<< Предыдущая

стр. 120
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Характерные черты поведения вампиров - щелканье зубами и причмокивание
Булгаков, возможно, позаимствовал из повести Алексея Константиновича Толстого
(1817-1875) "Упырь" (1841), где главному герою грозит гибель со стороны упырей
(вампиров). Здесь девушка-вампир поцелуем обращает в вампира своего
возлюбленного - отсюда, очевидно, роковой для Варенухи поцелуй Г.

Г., единственная из свиты Воланда, отсутствует в сцене последнего полета. Третья
жена писателя Е. С. Булгакова считала, что это - результат незавершенности
работы над "Мастером и Маргаритой". По воспоминаниям В. Я. Лакшина, когда он
указал ей на отсутствие Г. в последней сцене, "Елена Сергеевна взглянула на меня
растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша забыл
Геллу!!!".

Но не исключено, что Булгаков сознательно убрал Г. из сцены последнего полета
как самого младшего члена свиты, исполняющего только вспомогательные функции
и в Театре Варьете, и в Нехорошей квартире, и на Великом балу у сатаны. Вампиры
- это традиционно низший разряд нечистой силы.

К тому же Г. не в кого было бы превращаться в последнем полете, она ведь, как и
Варенуха, обратившись в вампира (ожившего мертвеца), сохранила свой
первоначальный облик. Когда ночь "разоблачала все обманы", Г. могла только
снова стать мертвой девушкой. Возможно также, что отсутствие Г. означает ее
немедленное исчезновение (за ненадобностью) после окончания миссии Воланда и
его спутников в Москве.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Фрида ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
рида - персонаж романа "Мастер и Маргарита", участница Великого бала у
Биография (1891-1940)
сатаны.
Персонажи
Произведения
Ф. просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед князем тьмы и
Демонология
прекратила ее пытку: вот уже тридцать лет Ф. кладут ночью на стол платок, которым
Великий бал у Сатаны
она удавила своего младенца.
Булгаковская Москва
Театр Булгакова В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского
психиатра и общественного деятеля, одного из основоположников сексологии
Родные и близкие
Августа (Огюста) Фореля (1848-1931) "Половой вопрос" (1908): "Фрида Келлер -
Философы
убила мальчика. Кониецко - удавила младенца носовым платком".
Булгаков и мы
Булгаковедение Фрида Келлер, послужившая прототипом Ф., - это молодая швея из швейцарского
Рукописи кантона Сен-Галлен, родившаяся в 1879 г. Первоначально она зарабатывала всего
60 франков в месяц. Как отмечает Форель: "В погоне за большими заработками она
Фотогалереи
по воскресным дням исполняла обязанности помощницы в кафе, где женатый
Сообщество Мастера
хозяин упорно приставал к ней со своими ухаживаниями. Она вскоре перешла в
Клуб Мастера
новый магазин с ежемесячным окладом в 80 франков, но, когда ей было 19 лет,
Новый форум
хозяин кафе, который давно уже на нее покушался, увлек ее под благовидным
Старый форум предлогом в погреб и здесь заставил ее ему отдаться, что повторялось еще раза
Гостевая книга два. В мае 1899 г. она разрешилась от бремени мальчиком в госпитале в Сен-
Галлене". Ребенка Фрида Келлер поместила в приют, откуда, однако, его
СМИ о Булгакове
необходимо было забрать по достижении пятилетнего возраста.
СМИ о БЭ
Лист рассылки
Форель дает яркую картину душевного состояния Фриды в дни, предшествовавшие
Партнеры сайта
трагедии: "И вот, с понедельника Пасхи 1904 г., т. е. с той минуты, когда ребенку
Старая редакция сайта
предстояло покинуть приют, одна лишь мысль медленно, но зловеще начинает
Библиотека овладевать ее дезорганизованным и объятым страхом мозгом, мысль, кажущаяся
ей единственным просветом в ее отчаянном положении - мысль о необходимости
Собачье сердце
избавиться от ребенка".
(иллюстрированное)
Остальные произведения
За несколько дней до визита в приют "ее видели мечущейся по квартире в поисках
Книжный интернет-
за каким-то шнурком. Внешний вид ее говорил о придавленном внутреннем
магазин
состоянии. Наконец, она решилась. Сестры ее были извещены, что ребенок ее
Лавка Мастера
будет отправлен к тетке из Мюнхена, которая ждет ее в Цюрихе. Схватив ребенка за
руку, она отправилась с ним в Гагенбахский лес. Здесь в уединенном месте она
долго раздумывала, не решаясь на свое ужасное дело. Но, по ее словам, какая-то
неведомая сила подталкивала ее.

