<< Предыдущая

стр. 142
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Булгаков включил в В. и м. знаменитую сцену между Пьером Безуховым и
маршалом Даву: " Даву поднял глаза и пристально посмотрел на Пьера. Несколько
секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде,
помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились
человеческие отношения. Теперь Даву видел в нем человека".

Только сам Булгаков был гораздо более скептически настроен, чем Толстой. Понтий
Пилат успел увидеть в Иешуа симпатичного ему человека, но всё-таки убоялся
избавить его от казни. Он только сократил время мучений Га-Ноцри. И проповедь
Иешуа о том, что все люди добрые, на прокуратора отнюдь не подействовала.
Стремясь успокоить свою совесть, растревоженную казнью заведомо невиновного
человека, он не нашёл ничего лучше, как организовать убийство "доброго человека"
- предателя Иуды из Кириафа, т.е., по учению Га-Ноцри, совершить то же зло.

Булгаков не принял толстовскую проповедь ненасилия, и Платон Каратаев в В. и м.
другой, чем в романе. Драматург взял лишь предсмертный, в бреду, рассказ
Каратаева Пьеру о старике-каторжанине, покорно переносившем несправедливость
и умершем раньше, чем пришла царская бумага о его невиновности. После этого
француз-конвоир убивает Каратаева, утверждая реальность насилия.

Булгаковский же Пьер после гибели Каратаева, тоже бредя, произносит монолог,
заставляющий вспомнить финал "Белой гвардии": "В середине бог, и каждая капля
стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, и
сливается, и сжимается, и уничтожает на поверхности, уходит в глубину и опять
всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез… Каратаев убит. (Бредит)
Красавица полька на балконе моего киевского дома, купанье и жидкий
колеблющийся шар, и опускаюсь куда-то в воду, и вода сошлась над головой".

У Толстого Пьер вспоминает шар в связи со своим старым учителем географии, и
"живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров" - это глобус. Булгаков
использовал образ глобуса в "Мастере и Маргарите", где работа демона Абадонны
демонстрируется на живом хрустальном глобусе Воланда (на нем рельефно
показаны бедствия войны).

В В. и м. шар Пьера не соотносится с глобусом. Упоминание Безуховым в "Войне и
мире" в связи с рассуждениями о "жидком колеблющемся шаре" его киевского дома
подсказало Булгакову поместить "сверкающий алмазный шар" в сон мальчика
Петьки в финале "Белой гвардии", после ухода из Города (Киева) петлюровцев,
творящих насилие. Там звезды уподоблены рассыпавшемуся от этого шара дождю
"сверкающих брызг", а ночное небо названо "занавесом Бога".

В "Беге" же "разлился и исчез" мучивший Хлудова призрак убитого по его приказу
вестового Крапилина. Исчез после того, как генерал-палач раскаялся и принял
решение вернуться на суд людской и Божеский.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Воланд, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Булгаков истинное лицо Воланда скрывает лишь в самом начале романа, дабы
Персонажи
читателей заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого
Произведения
Воланда, что на Патриаршие точно прибыл сатана (дьявол). Версия с
Демонология
гипнотизерами и массовым гипнозом, которому якобы подвергли москвичей Воланд
Великий бал у Сатаны
и его спутники, в "Мастере и Маргарите" тоже присутствует. Но ее назначение -
Булгаковская Москва
отнюдь не маскировка. Таким образом Булгаков выражает способность и
Театр Булгакова
стремление обыденного советского сознания объяснять любые необъяснимые
Родные и близкие явления окружающей жизни, вплоть до массовых репрессий и бесследного
Философы исчезновении людей.
Булгаков и мы
Автор "Мастера и Маргариты" как бы говорит: явись в
Булгаковедение
Москву хоть сам дьявол со своей адской свитой,
Рукописи
компетентные органы и марксистские теоретики, вроде
Фотогалереи председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича
Сообщество Мастера Берлиоза, все равно найдут этому вполне рациональное
основание, не противоречащее учению Маркса-Энгельса-
Клуб Мастера
Ленина-Сталина, и главное, сумеют убедить в этом всех,
Новый форум
в том числе и испытавших на себе воздействие нечистой
Старый форум
силы.
Гостевая книга
СМИ о Булгакове
Булгаков не мог быть знаком с теорией (или принципом) фальсификации
СМИ о БЭ выдающегося австрийского философа Карла Раймунда Поппера (1902-1993),
Лист рассылки появившейся уже после смерти создателя "Мастера и Маргариты". Поппер доказал,
что марксистская теория, так же как и учение психоанализа австрийца Зигмунда
Партнеры сайта
Фрейда (1856-1939), способны объяснить в своих терминах любое явление и любой
Старая редакция сайта
результат любого процесса, так что в принципе невозможно предложить какую-либо
Библиотека
процедуру их опытной проверки. В "Мастере и Маргарите" Булгаков как бы
Собачье сердце
сатирически предвосхитил теорию Поппера.
(иллюстрированное)
Остальные произведения Подобно Мандро, Воланд, по утверждению Коровьева-Фагота, владеет виллой в
Книжный интернет- Ницце. В этой детали отразилось не только знакомство с "Московским чудаком" и
магазин символическое значение Ниццы как курорта, где отдыхают богачи со всего мира, но
и обстоятельства булгаковской биографии.
Лавка Мастера

