<< Предыдущая

стр. 136
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Фотогалереи Антихристе" Владимира Соловьева (в данном случае речь идет о вставной повести
об Антихристе в "Трех разговорах" (1900) В. С. Соловьева (1853-1900), и одно время
Сообщество Мастера
я колебался, не антихрист ли я. Так как я из Апокалипсиса знал (за чтение
Клуб Мастера
Апокалипсиса мне был, между прочим, сделан строгий выговор школьным
Новый форум
священником), что мать антихриста должна была быть блудницей, то я допрашивал
Старый форум
свою мать - женщину очень не глупую, на редкость честную и трудолюбивую, не
Гостевая книга
чаявшую в детях души и в высшей степени добродетельную, - не блудница ли она,
СМИ о Булгакове что, конечно, повергло ее в величайшее смущение, так как она никак не могла
СМИ о БЭ понять, откуда у меня могли быть такие вопросы".
Лист рассылки
Булгаков превратил своего "нижнего жильца" Николая Ивановича в беса, сделав
Партнеры сайта
боровом. Здесь отразился рассказ Евангелия от Луки (VIII 26-39) о бесах, вышедших
Старая редакция сайта
из человека и вошедших в стадо свиней. Автор "Мастера и Маргариты" знал, что Б.
Библиотека был казнен по сфальсифицированному приговору, и заставил восходящего к нему
Собачье сердце персонажа прибыть на Великий бал у сатаны, где оказываются и двое других
(иллюстрированное) подсудимых процесса "правотроцкистского блока".
Остальные произведения
"Нижний жилец" имеет общее с Б. имя и отчество и портретно схож с ним, в
Книжный интернет-
частности, обладает "чуть-чуть поросячьими чертами лица", носит светлую бородку
магазин
клинышком и одет в старомодную серую жилетку. Б., как отметила 23 апреля 1935 г.
Лавка Мастера
в своем дневнике третья жена писателя Е. С. Булгакова, на приеме в американском
посольстве был в старомодном сюртуке, старомодно была одета и его супруга А. М.
Ларина. В эпилоге Булгаков подчеркивает, что Николай Иванович превратился в
"пожилого и солидного человека с бородкой, в пенсне".

Воланд пародирует мотив казни В., когда приказывает отправить "нижнего жильца",
выступающего в обличье борова, на кухню к поварам, но затем успокаивает
Маргариту, что его там не зарежут, и Николай Иванович просто побудет на кухне до
окончания Великого бала у сатаны.

Создатель "Мастера и Маргариты" не считал Б. ни подлинным злодеем, ни по-
настоящему творчески одаренным человеком, поэтому эрудированному
иллюстратору марксистских схем, (вернее, восходящему к нему герою), на балу
места не находится.

Николай Иванович у Булгакова - не простой чиновник, а именно
высокопоставленный ответственный работник, которого домой в особняк Маргариты
доставляет персональная машина. Попытки же "нижнего жильца" соблазнить
Наташу (в наказание за это его и превращают в борова), пародирует широко
известное пристрастие Б. к прекрасному полу. Как раз в 1929 г., когда происходит
действие "Мастера и Маргариты", Б. разошелся со своей второй супругой.

Любимым героем Б. был Фауст, а творчеству Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832)
он в 1932 г. посвятил специальный доклад, где доказывал, что "конец "Фауста" - уже
смутное предчувствие, пророческая греза о социализме". В этой связи финал
"Мастера и Маргариты" можно прочесть и как полемику с этим утверждением Б.,
поскольку Мастер, чьим прототипом послужил Фауст, и его вечная спутница
обретают последний приют, где автор романа о Понтии Пилате вновь получает
возможность творить, зато оказывается отгорожен от социализма, сломавшего его
жизнь.

Во время своего последнего пребывания в Париже (куда так и не смог добраться
Булгаков, мечтавший увидеться с братьями) в марте - апреле 1936 г. Б. виделся с
известным меньшевиком Ф. И. Даном (Гуревичем) (1871-1947) и его женой и говорил
им о Сталине, что тот "даже несчастен оттого, что не может уверить всех, и даже
самого себя, что он больше всех, и это его несчастье, может быть, самая
человеческая в нем черта, может быть, единственная человеческая в нем черта, но
уже не человеческое, а что-то дьявольское есть в том, что за это самое свое
"несчастье" он не может не мстить людям, всем людям, а особенно тем, кто чем-то
выше, лучше его... Если кто лучше его говорит, он - обречен, он уже не оставит его в
живых, ибо - этот человек вечное ему напоминание, что он не первый, не самый
лучший; если кто лучше его пишет - плохо его дело... Нет, нет, Федор Ильич, это
маленький, злобный человек, не человек, а дьявол".

