<< Предыдущая

стр. 140
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Само воскресение мертвецов для В. б. у с заставляет вспомнить стихотворение А.
Белого "И опять, и опять, и опять" (1918). У Булгакова "вдруг что-то грохнуло внизу в
громадном камине, и из него выскочила виселица с болтающимся на ней
полурассыпавшимся прахом. Этот прах сорвался с веревки, ударился об пол, и из
него выскочил черноволосый красавец во фраке и в лакированных туфлях. Из
камина выбежал полуистлевший небольшой гроб, крышка его отскочила, и из него
вывалился другой прах. Красавец галантно подскочил к нему и подал руку
калачиком, второй прах сложился в нагую вертлявую женщину в черных туфельках
и с черными перьями на голове, и тогда оба, и мужчина и женщина, заспешили
вверх по лестнице". У Белого: "/Из расколотых старых гробов /Пролетает сквозною
струёй - /Мертвецов, Мертвецов, Мертвецов -/Воскресающий, радостный рой!" На В.
б. у с. в разгар бального съезда из камина идет сплошной поток гробов, из которых
появляются воскресшие и веселящиеся трупы.

Шабашные игрища
Антессер - заведующий шабашом
Как ставить дьяволу банки
Слуги хозяина Бала
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 9 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
В первых двух редакциях "Мастера и Маргариты", создававшихся в 1929-1936 гг.,
Персонажи
вместо В. б. у с. в Нехорошей квартире происходил шабаш. В подготовительных
Произведения
материалах к "Мастеру и Маргарите" сохранились выписки из книги М. А. Орлова
Демонология
"История сношений человека с дьяволом" (1904) с указанием страниц: "Антессер.
Великий бал у Сатаны
Шабашные игрища (стр.36). Опилки и колокол (37)". Здесь внимание Булгакова
Булгаковская Москва
привлекло описание шведского шабаша по материалам процесса над ведьмами
Театр Булгакова 1670 г.: "По шведскому обычаю, колдуны и ведьмы отправлялись на шабаш не
Родные и близкие верхом на метлах и палках и не с помощью волшебных мазей, а просто выходили
на один перекресток, на росстань, как выражаются в наших русских сказаниях.
Философы
Около этого перекрестка находилась глубокая и мрачная пещера. Ведьмы
Булгаков и мы
становились перед этою пещерою и трижды восклицали: "Антессер, приди и унеси
Булгаковедение
нас на Блокулу". Эта Блокула была гора, совершенно соответствующая немецкому
Рукописи
Брокену или Лысой горе наших сказаний.
Фотогалереи
Антессер же - имя демона, который заведовал шабашными игрищами. Этот демон
Сообщество Мастера
являлся на призыв своих поклонников одетым в серый кафтан, красные штаны с
Клуб Мастера
бантами, синие чулки и остроконечную шляпу. У него была большая рыжая борода.
Новый форум
Он подхватывал всех своих гостей и мгновенно переносил их по воздуху на Блокулу,
Старый форум
в чем ему помогала толпа чертей, которая являлась вслед за ним. Все эти черти
Гостевая книга принимали вид козлов; гости и мчались на шабаш, сидя на них верхом. Многие
СМИ о Булгакове ведьмы водили с собою на шабаш детей. Эта мелкая публика доставлялась на
шабаш особым способом, а именно: козлам ведьмы втыкали копья. Ребятишки и
СМИ о БЭ
садились верхом на эти копья. По прибытии на Блокулу дело шло обычным
Лист рассылки
порядком, т.е. шабаш справлялся, как и всюду в других местах. В шведском
Партнеры сайта
шабаше, отмечено, впрочем, несколько особенностей, которые, однако же, иногда,
Старая редакция сайта
хотя изредка, упоминаются в сказаниях и у других народов. Шведские ведьмы во
Библиотека время шабаша делали себе уколы на пальцах и вытекшею кровью подписывали
Собачье сердце договор с дьяволом, который вслед за тем совершал над ними крещение,
(иллюстрированное) разумеется, уже во имя свое, причем давал им медные стружки, которые
получаются при обтачивании колоколов. Ведьмы бросали эти стружки в воду,
Остальные произведения
произнося при этом такие заклинания на собственную душу: "Как эти опилки никогда
Книжный интернет-
не вернутся к колоколу, с которого они содраны, так пусть и душа моя никогда не
магазин
увидит Царствия Небесного".
Лавка Мастера

Замечательно еще, что по шведскому народному верованию главною приманкою на
шабашах является еда. Можно было бы подумать, что шведы великие
чревоугодники, но, кажется, этого за ними не было замечено, и лишь по части
выпивки они, сколько нам известно, тонко понимают дело. На шведских шабашах
застольное пиршество - главный номер в программе увеселений. Народные
сказания приводят даже полное меню шабашного стола: щи с салом, овсяная каша,
коровье масло, молоко и сыр. Меню в своем роде характеристическое. Верно, не
очень-то сытно жилось народу, коли он мечтал о таких пирах как о чем-то
достижимом лишь при посредстве продажи души дьяволу (главным в меню шабаша
было преобладание "скоромных" блюд, которые нельзя употреблять в христианский
пост)! После застольного пира ведьмы принимались для развлечения драться
между собою.

