<< Предыдущая

стр. 146
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

упоминается и не фигурирует в качестве действующего лица.

Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей не добрыми, а злыми.
Цель его миссии в Москве как раз и заключается в выявлении злого начала в
человеке. Воланд и его свита провоцируют москвичей на неблаговидные поступки,
убеждая в полной безнаказанности, а затем сами пародийно наказывают их.

Важным литературным прототипом Воланда послужил Некто в сером, именуемый
Он из пьесы Леонида Андреева (1871-1919) "Жизнь человека" (1907). Отметим, что
этот персонаж упоминался в хорошо известной автору "Мастера и Маргариты" книге
С. Н. Булгакова "На пиру богов" (1918), а андреевская пьеса во многом дала идею
Великого бала у сатаны.

В прологе "Жизни человека" Некто в сером, символизирующий Судьбу, Рок, а также
"князя тьмы", говорит о Человеке: "Неудержимо влекомый временем, он непреложно
пройдет все ступени человеческой жизни, от низа к верху, от верха к низу.
Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую
уже поднимается нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет
знать, что несет ему грядущий день, грядущий час - минута. И в слепом неведении
своем, томимый предчувствиями, волнуемый надеждами и страхом, он покорно
совершит круг железного предначертания". Воланд предсказывает гибель
"ограниченному знанием" Берлиозу, терзаемому тревожными предчувствиями, и
предоставляет "последний приют" "ограниченному зрением" Мастеру, которому не
дано увидеть свет Божественного Откровения и встретиться с Иешуа Га-Ноцри.

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Демонология, часть 2 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Эпизод с визитом Азазелло к профессору Кузьмину
Персонажи
также имеет соответствие в "Истории сношений
Произведения
человека с дьяволом". М. А. Орлов приводит много
Демонология
примеров превращений дьявола, в том числе и случай,
Великий бал у Сатаны
происшедший в XVI в. с одним профессором
Булгаковская Москва
Вюртенбергской академии. К нему однажды кто-то
Театр Булгакова
громко постучал в дверь. "Слуга отворил и увидел
Родные и близкие перед собой человека в очень странном костюме. На
Философы вопрос, что ему нужно, посетитель отвечал, что желает
говорить с профессором. Тот приказал его принять.
Булгаков и мы
Посетитель немедленно задал профессору несколько
Булгаковедение
трудных богословских вопросов, на которые опытный
Рукописи
ученый, заматеревший в диспутах, немедленно дал
Фотогалереи
ответы. Тогда посетитель предложил вопросы еще
Сообщество Мастера более трудные, и ученый сказал ему: "Ты ставишь меня в большое затруднение,
потому что мне теперь некогда, я занят. А вот тебе книга: в ней ты найдешь то, что
Клуб Мастера
тебе нужно". Но, когда посетитель взял книгу, ученый увидел, что у него вместо руки
Новый форум
с пальцами - лапа с когтями, как у хищной птицы. Узнав по этой примете дьявола,
Старый форум
ученый сказал ему: "Так это ты? Выслушай же, что было сказано о тебе". И, открыв
Гостевая книга
Библию, ученый показал ему в книге Бытия слова: "Семя жены сотрет главу змия".
СМИ о Булгакове
Раздраженный дьявол в великом смущении и гневе исчез, но при этом произвел
СМИ о БЭ
страшный грохот, разбил чернильницу и разлил чернила и оставил после себя
Лист рассылки гнусный смрад, который долго еще слышался в доме". Азазелло в "Мастере и
Партнеры сайта Маргарите" производит на столе профессора большой переполох: превратившись в
воробья, он гадит в чернильницу и разбивает стекло на фотографии, а потом
Старая редакция сайта
принимает облик сестры милосердия с птичьей лапой и мужским голосом. Кузьмин,
Библиотека
как и вюртенбергский профессор, сначала отказывается принять буфетчика Театра
Собачье сердце
Варьете Сокова, отговариваясь занятостью, но козней дьявола в таинственном
(иллюстрированное)
воробье и медсестре так и не опознает. Наказан же булгаковский профессор за
Остальные произведения
вымогательство. Хотя больных у него в тот день "было немного", первоначально он
Книжный интернет-
готов был принять буфетчика только 19-го числа, т.е. через шестнадцать дней, и
магазин
лишь слова о смертельной болезни заставляют его осмотреть Сокова. Кузьмин,
Лавка Мастера
взяв гонорар в три дьявольских червонца, превратившихся в этикетки "Абрау-
Дюрсо", ничем не смог помочь больному. За мнимую помощь он и получает мнимые
деньги.

