<< Предыдущая

стр. 137
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

королев, живших в XVI в., также связано с Энциклопедическим словарем Брокгауза
и Эфрона. Сохранились булгаковские выписки из статей этого словаря,
посвященных двум французским королевам, носившим имя Маргарита - Наваррской
и Валуа. Маргарита Валуа (1553-1615) в 1572 г. вышла замуж за короля Наваррского
- будущего короля Франции Генриха IV (1553-1610), причем "ее свадьба,
отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью, или
парижской кровавой свадьбой", когда погибли тысячи протестантов-гугенотов.
Толстяк, повстречавшийся Маргарите по дороге на В. б. у с., назвал ее "светлой
королевой Марго" и "залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то
вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара, и про коньяк..." Здесь
Булгаков показывает степень опьянения толстяка, ибо Гесcap - это упоминаемый в
статье о Маргарите Валуа издатель ее писем, живший в Париже в середине XIX в.
Собеседник Маргариты спьяну совместил два события, разделенные почти тремя
веками - Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 г. и издание писем королевы
Франции Гессаром. В. б. у с. ассоциативно оказывается связан с резней гугенотов
католиками.

Историческая Маргарита Валуа осталась бездетной, и Маргарита, следовательно,
не могла быть ее потомком. Поэтому Булгаков связал королеву В. б. у с. с другой
французской королевой - Маргаритой Наваррской (1492-1549), имевшей потомство.
Она была "светлой королевой" - известной писательницей, автором сборника
"Гептамерон" (1559), написанного в духе "Декамерона" (1350-1353) Джованни
Боккаччо (1313-1375). Отметим, что в новеллах "Гептамерона" действуют условные
рассказчики, декларирующие свое намерение рассказывать лишь об истинных
происшествиях, свидетелями которых они были сами или о которых слышали от
заслуживающих доверие людей. Точно такой же рассказчик есть у Булгакова в
"Мастере и Маргарите" и "Мольере".

Обе исторические Маргариты покровительствовали писателям и поэтам, и бул-
гаковская Маргарита оказывается связана с гениальным Мастером, извлечения
которого из лечебницы она добивается после В. б. у с.

Еще один источник В. б. у с. - описание бала в Михайловском дворце, данное в
книге маркиза Астольфа де Кюстина (1790-1857) "Россия в 1839 г." (1843) (эта
работа была использована Булгаковым и при создании киносценария "Мертвые
души" в 1934 г.):"... Свет отдельных групп цветных лампионов живописно отражался
на колоннах дворца и на деревьях сада, в глубине которого несколько военных
оркестров исполняли симфоническую музыку. Группы деревьев, освещенные сверху
прикрытым светом, производили чарующее впечатление, также ничего не может
быть фантастичнее ярко освещенной зелени на фоне тихой, прекрасной ночи.

Большая галерея, предназначенная для танцев, была декорирована с
исключительной роскошью. Полторы тысячи кадок и горшков с редчайшими цветами
образовали благоухающий боскет. В конце залы, в густой тени экзотических
растений, виднелся бассейн, из которого беспрерывно вырывалась струя фонтана.
Брызги воды, освещенные яркими огнями, сверкали, как алмазные пылинки, и
освежали воздух...

Трудно представить себе великолепие этой картины. Совершенно терялось
представление о том, где ты находишься. Исчезали всякие границы, все было полно
света, золота, цветов, отражений и чарующей, волшебной иллюзии".

Подобную картину видит Маргарита на В. б. у с., ощущая себя в тропическом лесу,
среди сотен цветов и разноцветных фонтанов и слушая музыку лучших в мире
оркестров.