Вырыв могилку руками, она удавила ребенка шнурком, и, убедившись в его смерти,
зарыла трупик и обходным путем отправилась в отчаянии домой. 1-го июня приют
был извещен ею о благополучном прибытии ребенка в Мюнхен, 7-го июня трупик
после сильного дождя был найден на поверхности земли какими-то бродягами, 11-го
того же месяца Фрида заплатила последний долг приюту за ребенка, а 14-го она
была арестована.

Фрида не переставала объяснять свой поступок неспособностью содержать
ребенка, а также необходимостью соблюдать тайну, которая заключала в себе
позор ее вынужденного материнства, обусловившего внебрачное рождение. По
свидетельству знавших ее, она отличалась кроткостью, добротой, любовью к труду,
скромностью, любила детей. Заранее обдуманное намерение было признано ей
самой, причем она не высказала никаких забот в интересах смягчения своего
преступления.

Такие случаи по местным законам (ст. 133) заслуживают смертного приговора,
который и был ей вынесен. Фрида Келлер при этом потеряла сознание. Верховный
Совет Сен-Галленского кантона большинством всех против одного вместо смертной
казни назначил ей пожизненное заключение в каторжной тюрьме".

В дополнении, сделанном в 1908г., Форель рассказал о пребывании Фриды в
тюрьме: "Вначале она содержалась в течение 6 месяцев в одиночном заключении.
После этого она была переведена в качестве прачки в прачечную при тюрьме и
отличалась хорошим поведением. В интеллигентских кругах города Сен-Галлена
начинают возрастать в ее пользу симпатии". Это позволило автору "Полового
вопроса" выразить надежду, что "бедную Фриду Келлер" вскоре освободят.

В том же самом дополнении Форель кратко изложил историю 19-летней работницы
из Силезии Кониецко, которая при аналогичных обстоятельствах 25 февраля 1908 г.
родила ребенка, "причем она удушила младенца, засунув ему в рот и нос
скомканный платок". Суд учел смягчающие вину обстоятельства и приговорил
Кониецко к двум годам тюрьмы, что дало Форелю повод для негодующего
восклицания: "Как милостиво! Этот верх милосердия звучит злою иронией",
поскольку, как справедливо полагал швейцарский ученый, "чаще действительным
убийцей является не мать, фактически убившая ребенка, но низкий отец,
покинувший беременную или не пожелавший признать ребенка".

Булгаков контаминировал в образе Ф. героинь обеих историй. Ф., обладая
основными чертами биографии Фриды Келлер, убивает своего ребенка еще в
младенчестве и при помощи носового платка, подобно Кониецко. Таким образом,
это событие оказывается перенесено в май 1899 г. - время, когда Фрида Келлер
родила ребенка. Тогда утверждение Коровьева-Фагота на Великом балу у сатаны о
том, что вот уже тридцать лет камеристка кладет на стол Ф. платок, которым она
задушила младенца, оказывается абсолютно точным, поскольку события "Мастера и
Маргариты" в московской его части разворачиваются как раз в мае 1929 г.

Автору романа в эпизоде с Ф. важен был именно невинный младенец, его
страдания, как последняя мера добра и зла. Вместе с тем, писатель, подобно
Форелю, несмотря на весь ужас преступления, назвал (устами Маргариты) главным
виновником насильника - отца ребенка. Булгаков учел и приведенные швейцарским
ученым данные о психических отклонениях, имевшихся у Фриды Келлер. Форель
отмечал, что она страдала головными болями из-за перенесенного в детстве
воспаления мозга. Платок, который Ф. видит каждый вечер на своем столике - это не
только символ терзающих ее мук совести ("и мальчики кровавые в глазах",
используя слова из пушкинского "Бориса Годунова"), но и признак наличия у нее
болезненной навязчивой идеи.

Фрида Келлер, вероятно, была в конце концов освобождена и, скорее всего,
пережила автора "Мастера и Маргариты". Кониецко же вообще отделалась
сравнительно легким наказанием. Однако Булгаков поместил Ф. среди умерших, как
если бы вынесенный судом смертный приговор был приведен в исполнение.

Внимание писателя привлек тот факт, что свое преступление Фрида Келлер
совершила на Пасхальную неделю 1904 г., да еще в мае, (здесь речь идет о Пасхе
западных христиан, не совпадающей с православной), что соответствовало и
пасхальной приуроченности действия "Мастера и Маргариты". Не оставил он без
внимания и слова о том, что некая неведомая и неодолимая сила подталкивала
швею из Сен-Галлена на преступление. У Фореля этой силой выступает
психическая болезнь Фриды, для которой ребенок подсознательно стал символом
ее несчастья и позора. Автор "Полового вопроса" писал: "Несмотря на любовь к
детям, Фрида своего ребенка не любила, она его никогда не ласкала, не баловала,
не целовала и, будучи в других случаях доброй и отзывчивой женщиной, весьма
безучастно относилась к собственному ребенку".

