<< Предыдущая

стр. 124
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Биография (1891-1940)
Персонажи
естов Лев (настоящие имя и фамилия: Иегуда Лейб
Произведения
Исаакович Шварцман) (1866-1938) - русский философ,
Демонология
один из основоположников экзистенциальной
Великий бал у Сатаны
философии, оказавший значительное влияние на
Булгаковская Москва
творчество Булгакова. Наиболее отчетливо это влияние
Театр Булгакова
проявилось в романе "Мастер и Маргарита".
Родные и близкие
Философы Ш. родился 24 января (5 февраля) (по другим данным -
31 января (12 февраля) 1866 г. в Киеве в семье крупного
Булгаков и мы
коммерсанта. В 1874 г. поступил в Третью киевскую
Булгаковедение
гимназию, которую окончил в 1883 г. В том же году
Рукописи
поступил на математический факультет Киевского
Фотогалереи
университета. В 1884 г. перешел на юридический
Сообщество Мастера факультет, который окончил в 1889 г. Его дипломная работа называлась
"Фабричное законодательство в России".
Клуб Мастера
Новый форум
В конце 1880-х годов Ш. увлекается марксизмом, участвует в организации первых
Старый форум
марксистских кружков в Киеве. В 1890-1891 гг., Ш. служит в армии, а с конца 1891 г.
Гостевая книга
короткое время работает помощником присяжного поверенного в Москве. В 1892 г.
СМИ о Булгакове
Ш. возвращается в Киев и работает на предприятии отца. Публикует несколько
СМИ о БЭ статей по экономическим и финансовым вопросам.
Лист рассылки
В 1893-1894 гг., постепенно отходя от марксизма, обращается к вере. В 1895 г. Ш.
Партнеры сайта
опубликовал в Киеве свои первые статьи по философии и литературоведению -
Старая редакция сайта
"Вопрос совести (О Владимире Соловьеве)" и "Георг Брандес о Гамлете". В 1896 г.
Библиотека Ш. уехал в Швейцарию в связи с тяжелым нервным расстройством, вызванным
Собачье сердце переутомлением. В 1899 г. вернулся в Россию. В 1898 г. вышла первая книга Ш.
(иллюстрированное) "Шекспир и его критик Брандес", не имевшая успеха. В 1899 г. выходит книга Ш.
"Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше", замеченная критикой и вызвавшая
Остальные произведения
публичный диспут в Киеве.
Книжный интернет-
магазин
С 1901 г. Ш. сотрудничает в журнале "Мир искусства", где в 1902 г. публикуется его
Лавка Мастера
новая книга "Достоевский и Ницше". В 1902 г. Ш. знакомится в Киеве с философами
Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым. В 1905 г. выпускает книгу "Апофеоз
беспочвенности: Опыт адогматического мышления", вызвавшую бурную дискуссию в
ведущих журналах страны. В 1909 г. уезжает в Швейцарию в г. Коппе, где пишет
книгу статей "Начала и концы". Работает над книгой "Sola fide - Только верою
(Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь)", однако из-за начала в
1914 г. первой мировой войны Ш. вынужден был оставить незавершенную рукопись
вместе с обширной библиотекой трудов Мартина Лютера (1483-1546),
средневековых мистиков и схоластов, а также современных немецких богословов, и
вернуться в Москву.

В 1915 г. становится членом Московского психологического общества. В июне 1918
г. Ш. приехал в Киев, где начал читать в университете введение в философию
права. В июне 1919 г. становится приват-доцентом философского отделения
историко-филологического факультета Киевского университета, предполагая читать
курс по истории древней философии.

В отзыве на труды Ш. в связи с получением им приват-доцентуры известный
историк философии Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) (в то время -
экстраординарный профессор по кафедре философии) отмечал: "Шестов с
любовью и настойчивостью разыскивает повсюду иррациональное, алогическое, не
укладывающееся в схемы разума; отсюда неизбежная близость его философии к
скептицизму или по крайней мере к агностицизму. Однако было бы ошибочно
причислять Л. И. Шестова к скептикам; положительный пафос его творчества
определяется стремлением охранить своеобразие тех сторон действительности,
которые часто трактуются слишком узко в духе рационализма".

В ноябре 1919 г. вместе с родителями и женой Н. Л. Барановой-Шестовой Ш.
переезжает из Киева в Ялту. По ходатайству С. Н. Булгакова и профессора
Киевской Духовной Академии И. П. Четверикова Ш. зачисляется в штат
Таврического университета в Симферополе приват-доцентом. В январе 1920 г.
вместе с семьей отбывает из Севастополя в Константинополь, откуда в феврале
1920 г. через Геную прибывает в Женеву. В 1920 г. во французском журнале
"Меркур де франс" Ш. опубликовал статью "Что такое русский большевизм?"

В 1921 г. Ш. переехал в Париж и получил профессуру на Русском отделении
Парижского университета (Сорбонны). Он читает там курс по философии, курс,
посвященный философским идеям Федора Достоевского (1821-1881) и Блеза
Паскаля (1623-1662), Достоевского и Сирена Кьеркегора (Киркегора, Киргегарда)
(1813-1855), Владимира Соловьева (1853-1900), средневековой европейской
философии и др.