Хозяин бала, дьявол Антессер, ежели бывал в добром расположении духа,
принимал участие в этих невинных забавах и собственноручно хлестал ведьм
прутьями и при этом во все горло хохотал. Иногда, будучи в особо благодушном
настроении, он услаждал своих гостей игрою на арфе. От брака демона с ведьмами,
по шведскому поверью, нарождались на свете жабы и змеи. Отмечена еще одна
любопытная подробность шведских сказаний. Иногда дьявол, присутствовавший на
шабашах, оказывался больным. Чем именно и в чем выражалась болезнь, об этом
история умалчивает; но зато объясняется, что гости шабаша усердно ухаживали за
больным хозяином и лечили его - ставили ему банки. Своим верным приверженцам
шведский черт давал верных рабов в виде разных животных - кому ворона, а кому
кота. Этих зверей можно было посылать куда угодно и с каким угодно поручением, и
они все аккуратно исполняли".

Многие детали шведского шабаша Булгаков использовал при описании В. б. у с. и
предшествовавшего ему шабаша на берегу реки, на котором побывала Маргарита.
Для полета на В. б. у с. она использует упоминаемые Орловым традиционные
"транспортные средства" - волшебный крем и половую щетку. Зато Наташа берет
транспорт, излюбленный именно шведскими ведьмами - превратившегося в беса-
борова "нижнего жильца" Николая Ивановича. Обыграна в В. б. у с. и болезнь
дьявола, характерная для шведских сказаний. В окончательном тексте "Мастера и
Маргариты" перед началом В. б. у с. "Воланд широко раскинулся на постели, был
одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече. Одну
голую ногу он поджал под себя, другую вытянул на скамеечку. Колено этой темной
ноги и натирала какою-то дымящеюся мазью Гелла".

Далее дьявол сообщает Маргарите, что, по мнению приближенных, у него
ревматизм, "но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на
память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча
пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре". Здесь
Булгаков заменил шведскую Блокулу на фигурирующий в немецких легендах и в
"Фаусте" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) Брокен. Вероятно,
Булгаков рассматривал выписанное им имя Антессер как возможное имя дьявола в
своем романе, поскольку русской публике оно было почти неизвестно, но потом
остановился на Воланде как на имени, непосредственно связанном с поэмой Гёте.
Наверняка автор "Мастера и Маргариты" обратил внимание на то, что в описании
Орлова шведский шабаш однажды назван балом, и, возможно, уже тогда, в 1929 г.,
у него зародилась идея В. б. у с.

У Воланда, в полном соответствии со шведской традицией, есть слуги животные -
кот Бегемот и грач, которые выполняют различные поручения. В частности, шофер-
грач доставляет Маргариту на В. б. у с. У булгаковского сатаны есть и служанка-
ведьма Гелла, которая "расторопна, понятлива, и нет такой услуги, которую она не
сумела бы оказать".

Булгаков учел приведенное Орловым шведское поверье, что обильная еда - одно из
притягательных свойств шабаша. Только традиционную и не блещущую
разнообразием кухню североевропейских крестьян Булгаков заменил на жареное
мясо, устрицы, икру, и ананасы, как на приеме в американском посольстве, где ему
довелось побывать. После В. б. у с. происходят и шабашные игрища - "невинные
забавы", когда притворно, "для развлечения", борются между собой Гелла и
Бегемот. Воланд, в отличие от Антессера шведских сказаний, рыжей бороды не
носит, зато шведскому дьяволу на В. б. у с. уподоблен Малюта Скуратов: Маргарита
видит его лицо, "окаймленное действительно огненной бородой". Вероятно,
Булгаков остановил свой выбор на шведском шабаше для В. б. у с. как на
значительно менее известном русским читателям, поскольку подробно описан он
только в книге М. А. Орлова.

