<< Предыдущая

стр. 141
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Нехорошей квартире продолжался до половины двенадцатого, а затем следовал
малый бал у сатаны, причем часть рукописи, где этот бал, вероятно, описывается, в
полном соответствии с рассказом Е. С. Булгаковой оказалась уничтожена.

Отметим, что на В. б. у с. присутствуют и музыкальные гении, непосредственно не
связанные в своем творчестве с инфернальными мотивами. Маргарита встречает
здесь "короля вальсов" австрийского композитора Иоганна Штрауса (1829 - 1899),
бельгийского скрипача и композитора Анри Вьетана (1820 - 1881), а в оркестре
играют лучшие музыканты мира. Тем самым Булгаков иллюстрирует идею, что
всякий талант - в чем-то от дьявола, и "король вальсов" Штраус несказанно рад,
когда его приветствует Маргарита - королева В. б. у с.

Прозорливый Булгаков
Правила коммунистической оргии
Читайте завершение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Великий бал у сатаны, часть 11 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
То, что Булгаков не верил в подлинность обвинений, предъявленных тем
Персонажи
фигурантам политических процессов 30-х годов, которые появляются на В. б. у с.,
Произведения
доказывается воспоминаниями Валентина Петровича Катаева (1897-1986),
Демонология
дружившего с Булгаковым в первой половине 20-х годов, но затем рассорившегося с
Великий бал у Сатаны
ним в связи с неудачным сватовством к булгаковской сестре Елене (Леле): "В 1937
Булгаковская Москва
году мы встретились как-то у памятника Гоголю. Тогда как раз арестовали
Театр Булгакова маршалов. Помню, мы заговорили про это, и я сказал ему, возражая:
Родные и близкие - Но они же выдавали наши военные планы! Он ответил очень серьезно, твердо:
- Да, планы выдавать нельзя". Очевидно, что для Булгакова, в отличие от Катаева,
Философы
надуманность версии о "маршальском заговоре", равно как и кознях Ягоды,
Булгаков и мы
Бухарина и др., была очевидна.
Булгаковедение
Рукописи В. б. у. с. имеет еще один неожиданный источник, прямо связанный с
Фотогалереи деятельностью подчиненных и соратников Г. Г. Ягоды. Речь идет о так называемой
"коммуне Бокия". Глеб Иванович Бокий (1879-1937) - видный чекист, благополучно
Сообщество Мастера
расстрелянный в 1937 г. Некоторые его сотрудники подверглись репрессиям уже
Клуб Мастера
после гибели "батьки Бокия" и на следствии дали о нем прелюбопытнейшие
Новый форум
показания. Например, некто Н. В. Клименков на допросе 29 сентября 1938 г.
Старый форум
сообщил: "С 1921 года я работал в спецотделе НКВД (тогда это была еще ВЧК.).
Гостевая книга Отдел в то время возглавлял Бокий Глеб Иванович, который через некоторое время
СМИ о Булгакове назначил меня начальником 2-го отделения спецотдела.
СМИ о БЭ
В это время уже существовала созданная Бокием так называемая "Дачная
Лист рассылки
коммуна", причем ее существование тщательно скрывалось от сотрудников отдела,
Партнеры сайта
и знали об этом только приближенные Бокия...
Старая редакция сайта
Библиотека Последний в одно время сообщил мне, что им в Кучино создана "Дачная коммуна", в
которую входят отобранные им, Бокием, люди, и пригласил меня ехать на дачу
Собачье сердце
вместе с ним. После этого я на даче в Кучино бывал очень часто, хотя "юридически"
(иллюстрированное)
и не являлся членом "коммуны", так как не платил 10 процентов отчислений
Остальные произведения
зарплаты в ее фонд, но вся антисоветская деятельность которой мне известна.
Книжный интернет-
магазин
При первом моем посещении "Дачной коммуны" мне объявили ее порядки, что
Лавка Мастера
накануне каждого выходного дня каждый член "коммуны" выезжает на дачу и,
приехав туда, обязан выполнять все установленные "батькой Бокием" правила.

"Правила" эти сводились к следующему: участники, прибыв под выходной день на
дачу, пьянствовали весь выходной день и ночь под следующий рабочий день. Эти
пьяные оргии очень часто сопровождались драками, переходящими в общую свалку.
Причинами этих драк, как правило, было то, что мужья замечали разврат своих жен
с присутствующими здесь же мужчинами, выполняющими "правила батьки Бокия".

"Правила" в этом случае были таковы. На даче все время топилась баня. По
указанию Бокия после изрядной выпивки партиями направлялись в баню, где
открыто занимались групповым половым развратом.

