<< Предыдущая

стр. 139
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

ладони. Потом медленно говорит: "Возьми. Он может тебе пригодиться". Уходит.
Занавес.

Шестая картина (четвертый акт). За кулисами театра. Общее потрясение -
известие об аресте Ричарда. О самоубийстве его... О том, что он - враг... Пьеса
летит ко всем чертям. Автор вылетает из театра.

Седьмая квартира. Мансарда. Там жена писателя. Появляется уничтоженный
автор. Все погибло. Он умоляет простить, забыть. Уговаривает, что надо терпеливо
ждать следующего случая...

Ричард - Яго. Писатель - типа В. (скорее всего, имеется в виду писатель и драматург
Владимир Киршон (1902-1938). У него намечался роман с одной из актрис театра".

Вполне вероятно, что в своей записи во время предсмертной болезни Булгаков
невольно сдвинул время возникновения замысла с весны на осень. В дневниковой
записи Е. С. Булгаковой от 18 мая 1939 г. отмечалось: "Миша задумал пьесу
("Ричард Первый"). Рассказал - удивительно интересно, чисто "булгаковская пьеса"
задумана". Здесь в роли "шекспировского злодея" типа Ричарда I и Яго явно
подразумевался бывший глава карательных органов Генрих Ягода. Молодой
известный писатель - это драматург Владимир Михайлович Киршон (1902-1938),
запечатленный в рассказе "Был май" в качестве только что вернувшегося из-за
границы "молодого человека ослепительной красоты" Полиевкта Эдуардовича, где
этот герой чрезвычайно развязно беседует с автором, указывая ему, как надо
исправлять пьесу. Киршон действительно был на одиннадцать лет моложе
Булгакова и погиб молодым, в 36 лет, в разгар "ежовщины". Он пользовался
оказавшимся роковым покровительством Ягоды и в своих пьесах воспевал ОГПУ и
НКВД. Бездарные пьесы Киршона успешно вытесняли из репертуара МХАТа
булгаковские. Е. С. Булгакова тесно связывала Киршона именно с Ягодой, записав в
дневнике 4 апреля 1937 г.: "Киршона забаллотировали на общемосковском
собрании писателей при выборах президиума. И хотя ясно, что это в связи с
падением Ягоды, все же приятно, что Немезида и т.д.". В записи от 10 марта 1938г.,
в дни процесса над "правотроцкистским блоком", она в завуалированной форме
выразила сомнение в реальности некоторых обвинений, предъявляемых Ягоде: "Ну
что за чудовище - Ягода. Но одно трудно понять - как мог Горький, такой психолог,
не чувствовать - кем он окружен, Ягода, Крючков! Я помню, как М. А. раз приехал из
горьковского дома (кажется, это было в 1933-м году, Горький жил тогда, если не
ошибаюсь, в Горках) и на мои вопросы: ну как там? что там? - отвечал: там за
каждой дверью вот такое ухо! - и показывал ухо с пол-аршина". Подобным же
образом соглядатаи окружают Нехорошую квартиру, что видит Маргарита,
направляясь на В. б. у с.

