<< Предыдущая

стр. 143
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

надо воспринимать и слова Воланда о новом здании, которое будет построено на
месте сгоревшего Дома Грибоедова - символа современной советской литературы.
Однако храму новой литературы предстоит строиться по промыслу не Бога, а
Воланда. Новый строитель Понырев вообще отрекся от поэзии и уверовал в
собственное всезнание.

В масонской символике треугольник восходит к легенде, развивающей притчу о
Соломоновом храме. Треугольник Воланда имеет поэтому отношение и к
Масонству. Масоном является и герой "Московского чудака" Мандро. Подобно
Эдуарду Эдуардовичу, Воланд через литературные источники связан с образом
известного авантюриста, оккультиста и алхимика XVIII в. графа Алессандро
Калиостро, за которого выдавал себя итальянец Джузеппе (Жозеф) Бальзамо (1743-
1795).

Эпизод с сожжением Дома Грибоедова и словами Воланда о неизбежном в будущем
возведении на его месте нового здания очень напоминает одну из сцен
беллетризованной повести Михаила Кузмина (1872-1936) "Чудесная жизнь Иосифа
Бальзамо, графа Калиостро" (1916), во многом послужившей Булгакову образцом
при написании "Мольера".

У Кузмина неизвестный молодой человек в сером плаще встречает юного Иосифа
Бальзамо и спрашивает его, показывая на красивое розовое здание:"- Хотел бы ты
иметь такой дом?Мальчик не любил, когда посторонние говорили с ним на "ты" и
притом совсем не был подготовлен к такому вопросу; поэтому он промолчал и
только перевел глаза на розовое здание. Незнакомец продолжал:- Но насколько
прекраснее выстроить такой дом, нежели владеть им.Мальчик все молчал.- Как
хорошо бы выстроить прекрасный светлый дом, который вместил бы всех людей, и
где все были бы счастливы.- Дома строят каменщики!- Да, дитя мое, дома строят
каменщики. Запомни, что я тебе скажу, но забудь мое лицо.При этом незнакомец
наклонился к Иосифу, как будто именно для того, чтобы тот его лучше рассмотрел.
Лицо его было прекрасно, и мальчик как бы впервые понял, что есть лица
обыкновенные, уродливые и красивые. Молодой человек пробормотал:- Как ни
таращь свои глаза, все равно ты позабудешь, что тебе не нужно помнить!"

Кара настигает Дом Грибоедова, где размещается МАССОЛИТ, за то, что
оккупировавшие его литераторы не объединяют, а разъединяют и развращают
людей своими лживыми конъюнктурными сочинениями, делают несчастным
гениального Мастера. Кузминский человек в сером явно инфернален, и в полном
соответствии с традицией изображения дьявола Воланд предстает то в сером
костюме, то в черном трико оперного Мефистофеля.

На Патриарших в разговоре с Воландом Бездомный наделен теми же чертами
наивного ребенка, что и мальчик Бальзамо в разговоре с неизвестным. В финале он
забывает встречу на Патриарших, а Мастер в последнем приюте забывает земную
жизнь. Слова о каменщиках, строящих дома, здесь тоже заставляют вспомнить о
Масонстве, поскольку масоны - это вольные каменщики, строители Соломонова
храма, и Воланд также связан с масонской символикой и обрядностью.

Однако цель Воланда - не только построение нового храма литературы, где все
объединятся и будут счастливы, но пробуждение литераторов к творчеству, плоды
которого могут оказаться угодны как Богу, так и дьяволу.

