<< Предыдущая

стр. 138
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

целом негативную характеристику Кёра - человека одаренного. Здесь подчеркнута
Лавка Мастера
связь таланта с нечистой силой (в такую связь и в средние века, и позднее обычно
верила толпа). На В. б. у с. сатана и его свита оказывают покровительство, как
преступникам так и замечательным личностям прошлого, которых неосновательно
обвиняли в различных преступлениях. В натуре тех, кто предстает перед
Маргаритой, добро и зло оказываются тесно переплетены между собой.

Исторический Жак ле Кёр умер своей смертью, но на В. б. у с. он предстает
повешенным. Его казнь, скорее всего, понадобилась Булгакову для нагнетания
атмосферы бального съезда. На самом деле Ле Кёр был отравителем мнимым, как
и следующий за ним на В. б. у с. граф Роберт Дэдли Лейчестер (около 1532 - 1588)
("граф Роберт... был любовником королевы и отравил свою жену"). О нем тоже
сохранились в архиве Булгакова выписки из Энциклопедического словаря Брокгауза
и Эфрона. Там отмечалось, что Лейчестер был фаворитом английской королевы
Елизаветы I (1533-1603), мечтал о браке с ней и потому "интриговал против брачных
предложений, исходивших от австрийского и французского дворов; его подозревали
даже в отравлении жены его, Ами Робсарт, но подозрение это, послужившее
сюжетом для романа Вальтера Скотта "Кенильворт", не может считаться
доказанным". Официальных обвинений в отравлении жены против Лейчестера
никогда не выдвигалось, и граф умер своей смертью, хотя за злоупотребления не
раз подвергался опале. Булгаков, вслед за Вальтером Скоттом (1771-1832), сделал
Лейчестера виновным в гибели Ами Робсарт (около 1532 - 1560), и казнил его, как и
"господина Жака". В "Мастере и Маргарите" мнимое преступление превратилось в
действительное, и за него следует воздаяние смертью. Характерно, что на В. б. у. с.
Лейчестер появляется в одиночестве, поскольку его любовница королева к
преступлению не причастна.

Перед Маргаритой проходит еще один "чародей и алхимик" - германский император
Рудольф II (1576-1612), который, как сообщалось в статье "Алхимия"
Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, "был меценатом странствующих
алхимиков, и его резиденция представляла центральный пункт алхимической науки
того времени". Вместе с тем, в специально посвященной императору статье
утверждалось, что Рудольф II "отличался вялым, апатичным характером, был
крайне подозрителен, склонен к меланхолии" и что характерными его чертами были
"своенравие, трусость и грубость". Булгаков противопоставил деятельность
знаменитого алхимика, способствовавшую прогрессу знания, традиционному образу
посредственного правителя, вынужденного в конце жизни отречься от престола.

Длинный ряд алхимиков, представленных на В. б. у с., начинается еще во время
встречи Воланда с литераторами на Патриарших прудах. Там сатана утверждает,
что "в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника
Герберта Аврилакского, десятого века". Из Энциклопедического словаря Брокгауза и
Эфрона Булгаков узнал, в частности, что Герберт Аврилакский (938-1003), будущий
римский папа Сильвестр II, "в 967 г. отправился в Испанию, где ознакомился с
арабской образованностью и даже, как передает средневековая легенда, учился в
Кордовском и Севильском университетах арабскому чернокнижному искусству". Что
же касается его научной деятельности, то, как отмечал тот же источник, Герберт
Аври-лакский, обладая энциклопедическими знаниями, "как ученый... вряд ли имел
себе равного между современниками". Он открывает галерею запечатленных в
"Мастере и Маргарите" средневековых мыслителей и государственных деятелей,
многим из которых приписывались сношения с дьяволом и различные
преступления, чаще всего отравления.