Прототип борова - транспортного средства Наташи
Воланд милосерднее Сталина
Женщины на Балу: отравительницы, развратницы и сводницы
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 7 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Еще один подсудимый на процессе "правотроцкистского блока" появляется в
Персонажи
Нехорошей квартире перед В. б. у. с. Это - превращенный в борова "нижний жилец"
Произведения
Николай Иванович. Он имеет не только общее имя и отчество с Н.И.Бухариным, но
Демонология
и наделен некоторым портретным сходством с незадачливым большевистским
Великий бал у Сатаны
лидером: "Николай Иванович, видный в луне до последней пуговки на серой
Булгаковская Москва
жилетке, до последнего волоска в светлой бородке клинышком". Бухарин
Театр Булгакова
присутствовал на приеме в американском посольстве 22 апреля 1935 г., как мы
Родные и близкие убедились из дневниковой записи Е. С. Булгаковой, а этот прием послужил
Философы прообразом В. б. у с. Совпадает и общая старомодность облика. Бухарин, по
свидетельству Е. С. Булгаковой, был в старомодном сюртуке, булгаковский Николай
Булгаков и мы
Иванович - в старомодных же пенсне и жилетке. Похотливость "нижнего жильца",
Булгаковедение
пытающегося соблазнить служанку Маргариты Наташу, наказывается
Рукописи
превращением в борова - пародийный намек на широко известное донжуанство
Фотогалереи
Бухарина. Последний в своей автобиографии признался, что в детстве считал себя
Сообщество Мастера антихристом. Булгаков превратил своего Николая Ивановича в борова, явно
ориентируясь на известный рассказ Евангелия от Луки о бесах, что вышли из
Клуб Мастера
человека и вошли в стадо свиней, бросившихся затем в озеро и потонувших (VIII ;
Новый форум
26-39) (этот рассказ Федор Достоевский (1821-1881) сделал эпиграфом к роману
Старый форум
"Бесы" (1871-1872).
Гостевая книга
СМИ о Булгакове Бухарин был казнен по приговору неправедного суда. Булгаков же в сцене перед
СМИ о БЭ началом В. б. у с. только пародирует казнь Николая Ивановича, превращенного в
"транспортное средство" для доставки на бал Наташи. Воланд отправляет борова
Лист рассылки
на кухню к поварам, но когда Маргарита пугается, думая, что Николая Ивановича
Партнеры сайта
там зарежут, выясняется, что борова просто подержат на кухне до окончания В. б. у
Старая редакция сайта
с. - чести быть приглашенным на бал он так и не удостаивается. Николай Иванович -
Библиотека
не настоящий злодей. Но он не способен к подлинному полету мысли и к настоящей
Собачье сердце любви (неслучайно "нижний жилец" требует справки, что был на В. б. у с., чтобы
(иллюстрированное) оправдаться перед ревнивой супругой). Воланд оказывается милосерднее Сталина,
Остальные произведения не пощадившего своего прежнего любимца Бухарина.
Книжный интернет-
Во время В. б. у с. перед Маргаритой проходят не только мнимые отравители и
магазин
убийцы, но и подлинные злодеи всех времен и народов. Интересно, что если все
Лавка Мастера
мнимые отравители на балу - мужчины, то все истинные отравительницы -
женщины. Первой выступает "госпожа Тофана". Сведения об этой знаменитой
итальянке автор "Мастера и Маргариты" почерпнул из статьи Энциклопедического
словаря Брокгауза и Эфрона "Аква Тофана" (это название яда, в дословном
переводе - вода Тофаны). Выписки из этой статьи сохранились в булгаковском
архиве. В ней сообщалось, что в 1709 г. Тофана была арестована, подвергнута
пытке и задушена в тюрьме (эта версия отражена в тексте "Мастера и Маргариты").
Однако в Брокгаузе и Эфроне отмечалось, что по другим данным сицилийская
отравительница еще в 1730 г. содержалась в темнице и, скорее всего, умерла там
своей смертью.

Следующая отравительница на В. б. у с. - маркиза, которая "отравила отца, двух
братьев и двух сестер из-за наследства". В более раннем варианте В. б. у с. 1938 г.
Коровьев-Фагот называл маркизу по имени: "Маркиза де Бренвиллье... Отравила
отца, двух братьев и двух сестер и завладела наследством... Господин де Годен,
вас ли мы видим?" В подготовительных материалах к "Мастеру и Маргарите"
сохранилось название посвященной маркизе де Бренвиллье статьи
Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Там говорилось, что эта
известная во Франции отравительница вместе со своим любовником Жаном-
Батистом де Годеном де Сен-Круа "отравила своего отца, двух своих братьев и
своих сестер, чтобы присвоить себе все их состояние" и была казнена за свои
преступления в 1676 г.

На В. б. у с. Маргарита видит знаменитых развратниц и сводниц прошлого и
современности. Тут и московская портниха, организовавшая в своей мастерской
дом свиданий (Булгаков ввел в число участниц В. б. у с. прототипа главной героини
своей пьесы "Зойкина квартира"), и Валерия Мессалина, третья жена римского
императора Клавдия I (10-54), преемника тоже присутствующего на балу Гая Цезаря
Калигулы (12-41). Имена Калигулы и Мессалины стали нарицательными для
обозначения жестоких сластолюбцев. Калигула был убит солдатами преторианской
гвардии. Мессалина же в отсутствие Клавдия вступила в брак со своим любовником
Гаем Салием и за попытку возвести его на престол была казнена в 48 г.

Есть среди гостей В. б. у с. и "госпожа Минкина" - экономка и любовница
всесильного при Александре I временщика графа А. А. Аракчеева (1769-1834)
Настасья Федоровна Минкина. Эпизод убийства в 1825 г. этой жестокой женщины,
истязавшей крепостных и из ревности изуродовавшей раскаленными щипцами для
завивки лицо горничной, что и спровоцировало крестьянскую расправу, изложен по
посвященной Минкиной статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона,
где также отмечалось, что "крестьяне считали ее колдуньей, так как, систематически
организовав шпионство, она узнавала самые тайные их намерения". Это
обстоятельство стало еще одним побудительным мотивом поместить Минкину
среди гостей В. б. у с.