Орлов описывал, как один итальянский юноша в XVI в. в окрестностях Рима
"повстречал дьявола, который принял вид очень грязного и неопрятного человека, в
старой рваной одежде, с растрепанными волосами и бородой и очень злым лицом".
Таким, только без бороды, видит Маргарита Воланда перед началом Великого бала
у сатаны: "Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрою на дне,
сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое
игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда
было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем
лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям мор шины... Воланд
широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную
и заплатанную на левом плече". От взгляда сатаны Маргарита "усилием воли
постаралась сдержать дрожь в ногах", значит, он действительно испугал ее.

М. А. Орлов вполне позитивистски излагал развитие понятий о добре и зле: "В
бесчисленном сонме существ, которые окружали человека в жизни, он сразу должен
был отличить тех, которые были для него благодетельны, от тех, которые были
зловредны. Так и наметилось первое понятие о добрых и злых духах, и как известно
лишь небольшое число религий, которые не различали бы благих божеств от злых,
богов от демонов. С наибольшею же полнотою и силою этот дуализм выразился в
религии древних иранцев, которые изложили свое учение в знаменитой "Зенд-
Авесте". Здесь мы видим яркое олицетворение и воплощение доброго начала в
Ахура-Мазде (Ормузде) и злого - в Ангро-Маньюсе (Аримане). Таким-то путем злое
начало, злой дух приобрел полные права гражданства в религиозных
представлениях народных масс.

Каждый раз, когда народ меняет свою прародительскую религию на новую,
наблюдается одно и то же неизменное явление: боги старой веры превращаются в
демонов новой веры, и вместе с тем вся богослужебная обрядность старой веры
становится чародейством и колдовством перед лицом новой веры. Так вышло с
первобытною арийскою религией, изложенною в "Ведах". Древние индийские
божества девы превратились в злых демонов (д а е в а ) "Зенд-Авесты". Боги
Древней Греции и Рима в глазах отцов христианской церкви превратились в
демонов и злых духов.

Таким-то путем и наша Европа, к своему великому бедствию, унаследовала от
древнего первобытного язычества с бесконечною грудою всяких суеверий и
верование в нечистую силу. Новая вера, т. е. христианство, всеми мерами боролась
с этими суевериями. Сущность этого враждебного столкновения между языческими
и христианскими воззрениями на дьявола очень легко понять и уяснить себе.
Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. Злой дух для
него такое же божество, как и добрый дух. Притом с добрым божеством ему не
представляется никакой надобности и хлопотать с особенным усердием. Он всегда
и без того уверен в добром расположении к нему благодетельных божеств. Иное
дело злые боги. Их надо расположить в свою пользу, иначе от них, кроме зла и
вреда, ничего не жди. Поэтому культ злого духа в первобытном человечестве
разработан был гораздо глубже, подробнее и основательнее, нежели культ
благодетельных богов.

Отсюда и нарождение колдовства, как посреднической инстанции между человеком
и миром богов.

Христианство же стало по отношению к злому духу совершенно на другую точку.
Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это
положение в догмат, оно объявило злого духа "сатаною" (т. е. противником), врагом
благого божества, как бы противоположением божества. Богу довлеет поклонение,
сатане же лишь ужас. Отринуться от сатаны, значит, служить и угождать Богу.
Всякая попытка обращения к сатане, как к высшему духу, является
богоотступничеством.

И вот народ, все еще пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог
или не хотел понять и принять это новое воззрение на дух мрака и зла: для него он
все еще был бог, и он служил ему, угождал ему, в чаянии благодати. Вот в чем
состояла суть того конфликта между народными воззрениями и христианством,
носители и хранители которого и вели с этими старыми языческими воззрениями
ожесточенную борьбу чуть не тысячу лет подряд".

Булгаков в Мастере и Маргарите воспринял дуализм древних религий, где добрые и
злые божества являются равноправными объектами поклонения. Один из гонителей
Мастера неслучайно назван Аримановым - носителем злого начала, по имени
зороастрийского божества. Как раз в годы создания последнего булгаковского
романа народ под давлением власти менял "свою прародительскую религию на
новую", коммунистическую, и Иисуса Христа объявили лишь мифом, плодом
воображения (за слепое следование этой официальной установке наказан Берлиоз
на Патриарших).