Граф Калиостро - один из прототипов Воланда
Правоверный марксист Берлиоз
Дьявол - уроженец Юга
Читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Воланд, часть 4 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Тот же граф Калиостро стал героем известного стихотворения Каролины Павловой
Персонажи
(Яниш) (1807-1893) "Разговор в Трианоне" (1849). Как сообщила нам вторая жена
Произведения
Булгакова Л. Е. Белозерская, имя поэтессы было на слуху в том кругу друзей и
Демонология
знакомых, где писатель вращался в 20-е годы. "Разговор в Трианоне" построен в
Великий бал у Сатаны
форме беседы графа Оноре Мирабо (1749-1791) и графа Калиостро накануне
Булгаковская Москва
Великой Французской революции. Калиостро скептически настроен относительно
Театр Булгакова просветительского оптимизма Мирабо:
Родные и близкие
Свергая древние законы,
Философы
Народа встанут миллионы,
Булгаков и мы
Кровавый наступает срок;
Булгаковедение
Но мне известны бури эти,
Рукописи И четырех тысячелетий
Фотогалереи Я помню горестный урок.
И нынешнего поколенья
Сообщество Мастера
Утихнут грозные броженья;
Клуб Мастера
Людской толпе, поверьте, граф,
Новый форум
Опять понадобятся узы,
Старый форум
И бросят эти же французы
Гостевая книга Наследство вырученных прав".
СМИ о Булгакове
Воланд тоже критикует казенный оптимизм "просвещенного" по-марксистски
СМИ о БЭ
Берлиоза с позиций знания тысячелетий человеческой истории: "Позвольте же вас
Лист рассылки
спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности
Партнеры сайта
составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем,
Старая редакция сайта
в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?"
Библиотека
Как и Калиостро, Воланд указывает на непредсказуемость человеческих действий,
Собачье сердце
часто приводящих к результатам, прямо противоположным тем, которые
(иллюстрированное)
предполагались, особенно в долгосрочной перспективе. Дьявол убеждает
Остальные произведения
литератора, что человеку не дано предвидеть свое будущее. Но Берлиоз,
Книжный интернет-
правоверный марксист, не оставляет в жизни места явлениям непредсказуемым,
магазин
случайным, и за свой вульгарный детерминизм платит в полном смысле слова
Лавка Мастера
головой.

Между Калиостро из "Разговора в Трианоне" и Воландом есть портретное сходство.
Калиостро "был сыном юга, /По виду странный человек: /Высокий стан, как шпага
гибкой, /Уста с холодною улыбкой, /Взор меткий из-под быстрых век". Воланд -
"росту был... просто высокого", неоднократно устремлял на Берлиоза
пронзительный зеленый глаз и смеялся странным смешком. Бездомному в какой-то
миг кажется, что трость Воланда превратилась в шпагу, и на шпагу опирается
Воланд во время Великого бала у сатаны, когда Маргарита видит, что "кожу на лице
Воланда как будто бы навеки сжег загар". Это действительно делает сатану
похожим на выходца из теплых южных краев.

Подобно Воланду на Патриарших, инфернальный Калиостро К. Павловой
вспоминает, как присутствовал при суде над Христом:

Я был в далекой Галилее;
Я видел, как сошлись евреи
Судить мессию своего;
В награду за слова спасенья
Я слышал вопли исступленья:
"Распни его! Распни его!"
Стоял величествен и нем он,
Когда бледнеющий игемон
Спросил у черни, оробев:
"Кого ж пущу вам по уставу?"
- "Пусти разбойника Варравву!"
Взгремел толпы безумный рев.

И в рассказе Воланда, тайно присутствовавшего и при допросе Пилатом Иешуа и на
помосте во время объявления приговора, прокуратор именуется игемоном и
содержится мотив "робости" (трусости) Пилата, хотя боится он здесь не воплей
толпы, а доноса Иосифа Каифы кесарю Тиверию (43 или 42 до н. э. - 37 н. э.). В
редакции 1929 г. лексика диалога Воланда и Берлиоза была еще ближе к монологу
Калиостро:

"- Скажите, пожалуйста, - неожиданно спросил Берлиоз, - значит, по-вашему,
криков "распни его!" не было?
Инженер снисходительно усмехнулся:
- Такой вопрос в устах машинистки из ВСНХ был бы уместен, конечно, но в
ваших?.. Помилуйте! Желал бы я видеть, как какая-нибудь толпа могла вмешаться в
суд, чинимый прокуратором, да еще таким, как Пилат! Поясню наконец сравнением.
Идет суд в ревтрибунале на Пречистенском бульваре (здесь намеренно дано
название, связанное с христианской традицией - на Пречистенке в 20-е годы
действительно помещался штаб Московского военного округа, начальником
которого был второй муж Е. С. Булгаковой Е. А. Шиловский, а при штабе должен
был работать трибунал), и вдруг, воображаете, публика начинает завывать:
"расстреляй, расстреляй его!" Моментально ее удаляют из зала суда, только и
делов. Да и зачем она станет завывать? Решительно ей все равно, повесят ли кого
или расстреляют. Толпа - во все времена толпа, чернь, Владимир Миронович!"

