<< Предыдущая

стр. 150
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

исчерпал даже через полтора десятилетия после разрыва.

Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 2
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Автор М. и М., сам врач по образованию, уже чувствовал
Персонажи
симптомы роковой болезни - нефросклероза, сгубившей
Произведения
его отца, А. И. Булгакова. Не случайно, на одной из
Демонология
страниц рукописи М. и М. была сделана драматическая
Великий бал у Сатаны
заметка: "Дописать, прежде чем умереть!" Впоследствии
Булгаковская Москва
Е. С. Булгакова вспоминала, что ещё летом 1932 года,
Театр Булгакова когда они вновь встретились после того, как не виделись
Родные и близкие почти двадцать месяцев по требованию её мужа Е. А.
Шиловского, Булгаков сказал: "Дай мне слово, что
Философы
умирать я буду у тебя на руках".
Булгаков и мы
Булгаковедение
Если представить, что это говорил человек не полных
Рукописи сорока лет, здоровый, с весёлыми голубыми глазами,
Фотогалереи сияющий от счастья, то, конечно, это выглядело очень
странно. И я, смеясь, сказала: "Конечно, конечно, ты
Сообщество Мастера
будешь умирать у меня на…" Он сказал: "Я говорю очень серьёзно, поклянись". И в
Клуб Мастера
результате я поклялась. И когда потом, начиная с 35-года, он стал почему-то
Новый форум
напоминать мне эту клятву, меня это тревожило и волновало. Говорю ему: "Ну,
Старый форум
пойдём, сходим в клинику, может быть, ты плохо себя чувствуешь?" Мы делали
Гостевая книга анализы, рентген, всё было очень хорошо. А когда наступил 39-ый год, он стал
СМИ о Булгакове говорить: "Ну, вот пришёл мой последний год". И это он обычно говорил
собравшимся. У меня был небольшой круг друзей, но очень хороший, очень
СМИ о БЭ
интересный круг. Это были художники - Дмитриев Владимир Владимирович, Эрдман
Лист рассылки
Борис Робертович, Вильямс Пётр Владимирович. Это был дирижёр Большого
Партнеры сайта
театра Мелик-Пашаев, Это был Яков Леонидович Леонтьев, замдиректора Большого
Старая редакция сайта
театра. Все они с семьями, конечно, с жёнами. И моя сестра Ольга Сергеевна
Библиотека Бокшанская, секретарь Художественного театра, со своим мужем Калужским,
Собачье сердце несколько артистов Художественного театра: Конский, Яншин, Раевский, Пилявская.
(иллюстрированное) Это был небольшой кружок для такого человека, как Михаил Афанасьевич, но они у
нас собирались почти каждый день. Мы сидели весело за нашим круглым столом, и
Остальные произведения
у Михаила Афанасьевича появилась манера вдруг, среди самого веселья, говорить:
Книжный интернет-
"Да, вам хорошо, вы все будете жить, а я скоро умру". И он начинал говорить о
магазин
своей предстоящей смерти. Причём говорил до того в комических, юмористических
Лавка Мастера
тонах, что первая хохотала я. А за мной и все, потому что удержаться нельзя. Он
показывал это вовсе не как трагедию, а подчёркивал всё смешное, что может
сопутствовать такому моменту. И все мы так привыкли к этим рассказам, что, если
только попадался новый человек, он смотрел на нас с изумлением. А мы-то все уже
думали, что это всего одна из тем смешных булгаковских рассказов, настолько он
выглядел здоровым и полным жизни. Но он действительно заболел в 39-м году. И
когда выяснилось, что он заболел нефросклерозом, то он это принял как нечто
неизбежное. Как врач он знал ход болезни и предупреждал меня о нём. Он ни в чём
не ошибался. Очень плохо было то, что врачи, лучшие врачи Москвы, которых я
вызвала к нему, его совершенно не щадили. Обычно они ему говорили: "Ну что ж,
Михаил Афанасьевич, вы врач, вы сами знаете, что это неизлечимо". Это жестоко,
наверно, так нельзя говорить больному. Когда они уходили, мне приходилось много
часов уговаривать его, чтобы он поверил мне, а не им. Заставить поверить в то, что
он будет жить, что он переживёт эту страшную болезнь, пересилит её. Он начинал
опять надеяться. Во время болезни он мне диктовал и исправлял "Мастера и
Маргариту", вещь, которую он любил больше всех других своих вещей. Писал он ее
двенадцать лет. И последние исправления, которые он мне диктовал, внесены в
экземпляр, который находится в Ленинской библиотеке. По этим поправкам и
дополнениям видно, что его ум и талант нисколько не ослабевали. Это были
блестящие дополнения к тому, что было написано раньше.

Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только
концы или начала слов. Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на
подушке, на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то
нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье - лимонный
сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: "Твои
вещи?" Он кивнул с таким видом, что и "да", и "нет". Я сказала: "Мастер и
Маргарита"? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что "да, это". И
выдавил из себя два слова: "чтобы знали, чтобы знали".

По всей видимости, в 30-е годы Булгаков предчувствовал свою смерть и потому
осознавал М. и М. как "последний закатный" роман, как завещание, как свое главное
послание человечеству. Здесь, подобно булгаковским застольным разговорам о
смерти, зафиксированным Е. С. Булгаковой, трагическая судьба Мастера,
обреченного на скорое завершение своей земной жизни, мучительная смерть на
кресте Иешуа Га-Ноцри выглядят не так тяжело и беспросветно для читателя в
сочетании с по-настоящему искрометным юмором московских сцен, с гротескными
образами Бегемота, Коровьева-Фагота, Азазелло и Геллы.

Но главным для автора М. и М. была заключенная в романе оригинальная
синтетическая философская концепция и острая политическая сатира, скрытая от
глаз цензуры и недоброжелательных читателей, но понятная людям, действительно
близким Булгакову. Отношения с О. С. Бокшанской у него складывались далеко не
просто, потому-то писатель выражал опасение, что она отнесется к М. и М.
неодобрительно и не сможет понять главную мысль романа.

Булгаков не исключал, что политические намеки, содержавшиеся в М. и М., как и в
повестях "Роковые яйца" и "Собачье сердце", принесут ему неприятности. По
поводу "Роковых яиц" в булгаковском дневнике в записи в ночь на 28 декабря 1924 г.
после чтения повести на "Никитинских субботниках" (собравшуюся там публику
автор оценивал резко негативно) высказывалось опасение: "Боюсь, как бы не
саданули меня за все эти подвиги "в места не столь отдаленные". Те же опасения
иной раз появлялись у Булгакова по поводу М. и М., что и отразилось в иронической
фразе в адрес свояченицы: "она не виновата".

Булгаков, как и Гоголь, жег свой роман. Но по другим причинам.
Предсказания "ужасных последствий" для автора.
"Напечатать нельзя!"
Жанровая уникальность "Мастера и Маргариты". Доводы профессионалов.
Читайте далее>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 3
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Некоторые наиболее политически прозрачные места романа Булгаков уничтожил
Персонажи
еще на ранних стадиях работы. 12 октября 1933 г. Е. С. Булгакова отметила, что
Произведения
после получения известия об аресте его друга драматурга Николая Робертовича
Демонология
Эрдмана (1900-1970) и пародиста Владимира Захаровича Масса (1896-1979) "за
Великий бал у Сатаны
какие-то сатирические басни" "Миша нахмурился" и ночью "сжег часть своего
Булгаковская Москва
романа". Однако и в последней редакции М. и М. осталось достаточно острых и
Театр Булгакова опасных для автора мест. Первое чтение романа для близких друзей состоялось 27
Родные и близкие апреля, 2 и 14 мая 1939 г. в три приема. Присутствовали драматург Алексей
Михайлович Файко (1893-1978) с женой, завлит МХАТа Павел Александрович
Философы
Марков (1897-1980) и его коллега Виталий Яковлевич Виленкин (1910/11 г.
Булгаков и мы
рождения), О. С. Бокшанская с мужем артистом Художественного театра Евгением
Булгаковедение
Васильевичем Калужским (1896-1966), художник Петр Владимирович Вильямс (1902-
Рукописи
1947) с женой, Е. С. Булгакова с сыном Женей (1921-1957).
Фотогалереи
Супруга писателя передает настроение слушателей в записи, сделанной по
Сообщество Мастера
завершении чтений на следующий день, 15 мая 1939 г.: "Последние главы слушали
Клуб Мастера
почему-то закоченев. Все их испугало. Паша в коридоре меня испуганно уверял, что
Новый форум
ни в коем случае подавать нельзя - ужасные последствия могут быть... Звонил и
Старый форум
заходил Файко - говорит, что роман пленителен и тревожащ. Что хочет много
Гостевая книга спрашивать, говорить о нем". Такой опытный издательский работник, как бывший
СМИ о Булгакове редактор альманаха "Недра" Н. С. Ангарский (Клестов) (1873-1941) был твердо
убежден в нецензурности М. и М. Ангарский сразу определил: "А это напечатать
СМИ о БЭ
нельзя".
Лист рассылки
Партнеры сайта
Жанровая уникальность М. и М. не позволяет как-то однозначно определить
Старая редакция сайта
булгаковский роман. Очень хорошо это подметил американский литературовед М.
Библиотека Крепе в своей книге "Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов "Мастер
и Маргарита" и "Доктор Живаго"" (1984): "Роман Булгакова для русской литературы,
Собачье сердце
действительно, в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в
(иллюстрированное)
руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как
Остальные произведения
оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Фантастика наталкивается на
Книжный интернет-
сугубый реализм, миф на скрупулезную историческую достоверность, теософия на
магазин
демонизм, романтика на клоунаду". Если добавить еще, что действие ершалаимских
Лавка Мастера
сцен М. и М. - романа Мастера о Понтии Пилате происходит в течение одного дня,
что удовлетворяет требованиям классицизма, то можно с уверенностью сказать, что
в булгаковском романе соединились весьма органично едва ли не все
существующие в мире жанры и литературные направления. Тем более, что
достаточно распространены определения М. и М. как романа символистского,
постсимволистского или неоромантического. Кроме того, его вполне можно назвать
и постреалистическим романом. С модернистской и постмодернистской,
авангардистской литературой М. и М. роднит то, что романную действительность, не
исключая и современных московских глав, Булгаков строит почти исключительно на
основе литературных источников, а инфернальная фантастика глубоко проникает в
советский быт.