Золотой фаллос
Происхождение ведьм
Всякий талант - от дьявола?
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 10 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Отметим, что в тексте 1933 г., в полном соответствии со шведским поверьем, на
Персонажи
шабаше присутствовали и дети, а шабашные игрища были запечатлены куда
Произведения
подробнее и сексуальнее: "...На подушках, раскинувшись, лежал голый кудрявый
Демонология
мальчик, а на нем сидела верхом, нежилась ведьма с болтающимися в ушах
Великий бал у Сатаны
серьгами и забавлялась тем, что, наклонив семисвечие, капала мальчику стеарином
Булгаковская Москва
на живот. Тот вскрикивал и щипал ведьму, оба хохотали, как исступленные...
Театр Булгакова Гроздья винограду появились перед Маргаритой на столике и она расхохоталась -
Родные и близкие ножкой вазы служил золотой фаллос. Хохоча, Маргарита тронула его, и он ожил в
ее руке (как на живых дьявольских картах в "Бенедиктове" А. В. Чаянова). Заливаясь
Философы
хохотом и отплевываясь, Маргарита отдернула руку. Тут подсели с двух сторон.
Булгаков и мы
Один мохнатый с горящими глазами, прильнул к левому уху и зашептал
Булгаковедение
обольстительные непристойности, другой - фрачник - привалился к правому боку и
Рукописи
стал нежно обнимать за талию. Девчонка уселась на корточки перед Маргаритой,
Фотогалереи начала целовать ее колени.
Сообщество Мастера
- Ах, весело! Ах, весело! - кричала Маргарита, - и все забудешь - Молчите, болван! -
Клуб Мастера
говорила она тому, который шептал, и зажимала ему горячий рот, но в то же время
Новый форум
сама подставляла ухо". В дальнейшем, уступая внутренней цензуре, Булгаков
Старый форум
сделал сцену В. б. у с. гораздо целомудреннее (столь откровенное описание тогда,
Гостевая книга в 30-е годы, уже не имело возможности проникнуть в печать). В окончательном
СМИ о Булгакове тексте романа мальчик, забавляющийся с ведьмой, был заменен котом Бегемотом,
играющим с Геллой, а в сцене последнего полета превращающимся в худенького
СМИ о БЭ
юношу-пажа.
Лист рассылки
Партнеры сайта
Сообщение Орлова о том, что по шведским сказаниям дети от брака дьявола с
Старая редакция сайта
ведьмами рождаются на свет жабами и змеями, проявляется в присутствии на
Библиотека шабаше на берегу реки (очевидно, Днепра у Лысой горы под Киевом) толстомордых
Собачье сердце лягушек, играющих на дудочках.
(иллюстрированное)
Для сцены шабаша, а потом - В. б. у с. Булгаков сделал выписки из статьи "Шабаш
Остальные произведения
ведьм" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. Там, в частности,
Книжный интернет-
говорилось, о более традиционной версии этого мероприятия, чем в рассказе М. А.
магазин
Орлова об Антессере. В статье, написанной известным этнографом Л. Я.
Лавка Мастера
Штернбергом (1861 - 1927), отмечалось, что "перед полетом ведьмы мажут себя
волшебными мазями", а для самого полета пользуются "метлами, кочергами,
ухватами, лопатами, граблями и просто палками". Автор "Шабаша ведьм" указывал,
что ведьмы и черти, которые в народных поверьях являются участниками этого
дьявольского сборища, произошли от языческих богов и богинь, в том числе от
древнегерманской Фрейи, традиционно изображавшейся верхом на борове.
Булгаков пародийно уподобил Фрейе служанку Маргариты Наташу,
отправляющуюся на В. б. у с. верхом на превратившемся в борова "нижнем жильце"
- ответственном работнике Николае Ивановиче.

Картина шабаша, предшествующего в окончательном тексте В. б. у с., во многом
соответствовала немецкому поверью, приводимому Л. Я. Штернбергом: "Среди
сонма ведьм, оборотней и давно умерших женщин (души усопших в свите Одина)
(Один - верховный бог древнегерманской мифологии Скандинавии, бог войны,
хозяин вальхаллы, чертога мертвых, где находят приют павшие в битвах воины,
продолжающие здесь свои героические подвиги; у древних германцев
континентальной Европы Одину соответствовал бог Вотан, или Водан, от которого,
возможно, произошел и Воланд средневековых легенд), слетевшихся на шабаш
каждая со своим возлюбленным чертом, при свете пылающих факелов восседает
на большом каменном столе сам сатана в образе козла, с черным человеческим
лицом... Затем следует бешеная постыдная пляска ведьм с чертями, от которой на
другой день остаются следы ног коровьих и козьих".

В тексте 1933 г. на шабаше в Нехорошей квартире большую роль играл козлоногий
(в окончательном тексте он фигурирует только в предшествующем В. б. у с. шабаше
на берегу реки), а Маргарита видит "скачущие в яростной польке пары". Отметим,
что в ранней редакции на шабаш Маргарита попадает через камин. В
окончательном тексте через камин на В. б. у с. попадают все гости (кроме
Маргариты), и пасть камина соответствует той мрачной и глубокой пещере
шведских поверий, откуда отправляются на шабаш его участники. Отсюда и
сравнение с пещерой темного глаза Воланда, которым он смотрит на Маргариту
перед В. б. у с.

Как можно судить по сохранившимся рукописям, в тексте 1933 г. шабаш в

<< Предыдущая

стр. 140
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>