У Булгакова искусителем Ф. подразумевается дьявол, который и призвал ее потом
на свой бал. Однако Ф., благодаря милосердию Маргариты, даруется прощение, к
которому призывал и Форель в отношении Фриды Келлер. История Ф. также во
многом перекликается с историей Маргариты (Гретхен) в "Фаусте" Иоганна
Вольфганга Гёте (1749-1832).

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Арчибальд Арчибальдович ˜
Архив публикаций
Энциклопедия
рчибальд Арчибальдович - персонаж романа "Мастер и Маргарита",
Биография (1891-1940)
директор ресторана Дома Грибоедова.
Персонажи
Произведения
Прототипом А. А. послужил Яков Данилович Розенталь (1893-1966) (по прозвищу
Демонология
"Борода"), в 1925-1931 гг. - директор ресторанов Дома Герцена (в романе
Великий бал у Сатаны
спародирован как Дом Грибоедова), Дома Союза писателей (ул. Воровского, 56) и
Булгаковская Москва
Дома печати (Суворовский бульвар, 8).
Театр Булгакова
Родные и близкие О прототипе А. А. сохранились колоритные воспоминания создателя Клуба
театральных работников Б. М. Филиппова: "Ресторан клуба ТР возглавлялся
Философы
энтузиастом заведения, любимцем всех муз Я. Д. Розенталем, прозванным
Булгаков и мы
актерами Бородой: обильная растительность, окаймлявшая его восточное лицо,
Булгаковедение
вполне оправдывала это. По воспоминаниям друзей и знакомых легендарного
Рукописи
бессменного директора, проработавшего десять лет в ресторане до самой войны,
Фотогалереи он имел внушительный рост, представительную внешность, густую черную
ассирийскую, конусом, большую, по грудь, бороду".
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
О Я. Д. Розентале есть теплые слова в мемуарах известного певца и одного из
Новый форум
пионеров советского джаза Леонида Утесова: "...Вспоминаю Бороду - так мы
Старый форум называли незабвенного Я. Д. Розенталя. Мы говорили: идем к Бороде, потому что
Гостевая книга чувствовали себя желанными гостями этого хлебосольного хозяина. Он не только
знал весь театральный мир, но и вкусы каждого, умел внушить, что здесь именно
СМИ о Булгакове
отдыхают, а не работают на реализацию плана по винам и закускам. Это - начиная с
СМИ о БЭ
конца двадцатых годов. Но и в шестидесятых элегантная фигура Бороды была
Лист рассылки
знакома посетителям ВТО: в последние годы жизни он работал там и был доброй
Партнеры сайта
душой дома".
Старая редакция сайта
Библиотека В первую мировую войну Я. Д. Розенталь был интендантским офицером, затем
работал в Киеве, а в Москву перебрался в конце 1921 г., в одно время с Булгаковым.
Собачье сердце
Он действительно мог круто обойтись с провинившимся официантом, как и А. А. в
(иллюстрированное)
"Мастере и Маргарите". Портрет же А. А. явно совпадает с портретом прототипа:
Остальные произведения
"Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и
Книжный интернет-
царственным взором окинул свои владения. Говорили, говорили мистики, что было
магазин
время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-
Лавка Мастера
за которого торчали рукоятки пистолетов, а его волосы воронова крыла были
повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под
черным гробовым флагом с адамовой головой". Здесь - возможный намек на
военную службу Я. Д. Розенталя, изобиловавшую необыкновенными
приключениями.

Мистические же черты облика А. А., вероятно, во многом происходят от его
литературного прототипа - инфернального персонажа романа А. Белого
"Московский чудак" Эдуарда Эдуардовича фон-Мандро, человека неопределенного,
загадочного происхождения, оказавшегося, в конце концов, евреем-подкидышем.
Предки Я. Д. Розенталя были испанскими евреями сефардами. С именем героя
Белого связано имя персонажа "Мастера и Маргариты" - английское Арчибальд по
аналогии с английским же Эдуардом (Мандро выдает себя за шотландца), и так же,
как у Белого, одинаково повторенное в отчестве.

В дневнике Е. С. Булгаковой сохранилась одна запись, посвященная Я. Д.
Розенталю и датированная 11 августа 1939 г.: "Сегодня встретила одного
знакомого ... - "слышал, что М.А. написал изумительную пьесу" ("Батум"). Слышал
не в Москве, а где-то на юге. Забавный был случай: Бюро заказов Елисеева. То же
сообщение - Фанни Ник. - А кто вам сказал? - Яков Данилыч. Говорил, что
потрясающая пьеса. Яков Данилыч - главный заведующий рестораном в Жургазе.
Слышал он, конечно, от посетителей. Но уж очень забавно: заведующий рестораном

<< Предыдущая

стр. 120
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>