Весной 1934 г., перед началом работы над киносценарием "Мертвые души",
писатель с женой подали прошение о двухмесячной поездке за границу, во
Францию. В письме своему другу П. С. Попову 28 апреля Булгаков делился в связи с
этим старыми мечтами: "Давно уже мне грезилась средиземная волна, и парижские
музеи, и тихий отель, и никаких знакомых, и фонтан Мольера, и кафе, и - словом,
возможность видеть все это. Давно уже с Люсей (Е. С. Булгаковой) разговаривал о
том, какое путешествие можно было бы написать!"

Началом будущей книги послужил набросок "Был май". 10 мая 1934 г., еще полный
надежд на заграничную поездку, Булгаков, как зафиксировала на следующий день в
дневнике Е. С. Булгакова, на дурацкое предложение режиссера фильма "Мертвые
души" И. А. Пырьева (1901-1968): "Вы бы, М. А., поехали на завод, посмотрели
бы...", шутливо ответил: " - Шумно очень на заводе, а я устал, болен. Вы меня
отправьте лучше в Ниццу".

После унизительного отказа в зарубежной поездке автор "Мастера и Маргариты"
впал в депрессию. С мечтой о Ницце пришлось расстаться навсегда. Зато Воланд
получил теперь виллу на этом курорте.

Нетрадиционность Воланда проявляется в том, что он, будучи дьяволом, наделен
некоторыми явными атрибутами Бога. Булгаков был хорошо знаком с книгой
английского церковного историка и епископа Ф. В. Фаррара "Жизнь Иисуса
Христа" (1873). Выписки из нее сохранились в архиве писателя (см.: Христианство).

К этой книге, очевидно, восходит эпизод, когда буфетчик Театра Варьете Соков
узнает от Воланда о своей неизлечимой болезни и скорой смерти, но все равно
отказывается потратить свои немалые сбережения.

У Ф. В. Фаррара читаем: "Как при всей своей краткости богата рассказанная Им...
маленькая притча о богатом глупце, который в своем жадном, до богозабвения
самонадеянном своекорыстии намеревался делать то и другое, и который, совсем
забывая, что существует смерть и что душа не может питаться хлебом, думал, что
душе его надолго хватит этих "плодов", "добра" и "житниц" и что ей достаточно
только "есть, пить и веселиться", но которому, как страшное эхо, прогремел с неба
потрясающий и полный иронии приговор: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут
у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук. XII, 16-21)".

В "Мастере и Маргарите" Воланд следующим образом рассуждает о будущем
буфетчика, когда выясняется, что "умрет он через девять месяцев, в феврале
будущего года, от рака печени в клинике Первого МГУ, в четвертой палате":

- Девять месяцев, - задумчиво считал Воланд, - двести сорок девять тысяч... Это
выходит круглым счетом двадцать семь тысяч в месяц (для сравнения: зарплата
Булгакова как консультанта-либреттиста Большого театра в конце 30-х годов
составляла 1000 рублей в месяц). Маловато, но при скромной жизни хватит...
- Да я и не советовал бы вам ложиться в клинику, - продолжал артист, - какой
смысл умирать в палате под стоны и хрип безнадежных больных. Не лучше ли
устроить пир на эти двадцать семь тысяч и, приняв яд, переселиться в другой мир
под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями?"