В 1923 г. в Берлине в издательстве "Скифы" выходит книга Ш. "Potestas
Clavium" ("Власть ключей"), привлекшая внимание Булгакова. В 1929 г. в
Амстердаме Ш. знакомится с основателем феноменологии немецким философом
Эдмундом Гуссерлем (1859-1938), оказавшим большое влияние на Ш. и в свою
очередь испытавшим воздействие шестовских идей (несмотря на
противоположность их взглядов). В том же году Ш. встретился с одним из наиболее
известных немецких экзистенциалистов Мартином Хайдеггером (1889-1976), с
которым, как и с Гуссерлем, подружился.

В 1929 г. в парижском издательстве "Современные записки" вышла книга Ш. "На
весах Иова", в 1932 г. в парижском же "ИМКА-Пресс" - сборник статей "Скованный
Парменид", а в 1936 г. на французском - исследование "Киргегард и
экзистенциальная философия (на русском оно появилось уже посмертно в Париже в
1939 г. тиражом 400 экземпляров). Проблемам истории духовности посвящена книга
Ш. "Афины и Иерусалим", изданная в 1938 г. на французском и немецком языках (на
русском ее выпустили только в 1951 г.). В 1937 г. десять лекций Ш. о современной
философии были переданы по французскому радио.

В последние годы жизни он увлекся индуистской философией. В конце 1937 г. из-за
кровоизлияния в кишечник Ш. оставляет чтение лекций в Сорбонне. В связи с
кончиной Э. Гуссерля во Фрейбурге в апреле 1938 г. Ш. пишет и публикует в
"Русских записках" в Париже одну из последних своих статей "Памяти великого
философа. Эдмунд Гуссерль".

20 ноября 1938 г. Ш. скончался в Париже от бронхита и открывшегося туберкулеза.
Похоронен на Новом кладбище в Булони.

Ш. наряду с Н. А. Бердяевым считается основателем русского экзистенциализма,
хотя в России и в мире в целом известен менее Бердяева. Но, по мнению В. В.
Зеньковского (о. Василия), высказанному в "Истории русской философии" (1948-
1950), Ш. являет нам тип философа, "во многом очень близкого к Бердяеву, но
гораздо более глубокого и значительного, чем Бердяев". Вероятно, подобному
суждению способствовал парадоксально-афористический и остроумный стиль
изложения у Ш., во многом воспринятый им у Фридриха Ницше (1844-1900).

Ш. пытался отвергнуть этический рационализм европейской философской традиции
и заменить ее мистической этикой Божественного Откровения, утвердить примат
судьбы над разумом. В этом он был едва ли не самым последовательным из
мыслителей XX в., что и привлекло к Ш. особые симпатии религиозных философов,
вроде Зеньковского, поставившего его даже выше более секуляризованного
Бердяева. Ш. очень убедительно и логично доказывает ограниченность
человеческого разума, неспособного объяснить мир чувств. Сам Булгаков, в
отличие от Ш., мистиком не был (см.: Христианство), однако, судя по тому, какая
судьба постигла в "Мастере и Маргарите" "голого" рационалиста Михаила
Александровича Берлиоза, мысль философа об ограниченности возможностей
человеческого познания и предвидения разделял.

Наибольшие параллели в булгаковском творчестве обнаруживаются с "Властью
ключей". В 1917 г. фрагмент этой работы был опубликован в ежегоднике "Мысль и
слово", который редактировал известный философ и филолог Густав Густавович
Шпет (1879-1937). Со Шпетом Ш. близко сошелся в Москве в 1914 г., а Шпет с
Булгаковым подружились в 1925 г. в связи с женитьбой писателя на Л. Е.
Белозерской и вступлением его в круг интеллигенции, связанной с Государственной
Академией Художественных Наук.

Г. Г. Шпет был вице-президентом ГАХН с 1926 г. и до закрытия в 1930 г. (возникла
академия в 1921 г.). Членами ГАХН были многие друзья Булгакова - филолог Н. Н.
Лямин, философ и филолог П. С. Попов, писатель Сергей Заяицкий (1893-1930), в
квартире которого в Долгом переулке, скорее всего, и произошло знакомство Шпета
с Булгаковым. Шпет мог выступить посредником в знакомстве автора "Мастера и
Маргариты" с работами Ш. Дополнительным психологическим основанием для
особого внимания Булгакова к творчеству Ш. могло послужить то обстоятельство,
что автор "Власти ключей", как и Шпет, был земляком писателя.

Ш. строит "Власть ключей" на противопоставлении судьбы и разума, стремясь
доказать невозможность охвата живого многообразия жизни одним только
рациональным мышлением. Основную часть своего труда он начинает с
высказывания древнегреческого историка Геродота о том, что "и Богу невозможно
избежать предопределения судьбы", подчеркивая различия фигурирующей здесь
"мойре" - "судьбы" и "логоса" - "разума", тогда как в позднейшей философской
традиции, по мнению Ш., "мойре" постепенно стала превращаться в "логос".