Роль черни в мировой истории
Взгляд Флоренского на дьявола
Маски Сатаны
Цель московской миссии Воланда
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Воланд, часть 5 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Здесь устами Воланда Булгаков полемизирует с "Разговором в Трианоне". Автор
Персонажи
"Мастера и Маргариты", имея за плечами опыт революции и гражданской войны,
Произведения
пришел к выводу, что чернь сама по себе ничего не решает, ибо ее направляют
Демонология
преследующие собственные цели вожди, чего не сознавали еще К. Павлова и
Великий бал у Сатаны
другие русские интеллигенты середины XIX в., рассматривавшие народ, толпу, как
Булгаковская Москва
самодовлеющий стихийный фактор хода и исхода исторических событий.
Театр Булгакова
Инженер Воланд также пародирует многочисленные призывы на собраниях
Родные и близкие
общественности и в газетах применить высшую меру наказания ко всем
Философы
подсудимым на фальсифицированном процессе группы инженеров, обвиненных во
Булгаков и мы
вредительстве (так называемое "шахтинское дело"). Этот процесс состоялся в
Булгаковедение
Москве в мае - июле 1928 г. Тогда пятеро из подсудимых были приговорены к
Рукописи расстрелу.
Фотогалереи
Образ Воланда полемичен по отношению к тому взгляду на дьявола, который
Сообщество Мастера
отстаивал в книге "Столп и утверждение истины" (1914) философ и богослов П. А.
Клуб Мастера
Флоренский: "Грех бесплоден, потому что он - не жизнь, а смерть. А смерть влачит
Новый форум
свое призрачное бытие лишь жизнью и насчет Жизни, питается от Жизни и
Старый форум
существует лишь постольку, поскольку Жизнь дает от себя ей питание. То, что есть
Гостевая книга
у смерти - это лишь испоганенная ею жизнь же. Даже на "черной мессе", в самом
СМИ о Булгакове гнезде диавольщины, Диавол со своими поклонниками не могли придумать ничего
СМИ о БЭ иного, как кощунственно пародировать тайнодействия литургии, делая все
наоборот. Какая пустота! Какое нищенство! Какие плоские "глубины"!
Лист рассылки
Партнеры сайта
Это - еще доказательство, что нет ни на самом деле, ни даже в мысли ни
Старая редакция сайта
Байроновского, ни Лермонтовского, ни Врубелевского Диавола - величественного и
Библиотека царственного, а есть лишь жалкая "обезьяна Бога"...".
Собачье сердце
В редакции 1929-1930 гг. Воланд еще во многом был такой "обезьяной", обладая
(иллюстрированное)
рядом снижающих черт: хихикал, говорил "с плутовской улыбкой", употреблял
Остальные произведения
просторечные выражения, обзывая, например, Бездомного "врун свинячий'', а
Книжный интернет-
буфетчику Театра Варьете Сокову притворно жалуясь: "Ах, сволочь-народ в
магазин
Москве!" и плаксиво умоляя на коленях: "Не погубите сироту".
Лавка Мастера

Однако в окончательном тексте "Мастера и Маргариты" Воланд стал иным,
"величественным и царственным", близким традиции лорда Джорджа Байрона (1788-
1824) и Иоганна Вольфганга Гёте, Михаила Лермонтова (1814 1841) и
иллюстрировавшего его "Демона" (1841) художника Михаила Врубеля (1856-1910).

Воланд разным персонажам, с ним контактирующим, дает разное объяснение целей
своего пребывания в Москве. Берлиозу и Бездомному он говорит, что прибыл, чтобы
изучить найденные рукописи Герберта Аврилакского (938-1003), средневекового
ученого, который, даже став римским папой Сильвестром II в 999 гг., сочетал свои
обязанности с интересом к белой, или натуральной магии, в отличие от черной
магии, направленной людям во благо, а не во вред. В редакции 1929-1930 гг.
Воланд прямо называл себя специалистом по белой магии, как и Герберт
Аврилакский (в окончательном тексте Воланд говорит уже о черной магии).

<< Предыдущая

стр. 143
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>