Пьянки, как правило, сопровождались доходящими до дикости хулиганством и
издевательством друг над другом: пьяным намазывали половые органы краской,
горчицей. Спящих же в пьяном виде часто "хоронили" живыми, однажды решили
похоронить, кажется, Филиппова и чуть его не засыпали в яме живого. Все это
делалось при поповском облачении, которое специально для "дачи" было привезено
из Соловков. Обычно двое-трое наряжались в это поповское платье, и начиналось
"пьяное богослужение"...

На дачу съезжались участники "коммуны" с женами. Вместе с этим приглашались и
посторонние, в том числе и женщины из проституток. Женщин спаивали допьяна,
раздевали их и использовали по очереди, предоставляя преимущество Бокию, к
которому помещали этих женщин несколько.

Подобный разврат приводил к тому, что на почве ревности мужей к своим женам на
"Дачной коммуне" было несколько самоубийств: Евстафьев - бывший начальник
технического отделен, бросился под поезд, также погиб Майоров, с женой которого
сожительствовал Бокий, на этой же почве застрелился помощник начальника 5-го
отделения Баринов...

Ежемесячно собирались членские взносы с каждого члена "коммуны" в размере 10
процентов месячного оклада, что далеко не хватало для покрытия всех расходов.
"Дефицит" покрывался Бокием из получаемых отделом доходов от мастерских
несгораемых шкафов, из сметы отдела на оперативные нужды. "Дефицит"
покрывался также и спиртом из химической лаборатории, выписываемым якобы для
технических надобностей. Этот спирт на "Дачной коммуне" оснащался ягодами и
выпивался, т. е. на средства, украденные Бокием у государства...

К концу 1925 года число членов "Дачной коммуны" увеличилось настолько, что она
стала терять свой конспиративный характер. В самом отделе участились скандалы
между членами "Дачной коммуны" и секретарем отдела, выдающим заработную
плату. Первые не хотели платить "членских взносов", а секретарь отдела упрекал их
в том, что они получают "все удовольствия" на "даче", а платить не хотят..."

Показания "халявщика" Клименкова полностью подтвердил полноправный член
"коммуны" "доктор" Гоппиус: "Каждый член коммуны обязан за "трапезой"
обязательно выпить первые пять стопок водки, после чего члену коммуны
предоставлялось право пить или не пить, по его усмотрению. Обязательным было
также посещение общей бани мужчинами и женщинами. В этом принимали участие
все члены коммуны, в том числе и две дочери Бокия. Это называлось в уставе
коммуны - "культом приближения к природе". Участники занимались и обработкой
огорода. Обязательным было пребывание мужчин и женщин на территории дачи в
голом и полуголом виде…"

Атмосфера чекистской "коммуны" очень напоминает атмосферу В. б. у. с., в том
числе и своей пародией на богослужение и христианские похороны, в результате
которых один из участников едва не погиб. Конечно, Булгаков не мог быть знаком с
показаниями арестованных в 1937-38 годах членов коммуны, однако, по признанию
того же Клименкова к середине 20-х годов творившееся на даче Бокия перестало
быть тайной для окружающих. А ведь в Кучино жили многие представители
литературно-театрального мира, например, А. Белый. От них автор "Мастера и
Маргариты" вполне мог узнать о нравах коммуны. Появляющимся на В. б. у. с.
чекистам Ягоде и Буланову творящееся тут явно не в диковинку. И его законы, о
которых говорит Коровьев-Фагот, совпадают с законами коммуны Бокия.

Спиртом, только чистым, без всяких ягод, Воланд угощает Маргариту. Устраивают
на В. б. у. с. и своего рода похороны Михаила Александровича Берлиоза и Майгеля,
только покойники тут настоящие, а не сонные пьяницы, и мысль о самоубийстве
посещает Маргариту, когда она сознаёт, что к прошлому возврата нет, а Воланд не
торопится предложить ожидаемую награду.