О борьбе коммунистов с христианством, "добром дьяволе" и о демоне
пустыни читайте продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» ˜ Демонология, часть 3 ˜
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Носители коммунистических воззрений, по
Персонажи
убеждению или конъюнктуре, вели с
Произведения
христианством многолетнюю борьбу, которую
Демонология
довелось наблюдать и Булгакову. В
Великий бал у Сатаны
дневниковой записи 5 января 1925г. он передает
Булгаковская Москва
свои впечатления от чтения подшивки журнала
Театр Булгакова "Безбожник": "Соль в идее: ее можно доказать
Родные и близкие документально - Иисуса Христа изображают в
виде негодяя и мошенника, именно его. Этому
Философы
преступлению нет цены". Христа действительно
Булгаков и мы
изображали так, как в свое время христианство
Булгаковедение
изображало языческих божеств, делая из них
Рукописи
демонов и злых духов. В "Мастере и Маргарите"
Фотогалереи поэт Иван Бездомный, представивший в своей поэме Иисуса Христа весьма
Сообщество Мастера малосимпатичной личностью, пародийно подталкивается Воландом к опровержению
постулата: "Отринуться сатаны значит служить и угождать Богу". После гибели
Клуб Мастера
Берлиоза Иван Николаевич вынужден поверить в дьявола, а через это убедиться и
Новый форум
в реальности Иешуа Га-Ноцри.
Старый форум
Гостевая книга
Идею же "доброго дьявола" Булгаков взял из книги А. В. Амфитеатрова "Дьявол в
СМИ о Булгакове
быте, легенде и в литературе средних веков". Там отмечалось: "...Нельзя не
СМИ о БЭ заметить, что понятие и образ злого духа, отличного от добрых, определяется в
Лист рассылки библейском мифотворчестве не ранее пленения (речь идет о Вавилонском
пленении евреев).
Партнеры сайта
Старая редакция сайта
В Книге Иова Сатана еще является среди ангелов неба и отнюдь не рекомендуется
Библиотека
заклятым противником Бога и разрушителем его создания. Это только дух-скептик,
Собачье сердце дух-маловер, будущий Мефистофель, близость которого к человеческому сомнению
(иллюстрированное) и протесту против фатума прельстит впоследствии так многих поэтов и философов.
Остальные произведения Власть его - еще по доверенности от божества и, следовательно, одного с ним
характера: она только служебность, истекающая из высшей воли. В бедствиях Иова
Книжный интернет-
он не более как орудие. Ответственность за необходимость непостижимых и
магазин
внезапных страданий праведника божество, собственными устами, принимает на
Лавка Мастера
себя в знаменитой главе, которая даже нашего резонера Ломоносова сделала
поэтом. Дьявол Книги Иова - скептик, дурно думающий о человеке и завидующий
ему перед лицом Высшей Святости, но, в конце концов, он только слуга по такого
рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может, так сказать,
непосредственно прикоснуться, ибо это унизило бы идею ее совершенства. Это -
фактотум неба по злым делам.

Еще выразительнее выступает роль такого фактотума в знаменитом эпизоде Книги
Царств о духе, принявшем от Бога поручение обманом своим погубить царя Ахава.
Этот дух даже не носит еще клички злого, темного, дьявола и т. п. Он - ангел, как
все, как тот страшный ангел, который в одну ночь совершает необходимые
бесчисленные бойни: избиение первенцев египетских, истребление Сен-
нахеримовых полчищ и пр."

У Булгакова Воланд тоже выполняет поручение, даже, скорее, просьбу, Иешуа
забрать к себе Мастера и Маргариту. Сатана в булгаковском романе - слуга Га-
Ноцри "по такого рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может...
непосредственно прикоснуться". Недаром Воланд замечает Левию Матвею: "Мне
ничего не трудно сделать". Высокий этический идеал Иешуа можно сохранить
только в надмирности, а в земной жизни гениального Мастера от гибели могут
спасти только сатана и его свита, этим идеалом в своих действиях не связанные.
Человек творческий, каким является Мастер (подобно гетевскому Фаусту), всегда

<< Предыдущая

стр. 146
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>