Видный русский мыслитель Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975), впервые
ознакомившись с текстом булгаковского романа осенью 1966 г., отозвался о нем в
письме Е. С. Булгаковой 14 сентября 1966 г.: "Я сейчас весь под впечатлением от
"Мастера и Маргариты". Это - огромное произведение исключительной
художественной силы и глубины. Мне лично оно очень близко по своему духу".

Действительно, роман М. и М. во многом соответствовал признакам Менипповой
сатиры (основатель жанра - древнегреческий поэт III в. до н. э. Менипп), столь
близкой исследовательским интересам М. М. Бахтина. Булгаковский роман -
мениппея постольку, поскольку он сочетает смешное и серьезное, философию и
сатиру, пародию и волшебную инфернальную фантастику, а столь ценимая
Бахтиным карнавализация действительности достигает своей кульминации в сеансе
черной магии в Театре Варьете.

О хронологии московских и ершалаимских событий, о том, как Булгаков
выбирал лучшее время для визита Воланда в Москву, о том, что Сатана
явился в Страну Советов в период НЭПа, а также о том, что 1 мая - не что
иное, как Вальпургиева ночь и шабаш ведьм, вы узнаете, если прочтете
продолжение>>>

« Назад Наверх




© 2000-2004 Bulgakov.ru
Сделано в студии FutureSite
От редакции
:: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ч Ш Ю Я :: А-Я ::
5.06.2004
Новая редакция
Булгаковской
Энциклопедии »»» "Мастер и Маргарита", часть 4
Архив публикаций
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Энциклопедия
Биография (1891-1940)
Хронология событий как в московской, так и в ершалаимской части М. и М. играет
Персонажи
ключевую роль в идейном замысле и композиции. Однако в тексте романа прямо
Произведения
точное время действия нигде не названо. В редакции 1929-1930 гг. события в
Демонология
большинстве вариантов происходили в июне 1933 или 1934 г. (как и в повести
Великий бал у Сатаны
"Роковые яйца", дистанция от времени работы над произведением взята в 4 года). В
Булгаковская Москва
1931 г. в сохранившихся набросках начало действия было отодвинуто в еще более
Театр Булгакова
отдаленное будущее - к 14 июня 1945 г. Но уже в редакции 1929 г. присутствовала и
Родные и близкие весенняя датировка московских сцен. Там Иван Бездомный захватил катафалк с
Философы
телом Михаила Александровича Берлиоза, въехал на Крымский мост, слетел с него,
Булгаков и мы раскинув руки, в воду, а следом за ним свалился катафалк с гробом, причем "ничего

<< Предыдущая

стр. 150
(из 208 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>