На В. б. у с. присутствует и Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-
Бельский), ближайший сподвижник царя Ивана Грозного (1530-1584) во всех его
зверствах, погибший в 1573 г. при осаде Венденского замка в Ливонии, в связи с
чем, справляя тризну по погибшему наперснику, царь приказал предать
мучительной казни всех пленных. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и
Эфрона сообщалось, что "память о Малюте Скуратове и его злодеяниях
сохранилась в народных песнях и даже самое имя стало нарицательным именем
злодея". Еще в пьесе "Бег" (1928) Булгаков спародировал имя, отчество и фамилию
Малюты Скуратова в генерале Григории Лукьяновиче Чарноте (Чарнота - Бельский),
имевшем одним из прототипов тоже нарицательного палача - Я. А. Слащева.

Маргарита подумывает о самоубийстве
Фрида
Почему все женщины на Балу нагие?
Воскресение мертвецов
Читайте об этом далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 8 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
То, что на В. б. у с. перед Маргаритой проходит вереница убийц, отравительниц,
Персонажи
палачей, развратниц и сводниц, совсем не случайно. Булгаковская героиня
Произведения
мучается из-за измены мужу и, пусть подсознательно, свой проступок ставит в один
Демонология
ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. Обилие отравителей и
Великий бал у Сатаны
отравительниц, подлинных и мнимых, - это отражение в мозгу Маргариты мысли о
Булгаковская Москва
возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же время,
Театр Булгакова
последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть мнимым, а
Родные и близкие
не действительным, поскольку практически все отравители-мужчины на В. б. у с. -
Философы
отравители мнимые. Другое объяснение этого эпизода - самоубийство Мастера и
Булгаков и мы Маргариты. Воланд, знакомя героиню со знаменитыми злодеями и развратницами,
усиливает муки ее совести. Но Булгаков как бы оставляет и альтернативную
Булгаковедение
возможность: В. б. у с. и все связанные с ним события происходят лишь в больном
Рукописи
воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия известий о Мастере и вины
Фотогалереи
перед мужем и подсознательно думающей о самоубийстве. Подобное
Сообщество Мастера альтернативное объяснение применительно к московским похождениям сатаны и
его подручных автор "Мастера и Маргариты" предлагает в эпилоге романа, ясно
Клуб Мастера
давая понять, что оно далеко не исчерпывает происходящего. Также и любое
Новый форум
рациональное объяснение В. б. у с., согласно авторскому замыслу, никак не может
Старый форум
быть полным.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
Особую роль на В. б. у с. играет Фрида, показывающая Маргарите вариант судьбы
СМИ о БЭ
того, кто переступит определенную Достоевским грань в виде слезы невинного
Лист рассылки
ребенка. Фрида как бы повторяет судьбу Маргариты гетевского "Фауста" и
Партнеры сайта
становится зеркальным отображением Маргариты. В ее биографии отразились
Старая редакция сайта судьбы двух женщин из книги швейцарского психиатра и общественного деятеля
Августа (Огюста) Фореля (1848-1931) "Половой вопрос" (1908), одного из первых
Библиотека
трудов по сексологии. В архиве Булгакова сохранилась выписка из этой работы:
Собачье сердце
"Фрида Келлер - убила мальчика, Кониецко - удавила младенца носовым платком".
(иллюстрированное)
В образе Фриды контаминированы обе эти истории.
Остальные произведения
Книжный интернет- Из работы Фореля, вероятно, во многом почерпнуто изобразительное решение В. б.
магазин
у с. Швейцарский профессор упоминал "бал нагих или полунагих", устраиваемый
Лавка Мастера ежегодно в Париже "художниками и их натурщицами в обществе их ближайших
друзей" и завершающийся "половой оргией". Поэтому на В. б. у с. все женщины,
подобно натурщицам на парижском балу, обнажены. Кроме того, Париж - город, где
жили Маргарита Валуа и Маргарита Наваррская, с которыми связана королева В. б.
у с. - Маргарита.

Автор предисловия к одному из русских изданий "Полового вопроса" доктор В. А.
Поссе (1864-1940) (его воспоминания о Льве Толстом послужили одним из толчков
для разработки Булгаковым образа Понтия Пилата) так характеризовал автора
книги: "Форель не гетевский Вагнер, хотя и не гетевский Фауст; в нем одна душа,
чуждая метафизике и враждебная мистике, душа, в которой любовь к истине
сливается с любовью к людям". Эти слова полностью применимы и к Булгакову.

К Фриде на В. б. у с. Маргарита проявляет милосердие, к которому призывал и
Форель по отношению к Фриде Келлер. И опять Булгаков наказывает гостью В. б. у
с. суровее, чем это было в жизни. В примечании 1908 г. Форель отмечал, что
интеллигентские круги кантона Сен-Галлен все больше симпатизируют осужденной,
и выражал надежду, что "бедную Фриду Келлер", которой смертный приговор был
заменен пожизненным заключением, вскоре выпустят на свободу. Булгаков же свою
Фриду, как и Гёте свою Маргариту, казнил, чтобы дать ей возможность оказаться на
В. б. у с. (в бале участвуют только ожившие мертвецы).

<< Предыдущая

стр. 139
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>