На вопрос Дана, как могли Б. и другие коммунисты доверить этому дьяволу судьбу
страны, партии и свою собственную, собеседник признался: "...Вот уж так случилось,
что он вроде как символ партии, низы, рабочие, народ верят ему, может, это и наша
вина, но так это произошло, вот почему мы все и лезем к нему в хайло... зная
наверняка, что он пожрет нас. И он это знает и только выбирает более удобный
момент". Но стать невозвращенцем Б. отказался: "Нет, жить как вы, эмигрантом, я
бы не мог... Нет, будь что будет... Да может, ничего и не будет".

Эта запись из архива Дана была обнародована десятилетия спустя после гибели Б.
и смерти Булгакова. Разумеется, она осталась неизвестна автору "Мастера и
Маргариты". Но в образе "нижнего жильца" Николая Ивановича Булгаков угадал
многие черты, отразившиеся в цитированном выше разговоре Б. с Ф. И. Даном.

Николай Иванович, оказавшись во власти Воланда, более всего озабочен
получением справки, оправдывающей его перед женой, точно так же, как Б. пытался
получить удостоверение собственной невиновности после показаний, данных
против него Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым.

Булгаковский герой пытался сохранить свой обывательский мир в царстве сатаны, а
в эпилоге романа "нижний жилец" горько жалеет, что не смог в свое время улететь
вместе с Маргаритой от опостылевшей жизни: " - Эх я, дурак! Зачем, зачем я не
улетел с нею? Чего я испугался, старый осел! Бумажку выправил! Эх, терпи теперь,
старый кретин!"

Терпеть Б. в реальной жизни после разговора с Ф. И. Даном пришлось недолго. В
политическом завещании, продиктованном третьей жене А. М. Лариной, он
признавал: "Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой,
должной быть беспощадной, но и целомудренной (террор Б. принимал, был одним
из убежденных его сторонников в годы гражданской войны, но смириться с тем, что
теперь объектом террора стал он сам, естественно, не смог). Чувствую свою
беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами
средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету,
действует смело и уверенно".

Почти точно так же булгаковский Воланд характеризует И. В. Сталина перед
последним полетом: "У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и
вообще все кончено здесь".

12 июня 1929 г. в Москве докладами Е. М. Ярославского (М. И. Губельмана) (1878-
1943) и Б. открылся Всесоюзный съезд безбожников. Возможно, поэтому в редакции
"Мастера и Маргариты" 1929 г. к 12 июня приурочены чудеса, последовавшие за
сеансом в Театре Варьете.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Лестница в рай"
Архив публикаций
Энциклопедия
" естница в рай" - фельетон, имеющий подзаголовок "(С натуры)". Опубликован:
Биография (1891-1940)
Гудок, М.,1923 г., 12 дек.
Персонажи
Произведения
Поводом для фельетона послужило письмо рабкора (рабочего корреспондента),
Демонология вынесенное в качестве эпиграфа: "Лестница, ведущая в библиотеку ст. Москва-
Великий бал у Сатаны Белорусская (1-я Мещанская улица), совершенно обледенела. Тьма полная,
рабочие падают и убиваются".
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Бытовая зарисовка осмыслена Булгаковым в широком философском контексте.
Родные и близкие
Суть - в тех книгах, которые рабочие несут в библиотеку или собираются оттуда
Философы
взять. Рабочий Косин - человек, взявший "Войну и мир" (1863-1869), в результате
Булгаков и мы падения получает "великолепный звездный разрыв на бедре" новых штанов,
недавно купленных женой на Сухаревском рынке - иронический намек на ту роль,
Булгаковедение
которую звездное небо как воплощение гармонии, несмотря ни на что
Рукописи
существующей в мире, играет в романе Льва Николаевича Толстого (1828-1910).
Фотогалереи
Сообщество Мастера Другой, рабочий Балчугов, любитель Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), тоже
терпит фиаско: "- Я тебя осилю, я тебя одолею, - бормотал он, прижимая к груди
Клуб Мастера
собрание сочинений Гоголя в одном томе, - я, может, на Карпаты в 15-м году лазил,
Новый форум
и то ни слова не сказал. Ранен два раза... За спиной мешок, в руках винтовка, на
Старый форум
ногах сапоги, а тут с Гоголем, - с Гоголем да не осилить... Я "Азбуку коммунизма"
Гостевая книга
желаю взять, я... чтоб тебя разорвало!.. я (он терялся в кромешной тьме)... чтоб вам
СМИ о Булгакове
с вашей библиотекой ни дна ни покрышки!.."
СМИ о БЭ
Лист рассылки Ключ для пониманья сатиры Л. в р. - в упоминании книги Н. И. Бухарина и Е. А.
Партнеры сайта Преображенского (1886-1937) "Азбука коммунизма: популярное объяснение
Старая редакция сайта программы Российской коммунистической партии (большевиков)" (1919). Рабочий,
пытающийся овладеть азами науки строительства коммунистического общества -
Библиотека
новой лестницы в рай, сгинул во тьме из-за того, что вовремя не очистили
Собачье сердце
настоящую лестницу ото льда. Здесь - та же тема "разрухи в головах", которая
(иллюстрированное)
позднее получит свое законченное выражение в повести "Собачье сердце".
Остальные произведения
Книжный интернет-
Булгаков относился к провозглашенной коммунистами задаче построения земного
магазин
рая как к утопии, подчеркнув в письме к правительству 28 марта 1930 г. "черные и
Лавка Мастера
мистические краски... в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта" и
"глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в
моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой
Эволюции".