В отличие от героя евангельской притчи Соков не наслаждается земными
радостями, но не ради спасения души, а только из-за природной скупости. Воланд
иронически предлагает ему уподобиться "богатому глупцу". Также и Берлиоз,
думающий только о жизненных благах, вроде предстоящей поездки на отдых в
Кисловодск, не внял предостерегающему гласу Воланда, убеждающего
литераторов, что "Христос существовал" и что человек "внезапно смертен", и тотчас
испытал доказательство на себе: председателю МАССОЛИТа, в полном
соответствии со словами сатаны, отрезало трамваем голову. На месте богача-
гедониста оказались жулик-скряга и литератор-конъюнктурщик.

Роль дьявольского портсигара в романе
Строители храма Соломонова
Воланд - муза литераторов
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Воланд, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Через книгу Ф. В. Фаррара оказывается
Персонажи
возможным постигнуть и одно из значений
Произведения
бриллиантового треугольника на портсигаре
Демонология
Воланда. Автор "Жизни Иисуса Христа" писал:
Великий бал у Сатаны
"Чтобы показать им (главным священникам,
Булгаковская Москва
книжникам, раввинам, представителям всех
Театр Булгакова классов Синедриона - высшего иудейского
Родные и близкие судебного органа), что самое писание
пророчественно обличает их, Христос спросил,
Философы
неужели они никогда не читали в Писании (Пс.
Булгаков и мы
CXVII) о камне, который отвергнут был
Булгаковедение
строителями, но который тем не менее, по
Рукописи
чудесным целям Божиим, сделался главой угла?
Фотогалереи Как могли они дальше оставаться строителями,
когда весь план их строительства был отвергнут
Сообщество Мастера
и изменен? Разве древнее мессианское
Клуб Мастера
пророчество не показывает ясно, что Бог
Новый форум
призовет других строителей на создание своего
Старый форум
храма? Горе тем, которые притыкались, как это
Гостевая книга
было с ними, об этот отвергнутый камень; но
СМИ о Булгакове даже и теперь еще было время избегнуть
СМИ о БЭ конечной гибели для тех, на кого может упасть
этот камень. Отвергать Его в Его человечестве и
Лист рассылки
смирении уже значило терпеть прискорбную
Партнеры сайта
потерю; но оказаться отвергающим Его, когда
Старая редакция сайта
Он придет во славе, не значило ли бы это
Библиотека Автор - Опрышко Екатерина
"окончательно погибнуть от лица Господа?"
Собачье сердце Сесть на седалище суда и осуждать Его - значило навлекать погибель на себя и на
(иллюстрированное)
народ; но быть осужденным от Него - не будет ли это значить быть "стертым во
Остальные произведения прах" (Дан. II, 34-44)?"
Книжный интернет-
Треугольник Воланда как раз и символизирует этот краеугольный камень -
магазин
отвергнутый камень, сделавшийся главой угла. И ход событий в "Мастере и
Лавка Мастера
Маргарите" полностью соответствует притче, истолкованной Ф. В. Фарраром.
Михаил Александрович Берлиоз и Иван Бездомный, сидя на скамейке ("седалище
суда"), вновь, девятнадцать столетий спустя, судят Христа и отвергают его
божественность (Бездомный) и само его существование (Берлиоз).

Треугольник Воланда - еще одно предупреждение председателю МАССОЛИТа,
напоминание притчи о строителях Соломонова храма, особенно в сочетании со
словами: "Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится... Вы
умрете другою смертью". Берлиоз предупреждению не внял, не уверовал в
существование Бога и дьявола, да еще вздумал погубить Воланда доносом, и
поплатился за это скорой смертью.

Также слушатели Христа и их потомки, как подчеркивал Ф. В. Фаррар, не избегли
мучительной гибели при взятии Иерусалима войсками Тита в 70г. н. э., что
предрекает председателю Синедриона Иосифу Каифе прокуратор Понтий Пилат.

Бездомный после гибели Берлиоза уверовал в Воланда и историю Пилата и Иешуа
Га-Ноцри, однако потом согласился с официальной версией, что сатана и его свита
- только гипнотизеры. Поэт Иван Бездомный превратился в профессора Ивана
Николаевича Понырева, пародийно обретя свой дом (фамилия связана со станцией
Поныри в Курской области) и как бы став "другим" строителем. В этом же контексте

<< Предыдущая

стр. 142
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>