Бал ста королей
Булгаков читал Андреева!
Разыгравшееся воображение Маргариты
Живые шахматные фигурки
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Изображая В. б. у с., Булгаков учитывал и
Персонажи
традиции русского символизма, в частности
Произведения
"Северной" первой симфонии А. Белого. В. б. у с.
Демонология
назван "весенним балом полнолуния, или балом
Великий бал у Сатаны
ста королей", у Белого же в надмирности в связи с
Булгаковская Москва
вознесением королевны на небо устраивается пир
Театр Булгакова
почивших северных королей. Многие детали
Родные и близкие роскошного бассейна на В. б. у с. заимствованы
Философы из третьей симфонии А. Белого, "Возврата", где
описан мраморный бассейн московских бань,
Булгаков и мы
украшенный чугунными изображениями морских
Булгаковедение
обитателей.
Рукописи
Фотогалереи В. б. у с., помимо симфоний А. Белого, имеет
своим источником произведение еще одного автора, близкого к символистам. Это
Сообщество Мастера
пьеса Леонида Андреева (1871-1919) "Жизнь человека" (1907), с успехом
Клуб Мастера
поставленная во МХАТе. Здесь на сцене постоянно присутствует безмолвствующий
Новый форум
(он произносит речи лишь в прологе и эпилоге) Некто в сером, именуемый Он -
Старый форум
олицетворение Рока, Судьбы или "князя тьмы". У Булгакова ему подобен Воланд в
Гостевая книга
сцене В. б. у с. Главные же герои "Жизни человека" - Человек и Жена очень
СМИ о Булгакове
напоминают Мастера и Маргариту. Человек - это творческая личность, чья жизнь
СМИ о БЭ
проходит перед зрителями от рожденья до смерти, познающий и бедность, и
Лист рассылки богатство, но всегда любимый своей Женой. Идея В. б, у с. могла родиться из
Партнеры сайта следующего диалога:
Старая редакция сайта Человек .... Вообрази, что это - великолепный, роскошный, изумительный,
сверхъестественный, красивый дворец.
Библиотека
Жена Вообразила.
Собачье сердце
Человек Вообрази, что ты - царица бала.
(иллюстрированное)
Жена Готово.
Остальные произведения
Человек И к тебе подходят маркизы, графы, пэры. Но ты отказываешь им и
Книжный интернет-
избираешь этого, как его - в трико. Принца. Что же ты?
магазин
Жена Я не люблю принцев.
Лавка Мастера
Человек Вот как! Кого же ты любишь?
Жена Я люблю талантливых художников.
Человек Готово. Он подошел. Боже мой, но ведь ты кокетничаешь с пустотой?
Женщина!
Жена Я вообразила.
Человек Ну ладно. Вообрази изумительный оркестр. Вот турецкий барабан: бум-
бум-бум!...
Жена Милый мой! Это только в цирке собирают публику барабаном, а во дворце...
Человек Ах, черт возьми! Перестань воображать. Воображай опять! Вот заливаются
певучие скрипки. Вот нежно поет свирель. Вот гудит, как жук, толстый контрабас...
Жена Я царица бала."

И целая картина пьесы посвящена балу, который происходит "в лучшей зале
обширного дома" внезапно разбогатевшего Человека. И этот же бал возникает в его
памяти перед самой смертью.

В. б. у с., в частности, можно представить как плод воображения Маргариты,
собирающейся покончить с собой. К ней как к царице (или королеве) бала подходят
многие именитые вельможи-преступники, но всем Маргарита предпочитает своего
возлюбленного - гениального писателя Мастера. Отметим, что В. б. у с.
предшествует сеанс черной магии в похожем на цирк Театр Варьете, где в финале
музыканты играют марш (а в произведениях этого жанра всегда велика роль именно
барабанов).

Живые шахматные фигурки, которыми играют Воланд и Бегемот перед началом В.
б. у с., скорее всего, возникли не без влияния повести известного экономиста-
агрария Александра Васильевича Чаянова (1888-1937) "Венедиктов, или
достопамятные события жизни моей" (1921). Эта книга, по свидетельству второй
жены Булгакова Л. Е. Белозерской, была подарена писателю в 1926 г. художницей
Н. А. Ушаковой (1899-1990), женой его друга Н. Н. Лямин (она иллюстрировала
"Бенедиктова"). В повести Чаянова рассказчик носил фамилию Булгаков и очень
напоминал хроникера-рассказчика первой редакции "Мастера и Маргариты",
создававшейся в 1929-1930 гг. В повести Чаянова, как и в булгаковском романе,
рассказывалось о посещении сатаной Москвы, только в начале XIX в.

Главный герой, Венедиктов, в клубе лондонских дьяволов наблюдает черную мессу
и играет в живые карты: "Порнографическое искусство всего мира бледнело перед
изображениями, которые трепетали в моих руках. Взбухшие бедра и груди, готовые
лопнуть, голые животы наливали кровью мои глаза, и я с ужасом почувствовал, что
изображения эти живут, дышат, двигаются у меня под пальцами. Рыжий толкнул
меня под бок. Был мой ход. Банкомет открыл мне пикового валета - отвратительного
негра, подвергавшегося какой-то похотливой судороге, я покрыл его козырной
дамой, и они, сцепившись, покатились кубарем в сладострастных движениях, а
банкомет бросил мне несколько сверкающих треугольников". Ставки в этой игре
делались человеческими душами в виде золотых треугольников.