И именно этой фразой в редакции "Мастера и Маргариты", создававшейся в 1929-
1930 гг., Воланд провожал Берлиоза, которому через несколько мгновений суждено
было погибнуть под колесами трамвая. "Князь тьмы" предупреждал самоуверенного
литератора: "Даже богам не возможно милого им человека избавить!.." (ясно
подразумевалось - от судьбы, от смерти). Упоминал Воланд и то, что "дочь ночи
Мойра (древнегреческая богиня судьбы) допряла свою нить", намекая на скорую
гибель председателя МАССОЛИТа. На примере Берлиоза сатана демонстрировал
бессилие разума перед судьбой, и в этом Булгаков следовал Ш. А предложение
дать о предстоящей смерти телеграмму в Киев дяде можно понять и как указание на
родину Ш.

"Знание есть скудость"
Бог награждает за веру, а не за добрые дела
Добро всегда проигрывает
Иван Бездомный-Нострадамус
Полемика со Спинозой
Читайте завершение>>>

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Шестов Лев, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Автор "Власти ключей" шел дальше. Он утверждал, что "отдельная человеческая
Персонажи
душа рвется на простор, прочь от домашних пенатов, изготовленных искусными
Произведения
руками знаменитых философов... Она не умеет дать себе отчета в том, что разум,
Демонология
превративший свой бедный опыт в учение о жизни, обманул ее. Ей вдруг дары
Великий бал у Сатаны
разума - покой, тишина, приятства - становятся противны. Она хочет того, чего
Булгаковская Москва
разуму и не снилось. По общему, выработанному для всех шаблону, она жить уже
Театр Булгакова не может. Всякое знание ее тяготит - именно потому, что оно есть знание, т. е.
Родные и близкие обобщенная скудость".
Философы
Булгаковский Мастер в "Мастере и Маргарите" в своем романе о Понтии Пилате
Булгаков и мы
исторически точно, т.е. рационально, воссоздал события девятнадцативековой
Булгаковедение
давности, но сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами и мечтает
Рукописи
лишь о "дарах разума" - тишине и покое.
Фотогалереи
Ш. различает высший, сверхъестественный свет Божественного Откровения,
Сообщество Мастера
доступный принявшим это Откровение, свет, ниспадающий с Божьих высот, и
Клуб Мастера
низший, естественный свет, свет разума, выше которого не поднимутся те, кто все
Новый форум
надежды возлагают только на рациональное познание действительности. В лучах
Старый форум этого низшего лунного света и являются Маргарита и Мастер во сне Ивану
Гостевая книга
Бездомному.
СМИ о Булгакове
Высшего, сверхъестественного света в финале удостоился только прощеный
СМИ о БЭ
Понтий Пилат, встретившийся, наконец, с Иешуа Га-Ноцри на серебристой лунной
Лист рассылки
дорожке. Для него главное - облегчить свою совесть. Прокуратор Иудеи хотел бы
Партнеры сайта
поверить, что Иешуа остался жив и "казни не было". Эту фразу постоянно твердит
Старая редакция сайта
Понтий Пилат, пытаясь сделать бывшее не бывшим. Здесь он полностью повторяет
Библиотека
мысль Ш., который во "Власти ключей" и других своих работах, развивал тезис
Собачье сердце
средневекового итальянского философа и богослова кардинала Петра Дамиани
(иллюстрированное)
(1007-1072). По словам Ш., Дамиани "утверждал, что для Бога возможно даже
Остальные произведения бывшее сделать никогда не бывшим", и, как полагал автор "Власти ключей", "вовсе
Книжный интернет- не мешает вставить такую палку в колеса быстро мчащейся колеснице философии".
магазин
По мнению Ш., Божий промысел может влиять не только на настоящее и будущее,
Лавка Мастера
но и на прошлое, например, сделать так, чтобы Сократу не пришлось пить чашу с
ядом. Как отмечал Н. А. Бердяев в "Русской идее" (1946): "Тема Шестова -
религиозная. Это тема о неограниченных возможностях для Бога. Бог может
сделать однажды бывшее небывшим, может сделать, что Сократ не был отравлен.
Бог не подчинен ни добру, ни разуму, не подчинен никакой необходимости".

Булгаковский Понтий Пилат, подобно Ш., верит в силу Бога сделать так, чтобы
случившейся по вине прокуратора казни не было, и за это он в конце концов
награждается светом Божественного Откровения. Однако автор "Мастера и
Маргариты" в финале романа специально подчеркивает, что Пилат и Иешуа - только
персонажи. Воланд демонстрирует Мастеру выдуманного тем героя - Понтия Пилата
- и предлагает кончить роман одной фразой. Мастер отпускает прокуратора
навстречу Иешуа, с которым Пилат мечтает закончить беседу. Это звучит как
пародия по отношению к философии Ш. Сам Булгаков явно не верил во всемогущую
силу Божественного Откровения.

<< Предыдущая

стр. 124
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>