Гости Воланда столь же пьяны, а женщины столь же обнажены, как и на даче у
Бокия. Правда, горчицей Бегемот мажет не половые органы незадачливых пьяниц, а
их своеобразный заменитель - устрицу, которую тот тотчас съедает. А вот в ранней
редакции шабаш в Нехорошей квартире был куда откровеннее, и одна из ведьм
капала свечкой на половой член мальчика, с которым развлекалась. Чекисты,
возможно, казались Булгакову современными аналогами нечистой силы. И
действительно, оргии Бокия и его подчинённых даже превзошли то, что
происходило на рождённом писательской фантазией В. б. у. с.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Война и мир"
Архив публикаций
Энциклопедия
" ойна и мир" - инсценировка одноименного романа (1863-1869) Льва
Биография (1891-1940)
Николаевича Толстого (1828-1910). При жизни Булгакова не ставилась и не
Персонажи
публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский писатель, 1986.
Произведения
Демонология На автографе В. и м. Булгаков записал: "работу над инсценировкой Войны и мира я
Великий бал у Сатаны начал 24-го сентября 1921 г… Но потом, увы, я бросил эту работу и возобновил ее
только сегодня, 22 декабря 1931 г."
Булгаковская Москва
Театр Булгакова
Ранее, в конце августа, был заключен договор с Ленинградским Большим
Родные и близкие
Драматическим Театром на В. и м. Затем последовали договоры с МХАТом и
Философы
Бакинским рабочим театром, но булгаковская инсценировка так и не была
Булгаков и мы поставлена вплоть до сегодняшнего дня. 27 февраля 1932 г. Булгаков отослал текст
В. и м. в Ленинград.
Булгаковедение
Рукописи
Работу над инсценировкой драматург воспринимал как тяжкий труд. 11 марта 1932 г.
Фотогалереи
он писал брату Николаю в Париж: "Я свалил с плеч инсценировку "Войны и мира" Л.
Сообщество Мастера Толстого, и есть надежда, что за письма я теперь сяду". А в послании своему другу
писателю Евгению Замятину (1884-1937) тоже в Париж 10 апреля 1933 г.
Клуб Мастера
признавался: "Бог мой! Слово - Толстой - приводит меня в ужас! Я написал
Новый форум
инсценировку "Войны и мира". Без содрогания не могу проходить теперь мимо
Старый форум
полки, где стоит Толстой. Будь прокляты инсценировки отныне и вовеки!"
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
Замысел инсценировки В. и м. возник у Булгакова во время короткой остановки в
СМИ о БЭ
Киеве на пути в Москву в сентябре 1921 г., очевидно в связи с задуманным тогда же
Лист рассылки романом "Белая гвардия" - современным вариантом толстовской эпопеи. Позднее
Партнеры сайта работа над "Белой гвардией" и пьесой "Дни Турбиных" отвлекла Булгакова от В. и м.
Старая редакция сайта
Инсценировка в 1931-1932 гг. уже потеряла для Булгакова былую
привлекательность, перестала быть внутренне обязательной. Идеи Льва Толстого
Библиотека
он успел реализовать в "Белой гвардии", "Беге", "Днях Турбиных". К тому же
Собачье сердце
Булгакова всё больше поглощала работа над романом, который теперь известен
(иллюстрированное)
нам как "Мастер и Маргарита".
Остальные произведения
Книжный интернет-
В письме правительству 28 марта 1930 г. Булгаков подчеркивал, что в своем первом
магазин
романе и пьесах стремился изобразить русскую интеллигенцию эпохи гражданской
Лавка Мастера
войны "в традициях "Войны и мира". Хорошо знавший Булгакова в начале 20-х годов
писатель Эмилий Миндлин (1900-1980) приводит булгаковский отзыв о Толстом: " -
После Толстого нельзя жить и работать в литературе так, словно не было никакого
Толстого. То, что он был, я не боюсь сказать: то, что было явление Льва
Николаевича Толстого, обязывает каждого русского писателя после Толстого,
независимо от размеров его таланта, быть беспощадно строгим к себе. И к другим".

Булгаков считал, по свидетельству Миндлина, что "самый факт существования в
нашей литературе Толстого" обязывает любого писателя "к совершенной правде
мысли и слова… К искренности до дна. К тому, чтобы знать, чему, какому добру
послужит то, что ты пишешь! К беспощадной нетерпимости ко всякой неправде в
собственных сочинениях!"

В В. и м. Булгаков взял главы толстовского романа, связанные с войной 1812 г.
Рассуждения Толстого о движущих силах истории драматург передал Чтецу. В. и м.
- самая "густонаселенная" из булгаковских пьес: в ней 115 персонажей.
Заканчивается она, как и "Белая гвардия", умиротворяющей толстовской картиной
звездного неба:
"Ч т е ц. И всё затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их,
разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они
хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешёптывались между собой".

В октябре 1937 г. дирижер и художественный руководитель Большого Театра С. А.
Самосуд (1884-1964) и заместитель директора Большого театра Я. Л. Леонтьев
(1899-1948) предлагали Булгакову написать либретто оперы "1812 год" по Льву
Толстому. В дневниковой записи 5 октября 1937 г. третья жена драматурга Е. С.
Булгакова отмечала, что муж охарактеризовал будущую работу над этим либретто
как "портновскую" - он явно собирался выкроить его из В. и м. 7 октября 1937 г. в
дневнике Е. С. Булгаковой зафиксированы наброски к "1812 году". Но проект оперы
вскоре был оставлен.

Многие идеи "Войны и мира" отразились и в последнем булгаковском романе
"Мастер и Маргарита". Так, толстовская идея "заражения добром", невозможность
отправить на смерть подсудимого, если между ним и судьей установилась какая-то
человеческая связь, преломилась в отношениях Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

<< Предыдущая

стр. 141
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>