В своих "живых шахматах" Булгаков ориентировался также на "Легенду об арабском
звездочете" из книги американского писателя Вашингтона Ирвинга (1783-1859)
"Альгамбра" (1832), где астролог демонстрирует султану Абер Абусу живые
шахматные фигурки, движение которых означает, что враги уже идут на
подвластную султану Гранаду (область Испании, дольше всего удерживавшуюся
арабами). Звездочет предлагает на выбор: или заставить врагов отступить без
пролития крови, коснувшись фигурок тупым концом копья, или спровоцировать
среди них кровавое побоище, коснувшись фигурок острием копья. Султан выбирает
кровопролитие, и происходит кровавая резня среди людей, которых обозначают
фигурки. Таким образом, шахматная партия Бегемота и Воланда связана с
гражданской войной в Испании 1936-1939 гг., бедствия которой Маргарита видит
тотчас же на хрустальном глобусе Воланда. Там "кусок земли, бок которого моет
океан" - это Пиренейский полуостров, где под бдительным оком демона войны
Абадонны воюют друг с другом республиканцы и сторонники монархии. Эта война
как бы предопределена заранее (учитывая, что действие московской части романа
происходит в 1929 г. - за 7 лет до ее фактического начала) живыми шахматами и
глобусом сатаны. Можно предположить, что в шахматной партии Бегемота и
Воланда решается и дальнейшая судьба Мастера и Маргариты.

Гости на Балу: алхимики, фальшивомонетчики, чародеи, государственные
изменники, отравители, чернокнижники. Подходящая компания для дьявола!
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 4 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Череда гостей, которые проходят перед Маргаритой на В. б.
Персонажи
у с., подобрана неслучайно. Шествие открывает "господин
Произведения
Жак с супругой", "один из интереснейших мужчин",
Демонология
"убежденный фальшивомонетчик, государственный
Великий бал у Сатаны
изменник, но очень недурной алхимик", который
Булгаковская Москва
"прославился тем... что отравил королевскую любовницу".
Театр Булгакова Здесь речь идет об известном французском государственном
Родные и близкие деятеле XV в. Жаке Ле Кёре (1400-1456).
Философы
В статье "Алхимия" Энциклопедического словаря Брокгауза и
Булгаков и мы
Эфрона отмечалось, что Кёр был алхимиком и вместе с
Булгаковедение
королем Карлом VII (1403-1461) пускал в оборот фальшивую
Рукописи монету. В словарной же статье, непосредственно
Фотогалереи посвященной прототипу булгаковского персонажа,
утверждалось, что он заведовал французскими финансами и, разбогатев, стал
Сообщество Мастера
кредитором влиятельных людей королевства, причем "должники постарались
Клуб Мастера
избавиться от него при первой возможности", обвинив в изготовлении фальшивых
Новый форум
денег и в отравлении королевской любовницы Агнессы Сорель (около 1422 - 1450),
Старый форум
а также в государственной измене. Кёр был арестован, заключен под стражу, лишен
Гостевая книга своего многомиллионного состояния и изгнан из Франции. Вместе с тем, в статье
СМИ о Булгакове подчеркивалось, что Кёр на самом деле был хорошим финансистом, а после
изгнания папа Каликст III (1378-1458) вверил ему командование над частью флота в
СМИ о БЭ
войне против турок. Дети Кёра, по предсмертной просьбе отца, получили от Карла
Лист рассылки
VII назад часть конфискованного имущества, что косвенно свидетельствовало о
Партнеры сайта
вздорности выдвинутых против финансиста обвинений.
Старая редакция сайта
Библиотека В булгаковском архиве сохранились выписки из Брокгауза и Эфрона, посвященные
"господину Жаку": "фальшивомонетчик, алхимик и государственный изменник.
Собачье сердце
Интереснейшая личность. Отравил королевскую любовницу". Булгаков, несомненно,
(иллюстрированное)
знал, что реальный Кёр не был такой уж зловещей фигурой и что обвинения против
Остальные произведения
него остались недоказанными и были порождены, прежде всего, наветами именитых
Книжный интернет-
должников. Но на В. б. у с. он сознательно вкладывает в уста Коровьева-Фагота в
магазин

<< Предыдущая

стр. 137
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>