Гости у сатаны - современники Булгакова
Покушение на Ежова. Версия Мастера
Профессор - насильник-садист
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 5 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Последние мнимые отравители на В. б. у с.
Персонажи
оказываются современниками Булгакова.
Произведения
"По лестнице подымались двое последних гостей.
Демонология
- Да это кто-то новенький, - говорил Коровьев,
Великий бал у Сатаны
щурясь сквозь стеклышко, - ах да, да. Как-то раз
Булгаковская Москва
Азазелло навестил его и за коньяком нашептал ему
Театр Булгакова совет, как избавиться от одного человека,
Родные и близкие разоблачений которого он чрезвычайно опасался. И
вот он велел своему знакомому, находящемуся от
Философы
него в зависимости, обрызгать стены кабинета ядом.
Булгаков и мы
- Как его зовут? - спросила Маргарита.
Булгаковедение
- А, право, я сам еще не знаю, - ответил Коровьев, -
Рукописи
надо спросить у Азазелло.
Фотогалереи - А кто с ним?
- А вот этот самый исполнительный его подчиненный".
Сообщество Мастера
Клуб Мастера
В основу данного эпизода В. б. у с. легли материалы состоявшегося в марте 1938 г.
Новый форум
процесса так называемого "право-троцкистского блока", в ходе которого были
Старый форум
осуждены советские партийные и государственные деятели Н.И.Бухарин, А. И.
Гостевая книга
Рыков (1881-1938), Н. Н. Крестинский (1883-1938), Г. Г. Ягода (1891-1938) и др.
СМИ о Булгакове Согласно показаниям Павла Петровича Буланова(1895-1938), личного секретаря
СМИ о БЭ Генриха Григорьевича Ягоды в бытность его главой НКВД, после назначения
Николая Ивановича Ежова (1894-1940) в сентябре 1936 г. на пост наркома
Лист рассылки
внутренних дел Ягода будто бы опасался, что тот сможет выявить его роль в
Партнеры сайта
организации убийства главы ленинградских большевиков С. М. Кирова (Кострикова)
Старая редакция сайта
(1886-1934) в декабре 1934 г., и решил устроить покушение на Ежова. Вот что
Библиотека
утверждал на суде бывший секретарь Ягоды: "Когда он (Ягода) был снят с
Собачье сердце должности наркома внутренних дел, он предпринял уже прямое отравление
(иллюстрированное) кабинета и той части комнат, которые примыкают к кабинету, здания НКВД, там, где
Остальные произведения должен был работать Николай Иванович Ежов. Он дал мне лично прямое
распоряжение подготовить яд, а именно взять ртуть и растворить ее кислотой. Я ни
Книжный интернет-
магазин в химии, ни в медицине ничего не понимаю, может быть, путаюсь в названиях, но
помню, что он предупреждал против серной кислоты, против ожогов, запаха и что-то
Лавка Мастера
в этом духе. Это было 28 сентября 1936 г. Это поручение Ягоды я выполнил,
раствор сделал. Опрыскивание кабинета, в котором должен был сидеть Ежов, и
прилегающих к нему комнат, дорожек, ковров и портьер было произведено
Саволайненом (сотрудник НКВД) в присутствии меня и Ягоды". Ягода и Буланов, как
и большинство других подсудимых, были приговорены к смертной казни и
расстреляны 15 марта 1938 г.

Булгаков видел всю анекдотичность и фарсовость истории, рассказанной
Булановым по подсказке следователей и выдержанной в духе средневековых
легенд о великих отравлениях. Еще 8 июня 1937 г. в дневнике третьей жены автора
"Мастера и Маргариты" появилась запись насчет одного из будущих подсудимых на
процессе "правотроцкистского блока" кремлевского врача Д. Д. Плетнева: "Какая-то
чудовищная история с профессором Плетневым. В "Правде" статья без подписи:
"Профессор - насильник-садист". Будто бы в 1934-м году принял пациентку, укусил
ее за грудь, развилась какая-то неизлечимая болезнь. Пациентка его преследует.
Бред".

Однако этот бред вполне серьезно был повторен на суде, где Плетневу, Ягоде и
другим были предъявлены обвинения также в отравлении и неправильном лечении
шефа ОГПУ В. Р. Менжинского (1874-1934), одного из близких к Сталину
государственных и партийных деятелей В. В. Куйбышева (1888-1935) и писателя
Максима Горького (А. М. Пешкова) (1868-1936). Интересно, что эпизод с
неправильным лечением Горького потом пародийно отразился в сатирическом
романе английского писателя Джорджа Оруэлла (Эрика Блэра) (1903-1980) "Ферма
животных" ("Скотный двор") (1944), где сообщники племенного хряка Снежка (Л.Д.
Троцкого) - две овцы обвиняются в умерщвлении старого барана, особо преданного
племенному хряку - диктатору Наполеону (И.В.Сталину). Барана они специально
заставляли бегать вокруг костра, не обращая внимания на его кашель (именно в
этом обвинили врачей, лечивших Горького от туберкулеза).

Такого же рода была и история с будто бы планировавшимся покушением на Н. И.
Ежова. Мнимость готовившегося отравления подчеркнута в тексте "Мастера и
Маргариты" тем обстоятельством, что идею отравить неугодное влиятельное лицо
нашептал начальнику за коньяком демон-убийца Азазелло. И Ягода, и Буланов
были отравителями мнимыми, а весь процесс очень явно напоминал средневековые
суды над ведьмами, обвинявшимися в контактах с нечистой силой. Неслучайно
Булгаков не называет имен последних гостей В. б. у с., а также того, кого они
собирались отравить. После осуждения Ягоды и Буланова их было запрещено
упоминать в печати. Та же участь через несколько месяцев постигла и всесильного
прежде Н. И. Ежова, снятого в конце 1938 г. и расстрелянного по ложному
обвинению в государственной измене в феврале 1940 г., незадолго до смерти
самого Булгакова. Интересно, что эпизод с Ягодой, Булановым и Ежовым
присутствует уже в тексте, созданном в середине 1938 г., но фамилия Ежова и там
не упоминается. Автор "Мастера и Маргариты" как бы предугадал будущий
печальный конец Н. И. Ежова и грядущий запрет на упоминание его имени.

