарах следующим образом суммировала
свои впечатления от спектакля: "Вскоре после премьеры как-то днем раздался
телефонный звонок. К аппарату подошел М. А., сказал несколько слов, отложил
трубку и обратился ко мне:
- С тобой хочет поговорить Константин Сергеевич.
Я замахала руками, затрясла отрицательно головой, но, ничего не поделаешь,
пришлось подойти.
- Интересный ли получился спектакль? - спросил К. С.
Я ответила утвердительно, слегка покривив душой. Видно, необыкновенный старик
почувствовал неладное. Он сказал:
- Да вы не стесняйтесь сказать правду. Нам бы очень не хотелось, чтобы спектакль
напоминал школьные иллюстрации.
Я уж не сказала К. С., что именно школьные годы напомнил мне этот спектакль и
Александринку в Петрограде, куда нас водили смотреть произведения классиков".

М. д. получили по преимуществу отрицательную оценку критики, но понравились
зрителям. Спектакль сохранился в репертуаре МХАТа не только при жизни
Булгакова, но и многие годы после его смерти. Из отзывов современников наиболее
интересна критика М. д. писателем, поэтом и литературоведом, знатоком
творчества Гоголя А. Белым. Еще на обсуждении постановки М. д. во
Всероскомдраме 15 января 1933 г. он отмечал: " - Возмущение, презрение, печаль
вызвала во мне постановка "Мертвых душ" в МХАТе... так не понять Гоголя! Так
заковать его в золотые, академические ризы, так не суметь взглянуть на Россию его
глазами! И это в столетний юбилей непревзойденного классика (здесь ошибка
записавшего выступление А. Белого писателя Юрия Слезкина (1885-1947). В
действительности речь шла о предстоящем в 1934 г. 125-летнем юбилее Гоголя).
Давать натуралистически усадьбы николаевской эпохи, одну гостиную, другую,
третью и не увидеть гоголевских просторов... гоголевской тройки, мчащей Чичикова-
Наполеона к новым завоеваниям... Позор!"

В печатном же отклике на премьеру 20 января 1933 г. в газете "Советское
искусство" Белый был не менее резок: "Театр прилепился к анекдотической фабуле
сюжета, соблюдая в ней всю временную последовательность, но не заметил в ней
самого главного - живой идеи произведения... мыслима ли, может ли быть
постановка гоголевских "Мертвых душ" без чичиковской дорожной тройки, без ее
жути, без чувства безысходной тоски, с которым Гоголь смотрел на бескрайние
просторы современной ему России. Куда вообще девались все лирические
отступления Гоголя?.. Почему нет капитана Копейкина - этой потрясающей по своей
насыщенности социальной фигуры?.."

Отзыв Белого, автора вышедшей посмертно, в апреле 1934 г., великолепной книги
"Мастерство Гоголя", обидел Булгакова: ведь критик не мог знать, что в первой
редакции М. д. были и капитан Копейкин, и фантасмагорический Рим, и сам Гоголь в
образе Первого, со всеми своими лирическими и эпическими монологами. Обидой,

<< Предыдущая

стр. 113
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>