В Л. в р. даже "мистический писатель" Гоголь не помогает одолеть невежества, и
человеку с "Азбукой коммунизма" суждено провалиться в кромешную тьму. Н. И.
Бухарин, один из авторов "Азбуки", в дальнейшем послужил прототипом "нижнего
жильца" Николая Ивановича на Великом балу у сатаны.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Обильно украсив бальные залы розами,
Персонажи
Булгаков учитывал сложную и
Произведения
многогранную символику, связанную с
Демонология
этим цветком. Писатель, без сомнения,
Великий бал у Сатаны
был знаком со статьей имевшегося в его
Булгаковская Москва
библиотеке Энциклопедического словаря
Театр Булгакова Брокгауза и Эфрона о розах в
Родные и близкие этнографии, литературе и искусстве. Там
отмечалось, что в культурной традиции
Философы
западноевропейских народов древности и
Булгаков и мы
Средневековья розы выступали
Булгаковедение
олицетворением как траура, так и любви и чистоты. Розы были издавна включены в
Рукописи
символику католической церкви. Еще у видного богослова Амвросия Миланского
Фотогалереи роза напоминала о крови Спасителя. У других духовных и светских писателей
Западной Европы роза - это райский цветок, символ чистоты и святости, символ
Сообщество Мастера
самого Христа или пресвятой девы Марии. В то же время розы оставались чужды
Клуб Мастера
русской и восточнославянской культурной традиции и практически не отразились в
Новый форум
народной обрядности и поэзии. Здесь они приобрели некоторое значение не ранее
Старый форум
XIX в.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове В конце XIX - начале XX в. розы были важным мотивом в прозе и поэзии русских
символистов, известной Булгакову. В статье Энциклопедического словаря Брокгауза
СМИ о БЭ
и Эфрона упоминались также розарии Древнего Рима - поминки по умершему, когда
Лист рассылки
розами украшали могилы. Там же говорилось об обычаях римлян украшать розами
Партнеры сайта
храмы, статуи, венки в религиозных процессиях и на свадьбах. Рассказывалось и о
Старая редакция сайта
праздниках роз в Риме, проводимых в мае, в период цветения. С учетом всего этого,
Библиотека розы на В. б. у с. можно рассматривать и как символ любви Маргариты к Мастеру, и
Собачье сердце как предвестие их скорой смерти. Розы здесь - и аллегория Христа, память о
(иллюстрированное) пролитой крови, и указание на грядущее в конце В. б. у с. убийство барона Майгеля
Остальные произведения
(согласно древним мифам, розы возникли из капель крови Венеры или Адониса).
Книжный интернет- Обилие роз - цветов, чуждых собственно русской традиции, подчеркивает
магазин иноземное происхождение Воланда и его свиты и придает В. б. у с. элемент
Лавка Мастера пародии на католическую мессу.

В подготовительных материалах к последней редакции романа, относящихся к 1937-
1938 гг., сохранилась следующая запись: "Стены роз молочно-белых, желтых, темно-
красных, как венозная кровь, лилово-розовых и темно-розовых, пурпурных и светло-
розовых". Скорее всего, здесь отразились впечатления от приема в американском
посольстве.

Избрание Маргариты королевой В. б. у с. и ее уподобление одной из французских

<< Предыдущая

стр. 136
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>