Последний замысел Булгакова
Роковое покровительство Ягоды
"Горький - плохой психолог"
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 6 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Фигура Г. Г. Ягоды отразилась в последнем
Персонажи
замысле уже смертельно больного Булгакова. К
Произведения
этой пьесе сохранилась единственная
Демонология
булгаковская запись: "Задумывалась осенью 1939
Великий бал у Сатаны
г. Пером начата 6.1.1940 г.
Булгаковская Москва
Пьеса
Театр Булгакова Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра
Родные и близкие (очевидно, здесь - название книги Вашингтона
Ирвинга, соотнесенное также с прямым
Философы
значением этого слова - арочный вход во дворец.
Булгаков и мы
Альгамбра есть, в частности, перед Воронцовским
Булгаковедение
дворцом в Алупке в Крыму. Крым связан в пьесе
Рукописи
со средневековой Гранадой (Гренадой) и,
Фотогалереи возможно, современной Булгакову Испанией.). Мушкетеры. Монолог о наглости.
Гренада, гибель Гренады.
Сообщество Мастера
Ричард I.
Клуб Мастера
Ничего не пишется, голова, как котел!.. Болею, болею". Позднее Е. С. Булгакова так
Новый форум
передавала по памяти суть этого замысла:
Старый форум
Гостевая книга Первая картина. Кабинет. Громадный письменный стол. Ковры. Много книг на
СМИ о Булгакове полках. В кабинет входит писатель - молодой человек развязного типа. Его вводит
военный (НКВД) и уходит. Писатель оглядывает комнату. В это время книжная полка
СМИ о БЭ
быстро поворачивается, и в открывшуюся дверь входит человек в форме НКВД
Лист рассылки
(Ричард Ричардович). Начинается разговор. Вначале ошеломленный писатель
Партнеры сайта
приходит в себя и начинает жаловаться на свое положение, настаивает на своей
Старая редакция сайта
гениальности, просит, требует помощи, уверяет, что может быть очень полезен.
Библиотека Ричард в ответ произносит монолог о наглости. Но потом происходит соглашение.
Собачье сердце Писатель куплен, обещает написать пьесу на нужную тему. Ричард обещает
(иллюстрированное) помощь, обещает продвинуть пьесу, приехать на премьеру. Конец картины.
Остальные произведения
Вторая картина. Мансарда, где живет писатель со своей женой. Жена раздражена.
Книжный интернет-
Входит писатель, внешне оживлен, но внутренне смущен - сдал позиции.
магазин
Рассказывает, что попугай на улице вынул для него билетик "с счастьем". Потом
Лавка Мастера
сообщает о разговоре с Ричардом. Ссора с женой. Она уходит от него. Писатель
один. Это его в какой-то мере устраивает. Он полон надежд, начинает обдумывать
будущую пьесу.

Третья картина (второй акт). За кулисами театра. Старики и молодежь (в пользу
молодежи написаны характеры). Появляется писатель. Разговоры о ролях, о
репетициях.

Четвертая картина. Там же. Генеральная. За кулисы приходит Ричард. Приглашает
ведущих актеров и автора к себе на дачу - после премьеры.

Пятая картина (третий акт). Загородная дача. Сад. Стена из роз на заднем плане.
Ночь. Сначала общие разговоры. Потом на сцене остаются Ричард и женщина
(жена или родственница знаменитого писателя). Объяснение. Ричард, потеряв
голову, выдает себя полностью, рассказывает, что у него за границей громадные
капиталы. Молит ее бежать с ним за границу. Женщина холодная, расчетливая,
разжигает его, но прямого ответа не дает, хотя и не отказывается окончательно.
Ричард один. Взволнован. Внезапно во тьме, у розовых кустов, загорается огонек от
спички. Раздается голос: "Ричард!" Ричард в ужасе узнает этот голос. У того - трубка
в руке. Короткий диалог, из которого Ричард не может понять - был ли этот человек
с трубкой и раньше в саду? - "Ричард, у тебя револьвер при себе?" - "Да". - "Дай
мне". Ричард дает. Человек с трубкой держит некоторое время револьвер на

<< Предыдущая

стр. 138
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>